Мышление ради свободы мыслящего



Искусство мышления требует не только того, чтобы мысли не оказывали связывающего влияния на думающего, но чтобы они также служили средством освобождения от зависимости.

Рассматривая главу "Мышление и искусство Бытия", мы видели, что когда ум мыслит, он отождествляется с мыслью. Это отождествление ума с мыслью подрывает обоснованность Бытия. Такой ум, чья сущностная природа, или Бытие, затеняется, остается связанным мыслью. Такой ум лишен качества Бытия. Поэтому искусство освобождения ума от связывающего влияния мысли заключается в способности поддерживать состояние Бытия в процессе мышления, что достигается практикой Трансцендентальной медитации. Когда ум или мыслящий способен принять мысль у её источника, тогда она развивается под опекой ума и не может связать его, становясь средством освобождения. Но когда мыслящий игнорирует мысль до тех пор, пока она не развилась до точки, где её нельзя больше игнорировать, тогда мысль захватывает ум, влияет на него и сковывает его. Ребенок, о котором мать должным образом заботится в его раннем детстве, естественно вырастает, чтобы помогать ей и уважать её. Но, если ребенка игнорируют в раннем детстве, он растет в высокомерии, становясь средством, связывающим мать.

Так, мы видим, что искусство правильной, полезной, созидательной, мощной и освобождающей мысли находит свое осуществление в регулярной практике Трансцендентальной медитации, посредством которой ум освобождается от связывающего влияния действия и достигает состояния освобождения в вечном Бытии.

Искусство речи

Искусство речи несомненно состоит из: умения говорить с минимальным расходом энергии, умения говорить правильно, умения говорить гармонично, умения говорить приятно, умения говорить убедительно, умения говорить полезно, умения говорить, оставаясь свободным от связывающего влияния речи.

Теперь рассмотрим эти пункты один за другим.

Умение говорить с минимальным расходом энергии

Это возможно, когда ум ясен и способен использовать весь свой потенциал естественным образом. Это, в свою очередь, возможно только тогда, когда существует эффективная согласованность между умом и органом речи, и когда окружение и обстоятельства благоприятствуют природе мысли.

Когда мышление ясное и мощное, мысль вытекает в легкую и естественную речь, не встречая сопротивления. Если, наоборот, мысль слабая, то требуется больше энергии для её усиления и преобразования в речь.

Ясность ума, очевидно, приводит к ясному и точному мышлению, которое, в свою очередь, ведет к точности и ясности речи. Такая речь не только потребляет гораздо меньше энергии, но также производит хорошее впечатление и достигает цели говорящего. Рассеянная и слишком затянутая речь, наоборот, истощает и крайне раздражает как говорящего, так и аудиторию.

Мы видели в главе "Мышление и искусство Бытия", как процесс мышления может быть легко сделан более ясным и мощным для достижения с минимальными усилиями желанной цели - ясности и точности речи.

Согласованность между умом и органом речи требует ясного и мощного ума и сильной нервной системы, функционирующей нормально и способной задействовать весь потенциал ума, чтобы противостоять внешнему миру. Рассматривая главы "Ум и искусство БЫТИЯ", "Нервная система и искусство Бытия", мы видели, как этого можно достичь.

Влияние окружения - также жизненно важный фактор. Если окружение и обстоятельства не благоприятны для природы мысли, потребуется значительное усилие для того, чтобы преобразовать мысль в речь, и еще большее усилие потребуется для того, чтобы удержать мысль от перерастания в речь.

Если, однако, окружение и обстоятельства благоприятны для мысли, процесс преобразования мысли в речь несёт с собой возрождение жизненной энергии, радость, и созидательный разум становится средством получения энергии вместо её потребления. Поэтому искусство речи с минимальным потреблением энергии заключается в выражении мыслей, которые находятся в гармонии с окружением и обстоятельствами.

