Образцы общения,поведения и воспитания

Культурология

Древние греки и римляне дали человечеству:

Образцовые языки

невозможно представить современную Западную культуру без греческого языка. Как язык первой развитой европейской литературы, философии, теоретической науки и медицины, греческий язык во многих существенных отношениях определил и образ мысли европейского человечества.

Греческий язык – это язык Нового Завета, язык, на котором апостолы и евангелисты рассказали миру о пришествии Христа и на котором проповедовали миру Его учение. На греческом языке созданы и величайшие памятники православной мысли – неисчерпаемые по глубине и богатству духовного опыта произведения, которые по праву входят в копилку всемирного духовного, культурного наследия.

Это язык, внесший неоценимый вклад в обогащение лексического запаса огромного количества других языков. Один из древнейших письменных языков мира и древнейший письменный язык с богатейшей литературной традицией на территории Европы, греческий оказал и продолжает оказывать многообразное прямое и косвенное воздействие почти на все языки Европы, а через них – на многие языки мира.

И поэтому значение и историческая роль этого необыкновенного языка несоизмеримы с его небольшой распространенностью на планете.

Греческий язык уникален. Его история насчитывает более двух тысячелетий. Когда говорят о греческом языке, у многих возникает ассоциация с древнегреческим. И это понятно, ведь именно на древнегреческим были созданы величайшие произведения античной культуры — «Илиада» и «Одиссея» Гомера, трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида, комедии Аристофана, бессмертные работы Геродота и Фукидида м многие другие.

Изучение латинского языка имеет общеобразовательное (общекультурное) значение. Благодаря политическим успехам римского государства, подчинившего большие территории в Западной Европе, Азии, Африке, латинский язык стал господствующим языком во всей Римской империи на протяжении длительного времени (даже после ее падения в 476 г. ). Местные диалекты, испытавшие на себе влияние латыни, стали слагаться в национальные – романские – языки. • Исключительна роль латинского языка в эпоху Возрождения (XIV-XVI века). Латинский язык – важнейшее средство международного и культурного научного общения. Вплоть до XVIII века латинский язык оставался языком дипломатии и международным языком науки. • Латинский язык – источник для образования международной общественно-политической и научной терминологии.

2.Великолепная литература

Греки создали и развили почти все литературные формы последующей европейской литературы и благодаря присущему им чувству симметрии и пропорции создали совершенные художественные формы. Большинство произведений классического периода были рассчитаны не на чтение, а на устное исполнение, поэтому они передают дух частной и общественной жизни греков с живой непосредственностью, какой лишены другие высокоразвитые литературы. У греков не было жреческой касты, которая бы имела монополию на мысль и слово, и религиозными и этическими проблемами занималась светская поэзия. Большое значение для литературы имел и сам греческий язык – мелодичный и гибкий, способный передавать тончайшие смысловые оттенки.

В древнегреческой литературе выделяют два периода: классический, приблизительно с 900 до н.э. до смерти Александра Великого (323 до н.э.), и александрийский, или эллинистический (с 323 по 31 до н.э. – дата битвы при Акции и падения последнего независимого эллинистического государства).

Литературу классического периода удобнее рассматривать по жанрам, в порядке их появления. 9 и 8 вв. до н.э. – эпоха эпоса; 7 и 6 вв. – время взлета лирики; 5 в. до н.э. отмечен расцветом драмы; бурное развитие различных прозаических форм началось в конце 5 в. и продолжалось в 4 в. до н.э.

 

История римской литературы V–I вв. до н.э. распадается на два периода. До середины III в. до н.э. безусловно, доминировала устная народная словесность:

® заговоры и заклинания,

® трудовые и бытовые (свадебные, застольные, погребальные) песни,

® религиозные гимны (гимн Арвальских братьев),

® фесценнины (песни шуточного и пародийного характера),

® сатуры (импровизированные сценки, прообраз народной драмы),

® ателланы (сатирические фарсы с постоянными персонажами-масками).

