Представление о личности в экзистенциальной психологи (Р. Мей, Дж. Бьюдженталь).



Р.Мэй определяет экзистенциализм как попытку понять человека, расширив область его изучения за пределы черты разрыва субъект-объект. Бытие-в-мире—это прежде всего единство субъекта и объекта. Основной болезнью общества является отчуждение как отделенность от природы, недостаток значимых межличностных отношений, отчуждение от своего собственного подлинного Я.

Мэй пришел к выводу, что причиной неврозов являются проблемы, которые человек не может решить в настоящий момент, что и ведет к потере спонтанности, устремленности в будущее, творческого существования. Психически нормальный человек, по Мэю, способен находить конструктивные пути для самовыражения. Для него характерен разрыв между тем, что он есть, и тем, чем он хочет быть, разрыв, создающий творческое напряжение. Становление, свободный выбор личности - принимаются в качестве критериев психического здоровья.

Тревога определялась Мэем как осознание угрозы «какой-либо ценности, которую индивид считает сущностной для своего существования как личности.

Без тревоги невозможно позитивное развитие личности, она является необходимым элементом в структуре человеческой психики. Невротична не сама тревога, а попытки ее избежать. Психотерапия: клиент должен понять «неподлинность» собственного существования и своих страхов, осознать собственную конечность и выбрать самого себя перед лицом «ничто». Для того чтобы помочь пациенту найти смысловые ориентиры в жизни, необходимо понять его внутренний мир. Бытие для Мэя — это «бытие-в-мире», то есть совокупность «смысловых отношений» между двумя полюсами: личностью и ее миром. Единственным миром, о котором можно говорить, оказывается «собственный мир». Любовь и воля провозглашаются здесь «необходимыми условиями» человеческого существования. Любовь и ненависть управляют всем миром. Он описывает 4 типа любви: секс - вожделение и либидо; эрос - любовь как стремление к творчеству, высшим формам бытия и отношений между людьми; филия - дружба, братская любовь, в ней нет сексуальности; агапэ - забота о благе другого человека. Другим фундаментальным свойством человеческого существования Мэй объявляет волю. Она пронизывает все «бытие-в-мире», так как идентичным самому себе человек становится только в акте выбора. Человек предстается как свободная и определяющая себя в акте выбора экзистенция. Для Мэя творчество было и остается идеалом человеческой деятельности. Мэй считает что, излечить от невроза значит научить творить, сделать человека «артистом собственной жизни».

Теоретико-методологические основания экзистенциальной психотерапии Джеймса Бьюдженталя

От автора: Данная статья представляет собой результат исследования, анализа и обобщения автором теоретических оснований психотерапевтической модели Джеймса Бьюдженталя.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 553; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!