ОТНОШЕНИЕ К ДРУГИМ ПАРТИЯМ И ГРУППАМ 11 страница




КАК СОЕДИНЯЮТ ПРИСЛУЖНИЧ. РЕАКЦИИ С ИГРОЙ В ДЕМОКРАТИЮ?________ 275

мыслей к какой бы то ни было национальной исключительности» (83)... «Только теперь мы осознали, почувствовали реально, что при современных войнах нам может грозить не потеря колоний, хотя бы и ценных, или неудача в освобождении других народов, но распад самого государства...» (147).

Читайте и вникайте, как это делается! Учитесь, как ведет политику, т. е. ведет за собой массы, якобы демократическая партия!

Чтобы служить классу Пуришкевичей, надо в решительные моменты истории (в мо­менты военного осуществления целей этого класса) помогать ему, или «не противодей­ ствовать войне». А в то же время «народ», «массу», «демократию» надо утешать хо­рошими словами: справедливость, мир, национальное освобождение, третейское разби­рательство международных конфликтов, братство народов, свобода, реформы, демо­кратия, всеобщее избирательное право и пр. И при этом обязательно бить себя в грудь, божиться и клясться, что «нас» «всего менее можно заподозрить в национализме», что «наши» идеи отличаются «полной неприкосновенностью к какой бы то ни было нацио­нальной исключительности», что мы только боремся против «распада государства»!

Вот как «это делается».

Вот как ведут политику либеральные интеллигенты...

Совершенно так же по сути дела, только в иной среде и в чуточку измененной фор­ме, ведут себя либеральные рабочие политики, начиная от «Нашей Зари», которая учит народ и пролетариат «не противодействовать войне», продолжая «Нашим Делом», ко­торое солидаризируется с взглядами гг. Потресова и К0 (№2, стр. 19) и Плеханова (№ 2, стр. 103), без единой оговорки перепечатывает однородные мысли Аксельрода (№2, стр. 107—ПО), продолжая далее Семковским, воюющим против «распада» в «Нашем Слове» и в «Известиях OK», кончая фракцией Чхеидзе и OK с Бундом, кото­рые горой стоят против «раскола» (с группой «Нашего Дела»). И все они за братство рабочих, за мир, за интернационализм, за что угодно, они подпишут все, что хотите, отрекутся миллионы раз от «национализма», —


276__________________________ В. И. ЛЕНИН

на одном «маленьком» условии: не нарушать «единства» с единственно реальной (из всей этой компании) русской политической группой, которая в журнале и газете учила и учит рабочих оппортунизму, национализму, непротиводействию войне. Вот как «это делается».

Написано в июне 1915 г.

Впервые напечатано в 1925 г. в журнале «На Ленинском Пути»

(специальный номер журнала                                                         Печатается по рукописи

«Спутник Коммуниста») Подпись: Η . Ленин


277

ГЛАВНЫЙ ТРУД НЕМЕЦКОГО ОППОРТУНИЗМА

О ВОЙНЕ

Книга Эдуарда Давида: «Социал-демократия в всемирной войне» (Берлин, изд. «Vorwärts», 1915) дает хорошую сводку фактов и доводов, относящихся к тактике офи­циальной германской с.-д. партии в теперешней войне. Нового в книге нет ничего для людей, следивших за оппортунистической и вообще немецкой с.-д. литературой. Но, тем не менее, книга очень полезна и не только как справочник. Кто хочет серьезно вду­маться во всемирно-исторический крах немецкой социал-демократии, кто хочет дейст­вительно понять, как и почему из передовой партии социал-демократии «вдруг» (якобы вдруг) получилась партия лакеев немецкой буржуазии и юнкеров, кто хочет внима­тельно вникнуть в значение ходячих софизмов, служащих для оправдания и прикрытия этого краха, — тому скучная книга Э. Давида не покажется скучной. В сущности, у Да­вида есть известная цельность взглядов и убежденность либерального рабочего поли­тика, чего нет, например, ни капли у лицемерного и держащего «нос по ветру» Каут­ского.