Рождение письменной литературы связано с возникновением латинского алфавита, ведущего свое происхождение либо от этрусского, либо от западногреческого; он насчитывал двадцать один знак. Самыми ранними памятниками латинской письменности были анналы понтификов (погодные записи основных событий), пророчества государственного и частного характера, международные договоры, похоронные речи или надписи в домах усопших, родословные списки, юридические документы. Первый дошедший до нас текст – законы Двенадцати таблиц 451–450 до н.э.; первый известный нам писатель – Аппий Клавдий (конец IV – начало III вв. до н.э.), автор нескольких юридических трактатов и сборника поэтических сентенций.

С середины III в. до н.э. римская литература стала испытывать сильное влияние греческой. Большую роль в культурной эллинизации сыграл в первой половине II в. до н.э. кружок Сципионов; однако она столкнулась и с сильным противодействием защитников старины (группа Катона старшего); особое неприятие вызвала греческая философия.

Рождение основных жанров римской литературы было связано с подражанием греческим и эллинистическим образцам. Произведения первого римского драматурга Ливия Андроника (ок. 280–207 до н.э.) представляли собой переделку греческих трагедий V в. до н.э., как и большинство сочинений его последователей Гнея Невия (ок. 270–201 до н.э.) и Квинта Энния (239–169 до н.э.). В то же время Гнею Невию принадлежит заслуга создания римской национальной драмы – претексты (Ромул, Кластидия); его дело продолжили Энний (Похищение сабинянок) и Акций (170 – ок. 85 до н.э.), полностью отказавшийся от мифологических сюжетов (Брут).

 

Искусство

Конечно, греческая и римская культуры очень похожи. Но в тоже время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур.

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязaтельного) начала. Формирование полиса как особого типа общины, шедшего на смену рыхлым объединениям «героической» эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль — коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полиса было невозможно. Выработке этой морали способствовала также военная организация полиса. Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса: «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей» — эти слова спартанского поэта Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения этой эпохи, характеризуя систему господствовавших тогда ценностей. Определенную трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона.

Особенно роскошны были форумы Рима. К древнейшему форуму времен республики императоры присоединили ряд новых. Наиболее великолепен был форум Траяна. Не менее великолепны были «алтарь мира», воздвигнутый Августом, и мавзолей Августа, большой купольный храм «всем богам» — «Пантеон», построенный Агриппой и перестроенный затем императором Адрианом.

Постепенно складывалась идеология, система ценностей римских граждан. Её определял в первую очередь патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей и перерабатывались в соответствии с ней.

Таким образом, можно сделать вывод, что древнеримская и древнегреческая цивилизации очень сходны друг с другом. В некоторых случаях их культуры даже можно рассматривать как одну общую греко-римскую культуру. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение.

Скорее всего, греческая культура оказала большее влияние на развитие римской за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. Поэтому рассматривая римскую культуру можно часто говорить, что описанные её особенности присущи и греческой культуре.

На почве античной культуры впервые появились и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

Конечно, в столь небольшой работе невозможно полностью описать богатейшее культурное наследие Греции и Рима, можно только говорить об основных чертах этих двух культур

