Методика развития координационных способностей.
При развитии координационных способностей педагогу приходится решать как общие, так и частные задачи, определение которых осуществляется на основе компонентов, характеризующих качество управления различными видами двигательных действий (рис. 11.2).
Так, например, общая задача: «Совершенствовать способность к дифференцированию временных параметров движения», предполагает решение следующих частных задач:
- развивать способность к дифференцированию длительности всего движения;
- развивать способность к дифференцированию длительности отдельных фаз движения;
- развивать способность к дифференцированию темпа движения.
Для развития координационных способностей применяются упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию, упорядочиванию движений, организации их в единое целое. Они должны:
иметь необходимую координационную трудность, сложность для занимающихся;
содержать элементы новизны, необычности;
отличаться большим многообразием форм выполнения движений и неожиданностью решений двигательных задач;
включать задания по регулированию, контролю и самооценке различных параметров движений, путем активизации работы отдельных анализаторов, либо с "выключением" их деятельности.
Рассмотрим методику развития некоторых координационных способностей. Совершенствование "чувства времени", "чувства пространства" и "чувства мышечных усилий". Совершенствование координационных способностей происходит на основе развития точности дифференцирования (различения) направления, амплитуды, времени, темпа и скорости движений, интенсивности мышечных усилий и других характеристик. Способность тонко дифференцировать отдельные признаки движений во многом зависит от степени развития у человека зрительных, слуховых, тактильных и особенно мышечно-двигательных ощущений или,
|
|
как нередко говорят от способности к кинестетическому различению. Кинестезию называют также «мышечным чувством».
В процессе совершенствования этой способности формируются такие восприятия и представления как "чувство пространства", "чувство времени", "чувство развиваемых усилий" и др., от уровня развития которых зависит эффективность овладения техникой, тактикой и способность управления своими движениями в целом.
Следует отметить, что точность анализа усилий заметно уступает точности анализа длительности движений, а последняя - точности различения их пространственных признаков.
Рис. 11.2 Компоненты классификации задач развития координационных способностей (по О. А. Семкиной)
|
|
Каждый вид спортивной деятельности представляет различные требования к способностям человека определять те или иные параметры движений. Совершенствование специализированных восприятий в этом случае осуществляется в процессе выполнения разнообразных упражнений.
"Чувство времени", например, - точное восприятие продолжительности выполнения того или иного компонента деятельности (времени преодоления дистанции, времени реагирования на какой-либо сигнал, времени полетной фазы в прыжках в воду, времени броска в баскетболе или рывка штанги и т.п.) очень важно во многих, если не во всех видах двигательной деятельности.
Упражнения, направленные на развитие "чувства времени" в большинстве случаев основаны на сравнении субъективно оцениваемого и истинного времени, затрачиваемого на выполнение какого-либо задания. Выявляется временная ошибка с учетом ее знака ("+" или"-"). Величина ошибки и позволяет судить о степени развития "чувства времени" у конкретного индивида. В процессе совершенствования способности различать временные параметры используются разнообразные упражнения.
Установлено, что спортсмены-бегуны, использующие в тренировочных занятиях приемы сравнительной оценки, обладают лучшей точностью восприятия времени. Менее точны бегуны, пользовавшиеся дифференцированной оценкой и, наконец, еще менее точно оценивают время бегуны, ориентирующиеся лишь на суммарную оценку.
|
|
Примеры двигательных заданий
1. Преодоление дистанции 400 м с произвольной скоростью за 76 с, те. в заданное время. После прохождения дистанции занимающиеся называют время, которое, по их ощущению затрачено.
2. Преодоление дистанции 400м за 76 с, с равномерной
скоростью, преодолевая каждые 200 м за 38 с. После прохождения дистанции ученик должен назвать время, затраченное на прохождение каждых 200 м.
3. Преодоление дистанции 400 м за 76 с, С разной скоростью: первые 200 м - за 40 с, вторые 200 м - за 36с. После прохождения дистанции занимающиеся должны дать сравнительную оценку времени, фактически затраченному на прохождение первого и второго отрезка.
4 Преодоление дистанции 400 м за время, которое будет на несколько секунд меньше или больше 76 с. Затем самооценка времени прохождения дистанции сопоставляется с фактическими данными.
Большое значение при формировании "чувства времени" в последнее время придается использованию в физическом воспитании и спорте различных технических и тренажерных устройств (метрономов, звуколидеров, приборов срочной информации и др.), позволяющих воспринимать, корректировать моделировать и программировать длительность, темп, ритм и другие временные характеристики движения.
|
|
К примеру, в спортивной ходьбе используется миниатюрное контрольно-информационное устройство (тензометрические стельки, электронные передающие и сигнальные элементы), закрепляемое на спортсмене, которое при нарушении двухо-порной фазы мгновенно начинает подавать световые или звуковые сигналы.
