Почему он так далек от родителей? Почему его хочет пере-создать в своем воображении отец-писатель?



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 67

Петроградского района

г. Санкт-Петербурга

 

ПРОЕКТ

 

По дисциплине: литература

 

Человек другого измерения в романе В.В. Набокова

«Защита Лужина»

 

 

Выполнила: ученица 9А класса

                                                                               Анипченко Василиса

                                                                           Учитель Нуанзина Е.А.

 

 


Санкт-Петербург

2019

 

Содержание

 

Паспорт проекта ………………………………………………………………3

 

Введение……………………………………………………………………….5

 

 

1.

1. …………………………....                                                                             6

1.2 Исследовательская работа………………………………………………..11

 

Заключение………………………………………………………………….....20

Список литературы…………………………………………………………. .21

Приложения………………………………………………………………….. 22

 

Паспорт проектной работы

 

Название проекта:

Человек другого измерения в романе В.В. Набокова «Защита Лужина»

 

Разработчик учебного проекта: Анипченко Василиса

 

Название образовательного учреждения:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 67 Петроградского района г. Санкт-Петербурга

 

Руководитель проекта: Нуанзина Екатерина Анатольевна

 

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту, – Литература.

Тип проекта по продолжительности выполнения - долгосрочный

Тип проекта по предметно-содержательной области - предметный

Тип проекта по доминирующей деятельности - исследовательский

По количеству участников – индивидуальный

 

Проблема:

В романе В.В. Набокова жена главного героя определяет его как «человека другого измерения». Каковы основания для подобного определения?

 

Цель проекта: определить, как автор раскрывает эту идею?

 

Задачи проекта:

1. Познакомиться с текстом романа

2. Изучить критическую литературу, посвященную роману Набокова

3. Провести исследование романа с целью раскрытия художественных приемов, которыми пользуется автор для пояснения своей идеи

4. Сделать выводы по исследуемой проблеме

 

Этапы работы над проектом:

А) Определение темы, цели и задач.

Б) Сбор и анализ информации.

В) Написание теоретической части проекта.

Г) Работа над практической частью и презентацией.

Д) Представление проекта перед аудиторией.

 

 

Введение

 

«Человек другого измерения»… Эти слова, характеризующие главного


героя, встретились мне в романе «Защита Лужина» - одном из первых

 

произведений Набокова, прочитанных мною.

 

Набоковские герои не хотят пускать в свой мир.

Трудно сближавшийся с людьми – и с собратьями по перу , и сам Набоков словно замкнулся в своей творческой башне из слоновой кости, живя в изолированном от посторонних, в своем собственном мире, который некоторым из читательской аудитории чужд; те же, кто готов воспринимать благоговейно и восторженно мир набоковскими глазами, зачастую вздрагивают от отвращения, видя изображенных им людей заурядных, живущих «как все», не способных сказать нового слова в этом мире.

 

Обрати внимание на финал! Что значит: «Никакого Александра Ивановича и не было»?

Почему он так далек от родителей? Почему его хочет пере-создать в своем воображении отец-писатель?

Что для него значит схватка с Турати?

Почему он решается на выход из игры? Вспомни, как любил он в детстве изображать короля! Или же он является потерянным в начале романа шахматным конем, его замещением? Каково положение короля на шахматной доске! Что означает «ЗАЩИТА»?

Что для Лужина означают постоянные попытки жены отослать его в прошлое (дом, в котором он жил с отцом)? Почему все герои, кроме Лужина и Валентинова, не имеют имен?

Составлением шахматных задач он не увлекся. Что это значит? А если рассмотреть роман как шахматную задачу? Сравни, например, с « Solus Rex », неоконченным романом Набокова.

https://cyberleninka.ru/article/v/avtor-i-geroy-v-romane-v-v-nabokova-zaschita-luzhina

 

Эта статья очень сложная https://magazines.gorky.media/nlo/2002/2/litlandiya-allegoricheskaya-poetika-9-zashhity-luzhina.html

 

http://sersak.chat.ru/PsihoDefense.htm

 

Это читать обязательно (предисловие Набокова к английскому изданию книги)http://nabokov-lit.ru/nabokov/kritika-nabokova/the-defense.htm

Здесь мои наброски

«Человека другого измерения» увидела в своем муже героиня из романа Набокова «Защита Лужина». Я думаю, это тот, кто отличается от окружающих, нестандартен в мышлении, в определении ценностей и приоритетов, в восприятии окружающего, во взглядах на мир.

Лужин живет в своем, вымышленном мире, его никто не понимает, да никто и не способен понять. Рациональное в его мировосприятии видно во всём: в детстве он запоминал номера извозчичьих пролеток, уютно укладывая их в памяти, чтобы потом выудить оттуда, если понадобятся; после встречи с будущей женой он, глядя на тени на парковой дорожке, видит в них лишь шахматную доску, на которой фонарь может ходом коня взять скамейку; «обновляемый» Лужин, которого пытаются как-то социализировать, уподобить другим людям, сопротивляется и продолжает жить в своем мире, изобретая и складывая улыбку для жены, стремящейся изменить «лужинскую оболочку», но не способной увидеть внутренней его сущности, не понимающей, как важно для мужа мельком, воровато взглядывать по понедельникам и четвергам на шахматный раздел в газете, чтобы потом в сокровенном уголке памяти развернуть увиденное и решить с восторгом или без оного шахматную задачу.

