Вопрос риторический – см. Риторический вопрос.



Восклицание риторическое – см. Риторическое восклицание.

Вывод – завершающая часть рассуждения, в которой подтверждается или опровергается тезис.

Выразительность (экспрессивность) – качество речи, отличающее ее от обычной, нейтральной речи: образность, эмоциональная окрашенность, в устном варианте – интонации, паузы и пр.

Гипербола (греч.) – вид тропа, образное преувеличение. Пример: ждать целую вечность.

Гипотеза (греч.) – продолжение, требующее подтверждения.

Главная часть произведения – та его композиционная часть, в которой сосредоточены наиболее важные факты, идеи, обобщения, выводы. Содержит развитие и разрешение основного замысла.

Градация (лат.) – стилистическая (риторическая) фигура: такое расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности. Пример: Время летит: минута, век, эра.

Дебаты (англ.) – формальный метод ведения спора; публичный спор сторон, задача которых – повлиять на мнение третьей стороны (аудитории), склонить ее на свою сторону.

Дедукция (лат.) – логическое умозаключение от общего суждения к частным (или другим общим) выводам; способ доказательства, при котором на основании законов логики из общих постулатов выводятся частные суждения.

Деловая беседа – межличностное речевое общение, которое предполагает обмен взглядами, точками зрения, мнениями, информацией и направлено на решение той или иной проблемы.

Деловая речь. Устная: переговоры в производственной, коммерческой, административной сферах; письменная: используемые документы (договоры, акты, доверенности, заявления и пр.). Отличается точностью, строгой юридической обоснованностью, отсутствием средств языковой выразительности, экспрессии.

Демагогия – форма манипулирования реципиентами или аудиторией путем призывов, обещаний и лозунгов, лишенных реального обеспечения.

Демонстрация – логическая форма построения доказательства.

Диалектика – искусство вести беседу, направленное на обсуждение проблемы с целью достижения истины в результате противоборства мнений.

Диалог (греч.) – разговор двух человек (иногда – нескольких: полилог). В диалоге говорящий и слушающий меняются ролями. Употребителен термин диалогическая речь.

Дискурс – (от лат. diskuro, diskursum – рассказывать, излагать, бегать туда и сюда) – речь, произносимая в процессе развертывания речевого события.

Дискуссия (лат.) – обсуждение какого-либо спорного политического, научного, дипломатического и т.п. вопроса, доклада, книги на конференциях, собраниях, в прессе и др. Обычно имеет своей целью выявление общности подходов, достижение согласия между ее участниками; спор, в котором используются только корректные приемы аргументации и поведения. Цель дискуссии – спор ради истины, своеобразный интеллектуальный поиск. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов спора, является аргументированность. Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса – в качестве объединяющего начала здесь выступает тема.

Диспозиция (лат.) – один из основных разделов классической риторики, «расположение»: в нем рассматривается композиция речей, сочинений, в зависимости от жанра и типа речи.

Диспут (лат.) – научный или ученый спор, который проводится с целью, например, защиты работы или звания. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы. Важной особенностью диспута является строгое соблюдение заранее принятого регламента.

Доведение до абсурда – тактика отрицания, в рамках которой оратор демонстрирует нелепость, несостоятельность аргументов оппонента; гипертрофируя, он доводит их до абсурда.

Довод – мысль, утверждение, аргумент в поддержку какого-либо тезиса.

Доказательство – логическая операция, в ходе которой проверяется истинность какого-то утверждения (тезиса, гипотезы). Д. бывают прямые и косвенные, «от противного», дедуктивные и индуктивные. В Д. используются аргументы (доводы), факты, примеры, ранее доказанные истины, мнения авторитетов, опровержения противоположных мнений, применяются математические методы (статистика, теория вероятностей).

Завязка – начальный момент фабулы (сюжета) текста, в ней обычно намечается конфликт.

Заключение – завершающая композиционная часть речевого произведения, содержит выводы, ответ на вопрос, постановку новых задач.