Прикладное искусство

Керамика.
стремительное развитие получило гончарное искусство. Пре жде всего мастера глиняного дела стали использовать гончар ный круг. Такое нововведение позволило разнообразить геометрическую форму керамического изделия, а также уве личить количество производимых изделий. Об этом свиде тельствуют многочисленные археологические находки. Эта керамика демонстрирует эстетику целесообразности. Любой вид или тип греческой вазы или посуды имел свое предназна чение, и это предназначение было не только выявлено в фор ме предмета, в его моделировке, но и определялось в зримых эстетических качествах. Немаловажным в керамическом ис кусстве является и то, что называется «чернофигурная» и «краснофигурная» керамика. Это различные приемы нанесе ния орнаментальных композиций на поверхность глиняного сосуда.
Мебель
Греки знали рамочно-филеночную вязку, гнутье древесины с помощью пара, начали разрабатывать технику изготовления шпона и интарсию. Греческая мебель имела четкую конструк цию, отвечавшую свойствам материала. Формы свидетельство вали о высоком художественном чутье, о способности нахо дить своеобразные средства выражения, не заимствованные из архитектуры.
Металл. Принципы древнегреческого искусства видны и в ювелирном деле. Ювелирам Древней Греции были известны многие способы обработки металлов: ковка, литье (в том чис ле по выплавляемым моделям), чеканка (в том числе выко лотка изнутри), гравировка и резьба, а также техника фили грани, эмалирования. Золотые изделия древних греков пред стают уже более сложными конструктивно, более яркими в декоре и затейливыми по форме. В моде филигранные, деко рированные эмалью и зернью ожерелья: гибкие, легкие, гар монирующие со свободно падающими складками одежды. Для классического древнегреческого ювелирного искусства (V—IV вв. до н. э.) важнейшим средством художественных эффектов являлся матовый блеск золота, а в эллинистиче ском и древнеримском искусстве возобновился интерес к звучной полихромии.
Орнамент. Древнегреческое орнаментальное искусство из вестно в двух основных дошедших до нас формах: вазописи и архитектурном декоре. Так называемый протогеометрический стиль отразил период первоначального становления художе ственного образа мира в греческой вазописи. Это декор в виде элементарных универсальных мотивов, волнообразных, концентрических кругов. Вазы геометрического стиля являют собой следующий уровень греческой орнаментики с членени ем росписи на множество ярусов. Идея непрерывного, беско нечного движения стала основополагающей, воплотившись в мотиве линейного меандра.
В вазопись стали проникать восточные мотивы. Орнамент обогатился крупны ми фигурами восточной, а затем и греческой мифологии с мощной, объемной лепкой.
Металл. Ювелирные украшения скифов — шейные обру чи-гривны, браслеты, перстни — согласно религиозным представлениям этого народа несли в себе охранительное на чало, а основным их изобразительным мотивом была тема животных, точнее, фигурки животных. Более других почита лись олени, пантеры; животные, как правило, показывались гротескно, в движении (бег, борьба, прыжки). Развился ха рактерный для них «звериный» стиль, выраженный в преоб ладании животных мотивов и монохромной (без отделки кам нями) технике. Скифский костюм, во всяком случае у тех, кто мог это себе позволить, был богато отделан вышивками и металлическими накладками. Иногда пояса украшались золо тыми бляшками в «зверином» стиле. По торжественным слу чаям скифы надевали полный набор сверкающих золотых украшений: головные уборы, подвески, серьги, кольца и браслеты. Одежды и прически закалывались декоративными булавками
Стекло. В широкое употребление стеклянная посуда вошла только в Древнем Риме. Камейное стекло прошло длинный исторический путь, начавшийся в эпоху Древнего Рима.

Наука

Наука Древнего Рима:
Римская наука унаследовала ряд греческих изысканий, но в отличие от них (особенно в сфере математики и механики) имела в основном прикладной характер. По этой причине всемирное распространение получили именно римская нумерация юлианский календарь. В то же время её характерной чертой было изложение научных вопросов в литературно-занимательной форме. Особенного расцвета достигли юриспруденция и сельскохозяйственные науки, большое число трудов было посвящено архитектуре и градостроительной и военной технике. Крупнейшими представителями естествознания были учёные-энциклопедисты Гай Плиний, Марк Теренций Варрон и Луций Анней Синека.

Наука в древней Греции:

В Древней Греции развивались такие науки ,как математика(Архимед,Аристарх Самосский), астрономия(Гиппарх,Демокрит)биология, география, медицина ,философия(Аристотель,Платон,Сократ).В древности греки все природные явления объясняли волей богов, но в 6 в. до н.э. они начали изучать природу и происходящие в ней процессы.
Больших успехов добились греческие математики. Они, например, знали, как измерить высоту здания по его тени, умели предсказывать солнечные и лунные затмения. Самым известным из них был знаменитый Пифагор. Он составил таблицу умножения и сделал много других важных открытий. Греки лучше многих других народов древности были знакомы с географией и умели составлять карты. Землю они представляли в виде круглого острова, окруженного бесконечным океаном. В центре ее они помещали Средиземное море, которое как бы делило всю Землю на две части – северную и южную. Высокого уровня развития достигла в Греции медицина. Самым выдающимся древнегреческим врачом был Гиппократ, живший в V веке до н. э. Он учил, что болезни надо не лечить, а помогать организму самому преодолевать их. Гиппократ написал научные труды о пользе правильного питания и диеты, о составлении лекарств, об операциях. Греки изобрели арбалет, катапульту, балисту, построили совершенный тип галеры ,создали первую модель паровой машины;
Греческая система образования начала складываться ещё в архаическую эпоху Древней Греции и своей вершины достигла в 4 в. до н. э., прежде всего в Афинах. Уже в 5 в. до н. э. в Афинах среди свободных афинян не было неграмотных людей. Обучение начинали примерно с двенадцати лет, к обучению допускались только мальчики, а девочек обучали их родственники домашнему хозяйству, мальчики учились писать, читать, считать; также преподавалась музыка, танцы, гимнастика — такие школы назывались палестрами. Кроме этого существовали учебные заведения более высокого уровня — гимнасий. В них преподавался цикл наук — грамматика, арифметика, риторика и музыка. В 4 в. до н. э. в Афинах возникает и высшее образование. Знаменитые философы за плату обучали желающих (в форме лекций или бесед) искусству красноречия, логике и истории философии.

