Сравнительная характеристика классического балета и русского народного танца.



Классический балет - это надземный танец. Для него характерна внутренняя приподнятость, романтичность, лиричность. Он включает в себя драматургию, музыку, хореографию, изобразительное искусство.

Плавные движения в балете чередуются с резкими прыжками, быстрыми вращениями и высокими поддержками.

Для него важна открытость ноги, вытянутая стопа и коленка. Ноги танцовщик балета должен уметь красиво сгибать, вытягивать, уметь скользить ими по полу, выбрасывать вперед и поворачивать. Очень важна при этом выворотность ног - это способность развернуть ноги наружу от бедра до кончиков пальцев. Балетные часто используют полупальцы - положение одной или двух ступней на полу, при котором пятки подняты и тяжесть корпуса находится на первой части ступни. Нередко используются полукруглые руки, которые могут быть округлены в локтях и подняты над головой.

Для балета используются специфические балетные костюмы, которые как бы наглядно говорят нам о сущности характера того или иного изображаемого героя.

В балете нет каблучных движений, нет каблуков на обуви ни у мужчин, ни у женщин. Верхом искусства балерины считается умение встать на кончики пальцев. В этом ей помогает специальная обувь - пуанты.

Все движения в балете отличаются чистотой, четкостью, они все отредактированы и прописаны в правилах классического танца, например, с пятки ходить нельзя.

Народный танец-это, наоборот, танец земной. В нем нет места фантазии, мечтам. Ему можно дать название «Да здравствует жизнь!» Народный танец имеет точную функциональную задачу. Так пиррические танцы в Греции должны были воспитывать в молодежи ловкость фехтовальных приемов.

Если говорить о русском народном танце, то он отличается от классического балета прежде всего своими характерными движениями: хлопками, полуприсядкой и присядкой, разножкой, подскоками, дробью.

Все танцы исполняются в ярких национальных костюмах, на ногах обычно обувь с каблуком. Очень важна в русском народном танце отбивка ритма. Это может делаться руками по голенищу, носку и подошве сапога, а также с помощью подошвы и каблука. Движения в русском народном танце отличается свободой и естественностью. Они изначально никак не регламентировались. Хочу отметить, что все вышесказанное нельзя полностью отнести к русскому народному сценическому танцу, который сегодня широко распространен в культуре нашей страны. Так как кое-что он взял от классического балета.

В народном танце не было той чистоты движений, какая была в классическом танце. В нем не использовались пуанты. Никто не вставал на пальцы, однако это не относится к лезгинке и танцевальной традиции народов Кавказа.

Изначально в русском народном танце не требовалось выворотности ног, декораций, танцевать могли и без звучания музыкальных инструментов, часто танец сопровождался песней, он отличался большой подвижностью, удалью, силой, жизнерадостностью. Однако, мы можем предположить, что в древних русских танцах, если они посвящались религиозным языческим праздникам, могла быть определенная драматургия точно также как в балете.

Влияние танца на виды спорта.

Первоначально фигурное катание представляло собой состязание по мастерству вычерчивать на льду разнообразные фигуры, сохраняя при этом красивую позу.

Первые клубы любителей фигурного катания появились в XVIII веке в Британской империи в Эдинбурге (1742 г.). Там же был разработан и перечень обязательных для исполнения в соревнованиях фигур, и первые официальные правила соревнований.

Из Европы фигурное катание попало в США и Канаду, где получило огромное развитие. К середине XIX века в фигурном катании уже были известны практически все современные обязательные фигуры и основные технические приемы для их исполнения.

В то время фигурное катание выполнялось в чопорном «английском» стиле. Американец Джексон Хейнз (1840—1875), танцор и конькобежец, объединил то и другое и получил свой собственный стиль катания: езда под музыку, танцевальные движения и «волчки» на льду. Коньки, прикреплявшиеся ремнями к обуви, не выдерживали таких нагрузок, тогда он - одним из первых, привинтил их к сапогам намертво

На I Конгрессе конькобежцев в 1871 году фигурное катание было признано как вид спорта.

Фигурное катание в России было известно ещё со времён Петра I. Русский царь привёз из Европы первые коньки. Именно Пётр I придумал новый способ крепления коньков — прямо к сапогам и создал, таким образом, «подмодель» сегодняшнего оснащения фигуристов.