Импровизация (лат.) – быстрое, без подготовки, сочинение и исполнение стихов, прозы, музыки, а также продукт такого творчества. Умение, необходимое оратору (в варианте прозы). Требует огромных эрудиции, развитых механизмов речи, опыта.

Имя — смысловая модель, которая используется при изобретении содержания речи и предполагает обращение к происхождению и смыслу слова, обозначающего явление или понятие, которое входит в название вашей темы или является одной из ее идей. Пример: Владивосток — владей востоком.

Инвектива (лат.) – резкое выступление против кого-либо, словесный выпад, обличение; часто носит оскорбительный оттенок.

Инвенция (лат.) – один из основных разделов классической риторики, «изобретение»; в нем определялись правила выбора темы, ее раскрытия, сбора и подготовки материала для выступления, т.е. работы автора над раскрытием своей идеи, своего замысла, над содержанием своего произведения.

Инверсия (лат.) – изменение обычного порядка слов в предложении с целью выразительности, передача оттенка мысли (стилистический прием): Вывели лошадей, Не понравились они мне (Тургенев). В данном примере сказуемое не понравились приобретает фразовое ударение и особую интонацию, передающую сомнение.

Индукция (лат.) – логическое умозаключение от частных, отдельных случаев, фактов – к общему выводу: накопление фактов, их анализ, обобщение, вывод правила, закономерности.

Инициатива в споре – тактика утверждения, в рамках которой наряду с приведением аргументов в свою защиту оратор предвосхищает контраргументы оппонента и разбивает их.

Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Составными элементами интонации являются мелодика речи (в результате повышения и понижения голоса), ритм, тембр, темп, интенсивность речи, фразовое и логическое ударения.

Ирония (греч.) – стилистический прием (троп) контраста видимого и скрытого смысла высказывания, придает последнему эффект насмешки.

Каламбур (фр.) – игра слов, основанная на омонимии, шутливый прием, создающий комическую ситуацию, например: Он двадцать лет был нерадив, Единой строчки не родив. (Д. Минаев).

Кинесика – наука о зрительно воспринимаемых движениях другого человека, выполняющих выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах.

Классическая риторика – учение, сформировавшееся в Древней Греции, развитое в Риме (Аристотель, Цицерон, Квинтилиан и др.), получившее развитие в странах Европы, России (Ломоносов, Сперанский, Кошанский и др.), преподававшееся в учебных заведениях.

Клише (фр.) – речевой стереотип, готовый оборот, стандарт, легко используемый в определенных условиях; облегчает восприятие. Используется в массовой коммуникации. Пример: о землетрясении – Жертв и разрушений нет.

Коммуникация (лат.) – общение, связь, обмен информацией; коммуникация с помощью средств языка – речь. Возможна невербальная коммуникация.

Композиция (лат.) – построение, внутренняя структура произведения (сочинения, речи и пр.). Имеет свои приемы.

Контекст (лат. contextus – тесная связь, соединение). 1. Законченный в смысловом отношении отрезок письменной речи, дающий возможность точно установить значение каждого входящего в него слова или предложения. 2. Условия употребления данной языковой единицы в речи (речевая ситуация).

Контраргумент – доводы и суждения, направленные на опровержение аргумента.

Критерий аргумента – философия каждого отдельно взятого аргумента.

Круг в доказательстве – ошибка аргументации, состоящая в том, что истинность тезиса обосновывается с помощью аргументов, истинность которых требует обоснования с помощью самого тезиса.

Крылатые слова – меткие, образные, часто воспроизводимые обороты речи и отдельные слова; как правило, несут в себе иносказание. Обычно приходят: 1) из античной мифологии – разрубить Гордиев узел, Терпсихора (муза – покровительница танцев); 2) из Библии – чечевичная похлебка, нести свой крест; 3) из мировой и русской литературы: А король-то голый! (Андерсен), Обломов (Гончаров), Что станет говорить княгиня Марья Алексевна? (Грибоедов) и пр.

