Близок последний час. Дай, Господи, покаяться, чтоб безопасно совершить страшный переход ко смерти. 26 страница



Когда совершается таинство смерти и душа отде­лится от тела, — передает нам ангельское откровение св. Макарий Александрийский,— она — душа, в течение первых дней пребывает на земле и в сопровождении ангелов посе­щает те места, в которых имела обыкновение творить правду. Она скитается около дома, в котором раз­лучи­лась со своим телом, а иногда пребывает около гроба, в котором покоится ее тело. В третий же день всякой христианской душе по­лагается вознестись на небеса для поклонения Богу.

В третий день тело предается земле, а душа должна вознестись на небо: «и возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Кото­рый его дал».

Если душа не познала себя, не осознала себя совер­шенно здесь на земле, то, как существо духовно-нравственное, должна по необходимости осознать себя за гробом; осознать, что выработала в себе, к чему приспособилась, к какой привыкла сфере, что со­став­­ляло для нее пищу и довольствие. Осо­знать себя и таким образом самой произвести над собою суд, прежде суда Божьего — этого хочет небесное право­судие.

Бог не хотел и не хочет смерти, но сам человек ее пожелал. Здесь на земле душа, при помощи св. причастия, может прийти в сознание, принести истинное покаяние и получить от Бога отпущение грехов. Но за гробом, чтобы привести душу к сознанию своей греховности, стоят падшие духи, которые, являясь наставниками всякого зла на земле, теперь представят душе ее греховную деятельность, напомнят все обстоятельства, при которых соверша­лось зло. Душа осознает свои грехи. Этим она предуп­реждает уже и суд Божий над нею; так что суд Божий как бы уже определяет то, что сама душа произнесла над собою.

Покаянием соделанные грехи уничтожаются и уже нигде не упоминаются, ни на мытарствах, ни на суде.

Ангелы добрые на мытарствах со своей стороны представляют добрые дела души.

Все пространство от земли до неба представляет двадцать отделений или судилищ, на которых прихо­дящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище или мытарство (злые духи — мытари) соответствует груп­пе известного рода грехов.

На пути к небу, направленном к востоку, душа встречает первое мытарство, на котором злые духи, остановив душу, сопровождаемую добрыми анге­ла­ми, представляют ей ее грехи (многословие, пус­то­сло­вие, празднословие, сквернословие, насмешки, ко­щун­ство, пение песен и страстных гимнов, бесчинные восклицания, смех, хохот и т.п.). Второе мытарство — ложь (всякая ложь, клятвопреступление, излиш­ние призывания имени Божьего, неисполнение обе­тов, данных Богу, утаивание грехов перед духовником на исповеди). Третье мытарство — клевета (оклевета­ние ближнего, осуждение, уничтожение, обесслав­ление его, ругательство, насмешки при забвении соб­ст­вен­ных согрешений и недостатков, при невнимании к ним). Четвертое мытарство — чревоугодие (объеде­ние, пьянство, еда без молитвы, нарушение постов, сластолюбие, пресыщение, пирование, словом — все роды угождения чреву). Пятое мытарство — лень (ле­ность и нерадение в служении Богу, оставление мо­литвы, тунеядство, наемники, исполняющие свою обязанность с небрежением). Шестое мытарство — воровство (всякого рода похищение — грубое и благо­видное, явное и тайное). Седьмое мытарство — сребро­лю­бие и скупость. Восьмое — лихвы (ростовщики, ли­хоимцы и присвоители чужого). Девятое мы­тар­ство — неправда (неправедные: суд, мера, вес и все прочие неправды). Десятое мытарство — зависть. Одиннадцатое мытар­ство — гордость (гордость, тще­славие, самомнение, самовеличие, невоздаяние долж­ной чести родителям, духовным и гражданским властям, неповиновение им и ослушание их). Двенад­цатое — ярость и гнев. Три­надца­тое — злопамятство. Четырнадцатое — убийство. Пятнадцатое — волхво­вание (чародейство, прельщение, составление отрав­ле­ний, наго­воры, шепоты, чародейное призыва­ние бесов). Шестнадцатое — блудное (все, что относится к этой скверне: мыслями, желаниями и самими дела­ми; блуд лиц, не связанных таинством брака, услаж­дение грехом, сладострастное воззрение, сквер­ное осязание и прикосновение). Семнадцатое — прелю­бодеяние (несохранение супружеской верности, блуд­ное падение лиц, посвятивших себя Богу). Восем­надцатое — содомское (противоестественные блудные грехи и кровосмешение). Девятнадцатое — ересь (лож­ное мудрование о вере, сомнение в вере, отступ­ничество от православной веры, богохульство) и, наконец, последнее, двадцатое мытарство — немило­сердие (немилосердие и жестокость).