Давид — оппортунист насквозь, давний сотрудник немецкого «Нашего Дела» — «Социалистического Ежемесячника», автор толстой книги по аграрному вопросу, в ко­торой нет ни грана социализма и марксизма215. Что подобный субъект, вся жизнь кото­рого посвящена буржуазному развращению рабочего движения, мог стать одним из многих, столь же оппортунистических,


278__________________________ В. И. ЛЕНИН

вождей партии, депутатом и даже членом правления («форштанда») немецкой с.-д. парламентской фракции, это уже одно наводит на серьезные мысли о том, как давно, глубоко и сильно шел процесс гниения в германской социал-демократии.

Научного значения книга Давида не имеет никакого, ибо даже поставить вопроса ав­тор не может или не хочет, — именно: вопроса о том, как главные классы современного общества подготовляли, выращивали, создавали в течение десятилетий свое тепереш­нее отношение к войне такой-то политикой, коренящейся в таких-то классовых инте­ресах. Давиду совершенно чужда даже мысль о том, что без такого исследования нече­го и толковать о марксистском отношении к войне и что только такое исследование может служить базой для изучения идеологии разных классов в отношении к войне. Да­вид — адвокат либеральной рабочей политики, приспособляющий все свое изложение и все свои аргументы к тому, чтобы повлиять на рабочую аудиторию, чтобы скрыть от нее слабые пункты своей позиции, чтобы сделать либеральную тактику приемлемой для рабочих, чтобы придушить пролетарски-революционные инстинкты возможно большим количеством авторитетных примеров «тактики социалистов в западных госу­дарствах» (заглавие VII главы книги Давида) и т. д., и т. п.

Поэтому весь идейный интерес, представляемый книгой Давида, сводится к тому, чтобы проанализировать, как должна буржуазия разговаривать с рабочими, дабы вли­ять на них. Суть идейной позиции Э. Давида с этой (единственно правильной) точки зрения сводится к его положению: «значение нашего голосования» (за военные креди­ты) — «не за войну, а против поражения» (стр. 3, оглавление и много отдельных мест книги). Это — лейтмотив всей книги Давида. К этому «подогнаны» и примеры того, как Маркс, Энгельс, Лассаль относились к национальным войнам Германии (гл. II), и данные о «гигантской завоевательной политике держав тройственного согласия» (гл. IV), и дипломатическая история войны (гл. V), сведенная к обелению Германии


_______________ ГЛАВНЫЙ ТРУД НЕМЕЦКОГО ОППОРТУНИЗМА О ВОЙНЕ______________ 279

на основании смехотворно ничтожного и столь же смехотворно несерьезного офици­ального обмена телеграмм накануне войны, и т. д. В особой главе (VI), «Размеры опас­ности», приводятся соображения и данные о перевесе сил у тройственного согласия, о реакционности царизма и пр. Давид, разумеется, вполне за мир. Предисловие к своей книге, помеченное 1 мая 1915 г., автор кончает лозунгом «Мир на земле!». Давид, ра­зумеется, интернационалист: немецкая социал-демократия, видите ли, «не изменила духу Интернационала» (8), она «боролась с ядовитым посевом ненависти между наро­дами» (8), «с первого же дня войны она заявляла о принципиальной готовности к миру по достижении безопасности своей страны» (8).

