Зачем нужна политология специалисту вашей специальности? Имеет ли она воспитательное значение?



В моей специальности, психологии, есть раздел политическая психология. Политическая психология — раздел психологии, изучающий политическое поведение человека, касающееся проблем как внешней политики (война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнёров переговоров), так и внутренней Политическая психология — междисциплинарная наука, родившаяся на стыке политологии и социальной психологии. Ее главная задача состоит в анализе психологических механизмов политики и выработке практических рекомендаций по оптимальному осуществлению политической деятельности на всех уровнях. (политическое участие, дискриминация меньшинств, формирование политических ориентаций). Задачи политической психологии можно разделить на 5 групп. Первая группа задач связана с психологическими основами деятельности политического лидера

(построение модели успешного политического лидера). Вторая группа задач

связана с особенностями построения предвыборной кампании. Стратегия

предвыборной кампании бывает: а) стратегия партнерства – состоит в

аргументации точки зрения при готовности выслушать, принять точку зрения

оппонента; б) стратегия конфронтации – состоит в одностороннем подходе к

точке зрения оппонента, изначальному неприятию ее. Третья группа задач

связана с определением особенностей различных видов политического общения

(массы, малые группы, один-на-один). Четвертая группа – создание

политического имиджа лидера. И, наконец, пятая группа задач связана с

проблемами решения политических конфликтов.Для того чтобы делать выводы о психологических факторах политических явлений мы должны знать, что это за явления. Например: Чтобы сделать вывод о том, почему толпа шла за Гитлером с токи зрения психологии, мы должны разобраться каким лидером он был, а для этого необходимо знать типы лидерства, типы управления и т.д.

7. Политические теории Нового времени.

Политические теории нового времени были направлены на обоснование воз­можности устройства общества на принципах ра­ционализма, свободы и гражданского равенства. Одни теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рожда­ется с неотъемлемыми правами на жизнь и сво­бодное развитие, на труд, участие в делах обще­ства и государства, мыслители нового времени стремились доказать противоестественность и не­разумность существовавших в тот период фео­дальных политических порядков и учреждений. Выводы политической науки той эпохи больше приобретали практический характер, ориентиру­ясь на решение назревших социальных проблем. Политические идеи европейского социализма XVI – XVII ст. идея Европейского социализма обратилась к проблематике государства, права, власти в поисках ответа на вопрос о том, какими должны быть политико-юридичес­кие институты, способные адекватно воплотить строй, ос­нованный на общности имуществ, покончивший с частной собственностью, с материальным неравенством между людьми, с прежними тираническими формами правления. Наиболее видными писателями социалистического направления в рассматриваемый период были Томас Мор (1478—1535) и Томмазо Кампанелла (1568—1639). Т. Mop — автор по-своему эпохального произведения "Утопия" (1516). Т. Кампанелла создал всемирно известный "Город Солнца" (1602, первая публикация — 1623 г.). Теории естественного права и общественного договора. Теорию «общественного договора» развивали английские мыслители Томас Гоббс (1588— 1679) и Джон Локк (1632—1704), а также фран­цузский философ Жан Жак Руссо (1712—1778). Их объяснения смысла общественного договора отличались друг от друга. В основу теории была положена идея о том, что независимый самостоятельный индивид, появление которого было возможно только благодаря утвержде­нию частной собственности, составляет первооснову социального здания — общества. В целях реализации своих священных и неотчуждаемых естественных прав и свобод совокупность автономных индивидов за­ключают общественный договор. Этот договор означа­ет переход от естественного состояния общества, когда человек был частью природы и открыто проявлял свои природные страсти, эгоизм, жестокость, к циви­лизованному, т. е. к государственно-организованному существованию. Переход к цивилизованному сущест­вованию выражал желание человека установить поря­док и справедливость, потребность в обеспечении по­литико-правовых гарантий естественного равенства индивидов. Теорию «естественного права» развивали Г.Гроцкий,Б.Спиноза и др.Гуго Гроций определял Естественное право определял как "предписание здравого разума". Согласно этому предпи­санию то или иное действие — в зависимости от его соот­ветствия или противоречия разумной природе человека — признается либо морально позорным, либо морально не­обходимым. Естественное право, таким образом, выступа­ет в качестве основания и критерия для различения долж­ного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по са­мой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета). Другое понимание естественного права дал Бенедикт Спиноза. Законы природы он характеризовал как "решения Бога, открытые естественным светом", т. е. раскрытые че­ловеческим разумом, а не данные в божественном откро­вении. Вместе с тем законы и правила природы, по кото­рым извечно все происходит, это "сила и могущество дей­ствия" самой природы.

 

8. Сущность авторитаризма, особенности авторитарных политических систем.

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией – наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.                                                                

 Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа. Авторитаризм присущ власти и политике, но основания и степень его различны.                                                  Исторически авторитаризм существовал в разных формах в самые разные эпохи и в различных странах. Его теория была впервые разработана ультраконсервативными и реакционными теоретиками начала XIX в. как ответ на Французскую революцию и социалистические движения Ж. де Местром и Л. де Бональдом.                                            В обощенном виде наиболее характерными чертами авторитарных режимов являются следующие:                                                                                                                                                                                                                                                       1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа).       

 2. неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.                             

3. Опора ( реальная и потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.                                    

 4. Монополизация власти ее и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. Присущее этому режиму определенное политико – институциональное однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия со стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.                                                                        

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.                                                                                                              

6. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.                                                                                                            

Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это монархии, деспотические, диктаторские режимы, военные хунты и т.д. Авторитарные правительства могут добиваться признания населения не только силой, с помощью массового истребления и запугивания противников, но и более гуманными средствами. В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто используют некоторые демократические институты – выборы, плебицисты и т.п. – для придания себе респектабельности в глазах международного сообщества и собственных граждан, уклонения от международных санкций.                                                                                                                                                               

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 371; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!