Тренинговые программы, основные требования к составлению программы психолого-педагогического тренинга.



Определение и базовые элементы сюжетно-ролевон игры.

Ролевая игра (разыгрывание ролей) - метод обучения, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения. Основная цель - обучение межличностному общению и взаимодействию в условиях совместной профессиональной деятельности. В этом ее отличие от деловой игры (их часто смешивают), которая в равной мере нацелена и на развитие предметно-технологической компетентности будущего специалиста.

В основе ролевой игры обычно лежит межличностная, конфликтная ситуация. Участники игры принимают на себя роли и в процессе диалогового общения пытаются разрешить конфликт. Хотя действия игроков не регламентируются и формально свободны от правил, сюжет игры может содержать общее указание о форме реализации или представления решения, а сама игра всегда содержит «скрытые» правила. Такими правилами служит указание основных ролевых характеристик, должностного положения по роли, цели и реальные ролевые прототипы или их общепринятая трактовка, этические и служебные правила поведения. Все это накладывает на участников требования, от выполнения которых во многом зависит конечный результат их участия в игре. Одновременно, в отсутствие формальных правил, эти характеристики частично выполняют направляющую функцию, определяя возможные варианты действий игрока.

Основное, существенное значение в ролевой игре имеют действия участников. Итоговый рефлексивный разбор их действий может нести главное дидактическое или психологическое воздействие, выступая в этом случае, как' составная часть игровой структуры. Такая форма реализации ролевых игр широко используется при проведении психологического и социально-психологического тренинга и может являться также психотерапевтическим средством.

Характерные признаки ролевых игр:

1. Наличие модели социально-экономической ситуации.

2. Наличие индивидуальных ролей.

3. Несовпадение ролевых целей участников игры, исполняющих различные роли.

4. Взаимодействие ролей.

5. Наличие общей (или одинаковой) цели у всего игрового коллектива.

6. Многоальтернативность решений.

7. Наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры (обычно носит качественный характер).

8. Наличие управляемого эмоционального напряжения.

7.4. Способы разыгрывания ролей.

Морри Ван Менте выделяет следующие способы разыгрывания ролей:

1. Аквариум — основные игроки собираются в центре комнаты, другие участники рассаживаются вокруг их правильным кругом и наблюдают за действием. В зависимости от параметров помещения условия пространственной организации могут быть и другими. Но независимо от этого под словом «аквариум» подразумевается тип игры, когда одна группа осуществляет действие, а другая наблюдает за ним.

2. Параллель — группа разбивается на мелкие группы (2—4 участника), которые одновременно разыгрывают ролевую игру. Иными словами, несколько одинаковых ролевых игр разыгрывается параллельно.

3. Ротация ролей — способ организации разыгрывания ролей, в котором роль протагониста (основного участника) поочередно исполняют все члены группы. Эта техника, безусловно, полезна, так как позволяет каждому участнику проиграть роль, получить соответствующий опыт и продемонстрировать свой подход к решению обозначенной ситуации, хотя она имеет определенные ограничения при использовании в больших группах.

4. Обращение (обмен) ролями. Возможны различные варианты обмена ролями. В одном случае обмен может совершаться между двумя реальными партнерами, если они играют самих себя, шш между протагонистом и двойником. В другом случае игрокам предлагается сыграть роли, которые в поведенческом или физическом плане им незнакомы. Например, роли лиц иного пола, расы и т.п. Обмен может происходить в последней сцене или по сигналу ведущего. Данный метод позволяет взглянуть на себя глазами другого, отнестись с эмпатией к его переживаниям, лучше понять проблему и конструктивно разрешать межличностные проблемы.

5. Дублирование — способ, в котором протагонист и антагонист проигрывают свои роли, но в их действия встраивается другой игрок (или несколько игроков), чтобы высказывать вслух те мысли и чувства, которые, как он думает, испытывают главные игроки. При этом помощники, озвучивающие мысли и чувства протагониста и антагониста, соответственно стоят за ними.

6. Отражение (зеркало). Прием заключается в объективной (а не в гротескной) имитации поведения одного участника другим или другими, причем изображаемый следит за действиями имитатора в качестве безмолвного зрителя. В терапевтических условиях психодрамы это может оказаться отличным способом показать человеку, каким его видят окружающие. Однако данный прием требует особого внимания, чувствительности и контроля со стороны ведущего.

7. Стул-собеседник. В поле игры ставится стул, а игрок воображает на его месте человека, с которым он общается. Игрок обращается к «собеседнику на стуле» и отвечает за него, пересаживаясь на его стул и представляя его ответы. Эту идею можно успешно распространить и на несколько стульев. При этом протагонист, по мере того как он поочередно играет роль каждого персонажа, пересаживается с одного стула на другой и с этих позиций говорит с остальными. В некоторых случаях можно посадить на стул-собеседник человека, который молчит, но своим присутствием ободряет и поддерживает протагониста».

7.5. Технологии создания ролевых игр. Подготовка и проведение

Первый этап — планирование. Учитель, принимающий на себя роль мастера игры, определяет цели введения ролевой игры в образовательный процесс, формулирует проблему, которую необходимо решить в процессе нее. С учетом этих обстоятельств выбирается форма игры.

В круг задач мастера входит создание мира игры: его географии, хронологии, предыстории, экономики, политической и социальной структуры, списка ролей и вводных к ним, возможно, правил. Во вводной, предназначенной только для того, чью роль она прописывает, рассказывается краткая биография персонажа, его психологический портрет, информация, которой он владеет, описываются его цели в игре.