Практические правила таковы:

  • Говори соответственно моменту.
  • Говори соответственно окружению - соответственно уровню сознательного восприятия вашего окружения.
  • Говори соответственно своим собственным обстоятельствам.
  • Hе говори импульсивно.

Если окружение и обстоятельства внешне явно не согласуются с определенной мыслью, или, если ваше собственное состояние не благоприятно для мысли, то искусство речи заключается в том, чтобы использовать такие слова, которые, прежде всего, будут соответствовать окружению и обстоятельствам и затем постепенно выражать вашу цель. Таким образом, без затрат большого количества дополнительной энергии, речь сможет достичь своей цели изящным способом.

Такую манеру речи, однако, невозможно развить на интеллектуальной основе. Если человек напрягается, стараясь следить за своей манерой речи, взвешивая все свои слова, он будет находиться под постоянным внутренним напряжением и будет выглядеть неестественным. Это другой вариант напрасной траты огромной энергии, которая поразит саму цель речи.

Когда мы разбирали искусство мышления, мы обнаружили, что мощная мысль, находящаяся в согласии с окружением и обстоятельствами, естественно поддерживается умом, который установлен в состоянии Бытия, и, более того, мысль, исходящая из такого ума, очень естественно находит с минимальными затратами энергии свое выражение в правильной речи.

Эта цель достигается посредством регулярной практики Трансцендентальной медитации, которая наполняет ум качеством Бытия и одновременно делает окружение и обстоятельства благоприятными.

Умение говорить правильно

Мы увидим в главе "Правильное и неправильное" [см. "Правильное и неправильное"], что верная оценка правильного и неправильного возможна только на уровне Бытия. Поэтому искусство правильной речи должно естественно oсновываться на состоянии Бытия.

Речь - это просто проекция мысли. Поэтому все, что действительно для искусства мышления, действительно для искусства речи. Правильная речь имеет свою основу в правильном мышлении.

Речь является выражением сердца и ума в единстве. Поэтому, чтобы речь была правильной, необходимо, чтобы сердце и ум [см. "Ум и искусство Бытия"] были правильными.

Речь - это показатель стадии эволюции человека. Одно сказанное слово раскрывает внутреннее качество человека. Мягкость речи выражает природу сердца, а степень логики, воображения или созидательности высказывания раскрывает культуру ума. О степени развития человека можно судить по одному единственному произнесенному им слову.

Речь - очень деликатная сфера, связывающая человека и его окружение. Чрезвычайно важно для благополучия человека и его окружения, чтобы все люди были умелыми в искусстве речи, так как одно неправильное слово оказывает неверное влияние в атмосфере. Человек может изменить свое отношение или манеру поведения, но сказанное слово никогда нельзя взять обратно. Влияние, которое он оказал на тех, кто слышал его, и в атмосфере вокруг него, уже никогда не стереть. Поэтому чрезвычайно важно обладать искусством правильной речи.

Хотя речь - это проекция мысли, человек должен быть более избирательным в искусстве речи, чем в искусстве мышления, так как не каждую мысль, которая возникает в уме, нужно выражать в речи.

Возьмите, например, бизнесмена, который сидит вечером со своим другом, когда вдруг он вспоминает о чем-то, что должен сказать своему менеджеру на следующий день. Было бы совершенно не к месту, если бы он начал высказывать свою мысль прямо там. Именно это имеется в виду, когда мы говорим, что искусство речи является более избирательным и, следовательно, большим искусством, чем искусство мышления.

Речь должна соответствовать атмосфере. Мысль и её выражение в речи должны быть таковыми, чтобы их приветствовало окружение. Сотни слов, не соответствующих обстановке, окажутся тщетными там, где одно правильное слово достигнет цели.

Следовательно, искусство правильной речи охватывает не только искусство правильного мышления, но также умение высказываться в соответствии с обстановкой. Это, как уже было сказано, зависит от правильности ума и сердца человека, и это, как мы видели, возможно только благодаря проникновению Бытия в природу ума, что легко достигается регулярной практикой Трансцендентальной медитации.