Кульминация (лат.) – композиционная часть повествовательного произведения; высшая точка напряжения в развитии сюжета, предшествующая разрешению конфликта.

Культура речевого общения – соблюдение совокупности требований к хорошей, т.е. достигающей коммуникативных целей речи: 1) актуальность, истинность, способность заинтересовать слушателя; 2) соответствие законам логики и композиции; 3) соответствие языковой норме; 4) целесообразный выбор средств языка, выразительность и др.

Кунктация – тактика затягивания приведения своих доводов перед предъявлением самого сильного аргумента. Создает иллюзию наличия у оппонента слабой стороны и своеобразный эффект неожиданности.

Лаконичная (от греч. Лаконика – область в Греции) речь – речь краткая, четкая, чеканная: словам тесно – мыслям просторно.

Линия аргументации – продуманная, четкая, выверенная последовательность аргументов.

Литота – один из тропов, образное выражение, содержащее преуменьшение размера, силы, значения при характеристике какого-либо явления.

Личностная атака – тактика критики личностных данных (характера, опыта, знаний, внешнего вида и т.д.) оппонента. См. Аргументы к человеку.

Логическое ударение – усиление голоса на том слове в фразе,которое автор (говорящий) хочет подчеркнуть, придать ему большее значение: Дай мне эту книгу!

Логичность речи – одно из требований культуры общения. Соблюдение законов и правил логики: так, закон тождества будет нарушен, если оратор (может быть, и неосознанно), начав речь термином экология обозначает одно понятие, а в дальнейшем вкладывает в это слово иное понятие (значение).

Логос (греч.) – одно из трех оснований риторики в античном мире: словесное, мыслительное начало.

Манеры оратора – личностные свойства, привычки, факты внешнего поведения: сдержанность – развязность, открытость – замкнутость, доброжелательность – безразличие и пр. Известно, что ораторам вредили привычки сморкаться, вытирать пот, чрезмерная жестикуляция, привычка смотреть в сторону, часто поправлять воротничок и т.п.

Манипуляция – в широком смысле вид психологического воздействия на личность или группу лиц, в рамках которого манипулятор влияет на поведение других, не раскрывая характер собственного.

Массовая коммуникация (масс-медиа) – речь, обращенная не к определенным лицам, а ко всем: радио, телевидение, пресса, реклама, объявления, плакаты и пр. Определяет воздействие огромной силы, используется властями, политическими партиями и пр.

Меморио (лат.) – раздел классической риторики о приемах запоминания текста речи.

Метафора (греч.) – троп, основанный на сходстве предметов, явлений. Пример: Смирились вы, моей весны Высокопарные мечтанья. (А.С. Пушкин). Весны – т.е. юности.

Метонимия – замена одного слова другим на основании близости выражаемых ими понятий. Пример: любить Пушкина, т.е. любить стихи Пушкина

Мнимое следование – ошибка аргументации, состоящая в отсутствии логической связи между тезисом и аргументами.

Монолог (греч.) – речь одного человека (в отл. от диалога, полилога). В некоторых ситуациях монолог оказывается частью диалога, например, в дискуссии, в полемике.

Невербальные средства общения – неязыковые; взгляды, мимика, улыбки, жесты, указания на предметы, различные сигналы – стук, звонок; в тактильном общении – прикосновения; молчание в определенных случаях тоже есть средство общения.

Недостаточность аргументов – приведение слишком малого числа аргументов или недостаточно глубоких аргументов для доказывания исходного тезиса.

Неориторика – новая риторика, возникла во второй половине ХХ в. на основе идей классической риторики в результате поиска оптимальных алгоритмов общения, речевого воздействия на людей. В основу Н. положены новые научные направления – психолингвистика, теория коммуникации, лингвистика текста и др.

Обратная связь – реакция на речевое высказывание: ответ на вопрос, согласие или несогласие, новое выступление и пр.

Обращение риторическое – см. Риторическое обращение.