Ораторское искусство

Ораторское искусство Древней Греции
Греки издавна поняли, что мастерство оратора не только божий дар, оно заключено в особых приемах, которым можно научиться.
Опытный оратор обязательно вставлял в речь указания на ее план: слушатель должен был чувствовать, почему от одной темы выступающий перешел к другой и куда он клонит. Начало и конец отдельных разделов и всей речи выделялись различными способами – например, краткими и четкими обобщающими формулировками, которые скрепляли сказанное, придавая ему целостность. Убедительность речей в огромной степени зависит от эмоциональной природы людей или, как говорит Аристотель, от их страстей. Под влиянием страстей возникает или исчезает доверие людей, с ними же связано изменение их решений по различным вопросам, чувство удовольствия и неудовольствия, выражающееся в гневе, сострадании, страхе и т.п. С эмоциональной стороной речей тесно связан их стиль. Чтобы речь произвела должное впечатление, стиль должен быть полон чувства, отражать характер и соответствовать истинному положению вещей. Поэтому о вещах, вызывающих презрение и негодование, советует великий грек, необходимо говорить языком гневающимся, о вещах похвальных — с восхищением, а о вещах, возбуждающих смирение и сострадание, — языком смиренным. Другими словами, истинное положение вещей диктует соответствующий стиль речи. Именно на этой основе в античном мире сформировалась аристотелевская традиция, которая, в отличие от платоновской, переносит центр тяжести с диалога на публичную речь, будь то выступление на форуме, народном собрании, в судебном заседании и т.п.
Ораторское искусство Древнего Рима
В Риме, как и в Греции, ораторское слово считалось важнейшим орудием политической борьбы. Со страстными речами выступали политические деятели, как, например, реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был оратором исключительной силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своих выступлениях пользовался и некоторыми театральными приемами.
Среди римских ораторов широко, например, был распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу.
Как и Греки, Римляне выделяли два направления в красноречии: азианское и аттическое.
ля аттицизма же был характерен сжатый, простой язык, каким писали греческий оратор Лисий и историк Фукидид. Аттическому направлению в Риме следовали Юлий Цезарь, поэт Липиний Кальв, республиканец Марк Юлий Брут, которому Цицерон посвятил свой трактат «Брут».
Именно Цицерон считается величайшим оратором Древнего Рима.
В историю риторики и ораторского искусства Цицерон вошел прежде всего как блестящий стилист и вдохновенный оратор, своими речами и письменными сочинениями много способствовавший построению, оформлению и убедительности публичных выступлений своих коллег и последователей. Здесь он неизменно следовал завету величайшего оратора античности Демосфена, который говорил, что в ораторском искусстве “и первое дело, и второе, и третье есть произнесение”. Цицерон сам отмечает в своих речах «обилие мыслей и слов», в большинстве случаев проистекавшее от желания оратора отвлечь внимание судей от невыгодных фактов, сосредоточить его только на полезных для успеха дела обстоятельствах, дать им необходимое освещение. В этом отношении для судебного процесса имел важное значение рассказ, который подтверждался тенденциозной аргументацией, часто извращением свидетельских показаний. В рассказ вплетались драматические эпидозы, образы, придающие речам художественную форму.

