Энциклопедия православной святости



Цель издателей энциклопедии православной святости – показать иконные изображения сонма святых, церковных праздников, вселенской истории – от сотворения мира до нынешних времен. Открыть веками накопленное богатство иконописи, показать весь сони святых, через жития рассказать об истории православной Церкви и России.

 

Энциклопедия православной святости. В 2-х т. Т. 1 / авт.–сост. А. И.

Рогов, А. Г. Парменов. – Москва : ЛИК пресс, 1997. – С. 293–294.

 

Иконопочитание на Руси было необычайно развито. Иконы были везде: в избах, в палатах, маленьких моленных часовнях на дорогах, на полях сражений. Они сопровождали человека в течение всей его жизни, начиная с рождения и кончая смертью. Наши предки легко понимали сюжеты икон, для них это был язык, близкий и знакомый с детства.

Знание иконографии – это умение правильно «читать» иконы, проникать в их глубинный смысл, делает иконопись понятной и близкой современному человеку.

 

 

4

А. А. Киселёв

 Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории

Образ Святой Богородицы в русском искусстве занимает особое место. С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа. Образ Богоматери был самым излюбленным во всех уголках христианского мира.

Богоматерь и Приснодева Мария издавна считается покро­вительницей и заступницей русской земли. Она окружена осо­бым почитанием, особой любовью верующего народа.

Одна из богородичных образов, запечатленных в иконах, получивший впоследствии наименование "Владимирской", прибыла на Русь и здесь стала эталоном иконописания.

На Руси было великое множество чудотворных и явленных (то есть явившихся чудесным образом в каком-то определенном месте) икон Богородицы: Владимирская, Смоленская, Донская, Иверская, Казанская и др.

По вере Русской Православной Церкви икона Пречистой Богородицы защищает Россию. Образ Владимировской Божией Матери хранит наши северные пределы. Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, в на восток, до конца земли, простирает влияние чудотворный Казанский образ Пречистой Богородицы.

Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской право­славной церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская.

К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах.

 

Киселёв, А. А. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории / А. А. Киселёв ; сост., вступ. ст., примеч. В. А. Чалмаева. – Москва : Русская книга, 1992. – С. 53–56.

 

 

 

 

«Культура древней Руси сосредоточена главным образом в монастырях, лесах, на берегах пустынных рек и озёр, на островах, вдали от городов…», - слова академика Д. С. Лихачёв.

 

 

5

Каждая церковь - средоточие духовных ценностей, произведений живописи, прикладного искусства. Это и архив, где сберегались важные записи, которых так недостаёт сегодня историкам. Это и библиотека, и хранилище драгоценностей, реликвий.

    Монахи, монастыри – от греческих слов «один», «Одинокий», «уединённое жилище». Монастыри возникли на Руси с принятием христианства.

Церкви и храмы всегда хранили и хранят дух христианства, православия, его культуру и историю.

Одна из первых церквей в Киеве (столице Древнерусского государства) - Десятинная, построенная ещё при князе Владимире – крестителе Земли Русской, была посвящена Богородице.

Храмы…. Исследователи образно называли их «глубинной книгой эпохи». Каждый храм был не только местом молений, обрядов, где отмечались события, вехи в жизни людей, великих и простых, когда они рождались, венчались, прощались с родными.

 

Т. С. Ерёмина


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!