Секты в царской России. Положение сект в XX веке



 

Сведения о самозваных "Христах", призывавших крестьян на борьбу за "истинную веру", известны со времени крещения Руси. Религиозное разномыслие появляется в России вместе с православием. Вместе с православием на Русь проникают и его спутники - ереси.

По разным источникам, сектантские движения в России описаны в XVII - XVIII веках, но есть данные о XI - XII веке. Но наиболее широкое распространение сектантские движения получают всё-таки с XIV века. Чем больше обострялась классовая борьба, тем шире разворачивалось и сектантское движение. В XIV веке среди ремесленников Новгорода и Пскова возникли еретические секты стригольников. Немного позже возникло более широкое религиозно - реформационное движение, названное служителями церкви ересью жидовствующих. Эти секты требовали уничтожения духовенства, "погрязшего во зле и неправде", отрицали церковь и царскую власть, мечтали создать общество без богатых и бедных.

По своей социальной природе сектантство в России отражало крестьянскую борьбу против угнетения и крепостной эксплуатации. Крестьяне видели, что церковный бог давно принял черты земного самодержца, но классовая борьба не могла тогда привести их к атеизму, к разрыву со всякой религией: их сознание в значительной мере оставалось религиозным. Противоположность интересов крестьянских масс интересам эксплуататоров и церкви выступает в сознании крестьян как противоположность истинной мужицкой веры и ложного казенного, насквозь лицемерного церковного благочестия. Их социальный протест превращался, таким образом, в поиски "своего" бога, в реформу религии.

Сектантские вероучения царской России, как и в других странах, возникали под влиянием острой классовой борьбы крестьянства против гнета помещиков и капиталистов. Их нельзя вывести из особенностей психики той или иной нации, как это делают расисты и националисты всех мастей, нельзя объяснить тем, что принесли их в Россию заезжие немцы или англичане. Корни возникновения и развития сектантства, как всякого другого общественного развития, - главным образом социальные: условия жизни в эксплуататорском обществе.

Три основных течения, сложившихся в России в XVI - XVII веках, в основном соответствовали широким социальным группировкам, на которые раскололось тогдашнее общество.

Первая группировка была рьяной поборницей абсолютизма церкви и государства. Она горой стояла за патриарха и царя. В процессе религиозной полемики она объединилась вокруг патриарха Никона. Это течение было проникнуто духом феодального единства: всякая власть - как церковная, так и государственная - имеет божественное происхождение, царь и патриарх - помазанники божьи.

Их противники, приверженцы второго течения, сумели изобразить свою борьбу против неугодных им политических и церковных мероприятий как борьбу за старую веру, открыто заявив о выходе из никонианской церкви. Раскол был окончательно закреплен собором 1666 года, осудившим противников Никона.

Третье течение по своему характеру качественно отличалось от первых двух. Это было народно - крестьянское реформационное движение духовного христианства, сложившееся как результат крестьянского протеста против закрепощения, помещичьего, военного и церковного гнёта. В нем нашли яркое выражение чаяния пробудившихся низов. Во многом духовные христиане смыкались с крайне левыми течениями старообрядцев (бегунами, летунами, странниками и т.д.).

Возникшие почти одновременно, секты хлыстов, духоборов, молокан шли каждая своим особым путем. Они отвергали все общественные узы, чем навлекали на себя острую ненависть и государственной и стоявших вне закона раскольнических церквей. В большинстве своем духовные христиане были мистиками, основывавшими свое вероучение на откровениях своих собственных вождей, "хлыстов", "богородиц". Эти откровения полнее и ярче выражали их протест против существующего положения, чем это можно было сделать непосредственно на основе библейских текстов.

Для крестьянской формации XVI - XVII веков были крайне характерны настроения безнадежности, выражавшимися в эсхатологии, самосожжениях, духовном хлыстовском опьянении. Задавленное барином, дворянской и церковной властью, крепостное крестьянство, терпевшее неудачу за неудачей в многочисленных бунтах, восстаниях, освободительных войнах, в конечном итоге в разных местах и в разное время приходило к настроению безнадежности, выбирая лишь по видимости разные, а по сути одни и те же пути ухода из мира сего. Раскольники убегали в леса и в крайних случаях сжигали себя. Хлысты вертелись в диком круговороте духовного опьянения. Скопцы думали избавить себя от тягот общественной жизни путем кастрации. Но все это был, по сути дела, отказ от борьбы за свое освобождение.

