Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение



Высшего образования

«Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки»

 

Кафедра струнных инструментов

Специальность: 53.05.01 Искусство концертного исполнительства

Специализация №3 Концертные струнные инструменты

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

На практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

для Бабака Виктора Эдуардовича

(ФИО обучающегося полностью)

 

Обучающаяся 5 курса

Место прохождения практики: Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки
адрес организации: г.Нижний Новгород, ул. Пискунова, д.40

 

Срок прохождения практики с «01» сентября 2014 по«_16_»декабря 2019 г.

 

 

Задание:Оформить отчет по итогам прохождения оркестровой практики. Принять участие в итоговом концерте оркестра. Выполнить исполнительский анализ любого произведения из курса оркестровой практики.

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель практики ____________________

                                                                                                        (подпись, ФИО)

 

 

Задание принято к исполнению: _____________________ «04» сентября 2019 г.

 

(подпись обучающегося)

 

 


Исполнительский анализ

Дворжак Симфония №9 «Из нового света»

Это произведение является вершиной симфонического творчества Дворжака и заметно отличается от всех предшествующих. В мелодических, гармонических, ладо­вых, ритмических оборотах, даже в оркестровой окраске некоторых тем можно услышать характерные особенности американской музыки, хотя композитор не цитировал фольклорных образцов. «Я стремился воспро­извести в моей симфонии особенности негритянских и индейских мело­дий. Я не взял ни одной из этих мелодий ... Я просто писал собственные темы, включая в них особенности музыки негров или индейцев, и когда я эти темы использовал, то применял все достижения ритмики, гармонизации, контрапункта и оркестровых красок для их развития», — разъяснял Дворжак.

Принципы сквозной драматургии, уже намеченные в Восьмой симфо­нии, явились основой построения Девятой. Четыре части цикла объеди­нены лейтмотивом (главной партией первой части), в финале возвращаются темы всех предшествующих частей. Такие приемы построения встречаются уже в Пятой и Девятой симфониях Бетховена, но последо­вательно применяются в симфониях конца века — современницах Девя­той Дворжака (достаточно назвать симфонии Франка и Танеева).

Музыка симфонии

В отличие от всех других симфоний Дворжака, Девятая открывается медленным вступлением. Сумрачно и сосредоточенно звучание низких струнных инструментов, которым отвечают высокие деревянные. И вдруг — внезапный взрыв с тремоло литавры, тревожные, мятежные возгласы: так подготавливается сонатное аллегро. Первый мотив глав­ной партии — фанфарный призыв валторн с характерным синкопиро­ванным ритмом — пронизывает весь цикл. Но этому героическому кли­чу сразу же противопоставлен второй мотив в терциях кларнетов и фаготов — народно-танцевального склада, отголоски которого будут звучать в темах совсем иного плана. Очень близка к нему побочная партия, появляющаяся у флейты и гобоя в неожиданно далекой минор­ной тональности и лишь позднее, у скрипок, звучащая в мажоре. Эта тема, необычная в мелодическом, ладовом и ритмическом отношениях, вызывает у исследователей прямо противоположные ассоциации, при­чем в доказательство приводятся одни и те же особенности. Необыкновенная яркость, броскость отличает заключительную тему у солирующей флейты в низком регистре. Характерная синкопа напоми­нает о ритме главной партии, а пентатонический оборот — о спиричу­элс. Разработка — драматическая, взрывчатая — открывается напряжен­ным увеличенным трезвучием. В ней активно развиваются, дробятся, сталкиваются, переплетаются различные мотивы заключительной и глав­ной партий. Необычна сжатая реприза: главная и заключительная партии проводятся в ней в очень далеких тональностях. А кода, начинающаяся как вторая разработка, служит предвосхищением героической развязки финала: в мощном звучании фортиссимо труб и тромбонов объединены заключительная тема и фанфарный клич главной партии.