Демократия

Греция:Демократия означает власть (kratos) народа (demos). Хотя обычно возникновение демократии связывают с реформами Солона в Афинах, определенные примеры народовластия для других городов-государств известны и для более ранних периодов (например, архаическая Спарта). Демократический режим, существовавший в Афинах, предполагал, что каждый полноправный гражданин имел право выступать в качестве присяжного, голосовать в народном собрании и быть избранным на любую государственную должность. Само слово «демократия» вошло в оборот только со времен Клисфена (конец VI века до н.э.). Первым термином для обозначения демократического режима было слово «исономия» (isoiiomia), обозначавшее «равный порядок», или политическое равенство и заменившее бытовавшее до этого слово «эвномия» (eunomia — «хороший порядок»). Во времена Перикла для обозначения политического статуса Афин вместо термина «исономия» стало использоваться собственно слово «демократия», подразумевавшее идеи законности, свободы и равенства. Слова для обозначения политики или политиков в Греции не существовало: в Афинах IV века до н.э. их именовали «ораторами и полководцами». Организованных политических партий не было. Магистраты и городской совет выносили свои предложения на народное собрание и после их утверждения несли ответственность за исполнение принятых решений. Помимо участия в народном собрании граждане могли также выступать в качестве присяжных в судах.

Рим: Римская государственность начиналась под влиянием демократических преобразований в Афинах. Римская колония Кумы была заселена ионийцами, как и жители Афин, она жила в соответствии с демократическими принципами.
Армия -опора римской демократии (власти народа)
Под влиянием ионийцев из Кум, в Риме произошли демократические изменения - бедные слои населения смогли принимать участие в управлении римским государством.
Благодаря тому, что в Риме весь народ стал участвовать в борьбе Рима за гегемонию в Средиземноморье, Риму удалось стать мощной державой, распространившей свою власть на пол мира. Демократия в Риме пошла несколько другим путем, чем демократия в Афинах.
В Римской империей был существенный имущественный ценз, т. е. в демократических выборах могли принимать участие только знатные люди (патриции), простой народ (плебеи) могли так же оказывать влияние на решение олигархов через своих вождей.
Вся история Рима – это борьба между сторонниками демократической формы управления и сторонниками диктатуры.
Под демократической формой понимали олигархическую демократию, т.е. когда в решении вопросов, касающихся управлением Римом, принимали ограниченный круг людей из аристократических фамилий (олигархов).
Под диктатурой понималось ситуация, когда у власти находились вожди, выбранные поддерживаемые простым народов, опорой которых был плебс, а затем армия.
Армия избирала себе вождей, которые становились императорами. В случаи, если эти вожди шли вопреки интересам воинов и плебса - армия их низвергала.
Демократия, как воля народа, существовала, как не странно, при диктатуре.
Очень часто римские императоры правили, заключив соглашения между олигархами и плебсом, пытаясь лавировать между интересами тех и других.
Демократия, как воля народа, и уничтожила римскую государственность, так как армия, выдвигая вождей из народа, руководствовалась не государственными интересами, а меркантильными интересами.
Демократия (как воля народа) перестала работать тогда, когда были исчерпаны возможности обеспечения населения дешевыми продуктами питания.
Дешевые продуктов питания в Римской империя не стало по нескольким причинам.
Рим, завоевав пол мира, не мог дальше жить за счет грабежа покоренных народов.
Грабеж покоренных народов производился двояко. Население покоренных народов Рим превращал в рабов, которых частично вывозил на работы на плантациях в Италии, где эксплуатировал как скот. Население завоеванных территорий, не считались гражданами Рима, оно облагалось непосильными налогами. Вследствие того, что поздний Рим был вынужден набирать армию из покоренных народов, покоренные народы добились равноправия в Римской империи. Риму стало негде добывать дешевую рабочую силу и некого стало нещадно эксплуатировать. В Риме стали перебои с продовольствием, голодные бунты. Нехватка продовольствия происходила из-за исчерпания природных ресурсов и вследствие климатических изменений вызванных хозяйственной деятельностью Империи.