Обстоятельства – смысловая модель, которая позволяет развить содержание речи, отвечая на вопросы где? когда? как? каким образом? и т.п.

Оксюморон – подчеркнутое соединение противоположностей, несоединимых слов. Пример: мертвые души, живой труп, передовые отстающие, всем известные новости.

Олицетворение – троп, в котором животные и неживые предметы наделяются человеческими свойствами.

Описание – один из функционально-смысловых типов речи (наряду с повествованием и рассуждением), в нем раскрываются признаки предметов, рисуются картины, внешность человека (портрет, интерьер, пейзаж); сюжет не играет существенной роли, действующее лицо – сам автор.

Оппонент – лицо, не согласное с доводами оппонента и выступающее с возражением.

Определение смысловая модель, используя которую нужно назвать общий род и видовое, специфическое его отличие от других предметов того же рода.

Опровержение – процесс установления ложности и необоснованности тезиса, заявленного в аргументации.

От сказанного с условием к сказанному безусловно – использование аргументов истинных в частных случаях, в определенных условиях и контекстах в качестве универсальных и верных во всех случаях для доказывания более широкого тезиса.

Ошибки речевые:

· неточное употребление слова;

· просторечные и диалектные слова в литературном тексте;

· неправильное образование форм склонения, спряжения;

· нарушение сочетаемости слов;

· неправильное построение предложений, словосочетаний;

· неоправданные повторы и пр.

Палочный довод – см. Аргумент к силе.

Панегирик (греч.) – изначально: у древних греков – патриотическая речь, в которой восхвалялись подвиги предков и героев-современников. Позднее: похвальное слово в честь кого-либо. Современное значение: восторженная и неумеренная похвала.

Парадокс – утверждение, изречение, противоречащее на первый взгляд здравому смыслу, но таящее в себе более глубокое значение, чем то общепринятое, банальное высказывание, которое служит в парадоксе предметом иронии. Пример: Тише едешь — дальше будешь. (Пословица).

Параллелизм – однотипность синтаксических конструкции в смежных или отстоящих недалеко друг от друга частях сообщения.

Парафраз, парафраза, а также перифраз и перифраза (греч. paraphrasis – описательный оборот, описание). 1.Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова. Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора). 2. Троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на характерные черты. Туманный Альбион (вместо «Англия»).

Пародия (греч.) – шуточное подражание, воспроизводящее в усиленном, обостренном виде какие-либо не очень удачные образы и обороты речи автора (чаще – в стихах).

Пафос (греч.) – одно из трех оснований риторики в античном мире: намерение, эмоциональное начало в речи оратора.

План – схема, модель, словесные наброски проектируемого произведения. Необходимый этап работы автора.

Плеоназм (греч. pleonasmos – излишество) – речевое излишество, многословие, употребление слов, излишних с точки зрения смысла. Каждая минута времени.

Повествование – один из функционально-смысловых типов речи (наряду с описанием и рассуждением); в повествовании излагаются события, развиваются действия, оно динамично, имеет сюжет и персонажей, содержит диалоги, нередко вводятся элементы описания, реже – рассуждения.

Повторы слов, оборотов речи, предложений – стилистические приемы, фигуры, усиливающие воздействие речи на слушателя: повторы в начале предложений (или строк в стихах), - анафора, в конце – эпифороритмические повторы и рифмы, повторение важной мысли в разном языковом оформлении и пр.

Поговорка – образное, иносказательное выражение, лаконичное по форме, метко определяющее какое-либо жизненное явление. Вот где собака зарыта. Не в коня корм.

Поддержка аргумента – раскрытие смысла аргумента, его объяснение с целью абсолютного понимания реципиентом.

Подмена тезиса – изменение аргументатором первоначального тезиса в процессе рассуждения.

Подтекст – словесно не выраженный, подразумеваемый смысл высказывания.