Книга Давида показывает особенно наглядно, что либеральные буржуа (и их агенты в рабочем движении, т. е. оппортунисты) готовы, чтобы влиять на рабочих и на массы вообще, расписаться сколько угодно раз в своем интернационализме, в принятии ло­зунга мира, в отречении от завоевательных целей войны, в осуждении шовинизма и пр. и т. п. Все, что угодно, — кроме революционных действий против своего правительст­ва; все, что угодно, — лишь бы «быть против поражения». И в самом деле, эта идеоло­гия, говоря языком математики, как раз необходима и достаточна для одурачения ра­бочих: меньшего невозможно им предложить, ибо нельзя повести за собой массы, не обещая им справедливого мира, не пугая их опасностью нашествия, не клянясь в верно­сти интернационализму; большего не надо предлагать, ибо большее — т. е. захват ко­лоний, аннексия чужих земель, грабеж побежденных стран, достижение выгодных тор­говых договоров и т. п. — будет проводить не либеральная буржуазия непосредствен­но, а империалистски-милитаристская, военно-правительственная клика после войны.

Роли распределены правильно: правительство и военная клика, опираясь на милли­ардеров, на всю «деловую» буржуазию, ведет войну, — а либералы утешают и одура­чивают массы национально-оборонительной идеологией войны, посулами демократи­ческого мира и т. д.


280__________________________ В. И. ЛЕНИН

Идеология либеральных, гуманных, пацифистских буржуа и есть идеология Э. Давида, как и русских оппортунистов из OK, борющихся против желательности поражения, против распада России, за лозунг мира и т. п.

Принципиальная, иная, не либеральная тактика начинается только там, где начина­ется решительный разрыв со всеми видами оправдания участия в войне, где на деле ве­дется политика пропаганды и подготовки революционных действий, во время войны и используя затруднения войны, против своего правительства. Давид подходит к этой грани, настоящей грани между буржуазной и пролетарской политикой, но подходит только для того, чтобы замять неприятную тему. Он вспоминает несколько раз Базель­ский манифест, но заботливо обходит все революционные места его, он вспоминает, как Вальян в Базеле звал «к военной стачке и к социальной революции» (стр. 119), но только для того, чтобы защитить самого себя примером шовиниста Вальяна, а не для того, чтобы процитировать и разобрать революционные указания самой резолюции Ба­зельского конгресса.

Давид перепечатывает довольно большую часть манифеста нашего Τ TTC в том числе его главный лозунг, превращение империалистской войны в гражданскую, но только для того, чтобы объявить эту, «русскую», тактику «безумием» и «грубым искажением решений Интернационала» (169, 172). Это, видите ли, эрвеизм (стр. 176): в книге Эрве «содержится вся теория Ленина, Люксембург, Радека, Паннекука и т. д.». Нет ли «эрве-изма», любезнейший Давид, в революционных местах Базельской резолюции и «Ком­мунистического Манифеста»? Воспоминание об этом последнем так же неприятно для Давида, как для Семковского напоминающее о нем название нашего журнала. Что «ра­бочие не имеют отечества», это положение «Коммунистического Манифеста», по убе­ждению Давида, «давно опровергнуто» (стр. 176 и др.). По вопросу о национальности Давид в целой, заключительной, главе преподносит самый пошлый буржуазный вздор о «биологическом законе дифференцирования» (! !) и т. п.


_______________ ГЛАВНЫЙ ТРУД НЕМЕЦКОГО ОППОРТУНИЗМА О ВОЙНЕ______________ 281

Интернациональное не значит антинациональное, мы за право наций на самоутвер­ждение, мы против насилия над слабыми нациями — уверяет Давид, не понимая (или, вернее, прикидываясь, будто он не понимает) того, что именно оправдывать участие в империалистской войне, именно ставить в этой войне лозунг «против поражения», зна­чит быть не только антисоциалистическим, но и антинациональным политиком. Ибо современная империалистская война есть война великодержавных (= угнетающих це­лый ряд других наций) народов ради угнетения новых наций. Нельзя быть «националь­ным» в империалистской войне иначе, как будучи социалистическим политиком, т. е. иначе, как признавая право угнетенных наций на освобождение, на отделение от угне­тающих их великих держав. В эпоху империализма не может быть иного спасения для большинства наций мира, как революционное действие пролетариата великодержав­ных наций, выходящее за рамки национальности, ломающее эти рамки, свергающее ин­тернациональную буржуазию. Без такого свержения останутся великодержавные на­ции, то есть останется угнетение девяти десятых наций всего мира. А такое свержение ускорит в громадных размерах падение всех и всяких национальных перегородок, не уменьшая этим, а в миллионы раз увеличивая «дифференцирование» человечества в смысле богатства и разнообразия духовной жизни и идейных течений, стремлений, от­тенков.