Умение говорить гармонично

Для того, чтобы речь была гармоничной и уместной, мысль должна быть ясной и острой, по меньшей мере, безвредной, а, в лучшем случае, жизнеутверждающей для всей окружающей среды.

Искусство речи заключается в ясном мышлении и умении высказываться искренне и просто. Человек должен говорить так, как он чувствует в том случае, если мысль здесь уместна. Если человек чувствует что-то определенным образом, и, если окружению будет нанесен вред выражением этого чувства, то лучше не говорить. Неправильно прятать свои чувства, необходимо говорить так, как человек чувствует, но искусство речи требует, чтобы слова не были произнесены, если они будут кому-то неприятны или вызовут дисгармонию в атмосфере.

Даже если в какой-то момент нужно сказать "нет", искусство речи требует, чтобы это было выражено словами, которые не будут явно оскорбительными или резкими. Искусство речи заключается в правдивой речи, но, в то же время, правдивое высказывание не должно никого ранить.

Многие люди правдивы по природе, и верят, что правдивость заключается в том, чтобы говорить то, что думаешь. Это может быть правдивой речью, но она может быть также бестактной и неприятной для слушателя и может привести к дисгармонии, которая искажает саму цель речи. Даже если вы должны вынести постановление не в чью-то пользу, скажите это приемлемыми словами. Это качество доброты и нежности сердца развивается по мере того, как сердце начинает таять от опыта блаженства и огромного счастья трансцендентного Бытия. Сердце становится мягче, и тогда человек не может быть резким или бестактным по отношению к кому-либо. Речь будет естественно течь во всей гармонии.

Умение говорить приятно

Техника искусства речи заключается в том, что, хотя мы остаемся правдивыми в своем мышлении и речи, слова, которые мы произносим, приятны, мягки и благозвучны. Для этого необходимо развить простоту и нежность. Бесполезно стараться быть вежливым, мягким или добрым. Никакие старания не разовьют в человеке искусство говорить приятно.

Привычка говорить приятно заключается в развитии таких качеств, как вежливость, мягкость, добросердечность, которые никогда не сделают речь резкой. Речь должна быть одновременно правдивой и приятной для тех, кто её слышит, а для этого необходимы простота и нежность. Эти качества могут быть развиты только путём регулярной практики Трансцендентальной медитации. Просто стараться быть вежливым и добрым бесполезно. Никакое старание не поможет человеку овладеть искусством приятной речи. Любая надуманная попытка оформить речь так, чтобы она звучала приятно, делает её неискренней и не произведет гладкого и гармоничного впечатления на слушателя. Притворство говорящего приводит к внутреннему напряжению в нем самом и у слушателей

Есть много учителей, которые обучают людей умению говорить с помощью их методов несколько улучшается качество голоса, но сами учителя знают, что нет способа улучшить речь до тех пор, пока напряжены ум и мускулы.

Искусство говорить приятно заключается не в том, чтобы сказать меньше или больше. Оно заключается в том, чтобы говорить просто и естественно. Хотя среди политиков кажется общепринятым говорить меньше или больше по чисто политическим мотивам, однако даже в этой области техника приятной речи заключается в использовании правдивых и простых выражений, которые произведут желаемый эффект. Продолжительность или краткость речи не играет большой роли для создания правильного впечатления; искренность и правдивость речи, разум, стоящий за ней, - вот что производит впечатление и способствует достижению её цели. Если речь приятна и в то же время целенаправленна, то это и есть искусство речи. Приятная речь может даже врага заставить работать на нас. Блаженны те, кто говорят сладкие речи.

Искусство приятной речи заключается в том, чтобы наполнить ум и сердце счастьем. Это достижимо лишь на основе проникновения блаженства Бытия в природу ума, что легко достигается с регулярной практикой Трансцендентальной медитации.