"Чувство пространства" связано с восприятием, оценкой и регулированием пространственных параметров движений: расстояния до какого-либо объекта (цели), размеров площадки или препятствий, амплитуды, направления, формы движения и т.п. Это, например, расстояние между боксерами во время поединка, расстояние между игроками и корзиной в баскетболе, направление, траектория полета волейбольного мяча, расстояние между ОЦТ и планкой при прыжках в высоту с разбега. В процессе целенаправленного совершенствования точности пространственных ощущений в том или ином виде деятельности мы тем самым совершенствуем и "чувство пространства", которое приобретает глубоко специализированный характер. Это находит свое выражение в "чувстве дистанции", "чувстве планки", "чувстве барьера" и в других тонко специализированных пространственных восприятиях. Точность активного воспроизведения угловых смещений в локтевом суставе, наиболее заметно развивается у детей в возрасте от 4 до 10 лет. К 13-14 годам зрительно-моторные функции, обеспечивающие точность многих двигательных действий (попадание, метание в цель и т.д.) достигают высокого уровня развития, приближаясь к показателям взрослого человека.
Роль сенсорных систем в формировании способности к ориентации в пространстве у детей по данным некоторых авторов различна. Ряд исследователей отмечают, что пространственная ориентация у детей 2-7 лет опирается на зрительную, затем вестибулярную и, наконец, слуховую афферентацию. Кинестетические сигналы при этом не имеют большого значения. Иной точки зрения на участие кинестезии в пространственной ориентации придерживается B.C. Фарфель. Он утверждает, что важную роль при двигательной ориентировке детей в пространстве, наоборот, играет кинестетический контроль.
При развитии "чувства пространства" применяются следующие типы заданий:
• На точность воспроизведения эталонных пространственных характеристик в стандартных условиях. Например, точно воспроизвести определенное положение тела, форму, амплитуду и направление движений при многократном выполнении какого-либо гимнастического упражнения, в соответствии с принятым эталоном спортивно-технического мастерства.
• На точность варьирования каких-либо параметров в серии попыток в строго заданных пространственных границах. Можно выделить четыре варианта этих заданий:
1) С постепенным увеличением величины различий в пространственных характеристиках. Например, выполнение передачи мяча в футболе с 25, 30, 45 и 50 м.
2) С постепенным уменьшением величины различий заданных параметров движений. Скажем, броски баскетбольного мяча в корзину сначала с самой дальней дистанции, а затем - уменьшение от попытки к попытке расстояния до щита.
3) С чередованием резко контрастных упражнений, т.е. таких, которые характеризуются "грубым" и "тонким" дифференцированием пространственных параметров движений. К примеру, броски мяча в корзину с дальней дистанции и из-под щита.
4) С постепенным сближением величины грубых и тонких дифференцировок в оценке пространственных восприятий.
Как доказал рядом научных изысканий В. С. Фарфель, методика "сближаемых заданий" гораздо эффективнее, чем простое многократное повторение упражнения. Для успешного выполнения заданий используются различные методические приемы. В частности, моделирование заданных положений и перемещений тела на специальных макетах и муляжах; направленное прочувствование пространственных параметров движений на тренажерах, или с физической помощью преподавателя (партнера); введение в обстановку действия дополнительных предметных и символических ориентиров, указывающих направление, амплитуду и форму траектории движений, длину шагов, место отталкивания и приземления; мячей на подвесках; флажков, мишеней, щитов с разметкой, разграничительных линий в зале или на открытой площадке; экстренная сигнализация о величинах допущенных ошибок с помощью приборов срочной информации.
Важную роль в развитии "чувства пространства" играет направленное воздействие в процессе физического воспитания на функции анализаторов (зрительного, вестибулярного и др.). Точность различения силовых параметров движений свидетельствует об эффективности их управления. Для каждого возрастного этапа характерна своя специфика в развитии различных видов силовой точности. К примеру, наиболее интенсивно способность оценивать вес предметов возрастает от 8 до 10 лет. А способность воспроизводить заданную величину мышечного напряжения в изометрических условиях почти не меняется от 5 до 10 лет, лишь после 11 лет она начинает повышаться вплоть до 16 лет. По сравнению с детьми младшего школьного возраста у подростков точность дифференцирования мышечных усилий улучшается примерно в два раза.
Способность управления мышечными напряжениями. Средствами развития точности силовых параметров движений являются упражнения с отягощениями, при выполнении которых вес предметов дозируется определенным образом. Вместе с этим используются прыжки в высоту и в длину, метания снарядов различного веса, а также упражнения на тренажерах, позволяющих задавать ту или иную величину мышечного усилия.
