Проблема элитарности и эгалитарности в современном туризме



Тема 5 Функционально-пространственное зонирование туристических территорий

5.1 Туристско-рекреационные потребности и мотивы в туристской деятельности

5.2 Методы учета туристских потоков

5.3 Географические закономерности формирования и распространения мировых туристских потоков

 

Изучение пространственных особенностей развития туризма в мире требует понимания принципов формирования туристских потоков, в частности, мотивов, которыми руководствуются туристы при выборе места и цели поездки. Они возникают как ответная реакция на формирующиеся потребности в туристских услугах и представляют большой интерес для исследования. Современный ритм и образ жизни ведут к усложнению потребительского поведения, появлению новых потребностей и изменению их соотношения при принятии решений о мотивах поездки.   

Исследование мотивов туристской деятельности дает возможность понять, какие виды туристского продукта будут востребованы потребителем, а также проводить сегментирование потребительского рынка по различным категориям, разрабатывать маркетинговую стратегию продвижения туристской дестинации. Характерная для современного этапа развития диверсификация видов туристской деятельности, удовлетворяющая все более сложные потребности современного человека в разнообразии отдыха и досуга, также способствует освоению новых туристических направлений и новых туристских рынков. Для выполнения этих задач необходима разработка методов учета туристских потоков, отражающих их многообразие и специфику.

 

Туристско-рекреационные потребности и мотивы в туристской деятельности

Рекреационных потребности — это та основа, которая дает возможность формулировать проблемы и задачи научных исследований в географии туризма. Создание научного представления о рекреационных потребностях — это мультинаучная (междисциплинарная) задача, которая может быть решена с привлечением, по крайней мере, философии, социологии, психологии, социальной психологии, географии и экономики. Одной из книг, способствующих познанию мотиваций и потребностей является книга английского географа Дж. Голда «Основы поведенческой географии» [Веблен, 1984]. Этот автор считает, что теории, посвященные потребностям и мотивациям, можно разделить на две категории. «С одной стороны, есть теории, согласно которым мотивация человека определяется желанием преодолеть выдвигаемые обстоятельствами препятствия и снизить существующую напряженность. С другой стороны, существуют теории, согласно которым человек все время ищет свежих ощущений, напряженных эмоций и возбужденности, стремясь таким образом поднять уровень напряжения со средой своего окружения. Различные виды рекреационной деятельности дает множество примеров мотиваций подобного типа» (Дж. Голд. Основы поведенческой географии. М.: Прогресс, 1990, с. 45).

В целях своего выживания и развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями. Потребности человека достаточно глубоко исследованы разными науками. Обычно их классифицируют следующим образом:

1) биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др.;

2) социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.;

3) духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, познании и создании прекрасного и др.

Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая:

1) первичные (врожденные), к которым относят:

а) физиологические — воспроизводство рода, пища, одежда, жилище, отдых и т.д.;

б) экзистенциальные (от лат. exsistentia — существование): безопасность своего существования, комфорт, гарантия занятости, страхование от несчастных случаев, уверенность в завтрашнем дне и т.д.

2) вторичные (приобретенные):

а) социальные — социальные связи, общение, забота о другом человеке и внимании к себе, участие в совместной деятельности;

б) престижные — самоуважение, уважение со стороны других, признание, служебный рост и. т.д.;

в) духовные — самоактуализация, самовыражение, самореализация.

Под рекреационно-туристской деятельностью в социальной психологии понимается ролевой комплекс, через который проявляются практически все базовые основы потребностей, перечисленные выше.

Функции рекреационно-туристской деятельности проявляются в энергетической, биологической и социальной сферах, они тесно переплетены и взаимосвязаны. Дадим их краткую характеристику.

Компенсаторная функция обширна и отражает возможности развить желаемые способности и задатки. Установлено, что спорт и активный туризм в той или иной степени уравнивают возможности человеческого духа.

Соучастие в процессе естественного отбора. Человек осознанно или неосознанно изменяет условия обитания, участвует в создании искусственной среды и культурного образа жизни и опосредованно, через искусственно созданную систему социальной защиты, замедляет рост естественной приспосабливаемости. А. С. Орлов рассматривает рекреацию и туризм как форму сохранения человеческого генофонда. Энергонасыщенные виды рекреации (спорт, туризм и др.), служат катализатором данного процесса.

