Хантыйский язык и его особенности.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

 УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

 

Тема проекта:

«Язык и культура Ханты-Мансийского автономного округа Югры.»

Работу выполнили:

Ученики 8 «Б» класса

Тутевич Екатерина Алексеевна

Русанова Виктория Витальевна

Киселев Роман Александрович

Щербаченко Клим Александрович

Кузнецова Юлия Витальевна

Г. Мегион

Г.

СОДЕРЖАНИЕ

Выбор и обоснование темы.

Цель и задачи проекта.

Кто такие ханты и их история.

Хантыйский язык и его особенности.

Культура народов хантов.

Вывод.

Оценка выполненной работы.

Список литературы.

Выбор и обоснование темы.

Мы часто сидим в интернете и уже не раз натыкались на статьи, в которых говорилось, что сейчас всё больше и больше народов исчезают с их языками.

В связи, с чем мы задумались много людей знают о языке хантов одного из коренных народов нашего округа и часто ли они слышат этот язык в повседневной жизни. Ведь количество хантов в наше время по переписи 2010г. составляет всего 30943 человека. Поэтому мы решили создать проект о языке и культуре хантов, чтобы рассказать людям об этом народе. Разработали анкету и предложили ученикам нашего класса ответить на неё. Результаты мы поместили в таблицу.

  Да Нет Не знаю
1.Знаете ли вы, что есть такой язык как хантыйский? 8 6 1
2.Знаете ли вы, что сейчас много языков осталось без их носителей? 9 3 3
3.Как вы думаете исчезающий ли это язык? 8 0 7
4.Слышали ли вы этот язык в повседневной жизни? 1 11 3
5.Как вы думаете многочисленный ли народ, который разговаривает на этом языке? 3 10 2

Изучив анкеты мы пришли к выводу, что наш проект актуальный, так как не все опрошенные знают об этом языке и большинство людей не слышали этот язык в повседневной жизни, что ещё раз доказывает, что этот язык не популярен, хотя в нашем округе как раз проживает основная численность хантов.

 

Цель и задачи проекта.

Цель – узнать как можно больше о языке и культуре одного из коренных народов нашего края, и рассказать окружающим о нём.

Задачи:

1. Узнать кто такие ханты и их историю появления.

2. Узнать о корнях языка на котором разговаривают ханты и в чем особенность их языка.

3. Найти и изучить культуру хантов.

4. Разместить проект в соц. сети чтобы как можно больше людей нашего края узнали о коренном народе нашего округа.

 

Кто такие ханты и их история.

Исходя из того, что хантыйский и мансийский языки относятся к финно-угорской группе уральской языковой семьи, предполагается, что некогда существовала некая общность людей, говоривших на уральском праязыке. Правда, было это давно — в 6-4 тысячелетии до н.э. При этом территориально эту прародину ищут то в Азии, то в Европе. Европейские ученые (в основном венгры и финны) находят ее в Северо-Восточной Европе, не очень далеко от Урала, или располагают между Балтийским морем и все тем же Уралом. А в России до сих пор популярна оспариваемая и уточняемая теория археолога и этнографа В.Н. Чернецова (1940-егг.), согласно которой история уральской расы (к которой и относятся ханты и манси) возводится к западносибирскому неолиту. Эта теория на сегодняшний одна из самых подтвержденных еще и лингвистическими изысканиями, в том числе и венгерских исследователей.

Затем единый прауральский язык начал делиться, а его носители,
соответственно, двигаться в разных направлениях. Сперва, на рубеже 5 и 4 тыс. до н.э., отделились предки самодийцев (ненцы, энцы и др.); затем в начале 2 тыс.до н.э. отделились финскоговорящие племена. В это время происходит потепление климата и начинают делиться уже собственно угры. Часть племен сдвинулась ближе к югу и впоследствии стала венграми, а другая переселилась по Оби к северу, где продолжала заниматься животноводством и сельским хозяйством. Это были предки современных хантов и манси. В результате очередного похолодания эти две ветви разделились окончательно: будущие венгры двинулись к югу, а предки хантов и манси оказались в таежной зоне, которую и начали осваивать.

К этому процессу формирования народа следует прибавить наличие контактов с другими культурами и языковыми семьями: от иранских и тюркских до пермских и индоевропейских.