Прохождение мытарств бывает в третий день после смерти.

После поклонения Богу повелевается по­казать ду­ше различные обители Святых и красоту рая. Хожде­ние и рассматривание райских обителей продолжается шесть дней. Душа удивляется и прославляет Созда­теля всего — Бога. Созерцая же все это, она изме­няется и забывает скорбь свою, которую име­ла, будучи в теле. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и уко­рять себя, что провела жизнь в беспечности и непо­слушании и не послужила Богу, как должно. После знакомства с раем душа в девятый день (от своего разлучения с телом) опять возносится на поклоне­ние Богу. И как хорошо делает Церковь, что приносит приношение и молитвы в девятый день за умершего.

Зная загробное состояние почившей ду­ши, соот­вет­ствующее девятому дню на земле, в который проис­ходит второе поклонение Богу, Церковь и родствен­ники молят Вседержителя о причислении пре­ста­вив­шейся души к девяти ликам ангельским.

После второго поклонения Владыко повелевает показать душе ад со всеми его муками. Водимая ду­ша видит повсюду мучения грешников, слышит плач, стон, скрежет зубов. В продолжение тридцати дней душа водится по адским отделениям, трепеща, чтобы самой не быть осужденной там на заключение. Нако­нец, в сороковой день после разлучения с телом, душа в третий уже раз возносится на поклонение Богу. И только теперь Праведный Судья определяет ей при­лич­ное по ее делам земной жизни место пребывания. Значит, честный суд над душою происходит в соро­ковой день после ее исхода из тела. Св. Церковь совершает поминовение по умершим в сороковой день.

Сороковой день, или сорочина, является днем определения участи души в загробной жизни. Это частный суд Христов, определяющий судьбу души только до времени страшного всеобщего суда. Это загробное состояние души, соот­ветствующее нравст­венной жизни на земле, не окончательное и может измениться.

Господь наш Иисус Христос в сороковой день от Своего воскресения превознес человеческое естество, воспринятое Им в Свою Личность, в состояние славы — восседание на престоле Его Божества («одесную Отца»); так, по этому первообразу, умершие в сороковой день после смерти входят своими душами в опреде­ленное, соответствующее своему нравственному досто­ин­ству, состояние.

Как Господь, совершив дело нашего спасения, Своею жизнью и смертью увенчал его Своим возне­сением в сороковой день, так и душа усопшего, завершая свой жизненный путь, в сороковой день после смерти получает воздаяние — свой загробный жребий.

О ПОКОЙНИКАХ И ПОХОРОНАХ

Как проводить в последний путь родного, близкого человека, не навредив себе и своим близким? Обычно это печальное событие застает нас врасплох, и мы теряемся, слушая всех подряд и выполняя их советы. Но, как оказывается, не все так просто. Порой люди используют это печальное событие, чтобы навредить вам. Потому запомните, как правильно проводить человека в последний путь.

 

· В момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха при выходе души из тела. При выходе из тела душа встречает Ангела Хранителя, данного ей во время Святого крещения, и демонов. Родные и близкие умирающего должны стараться молитвой облегчить его душевные страдания, но ни в коем случае громко не кричать или рыдать.

· В момент разлучения души с телом полагается читать Канон молебный Божьей Матери. При чтении Канона умирающий христианин держит в руке зажженную свечу или святой крест. Если у него недостает сил осенить себя крестным знамением, это делает кто-нибудь из близких, наклонившись к умирающему и внятно говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. В руце Твои, Господи Иисусе, предаю дух мой, Господи Иисусе, приими дух мой».

· Можно окропить умирающего святой водой со словами: «Благодать Святого Духа, освятившего воду сию, да избави душу твою от всякого зла».

· По церковному обычаю умирающий про­сит у присутствующих прощения и сам их прощает.

· Не часто, но все-таки бывает, что человек заранее готовит себе гроб. Его, как правило, хранят на чердаке. В этом случае обратите внимание на следующее: гроб пустой, а поскольку сделан он по меркам человека, он начинает «тянуть» его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит из жизни. Раньше, чтобы этого не произошло, в пустой гроб насыпали опилки, стружки, зерно. После смерти человека опилки, стружку и зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть.

· Когда умер человек и с него снимают мерку для изготовления гроба, ни в коем случае нельзя эту мерку класть на кровать. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб.

· Обязательно снимите с умершего все серебряные предметы: ведь это именно тот металл, который используется для борьбы с «нечистыми». Поэтому последние могут «потревожить» тело покойного.

· Тело усопшего тотчас после смерти омывают. Омовение происходит в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего, а также, чтобы он в чистоте предстал перед лицом Божьим после воскресения. Омовение должно охватывать все части тела.