Образцы общения,поведения и воспитания

Воспитание через искусство занимало в педагогике античности большое место, в то время оно прививало детям культуру красоты и гармонии, доброту и основы нравственности. Всё это актуально и для современной школы.
Школьники нуждаются в твёрдых жизненных ориентирах в любые времена, будущая жизнь человека состоится или не состоится в зависимости от того, как человек понимает добро и зло, права и обязанности, любовь к Родине, способен ли он помочь другим людям, быть ответственным и добрым.
В Древней Греции эта задача решалась средствами искусства, прежде всего литературы и музыки.
Программа обучения для юношей включала в себя помимо музыки, воспитание интеллектуальное и физическое в равной степени. Девушки обучались только литературе и музыке, помимо умения читать и писать. Конечная цель воспитания – человек, прекрасный физически и духовно, исполняющий гражданские обязанности и заслуживающий награды. Но это относилось, конечно, только к свободным гражданам – не будем забывать, что там было много рабов, на которых эти стремления не распространялись.
Даже в Спарте, где огромное значение придавалось суровому физическому воспитанию будущих воинов, разнообразным тренировкам, мальчиков и девочек обучали пению и музыке, которые в системе воспитания играли очень большую роль – благодаря им развивались интеллектуальные качества, дети готовились к участию в общественной жизни и государственных праздниках, немыслимых без пения и музыки.

Именно в период античности наблюдаются первые попытки учить людей красивому поведению. Само «красивое поведение» в это время практически совпадало с добродетелями античного человека, с его представлениями о нравственности.
Правила повседневного поведения лишь в самой общей форме ориентировали человека на проявление его личных добродетелей. Поведенческие нормы не указывали, как следует действовать в конкретных ситуациях, а давали только общее направление, представляя каждому максимальную свободу выбора поведения.
Кроме того, важным считалось не внешнее оформление поступка, а его смысл, содержание. Философ Фалес говорил: «Надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим».
В это время формируются, в частности, представления об обходительности, являющиеся прообразом того, что позже стали называть манерами. Согласно концепции Аристотеля, она бывает трех родов: «Первый род — в обращении: например, в том, как обращаются ко всем встречным и приветствуют их, протягивая руку. Второй — когда приходят на помощь всякому бедствующему. и, наконец, третий род обходительности — когда бывают гостеприимными застольниками». Своеобразным примером обходительности третьего рода может служить поступок Юлия Цезаря: «…когда у кого-то на обеде было подано старое масло вместо свежего и остальные гости от него отказывались, он один брал его даже больше обычного, чтобы не показать, будто он упрекает хозяина в небрежности или невежливости».

Военное искусство

Военное искусство Греция: В военном сухопутном деле классической Греции господствовала фаланга гоплитов — правильное прямоугольное построение тяжеловооружённых воинов в бою. Подобная пехота требовала длительного обучения и высокой дисциплины, а также относительно больших расходов на защитное вооружение — металлический нагрудник, шлем, поножи и большой щит. Была изобретена и всё шире использовалась метательная артиллерия — катапульты, баллисты, стрелявшие тяжёлыми стрелами и камнями. Получила большое развитие осадная техника — многоярусные штурмовые башни, тараны. В военно-морском деле классической Греции широко использовались крупные многоярусные гребные боевые корабли с носовым тараном — триеры с тремя рядами вёсел, квадриремы и пентеры с четырьмя и пятью рядами, обеспечивавшие греческим полисам господство на большинстве торговых морских путей и акваторий Средиземного моря. Большие успехи древних греков классической эпохи в военном деле вызвали появление военного наёмничества — греческие военные наёмные отряды и военачальники успешно служили в вооружённых силах Персидской державы

Рим: Реформа Марка Фурия Камилла (IV в. до н.э.) ввела солдатское жалованье, в счет которого выдавалось обмундирование, вооружение и продовольствие. Данный подход позволил уравнять положение воинов из имущих и неимущих классов, а также ускорить стандартизацию вооружения. Самообеспечение воинов - снаряжение приобреталось за собственный счет. Новый принцип комплектования армии - призыв добровольцев из наиболее бедных классов римского общества на военную службу сроком 16 лет. Призывной возраст составлял от 17 до 45 лет. Во время войны римляне в возрасте 45 - 60 лет призывались для несения гарнизонной службы. Освобождались от службы только лица, принявшие участие в 20 военных походах в рядах пехоты или в 10 военных походах в рядах конницы Уклонисты подвергались жестокому наказанию, вплоть до продажи в рабство.

