Патриархальная и матриархальная семья 5 страница



Общая тенденция развития функций семьи может быть сформулирована следующим образом. По мере того как некоторые старые социально-экономические функции семьи отмирают или приобретают подчиненное значение, все большая ценность придается психологической близости, интимности между членами семьи, особенно супругами. Это повышает автономию и значимость каждого отдельного члена семьи и идет параллельно повышению индивидуальной избирательности брака.

Функция социализации по-прежнему сохраняет свое исключительное значение. Семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. В дальнейшем он будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций. Первичная социализация детей в семье, особенно в сфере интимности и доверительности детско-родительских отношений, не имеет аналогов в других типах неформальных групп. Если бы даже система образования была совершенной, она не в состоянии обеспечить ребенка той особой родительской заботой и любовью, которые присутствуют в семье.

В связи с информатизацией общества серьезные изменения претерпевает репродуктивная функция семьи.

38

Дело в том, что информационное производство предъявляет высокие требования к таким характеристикам работника, как интеллект, общая культура, здоровье, работоспособность, восприимчивость к новому и т. д. Качество подготовки ребенка к жизни и труду в информационном обществе во многом зависит от усилий родителей. Поэтому усиливается тенденция сознательного ограничения рождаемости. Имеются и противоположные прогнозы: задачу подготовки высокообразованного и квалифицированного работника полностью возьмут на себя другие социальные институты.

Возрастает удельный вес персоналитарной функции. В семье создаются условия для развития творческого потенциала детей и взрослых. Особой ценностью признаются права и свободы личности.

История каждой отдельной семьи также доказывает, что цели ее существования не остаются неизменными.

Во-первых, со временем трансформируются потребности членов семьи. Например, у супругов пожилого возраста наблюдается снижение половой активности и ослабление интереса к сексуальной сфере, сочетающееся с постепенным регрессом либидо до уровня эротической, а затем и платонической стадий.

Во-вторых, семья развивается поэтапно, и в каждый момент жизненного цикла семьи какая-либо ее функция выходит на передний план. Задача молодоженов — осуществить дифференциацию от родительской семьи. С появлением малыша им предстоит осваивать родительские роли, содержание которых будет меняться по мере взросления ребенка.

Для любого человека, входящего в состав семьи, она обладает функциональной ценностью. Психологи обращают внимание и на другой аспект. Каждый член семьи занимает в ней определенную «экологическую» нишу, то есть выполняет необходимые для поддержания баланса системы функции. Говорят о функциональной ценности отдельного члена семьи. Потенциальная конфликтность семьи может быть связана с нарушениями этого параметра. Рассогласования возникают в ряде случаев:

· функциональная ценность члена семьи понимается по-разному;

· функция выполняется не полностью или искажается;

· поведение члена семьи игнорируется или используется нежелательное для него подкрепление;

· функция не соответствует индивидуальным особенностям члена семьи;

· требуется резкое изменение обязанностей.

39

Люди весьма активны в восприятии и осмыслении своей семейной ситуации. Их интерпретации, как правило, отличаются друг от друга. Если вести речь о семейной ситуации развития ребенка, то она не тождественна той, которую воспринимают и обрисовывают взрослые. Взаимопонимание достигается благодаря доверительности отношений и ведению повседневного диалога. Родителям необходимо научиться прогнозировать последствия своих воздействий на ребенка.

К сожалению, есть семьи, не выполняющие своего предназначения. В них люди движимы взаимным раздражением, стремлением подавить партнера, холодностью или отчужденностью. Используется понятие «дефункционализация семьи». Дефункционализация наиболее заметно выражается в снижении роли, которую дом играет в семейной жизни. Дом лишается своей функции места работы, взаимодействия и отдыха, члены семьи появляются в нем только для еды и сна. Теряется смысл совместного существования. Однако взгляд на семью только с точки зрения ее недостатков был бы односторонним. Семья обладает способностью к восстановлению и помощи самой себе.

5. ТИПЫ СЕМЕЙ

Семья и брак — культурно-исторические явления, претерпевшие значительные изменения в процессе развития человечества. Эти изменения нашли свое выражение в различных типах брачно-семейных отношений.

Представленные типологии семей можно разделить на две группы. К первой группе относятся типологии, учитывающие различия семейных структур. Назовем часто используемые основания для выделения типов семьи и брака и соответствующие им категории семей.

Ø Принадлежность супругов к определенной социальной общности:

§ эндогамия;

§ экзогамия.