· Омывать тело нужно теплой, а не горячей водой, чтобы не распарить его. Когда омывают тело, читают: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» или «Господи, помилуй».

· Для того, чтобы было удобнее обмывать покойника, на полу или скамье стелют клеенку и покрывают ее простыней. Сверху кладут тело усопшего человека. Берут один тазик с чистой водой, а другой — с мыльной. Губкой, смоченной в мыльной воде, омывают все тело, начиная с лица и кончая ногами, затем омывают чистой водой и вытирают полотенцем. В последнюю очередь омывают голову и причесывают умершего.

· После омовения умершего одевают в новую светлую чистую одежду. Обязательно надевают крест на умершего, если у него его не было.

· Желательно, чтобы омовение происходило в светлое время суток — от восхода и до захода солнца. С водой после омовения надо очень осторожно обращаться. Необходимо выкопать яму вдалеке от двора, огорода и жилых помещений, там, где не ходят люди, и всю, до последней капли, туда вылить и засыпать землей.

Дело в том, что на воде, в которой обмывали покойника, делают очень сильные порчи. В частности, на этой воде человеку могут «сделать» рак. Поэтому никому не давайте эту воду, кто бы к вам с такой просьбой ни обращался.

· Старайтесь не разлить эту воду по квартире, чтобы живущие в ней не болели.

· Нельзя обмывать покойника беременным женщинам во избежание болезни будущего ребенка, а также женщинам, у которых идут месячные.

· Как правило, покойника готовят в последний путь только пожилые женщины.

· Родным и близким нельзя делать гроб.

· Стружки, образовавшиеся во время изготовления гроба, лучше всего закопать в землю или, в крайнем случае, бросить в воду, но только не сжигать их.

· Постель, на которой умер человек, не надо выбрасывать, как это делают многие. Просто вынесите ее в курятник, пусть она там полежит три ночи, чтобы, как гласит поверье, петух отпел ее трижды.

· Когда усопшего кладут в гроб, надо его и гроб снаружи и внутри окропить святой водой, можно окадить и ладаном.

· На лоб умершему кладут венчик. Его дают в церкви на отпе­вании.

· Под ноги и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней.

· Гроб ставят посреди комнаты перед ико­нами, обращая лицо умер­шего головой к иконам.

· Увидев покойника в гробу, машинально не коснитесь своего ту­ловища руками. Иначе на том месте, где вы прикоснулись, могут вырасти различные кожные наросты в виде опухоли.

· Если в доме покойник, то, встретив там своего знакомого или родственников, здороваться надо поклоном головы, а не голосом.

· Пока в доме покойник, не следует мести пол, так как этим вы навлечете беду на свою семью (болезнь или что худшее).

· Если в доме покойник, не затевайте ни­какой стирки.

· Не кладите на губы покойника, якобы для сохранения тела от разложения, накрест две иголки. Этим вы не сохраните тело покойника, но иголки, которые были у него на губах, обязательно пропадут, их используют для наведения порчи.

· Для того, чтобы от покойника не шел тяжелый запах, ему в изголовье можно положить пучок сухого шалфея, в народе его называют «васильки». Он служит и для другой цели — отгоняет «нечистую силу».

· Для таких же целей можно использовать ветки вербы, которую святят в Вербное воскресенье и хранят за образами. Эти ветки можно положить под покойника.

· Бывает, что умершего человека уже положили в гроб, а постель, на которой он умер, еще не вынесли. К вам могут подойти знакомые или незнакомцы, попросить разрешения полежать на постели умершего, чтобы не болели у них спина и кости. Не разрешайте этого, не причиняйте себе вред.

· Не кладите в гроб живые цветы, чтобы от покойника не шел тяжелый запах. Для этой цели используйте искусственные или, в крайнем случае, засушенные цветы.

· Возле гроба зажигают свечу в знак того, что умерший перешел в область света — луч­шую загробную жизнь.

· В течение трех дней над умершим читают Псалтырь.

· Псалтырь читают непрерывно над гробом христианина до тех пор, пока умерший остается непогребенным.

· В доме зажигают лампаду или свечу, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник.

· Бывает, что вместо подсвечника используют стаканы с пшеницей. Этой пшеницей часто наводят порчу, ею также нельзя кормить птицу или скот.

· Руки и ноги усопшего связывают. Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего вкладывают икону или крест; для мужчин — образ спасителя, для женщин — образ Божьей Матери. А можно так: в левую руку — крест, а на грудь усопшего — Святой образ.

· Следите за тем, чтобы у покойника были плотно закрыты глаза.

· Умершего человека не оставляйте одного в доме, обязательно возле него должны сидеть, как правило, пожилые женщины.

