Модель идеального коллективистского государства (Т. Кампанелла).



Итальянский социалист Томмазо Кампанелла (1568-1639) изобразил свою утопию в книге "Город Солнца" Город-государство соляриев занимается военным делом (руководит этим правитель Мощь), наукой (под водительством правителя Мудрости), воспроизводством населения, обеспечением его пищей и воспитанием граждан (этим командует правитель Любовь). Во главе управленческой пирамиды города Солнца стоит премудрый Метафизик. В городе Солнца, где нет частной собственности, земледелие, ремесла и прочие занятия являются делом совместного труда соляриев, коим ведают правители с подчиненными им должностными лицами – специалистами по одной из трех областей. Все, в чем солярии (жители города Солнца) нуждаются, "они получают от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получал больше, чем ему следует" Государство вмешивается буквально во все (даже в творчество поэтов), делая это, разумеется, в интересах общего блага, чтобы все были одинаково счастливы. Господствуют здесь установки на аскетизм, авторитаризм, отдельная человеческая личность пренебрегается (так, хоть граждане и участвуют в политическом процессе, на деле им отведена там роль статистов), даже имена детей подбираются "не случайно, но подбираются Метафизиком" Над городом Солнца царит дух однообразия: у всех одинаковые жилье, одежда, пища, занятия, развлечения, строй мысли, обыкновения и пр. Доминируют интересы государства, а интересы частных лиц существуют постольку, поскольку все они являются частичками единого государственно-общественного целого. Нет не то чтобы сфер, даже уголков общественной жизни, скрытых от всевидящего ока государства и лично Метафизика.


 

Политико-правовые идеи эпохи Реформации: Лютер, Мюнцер, Кальвин, Цвингли.

Движение это по своей идеологической форме религиозно, а по сути антифеодальное. Ближайшая цель его – исправление официальной доктрины Римской католической церкви. Ближайшая задача – перестройка церковной организации, взаимоотношений церкви и государства. Главный очаг движения – Германия.

В нём 2 лагеря: 1. возобладали имущие элементы оппозиции (часть князей, низшее дворянство è за счёт конфискации церковного имущества обогащались и становились более независимыми. 2. народные массы (крестьяне, плебеи). Они боролись за революционное переустройство мира, за социальную справедливость.

У этих лагерей выработались различные политические программы, но было и общее: все они признавали единственным источником религии и религиозной истины Священное Писание и все отвергали Священное Предание. Верить в бога необходимо без посреднической роли духовенства. Все они желали радикального упрощения и демократизации церковного устройства, осуждали погоню церкви за земными богатствами, были против зависимости от Римской курии.

Крупнейший идеолог бюргер-крыла (1-ый лагерь) – Мартин Лютер (14хх-15хх). Важнейшее исходное положение учения М.Л. было убеждение в том, что спасение достигается исключительно верой, и каждый верующий оправдывается лично перед богом и как бы становится священником самому себе и не нуждается в услугах католических священников. Богу обязаны повиноваться все, начиная от Папы Римского и кончая крестьянином и плебеем. Клирики ничем не отличаются от мирян. Все сословия одинаковы. Ведение истинно христианского образа жизни обеспечивается мирским порядком, государством, законами. Законы опираются на естественное, а не божественное право. Государство представляет собой организацию, которая устанавливает их и охраняет с их помощью граждан, единство между различными слоями общества с их различными потребностями и религиозными верованиями.

Государственная власть, опираясь на естественное право, управляет поведением людей, имуществом и вещами. Внутренний мир человека, свобода души – вне юрисдикции государства, за пределами его законов. Светская власть в сфере естественного права должно руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами. Разумно управляет, властвует тот князь, монарх, который употребляет власть не как привилегию, а как бремя, возложенное на него богом. Призывал подданных быть покорными, смиренно переносить чинимые им несправедливости (кто не любит вина, женщин и песен, тот дураком и умрёт).

2-ой лагерь возглавлял Томас Мюнцер (1490-1525). Т.М. выступал за бескомпромиссную борьбу против всякой эксплуатации, неравенства, власти князей, засилья церкви. Идеология подготавливала крестьянскую войну в Германии 1524-1525. Идеи восставших, угнетённых наиболее полны в 2-х доктринах: “12 статей”, “Статейное письмо”.

В “12 статьях” необходимость выборности, сменяемости духовных лиц общин, требование отмены крепостного права, уменьшение размера подати, оброка, барщины, требовали устранить произвол, чинимый судами. В “Статейном письме” предъявлялись ещё более радикальные требования, призывы к крестьянам объединяться в крестьянские союзы и братства, и сообща всеми средствами, в т.ч. и насильственными, бороться с тяготами, создаваемыми духовными и светскими властями. Необходимо установить справедливый строй, который служил бы общей пользе. Власть должна принадлежать простому народу и это надо осуществить с помощью меча. Такой путь неизбежен, законен. Новый строй должен прибегать к мечу, чтобы защищать общество от посягательств эгоистичных социальных группировок.

Жан Кальвин. «Наставление в христианской вере» в 3 томах. Он написал только одно произведение и не сомневался в его верности.

В основе кальвинизма: оправдание человека верой; изначальное предопределение человека. Бог определил, кто спасётся, а кто погибнет. Человек не может понимать свою судьбу по тому, как у него идут дела в настоящее время. Основное в кальвинизме: вера в бога и в свою правоту, выполнение возложенных обязанностей, отказ от увеселения и так далее. Протестанты, уничтожив живого папу, создали в качестве папы библию – каждый протестант сам себе папа. Кальвинисты ставили человека во главу угла. Главное – личное спасение. Вся власть исходит от бога, люди не имеют права восставать против существующей власти, кроме случаев, когда исчерпаны все иные способы сопротивления. Духовная власть принадлежит консисториям, которые определяют направления развития государства. Консистория состоит из наиболее уважаемых членов общества. Удел человека – работа, через которую бог даёт шанс спастись.

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!