Полемика (гр.) – спор, преимущественно в политике, науке, – вид дискуссионной речи; спор, во время которого так же, как и в дискуссии, используются корректные приемы. Это спор ради убеждения или защиты своего мнения. Обычно П. – спор, при выяснении вопросов в политической, литературной или художественной сферах. П. отличается тем, что основные усилия спорящих сторон направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу.

Полисемия – многозначность.

Пословица – образное законченное изречение, имеющее (в отличие от поговорки) назидательный смысл. Что посеешь, то и пожнешь.

Потеря тезиса – ошибка, аналогичная подмене тезиса, но совершаемая бессознательно в ходе сложно выстроенной линии аргументации, сложноподчиненных логических связей; может быть вызвана демагогией, отвлечением от основной темы.

Предвосхищение оснований – приведение в качестве аргумента положений, которые хотя и не являются заведомо ложными, однако нуждаются в доказательстве.

Пример – эмпирический факт, подтверждающий истинность аргумента.

Пример – смысловая модель, которая предполагает, что каждое положение речи должно быть иллюстрировано примерами, которые черпаются говорящим из собственного жизненного опыта, из истории, из художественной литературы и т.д.

Притча – аллегорический поучительный (реже – сатирический) небольшой сюжетный рассказ. Напр.: Притча о Блудном сыне. Нередко вводится в структуру публичной речи.

Причина и следствие – смысловая модель, к которой обращаются в момент создания речи, когда возникает необходимость четкой аргументации для построения рассуждения и для получения обоснованных выводов или оценок.

Прогнозирование – предвидение, основанное на анализе фактов, на аналогиях ожидаемого выступления с речью.

Произнесение (лат. Actio hipocrisis) — «актерское», «театральное исполнение речи.

Произношение – одна из важнейших характеристик устной речи: ясное, правильное, выразительное воспроизведение звуковой стороны речи.

Проксемика наука о коммуникативном пространстве, способ использования пространства. (Расстояние между собеседниками зависит и от возраста, и от пола коммуникантов, и от степени знакомства между ними).

Пролог – вводная часть повествования произведений, подготавливающая читателей к развертыванию сюжета.

Пропонент – лицо, отстаивающее свою позицию в споре.

Просодия, просодика (греч. prosodikos – припев, ударение) – общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота тона, длительность, громкость и т. п.

Просторечие – слова, выражения , формы слов, не входящие в норму литературной речи.

Противоречие аргументов – логическая ошибка, заключающаяся в том, что в процессе доказывания тезиса аргументатор использует аргументы, противоречащие друг другу.

Рабулистика – направление эристики; искусство изощренной аргументации.

Развязка – разрешение конфликта в повествовательном произведении.

Разговор – диалог, общение, как правило, вне официальных условий; беседа; характеризуется упрощенным синтаксисом, сниженной лексикой.

Рассуждение – функционально-смысловой тип речи (наряду с описанием, повествованием), строится на логических умозаключениях, на причинно-следственных связях. Истинность какого-либо суждения доказывается или опровергается с помощью аргументов.

Релевантность – смысловое соответствие между информационным запросом и полученным сообщением.

Реплика (фр.) – краткое замечание, ответ в диалоге.

Рефрейминг – понятие из сферы нейролингвистического программирования, обозначающее изменение рамок восприятия ситуации реципиентом.

Реципиент – человек, получающий информацию.

Речевая ситуация – совокупность элементов речевого события, включающая его участников, отношения между ними и обстоятельства, в которых происходит общение.

Речевое событие – основная единица речевого общения (коммуникации), некое законченное целое со своей формой, структурой, границами.

Речевой этикет (фр.) – установленный и общепринятый порядок речевого поведения, правила вежливого обращения; речевые формы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, знакомства, извинения и т.п. в различных условиях.

Ритм (греч.) – одна из характеристик звучащей речи; чередование ее элементов: ударных и безударных слогов, синтаксических конструкций сходных типов и пр. с целью выразительности, легкости усвоения и пр.

