ПОЛИМЕТРИЯ, ЛОГАЭДЫ, АССОНИРУЮЩИЕ РИФМЫ



№ 136

Нимфы

Сестры, сестры! Быстро, быстро – вместе, вместе вслед за ним!
Вкрадчивым топотом, ласковым шепотом, сладостным ропотом вдруг опьяним.
Душен шелест листьев сонных, рощ лимонных сладкий бред.
Путник взволнованный сном очарованный, негой окованный, грезой согрет.
Ах, кружитесь, мчитесь мимо, вдруг – незримо вновь к нему.
Страхи задушите, вздохи потушите, песню обрушите в тихую тьму.
Путник милый, о, внемли же! Ближе, ближе тайный миг.
Разве ты радости, ласковой сладости, пламенной младости в нас не постиг?

 

Наша ночь тиха, тепла;
Играть мы будем до утра.

Нынче юная пришла
Впервые к нам еще сестра.

 

Звезды в небе зажжены
Среди колеблющейся тьмы:

Так торжественно должны
При них сестру приветить мы.

 

Клики, плески далеко
Мы бросим в пляске горячо;

В круг сплетемся так легко –
Рука с рукой, к плечу плечо.

 

Крикнет нимфа на берегу:
«Силены, фавны! вас зову!»

Спляшем с ними на лугу
Во сне хмельном – иль наяву?

 

Брат! И ты в хмельной толпе
Не устремишься ль по росе?

Легок бег босой стопе!
Эй, люди! К нам бегите все!

 

После плясок нас в тиши
Лелеют пирные огни.

Сестры – все мы хороши,
К любой груди чело склони.

 

Будет ночь жива, светла
В багровых отсветах костра.

Как в траве ала, бела
Твоя подруга и сестра!


Путник милый, о, внемли же! Ближе, ближе тайный срок!
Разве ты радости, ласковой сладости, пламенной младости нам не сберег?
Да, ты с нами! Да, ты слышишь! Грезой дышишь и горишь!
Ночь благодатная, тьма ароматная, ширь необъятная, нежная тишь!
Звуки, лейтесь! Вейтесь, девы, – как напевы знойных чар!
Вами посеянный, ночью взлелеянный, вихрями взвеянный, буен пожар!
Сестры, сестры! Быстро, быстро! С нами, с нами – вот же он!
Тающим топотом, плещущим шопотом, радостным ропотом он опьянен!

Ю. Верховский, [1910]

В этом стихотворении Ю. Верховского начало и конец написаны одним размером, а середина, вставленная между ними как в рамку, – другим. Такое сочетание разных размеров в одном текс называется полиметрией (гр. «многоразмерность») и обычно мотивируется переменой темы, эмоций, точки зрения, в конечно счете интонации. В полиметрию могут сочетаться и более короткие отрывки текста; так, полиметрично стихотворение Маяковского «Прощание» (см. № 9), где одно четверостишие написано дольником (ср. № 143—144), а другое – вольным хореем (ср. № 120).

Здесь оба сочетаемых размера представляют собой логаэды, но разные. В серединной части это – правильное чередование строк 4-ст. хорея и 4-ст. ямба (при желании можно сказать, что это «двусложный размер с переменной анакрусой», см. № 75). В начальной и конечной части это правильное чередование 8-ст. хор и 8-ст. дактиля (восприятие такого соседства облегчается одинаковым их цезурным членением на 2+2+2+2 стопы, дополнительно подчеркнутым внутренними рифмами: в хореических строках между 2-м и 3-м колоном, «...сонных, ...лимонных» и т.д., в дактилических строках между 1-м, 2-м и 3-м колоном, «...топотом, ...шопотом, ...ропотом» и т.д.). Противопоставлены эти разноразмерные куски не только тем, что в крайних строчки длинные, а в среднем короткие, но еще и тем, что в крайних все рифмы – мужские закрытые (т.е. кончающиеся согласным звуком; найдите одно исключение), а в среднем – мужские открытые (кончающиеся гласным звуком) и вдобавок ассонирующие (см. № 48); здесь сменяются строфы с рифмами на А, Ы, О, У, Е, И, А, образуя таким расположением некоторую симметрию; в крайних кусках тоже можно уловить симметрию рифмующих гласных (И, Е, У, И и О, И, А, О), но более слабую.

 

МИКРОПОЛИМЕТРИЯ

№ 137

Лествица

(Из поэмы)

<...>
Высокий, звонкий свод.
Отзвук каждого движенья,
Бесов злобный хоровод
И – мученья, и мученья!

Нет, не хочешь ты мучений,
Стонов грузных тел. –
В небесах ликуют тени,
Чертят грешному предел.

Ты всех объяла тканью нежной –
Покров единый надо всем;
В тебе нет горести мятежной,
Твой взор прозрачен, тих м нем.

Смело ты зажгла зарницы,
Осветила ярко тьму, –
Грозно огненные птицы
В княжью вторгнулись тюрьму.

И руки слепцов разъяренных
Застыли пред трепетным светом,
А камни в стенах полусонных
Их встретили звучным приветом.

Высокий, звонкий свод
Опустел, и бесов нет.
Их расторгнут хоровод...
Последнему утру – привет! <...>

А. Миропольский, ок. 1898

И предыдущем примере полиметрический текст состоял из трех больших кусков и перемена метра мотивировалась переменой содержания и переменой интонации – более эпической в середине, более призывающей в начале и конце. Разноразмерные отрывки могут быть и короче: в стихотворении Маяковского «Прощанье» (см. № 9) две строфы, одна (дольником) обрисовывает ситуацию, другая (вольным хореем) выражает чувство. Мотивировка смены метров тоже может исчезать или почти исчезать: таков предлагаемый отрывок мистической поэмы А. Миропольского о ночи в темнице («ты» – это ночь). Герой поэмы – князь, он убил злого духа, скрывавшегося в облике монаха, за это брошен в монастыре темницу, будет сожжен на костре и уже в виде бестелесного духа станет сражаться дальше в вечной битве Добра и Зла. Ни одно приведенных 6 четверостиший не тождественно с другим; более того, в одной строфе смешаны строки ямба и хорея, а в другой – ямба, хорея и амфибрахия (в каких?) – ср. № 135. Это разрушает «строфическое ожидание», делает строение текста непредсказуемым, содействует нагнетанию тревожной неопределенности, в которой и развертывается сюжет поэмы. Такую полиметрию с немотивированными сменами коротких отрывков можно назвать микрополиметрией («мелкой многоразмерностью»). Величайшим мастером ее Велимир Хлебников; его стихи местами звучат похоже на поэму Миропольского.

 

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 554; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!