· Следите, чтобы под покойника не положили чьи-нибудь чужие вещи. Если вы заметили такое, то необходимо вытащить их из гроба и где-нибудь подальше сжечь.

· Иногда по незнанию некоторые сердобольные мамы кладут фотографии своих детей в гроб к бабушке или дедушке. После этого ребенок начинает болеть, и если вовремя не оказать помощь, может наступить смертельный исход.

· Бывает, что в доме покойник, а одежды на него подходящей нет, и тогда кто-нибудь из членов семьи дает свои вещи. Покойника хоронят, а тот, кто отдал свои вещи, начинает болеть.

· Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. При выносе тела провожающие поют песнь в честь Святой Троицы: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

· Бывает, что когда из дома выносят гроб с покойником, возле двери стоит кто-то и начинает за­вязывать узлы на тряпках, объясняя это тем, что завязывает узлы для того, чтобы из этого дома не выносили больше гробов. Хотя на уме у такого человека совершенно другое. Постарайтесь отобрать у него эти тряпки.

· Если беременная женщина пойдет на похороны — этим она сделает себе зло. Может родиться больной ребенок. Поэтому поста­райтесь остаться дома в это время, а попрощаться с близким вам че­ловеком необходимо заранее — до похорон.

· Когда несут покойника на кладбище, ни в коем случае не переходите ему дорогу, так как у вас на теле могут образоваться различные опухоли. Если же такое произошло, следует взять руку покойника, обяза­тельно правую, и всеми пальцами водить по опухоли и читать «Отче наш». Такое нужно проделать трижды, после каждого раза сплевывая через левое плечо.

· Когда несут по улице покойника в гробу — старайтесь не смотреть из окна своей квартиры. Этим вы избавите себя от неприятностей и не будете болеть.

· В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба зажигают свечи.

· Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощение за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его лбу или икону, находящуюся на груди). После этого тело целиком закрывают простыней и священник крестообразно посыпает его землей.

· При выносе тела с гробом из храма лицо умершего обращают к выходу.

· Бывает так, что церковь находится далеко от дома усопшего, тогда по нему совершается заочное отпевание. После отпевания родственникам дают венчик, разрешительную молитву и землю с панихидного стола.

· Дома родственники в правую руку умершему кладут разрешительную молитву, на лоб — бумажный венчик, а после прощания с ним, на кладбище, тело его, покрытое простыней с ног до головы, как в церкви, кре­стообразно посыпают землей (от головы к ногам, с правого плеча на левое — чтобы получился правильной формы крест).

· Погребают покойника лицом на восток. Крест на могиле ставят у ног погребенного так, чтобы распятие было обращено к лицу покойного.

· По христианскому обычаю, когда человека хоронят, то его тело надо предать земле или «запечатать». Это делают священники.

· Завязки, которыми связаны руки и ноги покойни­ка, перед опусканием гроба в могилу необходимо развязать и положить в гроб с покойником. В противном случае их, как правило, используют для наведения порчи.

· Прощаясь с умершим, постарайтесь не наступить на полотенце, которое кладут на кладбище возле гроба, чтобы не навлечь на себя порчу.

· Если вы боитесь покойника, подержитесь за его ноги.

· Иногда вам могут бросить за пазуху или за шиворот землю с могилы, доказывая, что так можно избежать боязни мертвецов. Не верьте — это делают для наведения порчи.

· Когда опускают гроб с телом покойного в могилу на полотенцах, эти полотенца необходимо оставить в могиле, а не использовать их для различных домашних нужд или отдавать кому-либо.

· При опускании гроба с телом в могилу все провожающие умершего в последний путь бросают в нее по комку земли.

· После ритуала предания тела земле, эту землю необходимо отнести на могилу и высыпать крестообразно. А если вы поленитесь, не пойдете на кладбище и возьмете землю для этого ритуала со своего подворья, то сами себе сделаете очень плохо.

· Хоронить покойника с музыкой — не по-христиански, хоронить следует со священником.

· Бывает так, что человека похоронили, а тело земле не предали. Нужно обязательно сходить на могилу и взять оттуда горсть земли, с которой затем пойти в церковь.

· Желательно, во избежание всяких не­приятно­стей, дом или квартиру, где жил покойник, побрызгать освященной водой. Это необходимо сделать сразу же после похорон. Побрызгать такой водой необходимо и людей, которые участвовали в похоронной процессии.

· Похороны позади, и по старому христианскому обычаю на столе для угощения души покойного ставят в стакане воду и что-нибудь из еды. Следите за тем, чтобы маленькие дети или взрослые по неосторожности не выпили из этого стакана или не съели чего-нибудь. После такого угощенья и взрослые, и дети начинают болеть.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!