Риторика (греч.) – теория и практическое мастерство красноречия (устного и письменного), убеждения, воздействия средствами речи.

Риторический вопрос – утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса: оно содержит ответ в самом себе и преследует цель активизировать внимание и интерес слушателей. Пример: Пример: Что может быть постыднее недомыслия? (Цицерон).

Риторическое восклицание – особо эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее разделить мнение оратора. Пример: О времена! О нравы!

Риторическое обращение – стилистическая фигура, играющая роль усиления эмоционального восприятия. Пример: Ветры мои, ветры, вы буйные ветры! (Русская народная песня).

Род и вид – смысловая модель, которая отражает универсальный закон человеческой мысли (и речи) – ее «нисхождение» от общего к частному (дедукция) и «восхождение» от частного к общему (дедукция).

Сарказм (греч.) – язвительная, жестокая насмешка, построенная на контрасте внешнего смысла и подтекста.

Свидетельства, или обращение к авторитетам (смысловая модель) – это цитаты, изречения, которые употребляются с целью придать речи весомость признанного авторитета, убедительность древней мудрости, очарование поэзии.

Свойства (смысловая модель) – это признаки (приметы) предмета речи, его качества, его функции, его характерные действия.

Синекдоха (разновидность метонимии) – употребление названия большего в значении меньшего, целого в значении части и наоборот. Примеры: все флаги в гости будут к нам; мастер золотые руки.

Синонимия – совпадение в основном значении (при сохранении различий в смысловых оттенках и стилистической окраске) морфем, слов (абсолютные, идеографические, контекстуальные, однокоренные, стилистические синонимы), синтаксических конструкций, фразеологических единиц.

Сопоставление– смысловая модель, с помощью которой ведутся поиски общего между предметами и явлениями, как и открытия отличного и противоположного, которая позволяет классифицировать бесконечное разнообразие вещей.

Софизм – уловка, хитрость; намеренное, тщательно замаскированное нарушение законов логики.

Софистический спор – спор, направленный на достижение победы над оппонентом любой ценой, с использованием как корректных, так и некорректных приемов. Спор ради убеждения любой ценой.

Спор – столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и опровергают противоположные точки зрения. С. – это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения, столкновение, в ходе которого одна из сторон (или обе) стремится убедить другую в справедливости своей позиции. Основные виды С.дискуссия, полемика, диспут.

Сравнение – 1. Сопоставление для установления сходства и различия, логическая операция. 2. Троп, построенный на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком.

Стилистические (или риторические) фигуры (фигуры речи) – конструкции, способствующие выразительности речи: анафора (единоначатие), эпифора (повтор-концовка), параллелизм, антитеза, градация, инверсия, эллипсис, умолчание, риторические вопросы, обращения и восклицания, многосоюзие и бессоюзие и др.

Табу словесное – слово, употребление которого запрещено или ограничено под влиянием внелингвистических факторов (суеверия, предрассудков, стремления избежать грубых выражений и т.п.).

Такесика – невербальное общение людей с помощью прикосновений (похлопываний, рукопожатий, поцелуев, ударов и т.д.).

Тезис (греч.) – положение, требующее доказательства; первая часть модели дедуктивного рассуждения; выдвинутое аргументатором суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации.

Тезисы – кратко сформулированное положение подготовленного доклада, выступления; (Употребляется обычно во м. числе; не путать с термином «Тезис»).

Тема (греч.) – предмет речи, сочинения, разговора и т.п. При актуальном членении та часть высказывания, которая содержит известное и служит отправной точкой нового.

Техника речи – совокупность умений и навыков, главным образом, выразительной устной речи; владение приемами построения речи и выбора средств языка; построение типовых конструкций деловых бумаг; графические умения, каллиграфия; техника чтения.

Трехзвенная структура аргумента – структура аргументации, в которую входят аргумент, поддержка, пример.

Тропы (греч.) – слова или обороты речи, употребленные в переносном значении с целью выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, аллегории, олицетворения и пр.