Секты духоборов и молокан возникли в период разложения крепостничества, главным образом среди крестьянских масс. В отличие от хлыстов, старообрядцев - беспоповцев, скопцов, они выражали свой социальный протест не только пассивным уходом от жизни, но и активными методами, создавая в условиях неприемлемого для них мира свои коммуны. Но эти религиозные утопии терпели крах при первых же столкновениях с окружающим миром.

После ликвидации крепостного права эти секты утратили свое влияние на верующих. На их развалинах росли новые буржуазные секты. Но вероучения и обряды духоборов и молокан оказали свое влияние на новые секты, получившие развитие в условиях империализма, в частности на пятидесятнические секты, свидетельствующие о полном вырождении сектантства, показывающие, что буржуазия может обращаться теперь лишь к самым диким мистическим обрядам.

Многие из молокан еще до 1917 года перешли к баптистам и евангелистам. Первый русский баптист Никита Воронин, а так же А. Мазаев, В. Павлов, В. Иванов и другие видные баптисты вышли из молокан. Баптисты заимствовали и переделали на свой лад многие молоканские гимны.

Октябрь 1917 года произвел значительный сдвиг в сознании миллионов. Особенно разрушительным его влияние было в религиозном сознании. Революция до конца разоблачила антинародную роль православной церкви, как прислужницы царизма, и сектанты использовали это в своих интересах.

Безграмотность большей части населения, невежество, бескультурье, широкое распространение предрассудков, мистики создавали гносеологическую почву для проповедей сектантов, выглядевших на этом фоне, по выражению В.Д. Бонч-Бруевича, "культурным слоем"[7]. К тому же сектанты в этих условиях очень умело использовали недостатки в культурно - просветительской работе и научно - атеистическом воспитании. Примитивная агитация, не доходящая до души, не затрагивающая мысли верующих, приносит больше вреда, чем пользы: "Даже неорганизованная, даже темная масса выросла и не удовлетворяется больше агитационными примитивами. Она хочет, чтобы с ней говорили всерьез, чтобы к ней относились со вниманием.

И надо отдать справедливость сектантам: мировоззренческих вопросов, вопросов морали сектанты касаются основательно. Многих привлекает то, что сектанты не пьют, что у них чистота, грамотность, организованность, собрания, пения и прочее. Привлекает внимание к каждому "обращенному". [8] Со временем рост грамотности, культуры, благосостояния трудящихся масс, ликвидация безработицы, укрепление социалистического сектора экономики - все это способствовало созданию мощной стены, о которую разбились волны сектантской активности первых послереволюционных лет. Большинство сект приходит в упадок, члены общин разъезжаются в разные концы страны, а часть совсем отходит от религии. В большинстве случаев такой отход был связан со вступлением людей в колхозы.


Экспериментальная часть

 

Для изучения общественного мнения по вопросу религиозного просвещения школьников мною было проведено анкетирование в ходе которого было опрошено двадцать человек. Им было предложено ответить на девять вопросов по основной теме.

Вопросы анкеты и статистические данные результатов анкетирования сведены в таблицу 1.

В дополнение к результатам анкеты могу пояснить, что единственная женщина, высказавшаяся против религиозного просвещения в школе, руководствовалась лишь тем, что в силу русского характера допускает возможность возникновения "перегибов". Под "перегибами" она предполагает изучение в школе конкретного конфессионального направления (православие, католицизм, ислам и т.д.). Поэтому она считает, что какое - либо религиозное просвещение должно проводиться в семье.

 

Таблица 1.

Вопросы

Да, % Нет, % Имею представление, % Не знаю, %
до 5 лет[9]  5-10  10-15  
20-30 лет[10]  31-40 41 и старше  
Знаете ли Вы что такое религия? 60 10 30  
Знаете ли Вы что такое секта? 75 10 15  
Нужно ли на Ваш взгляд религиозное просвещение школьников? 90 10    
С какого возраста нужно объяснять детям, что такое религия и секты? 30 25 35 10
Считаете ли Вы, что разъяснительная работа в школе поможет избежать влияния тоталитарных сект на молодежь? 95 5    
Должны ли школьники знать, что секты это не просто распевание гимнов, но реальная опасность для жизни? 100      
Ваш возраст? 55 10 35  
Есть (было) ли у Вас (Вашего ребенка) в школе просвещение на данную тему? 100      
Хотели бы Вы, чтоб подобные уроки проводились? 95 5    

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!