Написано в июне июле 1915 г.

Впервые напечатано 27 июля 1924 г.

в газете «Правда» № 169                                                            Печатается по рукописи


282

ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ

ЛЕВЫХ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ К ПЕРВОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ216

Современная война порождена империализмом. Капитализм достиг этой наиболее высокой стадии. Производительные силы общества и размеры капитала переросли уз­кие рамки отдельных национальных государств. Отсюда — стремление великих держав к порабощению чужих наций, к захвату колоний, как источников сырья и мест вывоза капитала. Весь мир сливается в один хозяйственный организм, весь мир разделен меж­ду горсткой великих держав. Объективные условия социализма вполне созрели, и тепе­решняя война есть война капиталистов за привилегии и монополии, которые бы могли отсрочить крах капитализма.

Стремясь к освобождению труда от гнета капитала, отстаивая всемирное братство рабочих, социалисты борются против всякого угнетения и неравноправия наций. В эпоху, когда буржуазия была прогрессивна, когда на исторической очереди дня стояло свержение феодализма, абсолютизма, чуженационального гнета, социалисты, будучи всегда самыми последовательными и самыми решительными демократами, признавали в этом смысле и только в этом смысле «защиту отечества». И в настоящее время, если бы на востоке Европы или в колониях возникла война угнетенных наций против их уг­нетателей, великих держав, сочувствие социалистов было бы всецело на стороне угне­тенных.

Но теперешняя война порождена совсем иной исторической эпохой, когда буржуа­зия из прогрессивной


__________________________ ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ ЛЕВЫХ С.-Д.________________________ 283

стала реакционной. Со стороны обеих групп воюющих держав эта война есть война ра­бовладельцев за сохранение и укрепление рабства: за передел колоний, за «право» уг­нетать чужие нации, за привилегии и монополии великодержавного капитала, за увеко­вечение наемного рабства путем раскола рабочих разных стран и реакционного подав­ления их. Поэтому речи о «защите отечества» со стороны обеих воюющих групп есть обман народа буржуазией. Ни победа какой бы то ни было группы, ни возврат к status quo не может ни охранить свободы большинства наций мира от империалистского уг­нетения их горсткой великих держав, ни обеспечить рабочему классу даже теперешних его скромных культурных завоеваний. Эпоха сравнительно мирного капитализма ми­новала безвозвратно. Империализм несет рабочему классу неслыханное обострение классовой борьбы, нужды, безработицы, дороговизны, гнета трестов, милитаризма, по­литическую реакцию, которая поднимает голову во всех, даже самых свободных стра­нах.

Действительное значение лозунга «защиты отечества» в данной войне есть защита «права» «своей» национальной буржуазии на угнетение чужих наций, есть национал-либеральная рабочая политика, есть союз ничтожной части привилегированных рабо­чих со «своей» национальной буржуазией против массы пролетариев и эксплуатируе­мых. Социалисты, ведущие такую политику, на деле являются шовинистами, социал-шовинистами. Политика голосования военных кредитов, вступления в министерство, Burgfrieden и т. п., есть измена социализму. Оппортунизм, взращенный условиями миновавшей «мирной» эпохи, дозрел теперь до полного разрыва с социализмом и стал прямым врагом освободительного движения пролетариата. Рабочий класс не может достигнуть своих всемирно-исторических целей, не ведя самой решительной борьбы с откровенным оппортунизмом и социал-шовинизмом (большинство

— прежнему положению. Ред. — гражданского мира. Ред.