Убеждение – способ, прежде всего, вербального влияния, включающий в себя систему доводов, которые обосновывают и доказывают выдвинутый тезис.

Ударение фразовое, логическое – выделение голосом наиболее важных слов; перемена ударения меняет смысл предложения и текста.

Уловка в споре – некорректные и непозволительные приемы, используемые для получения преимущества в коммуникативной ситуации, максимального удовлетворения собственных интересов, победы в споре и ослабления позиции противоположной стороны.

Умозаключение – логическая конструкция; такая форма мышления, которая обеспечивает правильный вывод из двух или нескольких суждений, напр.: Все жидкости упруги; вода – жидкость; она упруга. Обычно умозаключения строятся по свернутой модели; используются в рассуждениях.

Умолчание – стилистическая фигура, заключающаяся в том, что начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя, который должен мысленно закончить ее.

Умышленное заблуждение – использование в доказательной речи неистинных, заведомо ложных аргументов и фактов, выдаваемых за истинные.

Фигуры речи – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность (экспрессивность) речи, увеличивается сила её воздействия на адресата.

Филиппики (греч.)гневные, обличительные речи против кого-либо; чаще всего политического характера. Получили такое название в связи с яростными выступлениями афинского оратора Демосфена (IV в. До н.э.), в которых разоблачались агрессивные устремления царя Филиппа II Македонского (отца Александра Македонского), его покушение на демократические ценности греческих полисов.

Философия аргументации – наиболее важная и общая ценность, которая защищается всей линией аргументации.

Фразеологизмы (греч. - идиомы) – совокупность устойчивых сочетаний, оборотов речи, значение которых отличается от простой суммы значений и составляющих их слов. Фразеологизмы иносказательны, часто окрашены юмором: держать ушки на макушке – т.е. быть настороже; купить кота в мешке – т.е. приобрести что-то, не видя.

Хрия (строгая)речь-рассуждение, в которой избирается дедуктивный метод изложения.

Целеполагание – заключительная ступень мотивационного этапа подготовки высказывания, целевая установка автора, основа плана речи; цель – это осознанная потребность; цель проходит ступени конкретизации и оценивается вероятностно, на основе прошлого опыта.

Целое – части – смысловая модель, которая позволяет, во-первых, рассмотреть предмет речи как часть некоего целого и рассуждать так же и об этом целом; во-вторых, рассмотреть элементы, части, составляющие предмет речи, и говорить о них по отдельности.

Цитата (лат.) – дословная выдержка из какого-то произведения, из устной речи авторитетного автора, используется в доказательстве или в полемике, в рассуждении. В письменной речи при использовании цитат обязательна ссылка на авторский текст.

Чрезмерное доказательство – приведение слишком большого числа аргументов, многие из которых являются лишними и малоубедительными.

Эвристика (греч.) – 1. В Древней Греции система обучения путём наводящих вопросов, восходящая к Сократу; 2. Совокупность исследовательских методов, направленных на открытие, познание нового, ранее неизвестного; 3. Наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическую деятельность).

Эвристический алгоритм– алгоритм, не основанный на формальном доказательстве.

Эзопов язык – язык иносказаний, намеков, недомолвок, каламбуров, притч; высоко ценился в ораторских школах. Эзоп – древнегреческий баснописец, сюжеты произведений которого использовались другими авторами (Ж. Лафонтен, И.А. Крылов).

Экспозиция (лат.) – начальный композиционный элемент повествовательного произведения; в ней характеризуется обстановка и излагаются события, предшествовавшие основному действию. Может быть дана в начале рассказа (прямая), в середине (задержанная) и даже в конце, как разгадка запутанного сюжета.

Эллипсис (греч.) – стилистическая (риторическая) фигура: пропуск в предложении, в тексте отдельных слов, их сочетаний, которые легко понимаются в диалоге, в известной ситуации.

Элокуция (лат.) – раздел классической риторики, «выражение» и «украшение»: в нем рассматривается языковое оформление подготовленного содержания речи.