Медленная вторая часть в рукописи носила название «Легенда». По словам композитора, она вдохновлена эпизодом погребения в лесу из «Песни о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло. С этой поэмой, основанной на индейском эпосе, Дворжак познакомился давно, еще на родине, в чешском переводе, а перечитав ее в Америке, был так увле­чен, что задумал оперу о Гайавате и просил Дж. Тёрбер позаботиться о либретто. Эпизод, положенный в основу второй части симфонии, ри­сует похороны жены героя, прекрасной Миннегаги, в девственном лесу, ее оплакивание племенем, скорбь Гайаваты. Композитор сам видел леса и прерии, тогда еще сохранившиеся на земле Америки, а вместе с тем — вспоминал о чешских лесах и полях, о саде, в котором стоял его домик в деревне Высокой. Таинственные красочные приглушенные аккорды духовых инструментов открывают ларго, словно вводя под сень векового леса. Они обрамляют песню удивительной красоты, напоминающую не­гритянские спиричуэлс, которую поет английский рожок. Быть может, его своеобразный тембр должен был напомнить о другом инструменте, в то время редком в симфоническом оркестре — о любимом инструмен­те американского джаза саксофоне. Но при всей оригинальности этой темы в ней слышны отголоски уже известных мотивов из первой части (главной партии и в особенности — заключительной). Изложена она в виде трехчастной песни, как будто в середине солиста сменяет хор (струнные). Скорбные настроения царят в центральном разделе части. Чередуются два образа — жалобный плач флейты и гобоя сменяется тра­урным шествием (кларнеты, позднее флейты и гобой на фоне мерных шагов пиццикато контрабасов и тремоло скрипок). И вдруг неожиданно меняется строй музыки — словно из мира индейских легенд, из сумрач­ных лесов Америки композитор перенесся в родное чешское приволье, наполненное птичьим щебетом (соло высоких деревянных). Мысль о ро­дине влечет иные воспоминания, пастораль уступает место героике: в искусном контрапунктическом сплетении предстают фанфарный клич тромбонов, заключительная партия первой части и тема спиричуэлс, открывавшая вторую часть. В «золотом ходе» труб она приобретает те­перь совершенно иной характер, и хотя этот эпизод длится всего пять тактов, он настолько ярок, что запоминается надолго и предвосхищает победную коду финала. В репризе части наступает успокоение. Таин­ственные аккорды обрамляют ее.

Третья часть, обозначенная в рукописи как скерцо, рисует, по словам Дворжака, «праздник в лесу, где танцуют индейцы». Вероятно, она на­веяна сценой свадьбы Гайаваты, хотя в музыке возникают и иные, не обязательно индейские, ассоциации. Первый раздел этой большой трехчастной формы, в свою очередь, трехчастен. Крайние эпизоды напоми­нают музыку скерцо Девятой симфонии Бетховена, что подчеркнуто обилием канонических имитаций, ударами литавр. В ритмическом ри­сунке улавливается чешский танец фуриант с его постоянной сменой двух- и трехдольности. Краткий средний эпизод — более медленный, с покачивающейся напевной мелодией. Своеобразие придают необычные ладовые обороты и гармонии, звонкие удары треугольника. И в то же время слышны отголоски тем первой части (второго мотива главной, заключительной). Трансформированный лейтмотив служит переходом к трио, где возникают еще две танцевальные мелодии. В них нет уже ничего от лесного праздника индейцев: плавный трехдольный танец на­поминает австрийский лендлер или чешскуюсоуседску. Темы поручены деревянным духовым, и в их трелях слышится воркование так любимых композитором голубей.

