Французская торговая художественно-промышленная выставка, Москва,1891.

Российская выставочная практика

 

В России первыми прошли выставки: в Санкт - Петербурге в 1829 году, разместившаяся в "Экспозиционной зале", специально построенном для этих целей здании на стрелке Васильевского острова, и в Москве в 1831 году в помещении Благородного собрания (Колонный зал). Они являлись крупнейшими политическими, экономическими и культурно - просветительными событиями 1 трети 19 века.

Многочисленные выставки 2 половины 19 века начинают регулярно проводиться, помимо столичных городов, в региональных центрах.

Одной из важных функций выставки было представления статистической информации о мануфактурной промышленности и торговле для правительства.

Значительную роль выставки сыграли в развитии российского музейного дела. Их многочисленные экспонаты, оставшиеся после проведения смотров, стали основой для создания публичных музеев в столице и в провинциальных городах.

Как правило, на многих крупных выставках устраивались художественные отделы, оказавшие влияние на создание городских галерей.

Рост производства предметов домашнего обихода и образцов художественной промышленности стимулировал различные художественно - промышленные и кустарно - промышленные выставки, которые сыграли свою роль в зарождении и развитии отечественного дизайна.

В целом выставки рассматриваемого периода можно разделить на 4 группы - международные, всероссийские, областные и местные. Организация их отличалась серьезным подходом и привлекала большое количество участников. Они подразделялись на правительственные и частные.

 

«Значение русских промышленных, сельскохозяйственных и специализированных выставок велико и разнообразно. Они представляли собой наглядную картину состояния различных отраслей промышленности, науки, техники и сельского хозяйства, а часто и изобразительного искусства, и художественной промышленности… всей страны в целом. Публичные соревнования производителей превращали отечественные смотры в арену острой конкурентной борьбы, вынуждающей постоянно совершенствовать производство. Они являлись также лучшим способом внедрения в практику изобретений… наглядной рекламой товаров… Таким образом, главное и основное значение этих смотров заключалось в стимулировании развития промышленности…» -  как пишет Ю.А. Никитин.

 

Первая выставка 1829 г. в Петербурге официально называлась «Первая публичная выставка российских мануфактурных изделий» и проводилась с целью рекламы и сбыта товаров, сопоставления различной промышленной продукции. (Она содействовала соревнованию экспонентов и улучшению промышленного производства). Для выставки было высочайше разрешено строительство «Экспозиционной залы» в комплексе биржевых строений на Васильевском острове. (Располагалась в здании современного Зоологического музея, В Южном корпусе).

- выставка разместилась в огромном двусветном зале с галереями и еще 6 залов меньших размеров

- в конструкциях применены новые для строительной техники тех лет чугунные элементы

- планировка простая – два ряда колон, разделяющие внунт. пр-во на три нефа

- классификация предметов организована по разделам – «отделениям», соответствовавшим отраслям промышленности. Все их было 15. ( 4 000 экспонатов: машины и инструменты, чугунное литьё, оружие, экипажи, посуду, ткани, мебель, часы и ювелирные изделия).

- было подготовлено стандартное оборудование – столы, вешалки, стеллажи, горки и пирамиды - для установки предметов

Успех, массовость и популярность первой промышленной выставки послужили стимулом для дальнейшего проведения подобных смотров отечественной продукции.

 

Вторую выставку было решено проводить в Москве (1831). Проводилась в залах Благородного собрания. Был организован строгий сквозной маршрут.

- хорошо продуманы устройство и расположение выставки

- в экспозиции удалось применить оригинальные выставочные приемы (в зале хлопчатобумажной промышл. соорудили 10 чалмообразных пирамид, на которых драппировали тончайшие бумажные ткани)

 

Эти первые примеры российских выставок демонстрируют, что внимание и актуальность к экспозиционным проблемам, осмыслялись уже на раннем этапе развития выставок.

 

Этапной для выставочной практики России была Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 г., для которой был воздвигнут комплекс павильонов на Ходынском поле в Москве.