После разгрома Сибирского ханства Кучума в конце XVI в. Западная частьСибири — по Оби и Иртышу с притоками — была присоединена к Московскому государству, и татары стали уходить с некоторых угорских земель. В XVII в. началось освоение Западной Сибири русскими. Вначале здесь были сооружены остроги (небольшие крепости с отрядами казаков и служилых людей), позднее превратившиеся в города (Березов, Обдорск, Тюмень, Сургут, Нарым, Томск и др.). Основной интерес, конечно, представляла пушнина: соболь, белка, бобер, лиса и т.п. Начавшееся затем переселение крестьян привелок тому, что к концу XVII в. численность русского населения стала выше, чем коренного.

Хантов в начало XVII в. было 7859 человек, манси — 4806 человек. В конце XIX в. хантов насчитывалось 16 256 человек, манси — 7021 человек. Возрастание численности происходило не столько за счет естественного прироста, сколько за счет выявления новых ясачных плательщиков. В этот период обско-угорское поселение постепенно переселялось с юга на север и с запада на восток. В ходе присоединения земель их не только облагали налогом – ясаком, но и проводили активную христианизация, а так же включали новые народы в общую экономическую и правовую систему Российской империи. Кстати местные правители, в случае принесения ими присяги, оставались во главе своих племен и родов и в их внутреннюю политику особенно не вмешивались. Впрочем, местные «князцы» мощных династий не основывали и постепенно все эти земли перешли под власть русских воевод и наместников. Окончательно уравняла эти территории со всеми остальными советская власть, активно воплощавшая идеи равенства народов в жизнь.

Ханты называли себя по большей части из-за реки, например Kondikhou ï = «люди Конды», As-jah (ас хоят) = «народ Оби» и из последнего, возможно, произошло русское наименование хантов — остяки, хотя, по мнению других исследователей, русские могли заимствовать слово «остяк» из татарского «уштяк» = варвар.

Самоназвание хантэ означает человек. В русском языке для обозначения представителей народа существуют слова: во мн. ч. ханты (склоняемое); в ед. ч. хантыйка (ж.род), а также ханты (несклоняемое) для обозначения мужчины или женщины. Прилагательные хантыйский и (неизменяемое) ханты.

Традиционные промыслы — рыболовство, охота и оленеводство. Традиционная религия — шаманизм и православие (с XVI века).

Хантыйский язык и его особенности.

Хантыйский язык (устаревшее название остяцкий язык) вместе с мансийским и венгерским составляет так называемую угорскую группу уральской семьи языков. Хантыйский язык известен своей выраженной диалектной (наречной) раздробленностью, в связи, с чем выделяется западная группа — обдорское, приобское и прииртышское наречия и восточная группа — сургутское и вах-васюганское наречия, членящиеся, в свою очередь, на 13 диалектов. Так же есть южные диалекты такие как: иртышский, кондинский, демьянский — это мёртвые диалекты.

Первые попытки создания письменного варианта хантыйского языка, продолжавшиеся вплоть до начала XX века, относятся к 1868, когда был издан перевод Евангелия от Матфея на берёзовско-обдорском диалекте. Письменность на основе латиницы была составлена в 1930-х годах для обдорского и казымского диалектов, а в 1937 — переведена на кириллицу. Единого литературного варианта языка не возникло; в настоящее время письменность существует на четырёх диалектах.

В фонетике хантыйского языка выделяют 8 гласных и 18 согласных звуков (казымский диалект). Следует различать гласные первого и непервых слогов. Так, гласные первого слога — более чёткие и ясные; они могут быть долгими: а, э, о, ә, и краткими: ӓ, и, ө, у. Долгота гласного часто играет смыслоразличительную роль, например: Ас «Обь», ӓс «самка»; шанш «колено», шӓнш «спина». В непервых слогах часто встречается редуцированный сверхкраткий гласный, обозначаемый буквой ы. Ударение в хантыйском почти всегда падает на первый слог; в многосложных словах могут появляться второстепенные ударения, падающие на один из нечётных слогов (чаще на третий).

