Последовательный контраст. Принцип возникновения. Примеры последовательного образа.
· Последовательный контраст – это явление изменения зрительного восприятия цвета, обусловленное предварительным воздействием на сетчатку глаза другого цвета. Возникает при достаточно быстрой смене цветных объектов или их изображений. Проявляется преимущественно в изменении светлоты цвета и по сравнению с одновременным цветовым контрастом и пограничным цветовым контрастом практически мало влияет на изменение цветности.
· Примеры последовательного образа:
· Взлетающая ракета͵ к примеру, производит впечатление светящейся струи, тлеющий уголь, вращаемый в темноте, — впечатление огненной окружности, а мелькающие на экране кинокадры — впечатление непрерывного движения. Это - примеры последовательно положительных образов зрительного ощущения.
· Темные следы, оставляемые светящимися или яркими предметами при последующем взгляде на белую поверхность, будут примерами последовательно отрицательных образов. К ним относятся также следы, противоположные по цвету˸ зеленый след, оставляемый красным цветом, или желтый след, оставляемый синим цветом, и другие.
Контраст по светлоте. Значение данного контраста в композиции. Примеры.
· Полярность белого и чёрного представляют собой самый светлый и самый тёмный цвет.
· Существует всего один максимально чёрный и максимально белый цвет и бесконечное число светлых и тёмных оттенков серого цвета, которые могут быть развёрнуты в непрерывную шкалу между белым и чёрным.
|
|
· Контраст светлого и темного является одним из основополагающих контрастов в нашей жизни. Задолго до того, как появились первые варианты организации цветов в систему, человек уже знал, что есть цвета темные и есть цвета светлые. День и ночь, свет и тень, черное и белое.
Композиция из светлых и тёмных тонов, расположенных в шахматном порядке.
Ф. Сурбаран. «Лимоны, апельсины и розы». 1633. Флоренция, собрание А. Контини-Бонакосси
· Серые аналоги цветных цветов показывают насколько светел или темен данный цвет. Самый светлый цвет среди цветных - желтый. Самый темный цвет в цветовом круге - сине-фиолетовый.
Перечислить и охарактеризовать факторы, влияющие на пространственное действие цвета.
· Пространственное воздействие цвета может зависеть от различных факторов. В самом цвете есть силы, способные выявлять глубину. Это происходит за счёт контраста светлого и тёмного, а также возможностей изменения насыщенности цвета и его распространения.
· Зависит:
· Цвета фона
· Светлоты цвета
· Температурной характеристики
· Насыщенности
· Размера цветовых плоскостей
· Цвет фона:
• Когда шесть цветов - жёлтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зелёный расположены на чёрном фоне один возле другого без интервалов, то совершенно явно видно, что светлый жёлтый цвет кажется выступающим, а фиолетовый погружается в глубину чёрного фона. Остальные цвета образуют промежуточные ступени между жёлтым и фиолетовым.
|
|
• При использовании белого фона впечатление глубины меняется. Фиолетовый цвет выталкивается белым фоном и кажется выступающим вперёд, в то время как жёлтый цвет удерживается белым в качестве «близкого и родственного».
· Светлота цвета
· Все светлые тона на чёрном фоне будут выступать вперёд в соответствии со степенью их светлости.
· На белом фоне впечатление будет обратное: светлые тона остаются на уровне белого фона, а тёмные постепенно выступают вперёд.
· Температурная характеристика
· Что касается холодных и тёплых цветов одинаковой светлоты, то тёплые цвета будут выступать вперёд, а холодные стремиться в глубину. Если встречается контраст светлого и тёмного, то ощущения глубины будут или увеличиваться благодаря цвету, или нейтрализоваться.
· Одинаково светлые сине-зелёный и красно-оранжевый ведут себя на чёрном фоне следующим образом - красно-оранжевый выступает вперёд, а сине-зелёный уходит вглубь.
|
|
· Если красно-оранжевый будет осветлён, то он выступит вперёд ещё сильнее.
· Если слегка осветлить сине-зелёный, то он произведёт то же впечатление глубины, что и красно-оранжевый.
· Если сине-зелёный будет осветлён ещё сильнее, то выступит вперёд, а красно-оранжевый, наоборот, отступит назад.
· Насыщенность
· Контраст насыщения вызывает следующие ощущения в восприятии цвета: яркие цвета будут выступать вперёд по сравнению с одинаково светлыми, но приглушенными цветами. Как только к этому контрасту прибавляется контраст светлого и тёмного или холодного и тёплого, впечатление глубины снова изменяется.
· Размер цветовых плоскостей
· Контраст распространения или контраст размеров цветовых плоскостей играет большую роль в создании впечатления глубины. Когда на большой красной поверхности имеется маленькое жёлтое пятно, то красный цвет становится как бы фоном и жёлтый цвет в этом случае выступает вперёд. Если мы будем увеличивать площадь, занятую жёлтым цветом, и уменьшать, занятую красным, то может настать такой момент, когда жёлтый цвет будет играть более значительную роль, чем красный. Жёлтый цвет может стать фоном и вытеснить красный вперёд.
|
|
· К цветам, зрительно расширяющим пространство, относятся: белый, бежево-оранжевый, жёлтый, холодный светло-голубой, голубой, холодный сине-зелёный.
· К цветам, создающим эффект замкнутости, закрытости пространства, относятся: чёрный, тёмно-коричневый, тёмно-синий, голубовато-зелёный, сине-фиолетовый, ярко-красный, жёлто-красный, оранжево-красный, тёплые красноватые цвета.
· Существуют также нейтральные цвета, которые практически не меняют восприятия пространства — это зелёный, пурпурно-красный, серый.
Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 624; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!