- впервые был выделен кустарный отдел

- впервые был выработан генеральный план выставки с указанием тематического деления экспозиции

- первая попытка организовать функциональную структуру в отечественной выст. архитектурной практике – пространственная структура здания предполагала организацию экспозиции таким образом, что различные движения по галерее давали разные картины увиденного.

- много вспомогательных и чисто функциональных строений (ж/д вокзал, концертный зал, ресторан, трактир)

 

Вслед за этими выставками в России начинается бурное развитие выставочной деятельности. Устраиваются многочисленные выставки в обеих столицах и провинции, самыми популярными из которых становится выставки в Нижнем Новгороде, Риге, Киеве.

Экспозиция начинает организовываться по методу «стендов» - крупных выставочных конструкций, которые сначала напоминали витрины дорогих магазинов или пассажей, а затем приобрели весьма своеобразные декоративные формы, нигде ранее не встречавшиеся. В какой-то степени эти новые экспозиционные композиции создавались в рекламных целях, с задачей представить промышленную продукцию в неожиданном и максимально эффектном виде, которые при этом нес и символическое значение, оставался в памяти посетителей. Экспонаты любого качества и значения (оружие, изделия ремесла, одежда, украшения) компоновались в гигантские декоративные комплексы.

 

Стенд заводов Путилова представлял собой скульптурную композицию из шлифованных рельсов и этажерки с пушечными снарядами и ядрами. Удивляли посетителей и примеры экспозиционной гигантомании. Как, например, гигантская сахарная голова и композиция из 1000 свечей.

 

Все эти примеры можно с уверенностью отнести грандиозным инсталляциям, которые не только демонстрировали промышленную продукцию, но и сами становились экспозиционными произведениями выставки.

 

 

ПРО архитектурную экспозицию и Стасова

Экспонаты выставок размещались по отделам, а внутри отделов – по экспонентам. Аранжировка предметов тяготела к симметричной плотной композиции, максимальному заполнению пространства и применению эффективных декоративных приемов, но в целом была «загромождена сложными декоративными элементами, лишенными эстетического единства». После участия России на Первой Всемирной выставке в Лондоне в 1851 г. постепенно отходит от «магазинного показа на прилавках и полках», разрабатываются различные приемы оформления и художественной организации.

Интересно отметить, что о Всероссийской мануфактурной выставке 1870 г. возникла первая дискуссия на тему, что «художеству не место» на мануфактурной выставке. Противником этих взглядов выступал В.В. Стасов, считавший, что архитектуру павильона и залов следует рассматривать как органический элемент выставки. Впервые в России им были высказаны требования к художественно-осмысленному показу экспонатов.

Всероссийская мануфактурная выставка, 1870 г., Санкт-Петербург, Соляной городок:

-После закрытия выставки Соляной городок стал своеобразным музейным центром, местом работы многих общественных организаций.

С позиции архитектурно-художественных решений значительные явления в развитии выставочного экспонирования были связаны лишь с концом века, когда созданные в национальном стиле павильоны и экспозиции принесли широкую известность и популярность архитектуре русских отделов на всемирных и международных выставках. Это был период, когда складывается методика их создания, привлекаются прогрессивные художественные силы, накапливается бесценный опыт строительства.

 

Значимыми для музейного дела оказались Политехническая (1872) и Этнографическая (1876) выставки в Москве, организованные Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии при Моск. университете.

Политехническая выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения Петра I, подводила итоги развитию России за двухвековую историю и первое десятилетие после отмены крепостного права. Она стала важным событием в культурной и социально-экономической жизни. Экспонаты П. в. послужили основой для создания Политехнич. музея и Исторического музея.

- На выставках обращали на себя внимание приемы экспонирования этнографических материалов. Широко использовались групповые натуралистические композиции в виде постройки народных жилищ. Впоследствии эти приемы напрямую вошли в арсенал музейных экспозиций столичных и провинциальных музеев.

 

Выставки оказали влияние не только на развитие экспозиционного дела в России, но и сыграли огромную роль в презентации и распространении русского стиля и художественных отделов в качестве обязательных участников крупных национальных и международных смотров.