В финале господствуют героические образы. Сопоставляются не две или три, как обычно в сонатных аллегро XIX века, а четыре разнохарак­терные партии. Главная — суровый героический марш, унисонная тема которого со своеобразным мелодическим оборотом изложена фортисси­мо в звонких тембрах валторн и труб. Национальную принадлежность ее разные исследователи определяют по-разному. Шоурек слышит в ней натиск американских впечатлений, Друскин — боевую песню-марш гу­ситов, борцов за свободу Чехии XV века. Связующая партия, звучащая попеременно то у струнных, то у высоких деревянных, напоминает стре­мительный массовый пляс, хотя мелодически родственна главной. По­бочная — лирическая, интимная песня удивительной красоты, интони­руемая солирующим кларнетом в сопровождении одних струнных причем у виолончелей настойчиво повторяется измененный фанфарный лейтмотив. Заключительная партия — беззаботная, танцевальная, на­поминающая чешский галоп-скочну, — мелодически перекликается с побочной темой первой части в ее мажорном варианте. Развернутая разработка драматична, в ней — бурные столкновения, ожесточенная борьба. Сложное мотивное и полифоническое развитие сочетается с цитированием тем предшествующих частей — как в первоначальном, так и в измененном виде. На кульминации разработки начинается чрезвы­чайно сжатая реприза. Ее покой взрывается драматичной кодой, играю­щей роль второй разработки. Бурные волны нарастания стихают с появ­лением темы спиричуэл из второй части, светло и умиротворенно интонируемой кларнетами. Последнюю кульминацию образуют марш финала и фанфара первой части, сплетенные воедино в торжественном мажорном звучании.

 


 

1 курс (2014 -2015 учебный год)

Название концерта,  исполняемая программа Место проведения Дата
1 Концерт, посвященный дню музыки. Прокофьев – Симфония №1 Большой зал ННГК 1.10.2014
2 Концерт в рамках фестиваля «Картинки с выставки». Слонимский – Реквием Большой зал ННГК 17.10.2014
3 Концерт симфонического оркестра консерватории. Бетховен – концерт для фортепиано с оркестром №1, Чайковский – симфония №5 Большой зал ННГК 27.10.2014
4 Участие в Юбилейном концерте профессора В.А. Куржавского. Верди – «Stabat Mater» Большой зал ННГК 7.11.2014
5 Концерт симфонического оркестра консерватории. Шестерикова – опера «Голый король», Бетховен – симфония №4 (1 часть), «Эгмонт» Большой зал ННГК 22.12.2014
6 Концерт симфонического оркестра консерватории Чайковский – Увертюра «Ромео и Джульетта», Чайковский – Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром Большой зал ННГК 14.04.2014
7 Концерт симфонического оркестра консерватории. Булошников – «Обычные истории. Оркестр», «Грустный раек», арии из опер Моцарта, Бизе, Россини, Мусоргского, Пуччини Большой зал ННГК 20.04.2015

 

 

2 курс (2015-2016 учебный год)

 

Название концерта,  исполняемая программа Место проведения Дата
1 Концерт в рамках фестиваля им. П.И.Чайковского Чайковский – Кантата «Москва» Большой зал ННГК 6.10.2015
2 Концерт симфонического оркестра консерватории. Чайковский – симфония №4, концерт для скрипки с оркестром. Большой зал ННГК 27.10.2015
3 Концерт симфонического оркестра консерватории. Хиндемит – Траурная музыка для альта с оркестром, Фролов – дивертисмент, Элгар – концерт для виолончели (2,3 части), Щедрин – Кадриль, Нестеров – концерт для тромбона, Фельдмайер – тарантелла для флейты и кларнета, Сен-Санс – концерт для виолончели, Чайковский – Сцена письма из оперы «Евгений Онегин» Большой зал ННГК 21.12.2015
4 Концерт симфонического оркестра консерватории. Брамс – симфония №4, Равель – Павана на смерть инфанты, Бизе – сюита №1, ария Микаэлы из оперы «Кармен», Сижюрне – концерт для маримбы, Форе - Павана Большой зал ННГК 15.03.2016
5 Выступление оркестра в рамках детского абонемента. Сен-Санс – «Карнавал животных» Большой зал ННГК 16.04.2016
6 Концерт симфонического оркестра и оперного класса консерватории. Глюк – «Орфей и Эвридика» Большой зал ННГК 30.04.2016

 

3 курс (2016-2017 учебный год)