Работа над повышением точности силовых параметров движений приводит к формированию «чувства мышечных усилий». Это чувство, которое в различных двигательных действиях приобретает довольно специфический характер. Методика развития способности к управлению силовыми параметрами движений основывается на сличении субъективной оценки развиваемого усилия с объективными результатами. Установлено, что в достаточно короткие сроки повысить уровень развития этой способности можно с помощью методов срочной объективной информации.
Совершенствование способности сохранять равновесие. Равновесие как компонент координационных способностей, - это сохранение устойчивого положения тела в условиях разнообразных движений и поз. Различают статическое и динамическое равновесие. Они мало коррелируют между собой.
Сохранение равновесия как в статике, так и в динамике, - одно из важнейших условий активного взаимодействия человека с внешней средой. Успех в профессиональной деятельности (например, строителей, монтажников, моряков) и в некоторых видах спорта (фигурном катании на коньках, гимнастике, акробатике, горнолыжном и парашютном спорте и т.п.) значительно определяется уровнем развития функции равновесия. Низкий уровень статокинетической устойчивости сопровождается ухудшением общего самочувствия, головокружением, тошнотой, рвотой и даже обморочными состояниями. Недостаточное развитие статокинетической устойчивости препятствует освоению техники движений, снижает степень проявления других физических способностей. У детей эта способность достигает уровня, характерного для взрослых, не занимающихся спортом, к 13-14 годам у мальчиков, и к 10-12 годам –у девочек.
Для развития статокинетической устойчивости применяются так называемые «упражнения на равновесие», при выполнении которых затруднено достижение устойчивости позы тела. В качестве таковых используются упражнения связанные:
• с балансированием в позах, отличающихся биомеханически невыгодным для их устойчивости взаиморасположением звеньев тела (например, в стойке на руках»);
•с сохранением позы тела в статических положениях и в сочетании с перемещением человека на повышенной, на уменьшенной подвижной наклонной опоре, затрудняющей сохранение равновесия (передвижение по гимнастическому бревну или по рейке гимнастической скамейки на носках с различным положением рук; ходьба по горизонтально подвешенному канату и т.д.);
• с сохранением статической и динамической устойчивости в условиях дополнительных помех (прохождение по гимнастической скамейке после выполнения серии кувырков или с закрытыми глазами и т.п.).
Известно, что при сохранении той или иной позы, тело человека не остается абсолютно неподвижным, оно все время колеблется. Человек как бы теряет на мгновение равновесие и вновь его восстанавливает. Сохранить устойчивость помогает такая регулировка равновесия, при которой при колебаниях тела проекция его ОЦТ (отвесная линия, опущенная из ОЦТ на опору) не выходила за пределы площади опоры.
Чем совершеннее функция равновесия у человека, тем быстрее он восстанавливает позу тела. По. мере улучшения равновесия происходит уменьшение амплитуды (размаха) колебаний тела и увеличение их частоты.
С целью повышения статокинетической устойчивости, особенно с детьми школьного возраста, следует применять разнообразные подвижные и элементарно-спортивные игры. Скажем, такие как: "Совушка", "Бой петухов" и др.
Кроме этого, важное место при развитии равновесия занимают упражнения, избирательно направленные на совершенствование функций вестибуляторного аппарата, которые выполняются на различного рода вспомогательных устройствах и специальных тренажерах - подвесные качели, мопеды, циклопеды и лопинги, центрифуги и др.
В настоящее время применяется активный, пассивный и комбинированный (смешанный) методы тренировки статокинетической устойчивости. При активном методе занимающиеся многократно выполняют специальные упражнения, направленные на адекватное раздражение вестибулярного аппарата (различные повороты, наклоны и круговые движения головой и туловищем, кувырки и др.). Пассивный метод дает значительный эффект при применении специальных приспособлений (кресло Барани, двухштанговые и четырехштанговые качели, лопинги, центрифуги и т.п.). Недостатком пассивного метода является то, что в процессе занятий может возникнуть перераздражение вестибулярного аппарата, особенно у лиц обладающих повышенной возбудимостью. Как следствие этого, - велика вероятность появления у них отрицательных эмоций и нежелания заниматься на снарядах.
Эффективным методом развития равновесия является комбинированный метод. Для стимулирования процесса совершенствования способности поддерживать равновесие целесообразно использовать соответствующие методические приемы (Табл. 11.2.).
Необходимо отметить, что упражнение на равновесие следует включать во вс
части урока. Их целесообразно чередовать другими упражнениями, чтобы развитие статокинетической устойчивости осуществлялось наряду с развитием всех остальных способностей.
Таблица 11.2.