 

Говоря выставочной практики России, 2 половины 19 - начала 20 века  нельзя не вспомнить еще о двух очень показательных выставках, прошедших 1891 году. Это Французская торговая художественно - промышленная выставка и легендарная Среднеазиатское выставка, на примере которых наиболее ясно и отчетливо продемонстрированы принципы и приемы экспонирования этого периода.

Французская торговая художественно-промышленная выставка, Москва,1891.

Первая зарубежная национальная выставка Французской республики в России. Была организована и проходила на самом высоком правительственном уровне. Организация культурной программы и разнообразных увеселительных мероприятий, даже после закрытия экспозиций жизнь на выставке не прекращалась. (Работали театры, рестораны, фонтаны).

Необычайно широким стало информационное сопровождение, подготовлено 2 каталога, периодические журналы. Вся организационная структура выставки практически соответствовала современному уровню выставочной и музейной практики.

- художественный отдел – впервые в Москве представлены произведения импрессионистов Моне и Дега, которые были осмеяны российской публикой

- помимо витрин и стендов с конкретными товарами худ. промышленности были и чисто тематические разделы, предназначавшиеся для информационных целей.

- Были организованы стенды, различные по своим габаритам, но конструктивно и стилистически выдержанные в одном стиле.

- Все экспозиции были перегружены, т.к. экспоненты оплачивали квадратные метры своего стенда и старались вместить максимальное количество предметов.

       Организация Французской выставки продемонстрировала все принципы, приемы, формы ее устройства, что для рос. выст. дела было важной вехой в его приобщении к современной международной выст. практике.

 

Другой важной и этапной выставкой этого года стала грандиозная по масштабу и своей соц. и политич. значимости Среднеазиатская выставка, расположенная в залах Исторического музея. Выставка была смотром достижений 25 лет русской власти в этом регионе. Выставка потрясала своим оформлением. Чрезвычайно художественно восстановлены такие бытовые черты и подробности среднеазиатской жизни, которые переносят посетителя в эти далекие края. Вход оформили в виде древней самаркандской мечети. Самым притягательным и пышным залом выставки был восточный базар. (На нем можно было ознакомиться с типами среднеазиатских народов, которые были представлены живыми людьми и прекрасно исполненными манекенами). Все залы были декорированы богатым убранством в восточном стиле: залы были убраны коврами и материями. Фантастическое, невероятное обилие разноцветных тканей, множество самых разнообразных ковров, диванов с пестрыми валиками. Даже витрины имели декоративные детали в характере азиатских орнаментов.

В выставке были 2 главные стратегии. Первая - средовая, театрализованная, выстроенная в виде живописных и ярких комплексов. И вторая - сугубо промышленно-торговая, четко расставленными рядами больших и эклектично декорированных витрин.

 

Применение на выставках достижений техники, прогрессивных материалов и новых рациональных конструкций оказало влияние на развитие отечественной архитектуры, в том числе музей. В целом, выставочная практика продемонстрировала связь музея и выставки с главенствующими воззрениями и интересами общества. Вместе с тем на уровне целей и ориентации на восприятие зрителя обнаруживаются их принципиальные различия.

В ходе решения выставочных задач были разработаны методы создания и функционирования выставок на основе специально подготовленных программ; новые архитектурные формы и прогрессивные конструкции выставочных павильонов; принципы организации и оборудования выставочного пространства; приемы экспозиционной аранжировки экспонатов и т.п. Многие из этих достижений выставочной практики затем найдут свое применение в постоянных музейных экспозициях и выставках.

Вызванные к жизни всем ходом экономического и социокультурного развития страны, выставки способствовали сохранению экономической, социальной и иной информации в виде музейных собраний. Изначально присущие выставочному процессу коммуникативная, рекламная, информационно-аналитическая функции и функция документирования во второй половине XIX в. дополнились научно-просветительной функцией, направленной как на экспонентов, так и на посетителей.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!