Игровое начало рекреационно-досуговой деятельности увеличивает способность к обучению, моделированию реальных ситуаций психики и жизнедеятельности.

Социализирующая функция является базисной и охватывает три фактора генезиса социализации: деятельность, общение и самосознание. Туристская деятельность порождает все новые и новые типы, обогащающие их субъектов, способствует лучшей социальной ориентации, усвоению ценностей, установок, стереотипов поведения, опыта и его социального воспроизводства.

Ценностно-гедонистическая функция обеспечивает эмоциональное состояние удовлетворения, чувство внутреннего совершенства, успеха, личной значимости, достижения личных целей.

Функция развития рассматривается как дополняющая экзистенциальную и социализирующую, поскольку рассматривает рекреационную деятельность (прежде всего туристскую) человека на протяжении всей его жизни.

Функция общения осуществляется как процесс в социальном измерении — времени, пространстве и среде — и предстает как социальное взаимодействие в свободное время.

А. С. Орлов рассматривает досуг (весь комплекс деятельности в свободное время) как социальный институт, развитие которого детерминируется первичными социальными институтами (в частности, семьей, работой).

Побудительными факторами рекреации являются биологический и социальный. Этим объясняется высокая корреляция между качеством отдыха, здоровьем человека и его активностью в труде и рекреации. Этот автор подчеркивает и то, что социальная рекреация обладает возможностью компенсировать человеку недоданные ему природой или недоразвитые способности человека, некоторые биологические задатки посредством выработанной человеческой культуры [Гезгала, 1974].

Когда задаются вопросом, почему люди путешествуют, речь идет о мотивациях, т.е. побуждениях к действию. Мотивация (от лат. moveve — побуждение) и мотив (от лат. mavo — двигаю) — ключевые понятия зарождения и удовлетворения потребностей и осуществляемой для этого деятельности. Очень интересно отметить, что в базовом учебнике канадского университета Калгари, специализирующемся на исследованиях и образовании в области туризма, в структуре «минимума» необходимых знаний на первом месте стоит изучение и понимание мотиваций и деятельности (поведения) туристов.

Это действительно очень глубокий вопрос, связанный в рекреационной (туристской, как ее составной частью) географии в первую очередь с так называемой игровой деятельностью, который наиболее глубоко раскрыт нидерландским историком и культурологом Йоханом Хейзинга в труде «Homo ludens» («Человек играющий»). Феномен игры имеет универсальное значение в развитии человеческой цивилизации (Идеи мыслителя воплощаются в жизнь: медиакультура формирует в обществе стереотипы, идеалы, ценности, включая игровой мир детства, а многие центры западных городов проходят стадию диснеизации, создающей особый мир игры, существующий параллельно миру реальному, вовсе пока не игровому, недетскому). Мотивации как побуждения, вызывающие рекреационную / туристическую активность и раскрывающие ее коренные причин, затрагивают сущностные основы феномена туризма как миграционной рекреации, личностную и социальную основу, на которой базируется система наук, которую нередко называют рекреалогией или туризмологией. Склонность и способность человека облекать в формы игрового поведения все стороны жизни, по Хейзинга, выступает подтверждением объективной ценности изначально присущих ему творческих устремлений. Смысл и значение игры должны, очевидно, лежать в основании туризма.

Й. Хейзинга утверждал, что понятие «человек играющий» выражает такую же существенную функцию, как «человек созидающий». С самых начал цивилизации игра стала конкретным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Хейзинга установил, что в древнегреческом языке были разные понятия игры: «пэдия» (детская игра), «атиро» (игра-забава, пустое развлечение), «агон» (поединок, состязание, соревнование). В санскрите он выделил пять значений игры: игра детей, игра-представление; игра-шутка; фокусы; игра как ряд случайных необъяснимых совпадений; игра как притворство.

Хейзинга определяет игру как добровольное действие, ибо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в ней самой, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия, нежели обыденная жизнь» [Александрова, 2010].