 

Название концерта,  исполняемая программа Место проведения Дата
1 Концерт симфонического оркестра консерватории. Бизе – симфония №1, Форе – Реквием, Бизе – Сюита «Арлезианка» Большой зал ННГК 24.10.2016
2 Выступление симфонического оркестра в рамках концерта, посвященного юбилею кафедры композиции. Присяжнюк – Лицейская увертюра, Холщевников – Фантазия на тему русской народной песни «Марфуша», Стразов – Концерт для скрипки с оркестром II часть (соло), Булошников – «Море», Гецелев – «Моцартиана», Нестеров – Концерт для тромбона с оркестром, Фертельмейстер – Вальс из оперы «Коко Шанель» Большой зал ННГК 17.11.2016
3 Концерт симфонического оркестра консерватории. Ромберг – Концертино для 2 валторн с оркестром, Концертино для фагота с оркестром, Мендельсон – увертюра «Гебриды», Шостакович – адажио из балета «Светлый ручей», Концерт для фортепиано с оркестром №2 Большой зал ННГК 27.12.2016
4 Концерт, посвященный юбилею ННГК. Бизе - сюита "Арлезианка" 4 часть Большой зал ННГК 5.12.2017
5 Концерт симфонического оркестра консерватории. Брамс – концерт для скрипки с оркестром, Моцарт – симфония №40 Большой зал ННГК 14.03.2017
6 Выступление оркестра в рамках детского абонемента. Сен-Санс – «Карнавал животных» Большой зал ННГК 1.04.2017
7 Концерт симфонического оркестра консерватории. Масканьи – Ария Сантуцци из оперы «Сельская честь», Чайковский – Ария Роберта из оперы «Иоланта», Чайковский – Ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин». Произведения выпускников кафедры композиторов – Матюшова – сюита для оркестра, Ена – вокальный цикл для гитары, голоса и оркестра. Большой зал ННГК 24.04.2017

 

 

4 курс (2017-2018 учебный год)

 

Название концерта, исполняемая программа Место проведения Дата
1 Концерт симфонического оркестра консерватории. Брамс – двойной концерт для скрипки и виолончели, Бетховен – симфония №3, Шоссон – поэма для скрипки и оркестра Большой зал ННГК 23.10.2017
2 Концерт симфонического оркестра консерватории. Л.Бетховен – Увертюра «Кориолан», Быренкова – Пантомима, Жоховский – Sinfonia concertante, Мошелес – Концерт для гобоя и флейты с оркестром, Бервальд – Концерт для фагота с оркестром, Моцарт – Концерт для флейты с оркестром, Прокофьев – Концерт для скрипки с оркестром №1 Большой зал ННГК 25.12.2017
3 Концерт симфонического оркестра консерватории. А. Бородин – симфония № 2 «Богатырская», С. Рахманинов – Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Большой зал ННГК 20.03.2018
4 Концерт детского абонемента «Музыкальные прогулки по городам и странам». Э. Григ – «Пер Гюнт» 1 сюита Большой зал ННГК 14.04.2018
5 Концерт симфонического оркестра консерватории.   Большой зал ННГК 24.04.2018

 

5 курс (2019-2020 учебный год)

 

 

Название концерта, исполняемая программа Место проведения Дата
1 Концерт симфонического оркестра консерватории. А.Дворжак Симфония «Из Нового Света» М. Равель «Цыганка» М.Равель концерт для фортепиано с оркестром №1 Соль мажор Большой зал ННГК 22.10.2019
2 Концерт симфонического оркестра консерватории. А.Дворжак – Симфония №9 (Iч) Л.Бетховен – Увертюра Эгмонт В.Моцарт – увертюра из «Волшебной флейты» М.Глинка – Вальс-фантазия Ф.Шуберт – Симфония №8 (Iч) А.Маркес – Дансон №2 Р.Молинелли – Танго клаб В.Брант – Концертштюк для трубы Большой зал ННГК 16.12.2019

 

 

Отзыв


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!