Искусство действия

В Индии есть известная пословица на санскрите, которая гласит, что успех действий великих людей зависит больше от чистоты их сердец, чем от средств действия. Эта пословица очень мудра.

Рассматривая космический закон, мы выяснили, что, когда ум установлен в абсолютной чистоте сознания, он приходит к совершенной гармонии с законами природы. Секрет успеха заключается в обретении благосклонности Законов Природы, поддерживающих процесс эволюции всех существ. Так, искусство действия заключается, в основном, в искусстве Трансцендентальной медитации, которая освобождает ум от "нечистот" и оставляет его в чистоте и согласии с законами природы. В основном в этом заключается искусство действия для достижения успеха.

В объяснении философии действия, имея дело с главой "Карма и искусство Бытия" [см. "Карма и искусство Бытия"], было показано, что искусство Бытия лежит в основе искусства действия, потому что сила действия зависит от силы мышления, которое, в свою очередь, зависит от силы Бытия. Более эффективное действие требует более эффективного мышления, а более эффективное мышление требует большей насыщенности ума Бытием. Если Бытие сильно, сильными будут мышление и действие. Если Бытие не присутствует на уровне сознающего ума, мышление будет безжизненным, а действие слабым и неэффективным. Для более эффективного действия необходимо более эффективное мышление, а для эффективного мышления необходима большая эффективность Бытия на уровне ума. Итак, основой искусства действия является искусство Бытия, техника которого заключается в практике Трансцендентальной медитации.

Качество любого действия зависит от качества действующего, от обстоятельств и от влияния окружения. Качество действующего может быть хорошим, его привычки - упорядоченными, жизнь - чистой, ум - сильным и мышление - ясным, но пока обстоятельства и окружение не будут благоприятными для его действия, оно не будет плодотворным. В главе "Как в полной мере использовать свое окружение" мы подробно рассмотрели, как через практику Трансцендентальной медитации окружение и обстоятельства становятся гармоничными и благоприятствующими осуществлению желания и действия.

Другой аспект искусства действия - это осуществление действия с минимальными затратами энергии и с достижением максимальных результатов; так, качество и количество выполняемой работы увеличиваются, в то время как затраты энергий уменьшаются. Итак, искусство действия приводит к наименьшему напряжению и максимальному результату; сполна вознаграждается как индивидуум, так и Вселенная.

Умение действовать - следующий аспект искусства действия Умение действовать означает, что действующий получает огромное удовольствие от действия, но, в то же время, остается свободным от его связывающего влияния и от связывающего влияния его плодов. Умение действовать заключается в том, что ум действующего помещен на уровень блаженства и безграничного созидательного разума Бытия так, что он остается удовлетворенным все время, выполняет больше работы и достигает больше в повседневной жизни. Говоря "больше", мы имеем ввиду более эффективную работу и больший её объем, а также большие и лучшие её результаты. Если такие результаты достигаются в то время, как действующий остается свободным, это можно назвать "умением" или "искусством действия".

Умение действовать таково, что, хотя действующий полностью отождествляется с мыслью о работе, процессом действия и наслаждением его плодами, он все же остается в состоянии вечной свободы, насыщенной сознанием - блаженством абсолютного Бытия. Искусство действия требует, чтобы природа ума была пропитана Бытием для того, чтобы оно могло свободно проявляться во внешнем мире форм и явлений.

Так, искусство действия заключается, прежде всего, в постижении более глубоких уровней океана ума, в направлении внимания к источнику мышления, области Бытия, где мышление и действие берут свое начало. Этот процесс приводит к плодотворному использованию всего потенциала ума и в тоже время проникновению в поле Бытия.

Таким образом, вся область мысли и действия становится средством, позволяющим трансцендентному абсолютному Бытию вступить в относительную область, пронизывая всю активность. Вся область мысли, действия и его плодов приносит удовольствие, так как законы природы и все окружение способствуют осуществлению, желания. Это происходит так, как будто все мироздание взяло на себя осуществление мысли и действия. Мысль становится мыслью божественного. Действие тогда становится средством осуществления божественной цели и, в то же время, служит максимальному достижению цели индивидуума. Цель индивидуальной жизни вступает в величественную фазу осуществления божественной цели.