Эпилог (греч.) – заключительная часть повествовательного произведения; в нем излагаются события, происшедшие после завершения основного сюжета.

Эпитет – образное определение. Пример: воздушный почерк, изящная теория, безголовый директор и др.

Эпифора – повтор заключительных элементов последовательных фраз.Пример: Кто должен взяться за это, если не мы? И кто сумеет сделать это, если не мы?

Эристика – искусство спора, полемики; искусство добиваться победы в споре; подраздел логики.

Этос (греч.) – одно из трех оснований риторики в античном мире: этическое начало; нравственные принципы, лежащие в основе речи оратора.

Эффект края – психологическое явление, заключающееся в том, что из всей линии аргументации лучше, быстрее и эффективнее запоминаются аргументы, находящиеся в начале и в конце выступления.

Юмор (англ.) – добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, выделение забавного в жизни, шутка; шуточные произведения, используемые в общении: юморески, пародии, анекдоты, каламбуры, эпиграммы и пр.

«Ядовитый сэндвич» аргументативный (пропагандистский) прием, активно использует возможности психологического влияния за счет структуризации текста. Позитивное сообщение дается между негативным предисловием и негативным заключением так, что положительное сообщение как бы исчезает от внимания аудитории. Обратным к предыдущему является т.н. «Сахарный сэндвич», где негативное сообщение маскируется положительным вступлением и положительным заключением.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

УРОВЕНЬ КОММУНИКАТИВНОГО КОНТРОЛЯ

Инструкция:

Каждую из предложенных реакций оцените как верную («В») или неверную («Н») применительно к себе.

1. Мне представляется трудным искусство подражать повадкам других людей.

2. Я бы, пожалуй, мог “валять дурака”, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Ключ: Вы получаете по 1 баллу за ответы «Н» на 1, 5 и 7 вопросы и по 1 баллу за ответы «В» на все остальные.

Результаты:

Баллы Характеристика
0 – 3

Низкий коммуникативный контроль.

Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным его изменять в зависимости от ситуации. Вы способны к искренности в общении. Некоторые считают вас “не­удобным” собеседником из-за вашей прямолинейности.

4 – 6 Средний коммуникативный контроль. Вы искренни, но сдержанны в своих эмоциях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми.
7-10 Высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменения ситуации, хорошо чувствуете и можете предвидеть впечатление, которое производите на окружающих.

 

ПРИЯТНО ЛИ С ВАМИ ОБЩАТЬСЯ?

Инструкция:

На каждый из вопросов необходимо ответить однозначно.

Варианты ответов: «да», «нет».

1. Вы любите больше слушать, чем говорить?

2. Всегда ли вы можете найти тему для разговора даже с незнакомым человеком?

3. Всегда ли вы внимательно слушаете собеседника?

4. Любите ли вы давать советы?

5. Если тема разговора вам не интересна, станете ли показывать это собеседнику?

6. Раздражаетесь ли, когда вас не слушают?

7. У вас есть собственное мнение по любому вопросу?

8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли вы ее развивать?

9. Вы любите быть центром внимания?

10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно прочными знаниями?

11. Вы хороший оратор?

Ключ (в баллах):

Вы получаете по 1 баллу за ответы “нет” на 4 и 5 вопросы и по 1 баллу за ответы “да” на все остальные вопросы.

 

Результаты:

От 0 до 3 баллов трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами крайне тяжело.
От 4 до 8 баллов – Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе. Но вы не требуете в такие минуты особого внимания окружающих к вашей персоне.
От 9 до 11 баллов – Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: вам действительно приятна ваша роль все время или иногда вам все же приходится играть?

 


[1] Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997. С. 273.

[2] Матизен В. Волк нападает молча. // Обозреватель, 1994, № 9. С. 11.

[3] Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. / Пер. С.А. Ошерова. М., 1977.

[4] Pilot Media. Фирменный каталог. М., 1997.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!