Рисует Лужин после болезни только геометрические фигуры и тела, просто они ему понятнее своей рациональностью и – как следствие – гармоничностью (теща и жена не столь гармоничны, потому и выходят на рисунках так неудачно); использует в своем «творчестве»

простой карандаш - только. Просто жизнь для Лужина раскрашена лишь в черный и белый цвета – шахматной доски.

Я опять остановлюсь на том, что одиночество, может быть, и не является главной бедой Лужина. Достаточно вспомнить, как чурался он с самого детства любых попыток проникновения в его душу, сторонился одноклассников, не заводил товарищей. Он не желал уподобиться добросердечному идеальному Антоше из книжек очень «второсортного», по выражению отца одного из однокашников, писателя – Лужина-старшего. Таких людей нельзя переделать, сломать, подчинить.

Не случайно неприятие миром детей подобного отпрыска: слишком не похож он на остальных. Дети могут быть жестоки, когда они в массе, и маленький Лужин «в первый же день… почувствовал вокруг себя такую ненависть, такое глумливое любопытство!..» Но не сломило его и то, что «в уборной, общими усилиями, пытались вогнуть его голову в

низкую раковину, где застыли жёлтые пузыри»*.

Заметим: не сломило неприятие всеми соучениками – одного.

И всегда Лужин воспринимал чужое вмешательство в своё «нежное эго» [выражение Набокова в одном из очерков ] как … экспансию, что ли… как насилие. Вот, к примеру:

«Так он просидел около 250 больших перемен, до того года, когда он был увезён за границу»…*

«Маленький Лужин попался…под ноги и был поглажен по голове» **

Герой может чувствовать глубже окружающих. Он во многом выше их, людей ординарных и приземленных.

Жена с удивлением заметит, что в его речи, такой неуклюжей, иногда ощущаются отголоски таких живых, настоящих слов, какие она, прочитавшая то, «что надо» в мире людей заурядных, но желающих слыть просвещенными, никогда или не знала, или не употребляла. Нельзя не вспомнить и о том, что апельсиновые корки Лужин не кинет на снег (может быть, дисгармонию цветов он видит

именно в нарушении белого, шахматного).

Лужин честен (обратим внимание на его повествование, такое невозможно откровенное, будущей теще при допросе о его болезнях); Лужин в чем – то романтик: в «злом мальчике» швырявшем в него камушки, он вдруг увидит Купидона, - когда осознает, что любит. Любит ту единственную, которая вдруг разглядела в нем человека, а не марионетку, в которую его силились превратить все: отец, антрепренер Валентинов, а потом и родители жены. В детстве же француженка, издававшая «воспитательный вздох»: «Бедный, бедный Дантес!» - не могла вызвать в нем сострадания к герою Дюма. Никто и ничто не в состоянии изменить «под себя» этого человека.

Родной отец скажет про Лужина – мальчика, прячущего лицо, хмурого и неразговорчивого: «Загадка, загадка».

Но, говоря о «рациональности» мировосприятия Лужина, нельзя не заметить, что он совершенно иррационален с точки зрения людей дюжинных, ординарных.

Окружающие гениального шахматиста тоже по-своему рациональны, но в другом – практическом, житейском, приземленном – смысле. Это люди, которые умеют устраиваться, не упускают своей выгоды, добиваются земных – и только земных! – благ. Чего стоят легкий, воздушный талант Валентинова (талант «делать деньги», по удачному выражению героя тургеневского романа Базарова); и жалкий талантик лужинского отца, давшего о себе материал в газету, а потом бережно вырезавшего статейку, которую сам же и написал; и талант журналиста, желающего «поволочиться» за лужинской женой в благодарность за её гостеприимство и при её же муже.

Трагедия Лужина («Защита Лужина») в том, что он вообще живет в своем мире, а не в реальности. Мир для него - это шахматная доска, а людей на ней как будто и нет. Лужина никто не понимает, поэтому он одинок. Он находится не в мире обычных людей, а в мире шахматном. Он не может совместить этот мир с реальным, наверное, это его истинная трагедия, а одиночество вытекает из причинно-следственной связи. Сложные задачи его отвлеченного искусства - шахмат - для Лужина намного легче простых жизненных задач. Ему сложно совершать обыденные, трудные для него и простые для обычных людей поступки, каким является, например, женитьба. И вроде бы кажется, что все это у него получается, пусть немного странно, неуклюже, но все же Лужин делает все это автоматически, как робот, а сам обитает в своем мире. Он не может совместить шахматы и жизнь.

Лужин устал не от мира шахмат, а от реального мира. Все герои романа не понимают его: невеста восхищается им, но не осознает, какую роль играют шахматы в жизни Лужина, не видит, что шахматы, собственно, и есть истинная его жизнь. Просто вокруг любого «человека другого измерения» в романах Набокова – люди безликие, никакие. Оттого, возможно, и тесть, и теща, и невеста не имеют ни имен, ни фамилий в романе.

  1. Заключение .

Набокова отталкивает любая общность. Изменить «человека другого измерения» простым смертным не под силу: их индивидуальность всегда сильнее общей безликости. И здесь твои рассуждения – исходя из того, к чему придешь в процессе работы

 

 

Обрати внимание на финал! Что значит: «Никакого Александра Ивановича и не было»?

Почему он так далек от родителей? Почему его хочет пере-создать в своем воображении отец-писатель?


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!