Таково искусство действия: от человека требуется только заглянуть глубоко внутрь себя, прежде чем приступить к действию. Тогда весь процесс мысли и действия автоматически формирует искусство действия: действие приносит пользу действующему и Вселенной и оставляет его в вечной свободе.

Действие должно осуществляться на величайшее благо действующего. В этой связи, его безопасность должна быть предметом его первейшей заботы, что означает, что он не должен быть связан своими действиями. Ни связывающее влияние действия, ни связывающее влияние его плодов не должны касаться действующего. Сегодня в мире бытует слабое представление о связывающем влиянии действия. Действие осуществляется просто ради удовлетворения жизни на сенсорном уровне. Это происходит потому, что понятие Бытия в значительной мере забыто. Действие никогда не рассматривают с точки зрения уровня Бытия, считается, что оно существует только на уровне ума, чувств, тела и окружающей среды. Весь диапазон жизни сегодня существует на очень поверхностном уровне.

Когда мы рассматриваем искусство жизни, мы должны принимать во внимание всю область жизни: Бытие, мышление, действие и всю Вселенную. Поэтому действие должно рассматриваться не только с точки зрения его завершенности и плодотворности, но также с точки зрения впечатления и влияния, которые оно оказывает на действующего и его окружение.

Основные моменты искусства действия следующие:

  1. Искусство осуществления действия с минимальными затратами энергии.
  2. Искусство осуществления действия за минимальное время.
  3. Искусство осуществления только полезного действия.
  4. Искусство осуществления действия с целью получения самых эффективных и желаемых результатов.
  5. Определенность цели в осуществлении действия для получения самых эффективных и желаемых результатов.
  6. Искусство осуществления действия, не причиняя никому вреда.
  7. Искусство осуществления действия с целью получения максимальных результатов.
  8. Искусство осуществления действия таким образом, чтобы сам процесс оставался радостью.
  9. Искусство должного планирования действия.
  10. Искусство эффективного осуществления плана.

Необходимо тщательно рассмотреть каждый пункт, так как искусство действия - главная составляющая искусства жизни. Искусство осуществления действия с минимальными затратами энергии

Для этого, прежде всего, необходимо, чтобы мысль, стоящая за действием, была мощной. Слабая мысль потребует огромных усилий для того, чтобы выполнить действие, в то время как сильная мысль легко достигнет своей цели. Огромная сила мысли, как мы увидели в главе "Мышление и искусство Бытия", достигается в процессе Трансцендентальной медитации. Для того, чтобы быть успешным в области действия прежде всего необходимо, чтобы сила мысли была мощной, для этого человек должен регулярно практиковать Трансцендентальную медитацию.

Окружение и обстоятельства также должны быть благоприятными для осуществления действия. Если окружение ощущает потребность в действии и надеется получить в результате что-то полезное, то окружающая атмосфера благоприятна, и осуществление действия становится легким и гармоничным.

Действие должно быть безвредным. Если в нем заложено стремление принести вред кому-либо, то возникает сопротивление его осуществлению со стороны окружения, и потребуется затратить больше энергии на то, чтобы нейтрализовать это сопротивление.

Действующий должен быть сильным и энергичным, и в главе "Бытие - плоскость космического закона" мы увидели, что практика Трансцендентальной медитации переносит ум к источнику мироздания, который представляет собой безграничное поле жизненной энергии. Если он не энергичен, то ему недостает уверенности в осуществлении действия, и в каждый момент он боится сделать шаг. В состоянии Бытия сознательный ум созвучен области безграничной жизненной энергии и обретает такую жизнеспособность, что любое действие осуществляется легко и быстро с минимальными затратами энергии.


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!