Проверка значений введенных данных
Минобрнауки РФ
Тверской государственный технический университет
Кафедра электронных вычислительных машин
Вычисление арифметических
Выражений
Методические указания
к лабораторной работе № 2 по дисциплине
«Алгоритмические языки и программирование»
для студентов направления Информатика и вычислительная техника 230100 (ИВТ)
Тверь, 2009
УДК 681.51.015 (075.8) + 517.87 (075.8)
ББК 22.193
Методические указания содержат практическое руководство по созданию и отладке простейших программ на языке C# в среде Visual Studio 2008. Рассматриваются вопросы использования стандартных функции, а также технология создания блок-схем алгоритмов к лабораторным работам с помощью Microsoft Word и Microsoft Visio.
Методические указания предназначены для студентов 1-го курса направления 230100 «Информатика и вычислительная техника», изучающих дисциплину «Алгоритмические языки и программирование».
Методические указания обсуждены и рекомендованы к печати на заседании кафедры ЭВМ Тверского государственного технического университета (протокол № ___ от _______ 2011 года).
Составитель ст.преподователь Неведомский А.Н.
Оглавление
1. Цель работы.. 5
2. Содержание работы.. 5
2.1. Арифметические выражения. 5
2.2. Проверка значений введенных данных. 7
2.3. Получение контекстной помощи. 8
2.4. Выполнение блок-схем алгоритмов. 9
2.4.1. Выполнение блок-схем в Microsoft Word. 11
|
|
2.4.2. Выполнение блок-схем в Microsoft Visio. 12
3. Задание на выполнение работы.. 13
4. Выполнение работы.. 13
5. Содержание отчета. 15
6. Требования к работе. 15
7. Список литературы.. 17
8. Варианты выполнения работы.. 18
Приложение.Пример отчёта. 20
Цель работы
· Освоить ввод/вывод чисел в С#;
· Освоить правила записи и вычисления сложных арифметических выражений с использованием стандартных математических функций;
· научиться пользоваться встроенной справочной системой С# на примере математических функций;
· научиться анализировать сообщения об ошибках С#.
Содержание работы
Арифметические выражения
Данная работа основана на программировании вычисления арифметических выражений. Для примера рассмотрим выражение вида:
Для программирования вычисления этого выражения на С# необходимо:
1) Записать его в виде, пригодном для программирования, заменяя:
· дроби на операции деления;
· операцию возведения в степень - операциями последовательного умножения;
· стандартные математические функции - их обозначениями в С# (с использованием справочной системы если необходимо).
Для данного выражения можно использовать два идентичных способа записи:
|
|
а) a=((b+c)*(b+c)-1.25)/(c-2)/Math.Sqrt(b-5);
б) a=((b+c)*(b+c)-1.25)/((c-2)*Math.Sqrt(b-5));
2) Позаботиться об описании исходных данных и их вводе. В данном выражении для вычисления a необходимы значения переменных b и c, которые могут быть как целыми (int), так и действительными (double). В любом случае для ввода b и c необходимо использовать стандартный метод ReadLine () класса Console. Этот метод вводит символьную строку, которую затем необходимо преобразовать в значение нужного типа, воспользовавшись методами ToInt32() или T oDouble () класса Convert:
int b = Convert.ToInt32(Console.ReadLine());
double c = Convert.ToDouble(Console.ReadLine());
Таким образом, для описания и ввода целочисленных переменных b и c может быть использован следующий фрагмент программы:
int b, c; // объявление переменных
// текст, запрашивающий ввод значений
Console.Write("b = ");
// ввод, преобразование и присваивание
b = Convert.ToInt32(Console.ReadLine());
Console.Write("c = ");
c = Convert.ToInt32(Console.ReadLine());
3) Позаботиться об описании результата вычислений (в нашем случае - переменная a)и его выводе на экран. Для вывода на экран числовых и символьных значений используется стандартный метод WriteLine () класса Console:
Console.WriteLine("a = " + a);
Этот метод выводит на консоль текстовую строку, получаемую сцеплением строковой константы "a = " и числового значения переменной a, которое перед выводом автоматически преобразуется в текстовую строку. Сцепление текстовых строк производится с помощью операции «+».
|
|
4) Если теперь объединить все вышеописанное вместе, получится следующая программа:
Проверка значений введенных данных
Так как ввод исходной информации в программу выполняется пользователем, нет никакой гарантии, что введенные данные будут корректными и обеспечат правильный результат вычислений.
Поэтому необходимо для устойчивой и безошибочной работы программы предусматривать проверку данных, которая может включать:
· Контроль корректности ввода числовой информации с клавиатуры (с помощью методов класса Convert);
· Контроль принадлежности введенных данных области допустимых значений (с помощью условного оператора if()).
Методы класса Convert выполняют преобразование введенной пользователем символьной строки в необходимый для работы программы тип данных. Если выполнить нужное преобразование невозможно (обычно из-за ошибки пользователя при вводе), возникает исключительная ситуация и программа аварийно заканчивается:
|
|
Обработка такого рода ошибок требует знания технологии обработки исключительных ситуаций, рассмотрение которой выходит за рамки данной работы и поэтому относится к заданиям повышенного уровня сложности.
Как правило, простые программы при неверном вводе не пытаются «исправить ситуацию», запросив повторный ввод или каким-либо иным способом. Для ошибок, связанных с попаданием введенных значений в область определения стандартных функций достаточно выдать пользователю сообщение об ошибке и завершить программу. Это можно сделать с помощью условного оператора if() (если) следующим образом:
if(<Проверяемое условие>)
{
Console.WriteLine(“Ошибка при вводе значения А!”);
}
else
{
// Остальные операторы программы
}
Таким образом выполняется контроль вводимых числовых значений на принадлежность области определения стандартных функций, проверки возможности возникновения ситуации деления на ноль и т.п.
Получение контекстной помощи
Справочная система С# содержит (на английском или русском языке в зависимости от используемой версии) достаточно большое количество справочной информации:
· О разработке различных видов программ с помощью С#,
· О стандартных методах, имеющихся в классах С#.
Простейшим способом получения помощи является использование интеллектуальных возможностей редактора кода Visual Studio. При использовании любого стандартного класса (Convert, Console, Math) после ввода имени класса и символа «точка» открывается список, где можно выбирать из доступных данных и методов этого класса:
После выбора из списка имени метода и открытия круглой скобки выводится краткая информация о параметрах метода и возвращаемом им значении:
Подробную информацию о назначении каждого метода можно получить с помощью клавиши F1. Если перед этим выделить в тексте программы имя интересующего Вас метода, то будет выдано его описание в виде:
Рис. 1. Экран помощи для метода Math. Abs ().
Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!