Методические приемы, используемые при совершенствовании способности поддерживать равновесие (По Л. П. Матвееву)
Способы повышения требований к способности поддерживать равновесие | Примеры реализации приема в действиях |
Удлинение времени сохранения неустойчивой позы | Продление фазы неподвижной фиксации тела в позе "ласточка", в положении горизонтального наклона туловища назад в стойке на одной ноге, в стойке на руках и т.д. |
Временное исключение или ограничение зрительного самоконтроля | Статические упражнения и повороты на гимнастическом бревне или парные и групповые акробатические упражнения с повязкой на глазах. |
Уменьшение площади опоры | Статические и динамические упражнения на рейке гимнастической скамейки или на зауженном бревне, подскоки и другие перемещения на одной ноге. |
Увеличение высоты опорной поверхности или расстояния от центра тяжести тела до опоры | Передвижение и фиксация поз на ходулях; выполнение упражнений на гимнастическом бревне или брусьях увеличенной высоты |
Введение неустойчивой опоры | Упражнения на качающемся бревне, горизонтально подвешенном канате, скользящей на роликах площадке. |
Включение предварительных и сопутствующих движений, затрудняющих сохранение равновесия | Упражнения на качающемся бревне, горизонтально подвешенном канате, скользящей на роликах площадке. |
Введение сбивающего противодействия партнера | Перетягивание партнера в относительно неустойчивой стойке, приемы единоборства с задачей сохранить устойчивость позы. |
Использование условий внешней среды, усложняющих поддержание равновесия при перемещениях | Бег, передвижение на лыжах, езда на велосипеде по сильнопересеченной местности, при различном состоянии трассы, в затрудняющих погодных условиях. |
Совершенствование ритмических способностей. Важным фактором, характеризующим двигательную деятельность человека, является способность выполнять ритмические движения. Ритмичность, как сенсорномоторная способность человека, характеризуется строгим чередованием наиболее акцентированных и наименее акцентированных моментов движений в пространстве и времени. Ритм в движениях является объединяющим моментом, способствующим органической увязке различных элементов в единое целое. Умение правильно определить необходимый ритм движений также важно для преподавателя, как и умение оценивать скорость, темп передвижения, амплитуду (размах) и другие характеристики. Как только улавливается целесообразный ритм движений, резко улучшается спортивный результат. У занимающихся возникает ощущение неожиданной легкости, он понимает, что нашел нечто весьма важное, потому, что прилагая меньше усилий, чем раньше, достигает большего эффекта. Люди существенно различаются в способности улавливать и воспроизводить заданный ритм. Ритмичность выступает в качестве одного из показателей моторной одаренности. Эти способности определяются обычно двумя способами:
1. Когда человек выполняет ритмические движения в такт звуковым или другим сигналам (световым, тактильным), следующие друг за другом в определенной последовательности и через соответствующие интервалы времени.
2. Когда испытуемый воспроизводит заданный ритм в том или ином движении после прослушивания этих сигналов (т.е. по памяти). К примеру, путем его выстукивания палочками на румба-шариках, на барабане и т.п.
Показателем успешности в этих случаях является степень отклонения каких-либо параметров движений (пространственных, временных, силовых) от заданного ритмического эталона.
Доказано, что при оценке ритмических способностей детей целесообразно использовать не абсолютную ошибку воспроизведения заданного ритма, а трансформированную, учитывающую личный темп движения каждого ребенка в соответствующем тесте. Факторный анализ ритмических способностей детей 9-10 лет позволил выделить различные формы их проявления, в основе которых лежит точность восприятия и воспроизведения детьми интервалов между отдельными движениями и их соотношения. Обнаружено наличие двух относительно независимых ритмических способностей. Первые, главным образом, проявляются при равномерном, а вторые - при неравномерном совершении ритмических движений.
Ритмические способности тренируемы. Одним из важных условий их развития является направленное совершенствование у занимающихся музыкально-двигательного чувства, точности восприятия и отражения в движении тела длительности музыкальных звуков и их соотношений, точности восприятия и отражения метрических акцентов, способностей соразмерять усилия во времени и в пространстве, способностью согласовывать темп движений с темпом музыки, а также с темпом движений партнера (группы).
Средствами развития ритмичности могут быть:
• упражнения на месте, включающие в себя выполнение движений руками, ногами, головой и туловищем под счет, под музыкальный аккомпанемент, в соединении с чтением стихов;
• упражнения в движении - ходьба с хлопками в ладоши, ходьба и бег в постоянном темпе, с изменением темпа и направления движения под музыку - под команды преподавателя;
• танцевальные упражнения;
• импровизированные упражнения - двигательная импровизация по музыкальному и ритмическому образцу, свободный танец под современную музыку.
Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!