Ø Количество брачных партнеров:

§ моногамия;

§ полигамия;

§ серийная моногамия.

40

Ø Юридическое оформление брачных отношений:

§ официально зарегистрированный брак;

§ фактический («гражданский») брак.

Ø Структура власти в семье:

§ традиционная патриархальная;

§ традиционная матриархальная;

§ неопатриархальная;

§ неоматриархальная;

§ эгалитарная.

Ø Количество поколений в семье:

§ однопоколенная;

§ нуклеарная;

§ многопоколенная (расширенная, большая, сложная).

Ø Наличие родителей:

§ полная;

§ неполная (материнская и отцовская);

§ функционально неполная («квазинеполная»);

§ особая (сложноорганизованная, смешанная ), в том числе бинуклеарная.

Ø Количество детей в семье:

§ малодетная;

§ среднедетная;

§ многодетная.

Вторая группа типологий охватывает особенности функционирования семей, и прежде всего качество семейной жизни. В этом случае основаниями для типологий выступают следующие признаки.

Ø Качество выполнения семейных функций:

§ нормально функционирующая;

§ дисфункциональная.

Ø Состояние психологического комфорта:

§ благополучная;

§ неблагополучная.

Ø Способность продуктивно разрешать семейные проблемы:

§ зрелая;

§ проблемная.

Ø Удовлетворенность супругов своим браком:

§ оба удовлетворены браком;

§ один из супругов удовлетворен браком, другой нет;

§ оба не удовлетворены браком.

41

Эта группа типологий будет подробно охарактеризована в главе, посвященной проблемным семьям.

Представления о структуре семьи лежат в основе большинства типологий, позволяющих выяснить происхождение и доминирование той или иной формы брака, понять своеобразие брачно-семейных отношений.

Эндогамия и экзогамия

В первую очередь остановимся на рассмотрении таких форм брака, как эндогамия и экзогамия. Эндогамия — такой брак, который могут заключить только мужчины и женщины, принадлежащие к одной и той же социальной группе или общности. Этот тип брака характерен для сословных и кастовых обществ. К примеру, выходцы из дворянских семей сочетались браком только с представителями своего сословия. Сама процедура предбрачного ухаживания способствовала установлению знакомства в социально однородной среде. Крестьянские «вечерки», праздники в честь именин у разночинцев, танцевальные балы дворянства и купечества — все это имело сходные матримониальные цели.

В определенных культурах социальная дистанция между расовыми, религиозными, классовыми группами, а в Индии, например, между кастами, особенно велика. Этнокультурные группы допускают существование других культурных и этнических групп, но «на расстоянии». Это психологическое расстояние необходимо им для сохранения позитивного образа «мы». Люди могут обладать низкой толерантностью по отношению к индивидам или группам с отличающимися идеями или поступками. В то же время любые группы имеют право сохранить свою индивидуальность, если они этого желают.

Какова распространенность эндогамных браков в современном индустриальном обществе? Самые высшие и самые низшие социальные группы практикуют жесткую эндогамию. Члены высшего общества — представители кабинета министров, директора банков, фирм и компаний — прибегают к бракам по расчету с людьми своего круга. Слияние собственности и социальных статусов содействует укреплению власти, а брак превращается в символ этого объединения. Если брак заключается как сделка, то его основой служит имущественное и социальное равенство.

42

В целях защиты семейных интересов родители могут настаивать на том, чтобы дети вступали в брак в пределах своего социального слоя.

Эндогамные браки соответствуют принципу социальной гомогенности. И в обыденном сознании, и в научных концепциях социальная гомогенность (близость социально-экономических статусов жениха и невесты, одинаковость вероисповеданий, примерно равное образование и отсутствие резких возрастных перепадов) выступает фактором успешности и стабильности брака. Принято считать, что в гомогенных союзах легче достичь взаимопонимания, общности интересов и ценностей, согласовать представления о семейном укладе, поддерживать традиции и ритуалы поведения. Анализируя различия в возрасте супругов, можно сделать вывод, что, если разница в возрасте превышает 10 лет, такие семьи распадаются чаще. Различия в каждодневных привычках, взглядах, способах самовыражения, образе жизни, степени и характере активности могут привести к разладу. Супруг(а), старший(ая) по возрасту, часто выполняет роль «отца» или «матери». Рано или поздно такая роль перестает устраивать кого-либо из партнеров. Обращается внимание на различные темпы изменения свойств личности, более быстрые в молодости и медленные в зрелом возрасте. Нужно учитывать и неотвратимость биологического старения. Семейный консультант называет и общую причину проблемности «неравных» браков: человеку с большим трудом удается понять, почему другому нравится не то, что ему; почему тот, другой, вообще отличается от него.