Некоторые согласные звуки не могут образовывать кластеров; если при суффиксации такой невозможный кластер должен возникнуть, то один из согласных либо выпадает, либо между ними возникает редуцированный гласный звук. Согласные с, х, ш, ӆ в положении между гласными могут озвончаться.

Основным способом словообразования является суффиксация, глаголы в хантыйском языке имеют превербы. В хантыйском отсутствует категория грамматического рода. Русским предлогам обычно соответствуют послелоги, например: Ма Ас пэла мансөм («Я к Оби пошёл»), где Ас — «Обь», а послелог пэла — «к». Для обозначения принадлежности предмета к какому-либо лицу употребляются лично-притяжательные суффиксы. Выделяют 3 числа: единственное, множественное и двойственное, например: пух мӓныс («мальчик ушёл»), пухы мӓнсаңын («мальчики (двое) ушли»), пухыт мӓнсыт («мальчики ушли»).

Порядок слов в хантыйском языке — SOV (подлежащее — дополнение — сказуемое).

Культура народа ханты

Национальная культура коренного населения, проживающего сегодня на территории Ханты-Мансийского автономного округа, как и многие народы мира, прошла сложный и длинный этап формирования.

На протяжении всей истории обско-угорских народов формировалось их мировоззрение, религиозные представления, мифология, традиции, народные знания, нормы поведения. Задолго до начала новой эры (X–VIII тыс. лет до н. э.) люди проникли на территорию Западной Сибири, приспосабливаясь к трудным местным условиям. Обживали эти места, создавая удивительно рациональную, своеобразную культуру. Того, кто впервые встречается с культурой северных народов, поражает не только изящество и своеобразная красота одежды, предметов быта, орудий труда и средств передвижения, предметов декоративно-прикладного творчества, но и удивительная простота и точность исполнения.

Территориальная изолированность от очагов европейской и восточной культур обеспечивала сохранению своей уникальной культуры, особенности которой определялись природно-климатическими условиями, сложившимся укладом жизни и традициями.

Сам термин «обские угры» появился в 50-х годах и употребляется часто в связи с тем, что в происхождении этнической истории и культуры ханты и манси много общего и относятся к группе финно-угорской языковой семье.

Первое упоминание о Югре в русской письменности найдено в Лаврентьевской летописи 1096 г. Письменные описания об остяках оставил путешественник И. Витсен, прибывший в Москву с голландским посольством (1664 – 1667 гг.), где он кратко сообщает о почитании ханты и манси медведя и лошади, о домашних духах и жрецах.

В 1715 году Г. Новицкий написал книгу «описание о народе остяцком» - первое крупное сочинение по народам Сибири, главным образом по южным ханты. Сейчас это имеет большое значение, так как эта группа почти полностью утратила свой язык и национальную культуру. Г. Новицкий рассказывает об обрядах, связанных с рождением ребенка и смертью человека; о жертвоприношениях в виде подарков.

В дальнейшем не раз исследователи и этнографы обращали свой стремления к познанию загадочного народа проживающего на севере Сибири. Были собраны и записаны ценные легенды, обычае, обряды и другие сведения о жизни обских угров.

Само понятие «культура обско-угорских народов» рассматривается как общее понятие, объединяющее материальную и духовную культуры.

Процесс формирования культуры обско-угорских народов представляет собой соединение нескольких культур древнего таёжного населения Западной Сибири, скотоводов лесостепной и степной зон и культур тех народов, с которыми обские угры взаимодействовали на различных этапах своей истории.

Археологические данные показывают, что обские угры сосредоточились в Зауралье (верхних левых притоков Тобола) и нижнем Притоболье. Именно с районами нижнего Притоболья связано формирование оседло-рыболовческого уклада, а также разнообразных способов и орудий рыболовства, особенно запорного.

На территории лесного Зауралья сложились те способы охоты на крупных копытных животных, которые обскими уграми применялись в таёжной действительности.

В период VII–V тыс. лет до н.э. возникают основные виды орнамента на бересте, а также шахматно - меховая мозаика из сборного меха. Эти способы орнаментации и узоры сложились в среде урало-сибирцев, обитавших в лесных и южно-таежных зонах. В северо-таежном Приобье эта традиция перерастает в «сотовый» геометризм.