Рассматривая игровые действия в разные исторические эпохи, Хейзинга приходит к важнейшему обобщению: игра — необходимый способ социальной жизни. Если люди древних культур «играют порядок природы», каким он заключен в их сознании, то люди цивилизованного времени играют порядок современной социальной жизни.

Раскрывая социокультурный смысл национальной игры, он показывает, как она формирует навыки социального поведения, специфическую систему ценностей, ориентацию на групповые или индивидуальные действия, соревновательность и кооперацию, развивает схожие этнические характеры. Отождествляя досуг с культурой, он обвинял современную культуру (времен нацизма) в фальшивости игры и постоянном вытеснении игрового элемента, подменой его политиканством. Психологи отмечают парадокс игры как деятельности свободной и одновременно основанной на правилах («внутреннего самоограничения и самоопределения»).

Й. Хейзинга считал, что «игра старше культуры, ибо понятие культуры, как бы несовершенно его ни определяли, в любом случае предполагает человеческое сообщество, а животные вовсе не ждали появления человека, чтобы он научил их играть. Животные играют точно так же, как люди. Все основные черты игры уже присутствуют в игре животных. Достаточно понаблюдать хотя бы игру щенят, чтобы в их веселой возне без труда обнаружить все эти черты. Они приглашают друг друга поиграть неким подобием церемониальных поз и жестов. Они соблюдают правило, что нельзя, например, партнеру по игре прокусывать ухо. Они притворяются ужасно злыми. И что особенно важно, они совершенно очевидно испытывают огромное удовольствие и радость» [География туризма: учеб., 2013].

Уже в простейших случаях, подчеркивал Хейзинга, игра как таковая перешагивает рамки чисто биологической деятельности. Игра — содержательная функция со многими гранями смысла. В игре явно обнаруживается некий имматериальный элемент. Рекреационная деятельность человека, особенно туризм, как показано во многих социально-психологических исследованиях — это, прежде всего, игровая деятельность как инстинкт.

Известный австрийский исследователь начала XX века К. Крапф также считал, что туристическое движение заложено в человеке как инстинкт. Он проводил параллель между желанием человека путешествовать с инстинктом перелетных птиц [Голд, 1990].

В России в 1960—1970-х гг. В. П. Казначеев развивал для миграционной рекреации концепцию географического стресса (компенсаторная функция потребностей) как непреложный фактор восстановления и оздоровления, в частности для экстремальной полосы бывшего СССР. Для населения огромного региона с дефицитом ультрафиолетового «питания», как он считал, это объективная необходимость. Географический стресс — основа «маргинального статуса» человека (в позитивном смысле слова «маргинальный» — пограничного). В случае миграционной рекреации у человека происходит резкая смена всех параметров окружающей среды, что вызывает перестройку его эндокринной системы, происходящей вследствие выработки организмом эндорфинов, которые придают человеку чувство окрыленности, позитивного восприятия жизни и повышают его творческий потенциал. Тем самым туризм вносит вклад в повышение человеческого развития.

Для обоснования рекреационной деятельности в целом используется также близкая к компенсаторной теория гомеостаза, в основе которой лежит инстинктивное ощущение человеком биологического и психологического дисбаланса в жизнедеятельности. Для поддержания необходимого равновесия рационально используется свободное время, в том числе совершается миграционная рекреация для создания гармонии между своим «эго» и окружающей средой.

Концепцию престижа впервые высказал австрийский исследователь туризма П. Бернекер, который считал, что сущность туризма заключается в стремлении человека повысить свой престиж, а также в реализации склонности людей и их сообществ к подражанию. Дальнейшими исследованиями было подтверждено, что сравнительная оценка общественной группой и ее членами социальной значимости сфер потребления, положения в обществе, символов и знаков — один из самых действенных регуляторов поведения.