Интересные данные по России продемонстрировал В.М. Медков: никогда не состоявшие в браке предпочитают вступать в брак с себе подобными, у разведенных эта тенденция в 2 раза сильнее, у овдовевших — почти в 10 раз. Одна из самых высоких вероятностей заключения брака с себе подобными относится к супругам с самым низким, начальным образованием.

В истории человечества широко встречается и экзогамия. Следуя нормам такого рода брака, партнеров для него выбирают за пределами своей общности. Привлекательность экзогамии для отдельной личности состоит в расширении возможностей самостоятельного выбора спутника жизни. Экзогамный брак способствует интеграции членов общества, делает более открытыми и пластичными границы между различными социальными группами.

43

Но в этом случае могут возникнуть трудности принятия другого образа жизни. Человек, оказавшийся в иной среде, поставлен перед необходимостью овладения новыми нормами, ценностями, предписаниями, ритуалами поведения, охватывающими и регламентирующими практически все стороны жизнедеятельности. Согласно «гипотезе контакта», непосредственное взаимодействие между представителями различных групп снижает стереотипность оценок и суждений, создает климат взаимопонимания и доверия. Однако не всякие контакты однозначно и прямо ведут к улучшению взаимодействия. Предшествующая напряженность в отношениях, недостаток информации друг о друге, отрицательные установки и предубеждения могут усилить агрессивность и враждебность. Следовательно, экзогамный брак должен основываться на межкультурной терпимости. Доказано и обратное влияние: «открытое» общество, с развитыми внешними миграциями, более толерантно, чем то, в котором люди имеют ограниченные контакты лишь с немногими культурами.

Все изложенное имеет непосредственное отношение к межнациональным бракам. Если в 50-е — 80-е годы в СССР наблюдался рост числа межнациональных браков, то сейчас у ряда этносов крепнет стремление оградить от «чужих» свои репродуктивные институты. Этнические процессы, включая образование и функционирование смешанных браков, находятся под влиянием двух тенденций: интернационализации жизни и развития национального самосознания и национально-государственного обособления. Межнациональные семьи — реальность российского общества. Такие семьи проявляют национальную терпимость; дети, воспитывающиеся в них, как правило, лишены национализма и шовинизма, противопоставления «своей» и других наций. И языками дети владеют обычно двумя или более. Межнациональные браки порождают слой людей духовно, морально и информационно более богатых, синтезирующих пласты различных национальных культур.

Согласно социодемографической статистике, межнациональные браки присущи всем социальным категориям. Обычно люди, создавая семью, стремятся к собственному счастью, а не к сохранению нации и не склонны гипертрофировать национальный фактор в области семейной жизни. Вместе с тем, среди смешанных пар основную часть составляют союзы между представителями близких культур, например, русскими и украинцами, татарами и башкирами.

44

Мнения людей о межнациональных браках часто противоречивы, эмоционально окрашены, носят иррациональный характер. Многие считают гетерогенный брак личным делом, проблемой отдельной личности или семьи. Подчеркивается значение такого объединения с точки зрения обогащения культурного опыта людей. С другой стороны, в смешанных браках видится угроза этнической идентичности, возможность утраты национальной самобытности.

Ряд факторов препятствует созданию семьи с человеком другой национальности: религиозные предписания, нежелание приспосабливаться к чужим обычаям, жить в непривычной среде, неодобрение ближайших родственников, друзей и соседей. И молодое поколение, и родители нередко ставят возможность вступления в брак с человеком иной этнической принадлежности в зависимость от того, кто он по национальности. При этом проявляются как устойчивые предпочтения, так и явное отвержение определенных национальностей. Однако этнические установки, в том числе и по отношению к гетерогенным бракам, можно изменить в сторону их большей лояльности.

Полигамия и моногамия

В качестве другого критерия типологии брака и семьи служит количество брачных партнеров. В этом случае различают моногамию — брак, заключаемый между одним мужчиной и одной женщиной, и полигамию — брак, включающий в себя несколько партнеров. Полигамия подразделяется на два варианта: полигиния (многоженство) — брак одного мужчины с двумя и более женщинами, и полиандрия (многомужество) — брак нескольких мужчин с одной женщиной.

