Последствия абсолютизации идеи и идеологии в истории.



Прежде всего, рассмотрим понятие и сущность господства одной идеоло­гии. Это означает господство одной идеологии в определённом государстве, абсолютную неиз­менность его принципов в жизни общества, как догмы. Сущность господства отдельной идеологии в том, что какая либо идеологическая система объявля­ется как единственная верная, научно – обоснованная, справедливая, отражающая ин­тересы определённого слоя общества. Идеи, взгляды, идеологии по своей сути или по некоторым качествам отличающиеся от него, признаются чуждыми и враждебными. Отрицается многообразие мыслей и идей. В результате у мил­лионов людей формируется психология приспособленчества, безразличия, иж­дивенства, боязненного отношения к другим идеям, наносится серьёзный вред духовному развитию общества, процветанию науки и просвещения. На самом деле эта идеология осуществляется в неблаговидных целях, становится государст­венной идеологией, оказывает отрицательное влияние на развитие общества. Сравнительный анализ общих особенностей идеологий действовавших в деспотиче­ских государствах даёт возможность определить их ряд отрицательных послед­ствий воздействия. В первую очередь они охватывали все сферы общественной жизни государства, стремились установить господство системы еди­ного мировозрения. Эти идеологии отрицали великое прошлое. Они считали возможным повсеместно революционным путём преобразовать общество. Ликвидировав культурное наследие и ценности прошлого или большинство из них заменили их своими принципами.

Другая характерная особенность деспотических государств это милитаризация общества, создание идейно – психологической ситуации «осаждённой крепости». На­ряду с созданием внутри страны состояния военного фанатизма, осуществля­лась и агрессивная внешняя политика. Эта политика была направлена на во­енно–территориальное и идеологическое захватничество, на широкое установление своих деспотических порядков. Но историческая правда состоит в том, что все государства, созданные на основе деспотических идеологий потер­пели крах. Поэтому нет будущего у этих идеологий. Потому что, установив господство од­ной идеологии лишаются источника обогащающего их – это многообразия мнений и взглядов. Если идеи определённой группы или партии превратятся в господствующую идеологию, тогда будут ограничены свобода мысли, свобода со­вести и разнообразие взглядов.

Идеология национальной независимости Узбекистана.

Идея национальной независимости – это самая сильная и эффектив­ная защита национальной духовности и духовного самосознания от внеш­них и внутренних угроз. В этом вопросе проявляется самая важная функция идеи национальной независимости как защита национального и духовного самосознания. Для выполнения этой своей функции идея национальной независимости должна формироваться в сознании молодежи и населения не только в качестве знания и представления, но и в качестве веры и убеждения.

Сущность идеи национальной независимости заключается в том, что она может стать настоящей национальной идее независимости в том слу­чае, когда сформировавшись в сознании людей превратится в их практиче­ский образ жизни. Только в этом случае она может превратиться в силу, оберегающую на­циональную духовность и духовное самосознание от внешних нездоровых идейных угроз в условиях глобализации.

Для обеспечения внедрения идеи национальной независимости в нашу жизнь необходимо желательно изучить процесс превращения идеи в практическую деятельность. В первую очередь необходимо найти ответ на вопрос может ли идея непосредственно перейти в практическую деятельность, а практика в программу действия? Если это возможно, то как будет проходить этот процесс?

Исходя из современной психологии, социальной психологии и других общественно-гуманитарных наук на этот вопрос необходимо ответить «Нет». Потому что в сознании человека существуют сотни идей и не все из них могут перейти в практическую деятельность. Одновременно в сознании человека могут существовать десятки, в том числе, религиозных, моральных, политических, научных, художественных и других идей. Они могут дополнять друг друга и в большинстве случаев не подходить друг другу. В результате, личность выбирает из этих идей самые нужные и с его точки зрения самые правильные идеи и претворяет их в жизнь или придерживается их. Чтобы глубже осознать этот процесс отбора, т.е. перехода идеи в практику необходимо определить критерии этого отбора.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 305; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!