В известной книге американского экономиста и социолога Т. Веблена «Теория праздного класса», основанной на фактах из жизни, представлена жизнь знати и духовенства феодальной Европы и Японии, которая была освобождена от занятий в производстве и вела досуговую жизнь — жизнь демонстративного расточительства. Т. Веблен пришел к выводу, что с развитием цивилизации многие виды деятельности «праздного класса», возникнув как привилегии, распространяются вниз по социальной лестнице, перерастая, в частности, в массовый досуг. Более того, в наше время сформировался специфический «праздный класс», именуемый в литературе «джет-сет» («Джет-сет» — это узкий круг состоятельных людей, как правило, молодых, проводящих время в праздничных развлечениях. Много времени проводится в путешествиях, хотя главный признак — обязательная праздность жизни. Этот слой богатых людей первоначально был связан с появлением реактивных пассажирских самолетов. Полеты стоили дорого, но эта прослойка позволяла себе многочисленные полеты в самые далекие и малознакомые обычным туристам места мира. Теперь это относится к пока еще мало распространенным космическим путешествиям), смысл жизни которого не в труде, а в развлечениях.

На более широком фоне «эффект Веблена» (эффект показного поведения) раскрыл Х. Ортега-и-Гассет в известном философском труде «Восстание масс». К этому критическому и небезосновательному направлению принадлежат работы Ж. Бодрийяра, Дж. Дьюзенберри (у первого — рассмотрение симулякров, а у второго — закон потребительского подражания населения «третьего мира» населению развитых стран при разных экономических возможностях).

Концепция гедонизма в туристском потреблении принадлежит американскому психологу Е. Торндайку, который на основе фрейдизма развивал гипотезу о том, что в основе рекреации / туризма лежит получение удовольствия [Казначеев, 1980].

 

Проблема элитарности и эгалитарности в современном туризме

Безусловно, мотивации туристической деятельности, как уже отмечалось, входит в методологические основы географии туризма, но в то же время нельзя отвлекаться от особенностей современного общества и тенденций его развития. К исходу XX века туризм стал нормой жизни современного человека и приобрел массовый характер. Это произошло благодаря повышению уровня и качества жизни населения мира в целом (проблемы географически выраженного неравенства мы здесь не рассматриваем, хотя понимаем, что это очень серьезная проблема), благодаря растущей взаимосвязи стран в результате открытости границ и увеличения масштабов международных связей.

Современное постиндустриальное общество, если к нему подходить реалистически — это общество потребления. Понятие «общество потребления» находит широкое воплощение и в новой (постмодернистской) картине культурного сознания. Облегчение доступа к культурным ценностям самым широким слоям населения и их проникновение в повседневный жизненный обиход становится основой формирования нового культурного сознания. Культура становится одним из средств человеческого общения и взаимопонимания — массовой коммуникацией. Социолог Т. Абанкина ссылается на исследование Т. Адорно, Х. Ганса, П. Бурдье, которые изучали художественные вкусы и культурные предпочтения разных социальных групп, а также, что важно подчеркнуть, дистанцию между «высокой» и «популярной» культурой, что исследователей и практиков туризма должно больше всего интересовать. В результате были выявлены изменения социальной мотивации и потребительского поведения в сфере культуры. Можно говорить о формировании аудитории нового типа, интересы которой заключаются в «пересечении границ» так называемого «высокого» и «популярного».

«Новые культурные потребители» выбирают все, что может доставить удовольствие: культуру этническую (местную) и мировую, популярную и высокую, традиционную и современную. В один вечер они слушают оперу, в следующий — идут на рок-концерт или лазерное шоу. Во время отпуска они посещают традиционные музеи и популярные эстрадные представления, выставки современных художников и местные фольклорные праздники. Граница между элитарной и массовой культурой размывается. Современный культурный ресурс динамичен. То, что еще вчера было радикальным, сегодня уже становится классикой [Маслоу, 2007]. И это, очевидно, правильно. Последние бурные десятилетия подтверждают, что снобизм — это более негативное явление для мирового развития, в том числе культурного, чем «неолиберальное», постмодернистское отношение к происходящим процессам в сфере досуга, по крайней мере.

Указанный автор совершенно верно отмечает, то в современном обществе переплетены экономика (она вводит новый термин «экономика желаний» в сфере досуга), культура и творческие индустрии. Они обусловливают существование друг друга и способствуют взаимному развитию.

 


Дата добавления: 2019-11-25; просмотров: 428; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!