Существование полигамии может быть объяснено с позиций социобиологии, которая усматривает в таком браке эво-люционно-генетическую преемственность с брачным поведением высших приматов. Подчеркивая различия врожденных стратегий сексуального поведения женских и мужских особей, предполагается, что тенденция к полигамии свойственна скорее мужчинам. Заметим, что общественное мнение более терпимо относится к подобной активности мужчин, а женщине отводится роль «верной супруги и хорошей матери», для выполнения которой лучше всего подходит моногамия.

45

Полигамия нарушает естественную, примерно одинаковую пропорцию мужчин и женщин в обществе. В истории человечества известны ситуации, когда высокая смертность мужчин или женщин приводила соответственно к многоженству или многомужеству.

Возможны и скрытая форма двоеженства, и союз замужней женщины с холостым мужчиной.

Г. Ha в a й muc приводит случай из практики психологического консультирования - историю Тадаса и Елены, имевших общего ребенка. Искатели сильных впечатлений, они нуждались именно в «запрещенной» любви. Законную супругу Тадаса эта система взаимоотношений тоже устраивала, поскольку позволяла достичь полной власти в семье. Тадас на этом не остановился. Утратив остроту ощущений, он заводит знакомство с девушкой Лаймой, живущей в ожидании «сильных и необычных чувств». Для Тадаса количество завоеванных им женщин являлось критерием его жизненного успеха, средством его самоутверждения. Однако для другого человека двойственность его статуса как брачного партнера чревата эмоциональным напряжением и непредсказуемостью последствий.

Полигамия порождает ревность и соперничество как среди мужчин, так и среди женщин. Поэтому ее прочность зависит от потенциала автономии мужчины, адаптационных возможностей женщины, от эмоциональной устойчивости и способности к компромиссам. Велико и влияние традиций, например у народов, исповедующих ислам.

Моногамия преобладает в большинстве известных обществ, является социально-прогрессивной формой брака и имеет значительный эволюционный потенциал. Развитие брака происходило по линии накопления нормативных ограничений сексуальной свободы, а следовательно, уменьшения числа лиц, с которыми индивид мог вступать в половые отношения. Своим возникновением моногамия обязана экономическим причинам. Утвердилось право собственности мужчины — мужа и отца, было введено определение происхождения по мужской и право наследования по отцовской линии, обеспечивалось рождение достоверно известных детей-наследников.

46

Общество по-разному оценивает мужчину и женщину, и эта оценка производится на основе экономического статуса. Появляются основания для господства в семье мужа — «добытчика» и «кормильца».

Классическая моногамия есть пожизненное единобрачие, в брак вступает отдельная пара раз и на всю жизнь, связав себя взаимными обязательствами. Тем самым у супругов и их окружения поддерживается чувство прочности брачных уз, но не предотвращаются случаи супружеской неверности. Основное требование к традиционной моногамии — единство брачности, сексуальности и прокреации, а также их заданная последовательность. Нарушениями норм являлись сексуальные контакты до брака, рождение ребенка вне брака, самоценность сексуальных отношений мужа и жены, сексуальная инициативность женщины. За несоблюдение этих правил полагались различные по степени суровости санкции. В этих условиях семья обладала монополией на регулирование сексуальных отношений и на воспроизводство детей.

Поначалу супружеский союз создавался на основе предварительного соглашения между родителями жениха и невесты. В России во второй половине XIX в. начинает практиковаться женитьба по взаимной склонности. Наличие неэкономических мотивов заключения брака укрепляет моногамию.

В психологическом смысле моногамия строится на основе избирательности восприятия и отношения к партнеру: далеко не всем людям мы симпатизируем, и не во всяком межличностном контакте возникает чувство взаимного притяжения. Даже любимого человека мы не обязательно воспринимаем как будущего супруга. При выборе спутника жизни каждый человек руководствуется собственными психологическими критериями, ориентируется на особое сочетание качеств. Оцениванию подвергаются внешний облик и манера поведения, интересы, взгляды и жизненное кредо, психодинамические свойства и черты характера партнера. Известно, что межличностная привлекательность поддерживается параметрами, которые представляют для индивида значительную ценность или вызывают у него надежды на благоприятное развитие отношений с партнером. При этом наблюдается индивидуализация вкуса: то, что одному человеку представляется привлекательным, для другого оказывается неприемлемым.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!