Соседство древних угров с ирано - язычным населением также позволило проникнуть в культуру угров элементам культуры иранского происхождения. А так же повлияло саргато-сарматское влияние. Население соргатов тогда занимало огромную территорию. Со временем часть соргатского населения переместилось в южно-таежную зону Западной Сибири, где растворилось среди местного населения.

Именно в это время в орнаменте появляются образы медведя, которому придаются богатырские черты и появляется божество – всадник Мир-Сусне-Хума (иранского богатыря).

Позднейшее расселение угров на север в более суровые климатические условия, повлияло на этнокультуру более южных районов. На это указывает смешанный характер языка и культуры селькупов.

Так в процессе расселения по тайге под влиянием природных условий и других этнических культур сформировался хозяйственно-культурный тип обских угров.

Таким образом, основной особенностью материальной и духовной культуры обских угров являются стойкость и постоянство этнических традиций, истоки которых лежат в глубокой древности. Эти традиции сформировались на других территориях и в других природных условиях, но они оказались настолько жизнестойкие, что мало изменились в процессе адаптации к новой среде обитания, начавшейся несколько веков назад.

Одежда хантов двух типов — распашная (с разрезом спереди) и глухая (без разреза). Распашная одежда бывает меховой и из тканей (сукна, сатина, ситца). Головные уборы — капоры различного покроя у северных и восточных групп. Обувь у хантов чаще всего с голенищем (сапоги из оленьих шкур, ровдуги) или без него (чирки, которые носили с длинными шерстяными носками). По покрою обувь в основном была поршневидной (с собранным носком) и (у сургутских и ваховасюганских хантов) башмаковидной.


    Пища ханты в основном рыбная и мясная. Рыбу едят сырой, мороженой (строганина), сушёной или вяленой (юкола), варёной. Заготавливают и пьют рыбий жир, в нём варят икру и сушат, смешивают с ним ягоды. Мясо оленя, лося едят сырым запивая кровью, варят. Ягоды сушат, варят варенье без сахара. В ХХ в. стали заготавливать солёную рыбу, варить варенье с сахаром. Большое значение в пищевом рационе имеет хлеб. Часто пьют чай (в любую трапезу).

Утварь изготавливается из дерева, бересты, меха, рыбьей кожи, корней, кости, травы. Деревянными были все орудия труда для охоты и рыболовства: черенки ножей, копий, стрелы, лук, черпаки, вёсла, ловушки на зверя, а также ложки, миски, блюда, ступки, корыта, ковши и др. Из бересты делали вёдра, миски, кузова, набирки, коробки для рукоделия, табакерки. Из меха шили мешки для хранения имущества, предметов рукоделия, поясные мужские сумочки. Из рыбьей кожи шили непромокаемые мешки для соли, муки, пороха (а раньше и одежду). Из корней плели блюда, миски, коробки для боеприпасов. Из кости делали крепилки для ниток, черенки для ножей, игольники, наконечники стрел. Из травы плели циновки.

1 ноября 1957 года в ХМАО вышла первая газета на хантыйском языке под названием «Ленин пант хуват» («По Ленинскому пути»), которая в 1991 году была разделена на хантыйскую «Ханты ясанг» и мансийскую «Луима сэрипос». На хантыйском также издаётся газета «Лух авт».

10 августа 1989 года была образована общественная организация «Спасение Югры», одной из основных задач которой является консолидация коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа, в том числе сохранение этнической самобытности, уклада жизни, культуры как хантов, так манси и ненцев.

Этно-рок-группа H-Ural с 2009 года исполняет песни на шурышкарском, казымском и среднеобском диалектах хантыйского языка. Другая этно-рок группа «Тень эмигранта» исполняет песни на пимском диалекте хантыйского языка (восточные ханты).    

Выводы

 

Мы узнали кто такие ханты, их историю, на каком языке они разговаривают, в чём особенность их языка, а так же изучили их культуру и рассказали жителям нашего города об этом исчезающем народе.

 

Оценка выполненной работы.

 

Мы довольны своим проектом, так как мы достигли нашей цели, выполнили все задачи проекта, а так же сами многое узнали о народе хантов.

Список литературы.

1. http://hmao.kaisa.ru/object/1809304655?lc=ru

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B

4. https://statc.ru/hanty-kto/

 

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 2098; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!