Физ.культура,спорт

Важной частью образовательно-воспитательного комплекса греков и римлян был спорт. Конечно, большое значение имело то, что люди эллинизированных городов жили в гораздо более комфортных условиях, нежели их предки. Это создало новые возможности, хотя возникла проблема и увеличивающегося свободного времени у молодежи. И пусть в экономическом отношении Греция будет затем уступать Риму, да и некоторым другим эллинистическим или азиатским империям, ни один другой народ не смог приблизиться к высокому уровню развития физической культуры греков. В основе системы агонистики (т. е. многогранного физического обучения) лежали регулярные тренировки молодых людей, состязания спортсменов, сеть стадионов и палестр. Важнейшую роль играл принцип состязательности, ибо все крупные города-полисы соперничали друг с другом и стремились прославиться своими достижениями. Если войны разделяли греков, то вот спорт и состязания их объединяли.
Эллины и римляне создали традиции, позже позаимствованные Европою. «Человек рожден для знаний, как птица для полета, а кони для бега», – писал Квинтилиан в «Воспитании оратора». Вскоре в школах Греции возникло разделение обязанностей педагогов (специализация). Грамматист учил читать, писать и считать, кифарист – играть на лире, педотриб – осуществлял гимнастическую подготовку и т.д. Учителя являли собой словно бы хоровод муз, баюкающих образовательную колыбель. Но в V веке до н.э., к концу классической эпохи, физическая культура Афин претерпевает заметные перемены. На первое место выходят ум и красота, а не сила… Платон в «Горгии» говорит, что желал бы сделать граждан прежде всего красивыми, а затем сильными («Сила есть – ума не надо»). Игра, палестра, орхестрика (танцы) создали понятие физического идеала, калогатии, канона красоты в эстетическом понимании слова. При учебных заведениях создаются купальни, бани и бассейны. Появились платные учителя гимнастики и танцев. Идеалом свободного человека становится обязательное занятие гимнастикой. Гимнастика происходит от греч. «обнаженный» и означает любовь и преклонение греков перед сильным, красивым телом. «Калос» (красивый) означало непобедимую мужскую силу. Греки, веря в магию, считали: одежда в ряде случаев мешает, даже ослабляет физические способности людей. В школах, на стадионах делали все возможное, чтобы взрастить маленьких гераклов.
Важную роль в поддержании в обществе атмосферы спортивной и здоровой жизни играли различного рода игры – Олимпийские (776 г. до н.э.), истмийские (586 г. до н.э.), пифийские (582 г. до н.э.), немейские (473 г. до н.э.), панафинейские (565 г. до н.э.), делосские и другие игры. Древние олимпиады исторически восходят к мифическому царю Оксилосу. Во время игр горел олимпийский огонь («вечный огонь» Гастии). При этом соперники давали присягу, совершали ритуальное омовение, проводили состязания (но без женщин). Первая Олимпиада состоялась в 776 году до н.э., последняя, двести девяносто третья – в 393 году н.э. Олимпиада прошла долгий путь.
Первоначально атлеты метали диск и состязались лишь в одном виде бега. Затем программа игр стала более разнообразной: выросло число беговых дистанций, возникло пятиборье, борьба, кулачный бой, скачки, стали метать копье и диск, возник бег на колесницах и т.д. Вначале игры длились день, затем пять дней. Участвующие в состязаниях должны были доказывать, что они – чистокровные эллины. Однажды от царя Македонии потребовали документы, доказывающие, что он – не варвар. К участию в играх допускались лишь свободные люди. Спортсмен тренировался десять месяцев, выдерживая особый режим. Судьи устраивали ему испытательный экзамен, прежде чем допустить к состязаниям. Помимо того, что они должны были, как говорили, иметь чистую совесть и быть в мире с людьми и богами, нужны были и средства для занятий спортом. Участие человека в играх стоило денег, и немалых.

