Орлица и её сыновья (Крымчакская притча)



Легенды и притчи народов Крыма

Живые скалы (Бахчисарайская легенда)

Любовь матери родится раньше ребенка, и когда умрет мать – все еще живет. Посмотрим. В деревне у нас жила Земинэ, и у нее была дочь Шерифэ. – Мама, я боюсь чего-то, – сказала раз Шерифэ. – Коркма, балам. Не бойся, дитя. А сама испугалась, стала гладить дочь, заплетать ей волосы в мелкие косички; шептала ласковое слово. – Сивгилл, кимитли, когинайм. Любимое, бесценное дитятко мое. Ласка матери, как ветерок в душный день, как пригрев солнца в ненастье. Вспомни мать, если нет ее уже на свете, и облегчится тяжесть сердца. – Мама, человек, который приходил утром, нехорошо смотрел. – Эх, Шерифэ, часто кажется так. Зачем дурно думать. Лучше хорошо думать. – Мама, соседка говорила: от Топал-бея он. Ходит по садам, высмотрит девушку, скажет хозяину. Возьмет бей девушку. – Коркма, эвледым. Ничего не бойся, родная. Не отдам тебя за Топал-бея. Молодого, красивого найду. Оглянулась Земинэ. Кто-то хихикнул за углом. Зашла за угол. – Слышал, говоришь смешно ты. Ай, как смешно! Зачем молодой, зачем красивый? Богатый надо. Когда богатый будет, тебе лучше будет. Десять служанок будет, на шелку лежать будешь, каждый день баранину кушать будешь, пахлаву делать будешь. Вот как думаю. Рассердилась Земинэ. – Уходи и не смей больше приходить! – Не приду, сам придет.

Перепрыгнул Мустафа через плетень, не видно стало в темноте. Плакала Шерифэ, прижалась к матери. – Ах, боюсь, мама! – Коркма, балам. Придет Топал-бей, убежим на мельницу к дяде. Не выдаст дядя. Легла Шерифэ на колени к матери; гладит мать ей голову, заснула Шерифэ. Только неспокойно спала. Сон видела, будто бегут они по скалам, и гонится за ними Топал-бей, и обернулись они в скалы. Хоть светила луна, пробежал мимо Топал-бей. Под утро видела сон. Если под утро сон видеть – скоро сбывается. А луну видишь во сне – всегда выходит, как приснилось. Так случилось и с Шерифэ. Пришла утром сваха, худа. Прогнала Земинэ сваху. Обиделась сваха. – Эй, гордая. Плакать будешь. А на другой день к вечеру приехал Топал-бей с Мустафой к Земинэ. – Если будет кричать, заткни ей глотку. Коршун, когда нападает на цыпленка, не боится курицы. Хоть мать, а нечем защитить. Только когда опасность близка, ухо чутким бывает. Услышала Земинэ топот коней, догадалась; крикнула дочери, и убежали женщины на мельницу. Не нашел их Топал-бей дома. От дома вилось ущелье, как змея; за поворотом не видно человека. Понял Хромой бей, куда убежали женщины, поскакал за ними. – Вот скачет Топал-бей. Что будем делать? – испугалась Шерифэ. Вспомнила Земинэ сон дочери. – Хоть бы так и случилось. И только подумала – и сама, и дочь стали, как скалы, в двух шагах одна от другой. Подскакал Топал-бей к ним, стал искать. – Лучше выходите; не вам со мной спорить.

Напрасно сказал так Хромой бей. Слаба женщина, а когда спасает дитя – тверже камня бывает. Оглянулся бей на скалы. Точно не скалы, а женщины. Одна бежит, другая присела. Подъехал ближе – скалы. Догадался, что колдовство. И велел пригнать десять пар буйволов. Десять пар буйволов – большая сила. Задели люди скалы арканом, стали погонять буйволов. – Ги!! Тянули буйволы – не двигались скалы. – Погоняй хорошенько! – кричал Топал-бей и, чтобы лучше погоняли, бил людей нагайкой. – Залымадам, злой человек, – думали люди и ударили по буйволам кольями. Рванулись буйволы, треснул камень, точно заплакал кто-то в нем. – Вай, вай, анам. Махвуалуерум. Пропадаю, мамочка. И услышали люди, как кто-то крикнул от большой скалы: – Коркма, балам. Я с тобой, ничего не бойся. Испугались люди. Не один, все слышали. Бросили буйволов, убежали в деревню. Поскакал Топал-бей за ними, боялся оглянуться, чтобы самому не окаменеть. Долго потом не ходили туда, а когда как-то пришлось пойти, увидели, что остались скалы на месте. И стоят они и теперь там же, за мельницей КушуДермен, на Каче. Только неизвестно – убежали из них женщины или навсегда остались в скалах. Эх, Топал-бей, хершейсатыналымаз. Не всякую вещь купишь, не все возьмешь силой!…

Вопросы и задания

 1. Какое впечатление произвела на вас легенда «Живые скалы»?

2. Почему легенда так называется?

3. О каких поверьях и обычаях крымских татар вы узнали из легенды?

4. Приведите примеры мудрых мыслей, высказанных в легенде?

5. Как учила мать свою дочь относиться к людям? Почему?

6. Вспомните, какие наставления вам даёт мама? Прислушиваетесь ли вы к её советам?

