ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ ГОРТАНИ



Логопедическая работа с детьми, перенесшими многократ­ные операции по удалению папиллом и имеющими вслед­ствие этого рубцовые изменения гортани, состоит из кор­рекции дыхания, звукопроизношения и восстановления голоса.

Необходимость постановки дыхания определяется длитель­ным нарушением дыхательного просвета гортани и вынуж­денным формированием трахеостомы. В послеоперационном периоде ребенка нужно вновь научить дышать естественным путем. Для этого проводятся специальные занятия лечебной физкультурой, этому уделяется внимание и на логопедичес­ких занятиях.

Коррекция звуков осуществляется общепринятыми при­емами параллельно с работой над голосом.

Вызывание голоса у ребенка с афонией при Рубцовых из­менениях гортани — самый сложный момент в коррекцион-ных занятиях. Для получения первого звучного прорыва го­лоса методом проб и ошибок подбирается любой звонкий согласный звук. Чаще всего такими звуками оказываются м и ж, которые формируются при «стоне» и «мычании» (л») или

жужжании (ж).

Помимо слухового контроля, используется вибрационно-тактильный. Для лучшего закрепления голосовых кинесте­зии ребенок, прикладывая руку к передней поверхности шеи, ощущает колебания голосовых складок. После устойчивого получения звука его можно вводить в слоговые упражнения, слова, предложения, придерживаясь принципа постепенного Увеличения нагрузки. При проведении занятий учитывается возраст детей и в соответствии с ним подбирается речевой материал, используются игровые приемы.

Процесс автоматизации восстановленного голоса зависит °т тяжести и длительности нарушения. Ускоряют закрепле­ние голосовой функции вокальные упражнения, активизации и координации голосового аппарата способствует пение.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА

Для восстановления нормальной функции голосового ап­парата при фонастении необходимо прежде всего выяснить причину ее возникновения. Если она развилась в результате постоянного форсирования голоса, нужно ограничить и упо­рядочить речевую нагрузку, а также избегать психотравми-рующих ситуаций, которые могут отрицательно влиять на нервную систему. Удлинению фонационного выдоха, нахож­дению дыхательной опоры уделяется постоянное внимание на фонопедических занятиях.

Поскольку явной охриплости при фонастении обычно не наблюдается, то функциональные тренировки сводятся к по­становке голоса, нахождению удобной, комфортной его пода­чи с минимальной нагрузкой голосового аппарата. Правиль­ную индивидуальную для каждого позицию фонации легко подобрать при длительном произнесении звука м. Лицам с плохим музыкальным слухом можно рекомендовать пользо­ваться камертоном. Для этого камертон, звучащий соответ­ственно высоте голоса, прикладывается к темени, и голос как бы подстраивается к его звучанию. Это значительно облегча­ет нахождение и закрепление правильных кинестезии голо­соведения. Дальнейшие фонопедические упражнения не пред­ставляют трудностей и проводятся обычным порядком.

В восстановлении голоса при гипо- и гипертонусных нару­шениях в первую очередь необходимо работать над дыханием, установлением дыхательной опоры. Главная задача логопе­дической работы заключается в активизации голосового ап­парата при гипотонусных расстройствах и восстановлении координации, снятии излишнего напряжения при гипертону­се. После постановки диафрагмального дыхания при гопото-нусных расстройствах голоса можно провести активизирую­щие внутренние мышцы гортани упражнения комплекса Б, а затем переходить к голосовым упражнениям в обычной последовательности. Голосовые упражнения произносятся на твердой атаке звука, затем переводятся на мягкую атаку.

При гипертонусных нарушениях вначале используется придыхательная атака звука. Она помогает ослаблению мы­шечного тонуса. С этой же целью выполняют дыхательные упражнения комплекса А с озвучиванием.

Исходное положение — сидя на стуле.

1) вдох через нос, выдох через нос, имитация стона;

2) вдох через нос, выдох через рот со звуком о;

3) вдох через рот, выдох через нос, имитация стона;

4) вдох через нос, удлиненный выдох через нос, имитация стона с усилением в конце;

5) вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы с про­изнесением двугубного, слегка оглушенного звука в;

6) вдох через нос, выдох через нос толчками, имитация пре­рывистого стона.

Параллельно с этими упражнениями проводится массаж передней поверхности шеи для уменьшения напряжения мышц- Такие тренировки подготавливают голосовой аппарат к фонации, и произнесение громкого полнозвучного соната м достигается у обучающихся данной группы довольно легко даже при афонии. После образования ясного полноценного «мычания» дальнейшие фонопедические упражнения затруд­нений не вызывают. Исключение составляют лица с много­летними нарушениями голоса, со стойкими навыками пато­логического голосообразования. В таких случаях каждая функциональная тренировка, каждое упражнение требует бо­лее длительной отработки.

Восстановление голоса при психогенно, функциональной афонии представляет значительную трудность.

После тщательно продуманной психотерапевтической под­готовки энергично приступают к вызыванию звучного голо­са. Легче всего голос появляется от кашлевого толчка и вве­дением его в слоги ка, ко, ку, ки, ке; затем как, кок, кук, кик, кек. Или от «жужжания» со слогами жа, жо, жу, жи, же; жож, жуж.

Для закрепления полученного голоса в дальнейшем про­водятся голосовые упражнения.

При различных нарушениях голоса в комплексе восстано­вительного обучения на некоторых этапах применяются тех­нические средства — приборы «И-2-М», «ВИР-4», «АИР-2», слухофильтры Страхова. С помощью этих приборов улучша­ется контроль за тембром и силой голоса.


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!