В Древней Греции существовал культ здорового, крепкого тела. Древние греки не стыдились обнажаться до определенных пределов. Им было что показать. А что мы имеем сегодня. Затянутых во всевозможные одежды мужчин. Они стараются закрывать свое хилое, изнеженное тело. Им просто нечего показать. а показывать слабость и дряблость не хочется. Вот тогда и начинает свирепствовать болезнь…

Тогда- в древности, во времена Гиппократа- вольно или невольно большей части мужской половины населения приходилось укреплять свое тело физически. Хочешь ты или не хочешь, но когда на государство нападают враги, то государство приходится защищать. Защищать с мечом и щитом. А и щит, и мечь весили не мало. Слабый человек их просто не поднимет. А приходилось ведь не просто поднимать- приходилось бегать с этими воинскими принадлежностями. .

Античный гуманизм прославляет лишь культ тела - физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии была телесная развитость человека. Даже греческие боги — прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания.

Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса» . Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа.

 

Теоретическая база областей научного познания

ФИЛОСОФИЯ. В любой философской системе конкретного исторического периода выделяются явления и соответствующие ему понятия, которые объединяют всё мировоззрение, делает его цельным. В античности таким понятием стал Космос, сквозь призму которого греки рассматривали мир и пытались разобраться в нем.

Космос воспринимался ими как гармоничное, живое, чувственно-воспринимаемое целое («гармония сфер»). В этом состоит специфика античной философии в отличие от философии Древнего Востока, где человек воспринимал мир через состояние мистической сосредоточенности (нирвана), от средневековой философии, где мир воспринимался через образ Бога, от европейской философии Нового времени, в которой центральным понятием стала наука, от современной философии, главным понятием для которой является культура.

Всю античную философию принято разделять на ряд периодов в зависимости от того, в каком положении прибывает Полис, какие трансформации он испытывает.

Выделяют три периода:

1. ранний период – период расцвета Полиса (в теории), период досократики (до Сократа).

2. период кризиса Полиса, начиная с Сократа – классический период.

3. период распада и угасания Полиса – поздняя античная философия.

На протяжении всех этих этапов происходила борьба мифологического и научно-философского мировоззрения, результатом которой стало становление, как науки, так и философии. В истории античной философии проявляется важная закономерность развития европейской философии: единство и борьба двух основных типов философского мировоззрения — материализма и идеализма.

ЛОГИКА. После Аристотеля логика в Древней Греции развивается в нескольких направлениях. В самой перипатетической школе она развивается на основе философии Аристотеля и характеризуется колебанием между эмпиризмом и рационализмом, в эпикурейской школе – на материалистической и эмпирической основах и в школе стоиков – на материалистической и рационалистической основах. Кроме того, вопросы логики трактуются скептиками с точки зрения идеалистического эмпиризма.

Две основные ветви логики в Древней Греции – рационалистическая дедуктивная и эмпирическая индуктивная. Первая была тесно связана с развитием математических наук. Главными представителями дедуктивной логики в Древней Греции были Платон, Аристотель и стоики. Индуктивная логика была тесно связана с развитием техники и прикладных наук (медицины, строительного и военного дела, мореплавания, земледелия, а также с развитием эмпирического естествознания). Главными представителями второго течения в логике были Демокрит и эпикурейцы.

ФИЛОЛОГИЯ. Фил. школа складывается в Древней Греции к концу 4 в. до н.э. Проблемы языка рассматривались в первую очередь в философском аспекте. Одной из самых основных проблем, которая занимала античных ученых и разделила их на два лагеря, была проблема отношений между словами, вещами и их именами. В этом споре – присваиваются ли слова вещам в соответствии с их природой или устанавливаются произвольно – принимали участие Гераклит, Демокрит, Протагор, Эпикур и др.

Огромное влияние на последующую разработку филологических проблем оказал Аристотель. В своих книгах – «Поэтика» и «Риторика» – он рассматривает человеческую речь и выделяет в ней такие части, как элемент (звук), слог, союз, имя, глагол, член (не имеющий самостоятельного значения звук, показывающий начало, конец предложения), падеж, предложение. Аристотель выделяет 3 основных части речи – имя, глагол и союз.

В работах других ученых, связанных с философской школой стоиков, уже устанавливается 5 частей речи: глагол, союз, член (артикль), имя собственное и имя нарицательное, уточняется понятие падежа. В этот период зарождается одна из первых лингвистических дисциплин – этимология, первоначально наука об истинном значении слова.

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!