 

Орлица и её сыновья (Крымчакская притча)

Это случилось в те далекие времена, когда птицы умели разговаривать, а люди понимали их язык. Посреди моря стоял небольшой островок, а на его самой высокой скале было гнездо, в котором жили орлица и два ее птенца. Однажды ночью налетела страшная буря. Беда подошла к гнезду орлицы, и она сказала сыновьям: «Нам нужно улетать отсюда. Но вы еще слабы для таких перелетов, я же не смогу перенести через море обоих сразу. Одному придется остаться в гнезде и ждать, когда я вернусь за ним». По-разному восприняли эту весть сыновья. Один кричал и плакал, испугавшись бури. Другой спокойно сказал матери, что он останется в гнезде ожидать ее. Взяла орлица дрожащего, пищащего орленка, посадила на спину и полетела сквозь бурю к земле. Когда они были уже на половине пути, она спросила своего стенающего птенца: «Сынок, я уже выбилась из сил, спасая тебя. А как поступишь ты, когда я стану старой и немощной?» «Мама, – запищал орленок, – я буду каждый день заботиться о тебе и носить тебя на своей спине!» – и от страха он опять задрожал и закричал. «Нет, – сказала орлица, – такой хлюпик никогда не станет орлом!» – сбросила птенца в бушующее море и полетела назад, к островку. Едва успела выхватить оставшегося птенца из гнезда, как волна захлестнула скалу. Тяжело летела птица сквозь ураган. Огромные волны грозили вот-вот поглотить ее и птенца. На полпути к земле она задала второму сыну тот же вопрос, что и первому. «Мама, – спокойно ответил орленок, – я не знаю, какой будет моя жизнь. Наверное, у меня появится своя семья, дети, нуждающиеся в моей помощи. Но

я всегда буду помнить о тебе и по возможности заботиться». «Ты будешь орлом», – сказала мать-орлица, унося сына к земле. С тех пор крымчаки говорят: «Птица поступает так, как ее научили в гнезде».

Вопросы и задания

1. Какое впечатление на вас произвела притча «Орлица и ее сыновья»? Подтвердите свой ответ текстом.

2. Объясните лексическое значение слов: хлюпик, немощная, поглотить.

3. Сравните отношение матерей к своим детям в бахчисарайской легенде и в крымчакской притче. Можно ли говорить, что мать не любила своих детей во втором произведении? Аргументируйте свой ответ.

 4. Как вы понимаете слова «Птица поступает так, как ее научили в гнезде»? С какими пословицами русского народа её можно сравнить? 

Кизил – шайтанова ягода

Когда Аллах сотворил мир, на земле настала блаженная весна. Зазеленели деревья, начали распускаться почки, появились цветы. Тогда потянулось к райским цветущим садам все живое и поднялся большой шум. Тот хватает одно, тот тянет другое, ссорятся между собой, ругаются. Одним словом – никакого порядка нет. Не выдержал Аллах, поднялся со своего ложа, где он отдыхал, и стал наводить порядок. Первым долгом позвал он всех к себе и сказал так: – Неразумные дети мои! Вы перепортите все сады. Повелеваю каждому из вас выбрать себе какое-нибудь одно растение, чтобы потом только им и пользоваться. Подумайте хорошенько, подходите ко мне и просите. Что здесь было после слов Аллаха! Всякая живая тварь засуетилась, заволновалась, как бы не прогадать. Тот просит вишню, тот яблоню, тот персик, тот абрикос. Подошел к Аллаху и Шайтан. – И ты здесь? – спросил Аллах.

– И я здесь, – ответил нечистый, скосив хитрый глаз. – И что же ты выбрал? – Кизил. – Кизил? Почему кизил? – Так, – не хотел сказать правду Шайтан. – Хорошо, бери кизил, – решил Аллах. Весело запрыгал Шайтан, завилял хвостом от радости. Еще бы, он так ловко обхитрил всех, выпросив для себя кизил. Кизил первым зацвел, значит, раньше других растений даст урожай. А первая ягода – самая дорогая. Повезет он свой кизил на базар, продаст втридорога, денег много загребет. Богаче всех будет Шайтан! Настало лето, начали созревать плоды – вишни и черешни, яблоки и груши, персики и абрикосы. А кизил все не зрел, по-прежнему оставался зеленым и твердым. Сидит Шайтан под деревом, злится: – Да созревай скорее, шайтанова ягода! Не зреет кизил. Тогда стал Шайтан дуть на ягоды, и сделались они красными-красными, словно пламя. Но, как и раньше, они были твердыми и кислыми. – Ну, как твой кизил? – спрашивали Шайтана люди. – Гадость, а не ягода, берите ее лучше себе, – ответил Шайтан и плюнул с досады, аж кизил почернел. Поздней осенью, когда урожай в садах был уже убран, люди пришли в лес по кизил. Собирая черные, но сладкие, вкусные ягоды, они подсмеивались над Шайтаном: – Просчитался Шайтан! – Маху дал Шайтан! – Сам себя перехитрил Шайтан!

А Шайтан тем временем бесился от злости и думал, как бы отомстить людям, чтобы они запомнили этот кизил раз и навсегда. И придумал. На следующую осень Шайтан сделал так, что кизила уродилось вдвое больше. И чтобы он созрел, потребовалось вдвое больше солнечного тепла. Обрадовались люди большому урожаю кизила, не подозревая, что это проделка Шайтана. А солнце, истощившись за лето, не смогло уже послать на землю достаточно тепла. И наступила такая суровая зима, что позамерзали сады, а люди чуть живы остались. С тех пор существует примета: если большой урожай на кизил - быть холодной зиме.

Вопросы и задания

1. О чем рассказывается в легенде?

2. Какова ее главная мысль?

 3. Объясните лексическое значение слова «шайтан» путем подбора синонимов из текста.

4. Назовите черты характера Шайтана, используя цитаты из текста.

5. Какое средство выразительности использовал автор в предложении: «Тогда стал Шайтан дуть на ягоды, и сделались они красными-красными, словно пламя»?

6. Почему кизил называют «шайтановой ягодой»? 

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 378; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!