284__________________________ В. И. ЛЕНИН

социал-демократических партий Франции, Германии, Австрии, Гайндман, фабианцы и тред-юнионисты в Англии, Рубанович, Плеханов и «Наша Заря» в России и т. д.), как и с так называемым «центром», сдавшим позицию марксизма шовинистам.

Базельский манифест 1912 г., единогласно принятый социалистами всего мира в предвидении именно такой войны между великими державами, которая теперь насту­пила, определенно признал империалистский, реакционный характер этой войны, зая­вил, что считает преступлением, чтобы рабочие одной страны стреляли в рабочих дру­гой, и провозгласил приближение пролетарской революции именно в связи с этой вой­ной. И действительно, война создает революционную ситуацию, порождает революци­онные настроения и брожения в массах, вызывает повсюду в лучшей части пролетариа­та сознание гибельности оппортунизма и обостряет борьбу с ним. Растущее в трудя­щихся массах желание мира выражает их разочарование, крах буржуазной лжи о защи­те отечества, начало прояснения революционного сознания масс. Используя это на­строение для своей революционной агитации, не останавливаясь в своей революцион­ной агитации перед соображением о поражении «своего» отечества, социалисты не бу­дут обманывать народ надеждой на возможность скорого, сколько-нибудь прочного, демократического, исключающего угнетение наций, мира, разоружения и т. п. без ре­волюционного низвержения теперешних правительств. Только социальная революция пролетариата открывает дорогу к миру и свободе наций.

Империалистская война открывает собой эру социальной революции. Все объектив­ные условия новейшей эпохи ставят на очередь дня революционную массовую борьбу пролетариата. Долг социалистов — не отказываясь ни от единого средства легальной борьбы рабочего класса, соподчинить их все этой насущной и главнейшей задаче, раз­вивать революционное сознание рабочих, сплачивать их в интернациональной револю­ционной борьбе, поддерживать и двигать вперед всякое револю-


__________________________ ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ ЛЕВЫХ С.-Д.________________________ 285

ционное выступление, стремиться к превращению империалистской войны между на­родами в гражданскую войну угнетенных классов против их угнетателей, войну за экс­проприацию класса капиталистов, за завоевание политической власти пролетариатом, за осуществление социализма.

Написано ранее 13 (26) июля 1915 г.

Впервые напечатано в 1930 г.
в Ленинском сборнике XIV                                                             Печатается по рукописи


286

О ПОРАЖЕНИИ СВОЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ИМПЕРИАЛИСТСКОЙ ВОЙНЕ

Революционный класс в реакционной войне не может не желать поражения своему правительству.

Это — аксиома. И оспаривают ее только сознательные сторонники или беспомощ­ные прислужники социал-шовинистов. К числу первых принадлежит, например, Сем­ковский из OK (№ 2 его «Известий»). К числу вторых Троцкий и Буквоед, а в Германии Каутский. Желание поражения России, — пишет Троцкий, — есть «ничем не вызывае­мая и ничем не оправдываемая уступка политической методологии социал-патриотизма, который революционную борьбу против войны и условий, ее породив­ших, подменяет крайне произвольной в данных условиях ориентацией по линии наи­меньшего зла» (№ 105 «Нашего Слова»).

Вот — образец надутых фраз, какими Троцкий всегда оправдывает оппортунизм. «Революционная борьба против войны» есть пустое и бессодержательное восклицание, на которое такие мастера герои II Интернационала, если под ней не разуметь револю­ционные действия против своего правительства и во время войны. Достаточно чуточку подумать, чтобы понять это. А революционные действия во время войны против своего правительства, несомненно, неоспоримо, означают не только желание поражения ему, но на деле и содействие такому поражению. (Для «проницательного читателя»: это во­все не значит, что надо «взрывать мосты», устраивать неудачные военные стачки и во­обще помогать правительству нанести поражение революционерам.)


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!