Второй доигровой этап — подготовка. На этом этапе готовятся театрализованное вступление и заключение, если они предусмотрены. Учитель рассказывает об игре, игровой ситуации ребятам, ставит перед ними проблему, раздает правила и вводные. Эту работу целесообразно проводить за неделю до игры. Тогда у ребят остается время для индивидуальной подготовки, и в то же время они не успевают утратить интерес к предстоящему событию.

Распределение ролей можно провести с учетом желания детей. Тогда учитель продумывает проблему и сообщает ее ученикам, а ребята сами придумывают роли, пишут вводные.

В этот период проводится подготовка материальной базы: территории, оформления, костюмов или их элементов, реквизита

Третий этап составляет собственно игра. Ввод игроков в игру может осуществляться через театрализованное вступление или через объяснение предыгровой ситуации мастером игры. После этого ученики погружаются в мир игры.

По окончании игрового времени учитель предлагает ребятам подвести итоги. Игроки оценивают действия своих персонажей, команд, рассказывают о стратегии своего поведения. Учитель в свою очередь дает оценку игре и подводит ее итоги. На следующем занятии целесообразно провести проверочную работу. Такой выход не дает детям «заиграться»; у детей формируется представление об игре как об одной из форм проведения занятия.

Четвертый этап — рефлексия. Анализ игры в целом проводится, как анализ обычного урока.

ФИ. Кайзер и X. Камински выделяют 8 этапов проведения ролевой игры. На этапе предварительной подготовки объясняется новый материал, вводятся понятия, которые могут быть использованы учениками во время игры. На втором этапе - этапе информирования -учащиеся знакомятся непосредственно с игровой проблемой. Далее происходиг распределение ролей, организация ситуации, оговариваются правила игры, раздаются задания слушателям. Следующий этап - непосредственно игра, после чего проводится обсуждение ее итогов, выделение наиболее значимых результатов, обобщение, установление взаимосвязей игровой ситуации с реальными жизненными ситуациями.

К числу непосредственных задач тренера относится определение следующих моментов:

1. Анализ и разработка ролевых игр.

• Определение целей тренинга и вытекающие из них специфические требования к ролевым играм.

• Нахождение исходных идей для ролевых игр.

2. Основная структура игры.

• Информационные основы для ролевых игр.

3. Проведение ролевых игр.

• Выбор участников и подготовка. Инструктаж наблюдателей.

• Подготовка помещения.

4. Оценка ролевой игры.

Оценка "игроков". Оценка через тренера Использование видеоанализа.

• Работа с результатами ролевой игры.

Практическое занятие по теме № 7.

Тема занятия. Организация и проведение деловых, ролевых, оргдеятельностных игр.

Цель - выработка у студентов четкого представления о назначении и способах организации и проведения деловых, ролевых, оргдеятельностных игр; понимания сути игрового метода; приобретение ими практических навыков.

План занятия.

1. Структура, задачи, цели деловой игры.

2. Возможности достижения эффекта и практика межличностных отношений в процессе организационно-дсятслыюстной игры.

Практические задания для самостоятельной работы              ,

1. По каждой из предложенных ниже тем приготовить доклад в виде краткого теоретического обзора (выложить в качестве блога в среде Moodlc), либо вопрос к докладчику для последующей дискуссии (записать в рабочей тетради)

Темы докладов и сообщений

- Ролевая структура группы. Возможности достижения эффекта и практика межличностных отношений в процессе орг-деятельиостной игры.

- Работа игротехников и методологов, создание в группах атмосферы творчества.

- Контроль и корректирование деятельности участников.

2. Приготовить тему для проведения ее изучения путем применения игровых методов (проблема, цели, задачи, количество игровых занятий и т. п.), подобрать демонстрационные упражнения для проигрывания в учебной группе.

3. Составить план проведения деловой (либо ролевой, либо организационно-деятельностной) игры и выложить в качестве блога в среде Moodle, приготовиться к реализации на занятии в учебной группе.

4. Контрольные вопросы и задания.

1) Приведите примеры игровых методов, применяемых в школьной практике.

2) Назовите основные отличительные особенности ролевой игры.

3) Назовите основные отличительные особенности деловой игры.

4) Определите сферу применения игровых методов.

5. Тестовые задания для самостоятельной подготовки. Выберите правильный ответ.

1. Специфика деловой игры, ее главное отличие от других видов игровой работы, прежде всего, состоит в ...

а) имитации ситуации профессиональной деятельности; б) отказе от инструктирования участников; в) роли психолога -"лидер"; г) роли психолога -"комментатор".

2. Какие функции для руководителя игры не характерны: а) организация игрового действия, пространства;

»б) включение вспомогательных персонажей; в) подготовка протагониста и всей группы к ролевой игре («разогрев»); г) стабильная позиция «невмешательства». 3. Какие две позиции руководитель может занимать в игре относительно группы: а) Мама и папа; б) Отец и ребенок; в) Родитель и партнер; г) Работодатель и подчиненный

4. Определите, что из перечисленного не относится к формальной структуре игровой организации:

а) игрок, создающий помехи команде;

б) счетная группа;

в) аналитическая группа;

г) руководитель игры.

5. Принцип двуплановости в организации деловой игры отражает

а) процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях;

б) необходимость наличия второго (альтернативного плана);

в) моделирование второго плана в конкретных условиях при изменении динамики производства;

г) в организации деловой игры такого принципа нет.

Тема № 8. Психолого-педагогический тренинг. План изучения темы № 8.

Тренинговые программы, основные требования к составлению программы психолого-педагогического тренинга.


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 275; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!