В 1838 году в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов — «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г.М.Паули - учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга.

Русское фигурное катание как вид спорта зародилось в 1865 году. Тогда был открыт общественный каток в Юсуповском саду на Садовой улице. Этот каток был самым благоустроенным в России и с первых же дней стал центром подготовки фигуристов. На нём 5 марта 1878 года состоялось первое состязание русских фигуристов. В 1890 году в Санкт-Петербурге прошли соревнования, посвященные 25-летию Юсуповского катка, на которые были приглашены лучшие фигуристы со всего мира. Соревнования приобрели статус «неофициального чемпионата мира», победителем этих состязаний стал почетный член Алексей Павлович Лебедев.

Демонстрация международного размаха и потенциала фигурного катания, показанного на соревнованиях в Санкт-Петербурге, не давала покоя. Поэтому уже в 1892 был создан Международный союз конькобежцев (ISU). Через 4 года, в 1896-ом, в Санкт-Петербурге состоялся первый чемпионат мира по фигурному катанию (победитель - Гилберт Фукс, Германия). В 1903 году в честь 200-летия Санкт-Петербурга «Петербургскому обществу любителей бега на коньках» было предоставлено право проведения 8-го чемпионата мира (1 место - швед Ульрих Сальхов, 2-е - Николай Панин-Коломенский).

В 1924 на первом чемпионате СССР выиграли Александра Быковская и Юрий Зельдович. В 1960-е годы - после полувекового перерыва - Россия снова появилась на мировой арене. Первыми вписали свои имена в анналы истории Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Ирина Роднина (с двумя разными партнёрами) повторила достижение Хенни, став 10-кратной чемпионкой мира и 3-кратной олимпийской чемпионкой.

Синхронное фигурное катание - новейшая дисциплина фигурного катания. В современном виде синхронное катание появилось в 60-х годах в США, хотя идея группового катания появилась намного раньше. Например, в России соревнования по групповому катанию на коньках (пары, четверки, восьмерки) проводились еще в середине 20-х гг. В США этот вид стал развиваться как развлечение зрителей в перерывах хоккейных матчей. Оказалось, что синхронное катание - очень яркий и интересный вид спорта.

В 1952 году спортивные танцы были включены в программу чемпионатов мира и Европы. В течение 10 лет на всех крупных международных состязаниях побеждали фигуристы Великобритании. В 1962 году победили представители новой школы спортивных танцев - чехословацкие фигуристы Ева Романова и Павел Роман. Эта пара побеждала на протяжении четырёх лет. На XII зимних Олимпийских играх 1976 года в австрийском Инсбруке новая дисциплина стала олимпийским спортом. Первыми в истории олимпийскими чемпионами стали фигуристы СССР Людмила Пахомова и Александр Горшков. Все последующие годы борьба за лидерство в танцах на льду шла практически только между советскими фигуристами.

Конец XX века прошёл под полным доминированием СССР и России в фигурном катании. В парном катании Россия вообще была вне конкуренции, получив «золото» во всех Олимпийских играх с 1964 до 2006. Впрочем, имея огромное преимущество над остальными в парном и танцевальном катании и сильных мужчин, СССР так и не выиграл ни одной золотой медали в женском катании. Ближе всех пришла к заветному титулу Кира Иванова (серебро в чемпионате мира, бронза на Олимпийских играх). Уже в постсоветской России женский чемпионат мира выиграли Мария Бутырская и Ирина Слуцкая (у последней также серебро на Олимпийских играх в США 2002).

В 2000-е годы Россия начала сдавать позиции, зато встали на ноги Китай и Япония. Олимпиаду 2010 года Россия фактически проиграла. Дальнейшие чемпионаты показали, что провал лишь временный: на арену вышли дети 1990-х годов, хоть и не становившиеся чемпионами, но показывавшие отличные результаты. И, наконец, на зимней Олимпиаде в Сочи (2014 г.) заветное олимпийское золото в женском катании завоевала Аделина Сотникова, в 2018 году на корейской олимпиаде в Пхен-Чхане золото и серебро в женском одиночном катании завоевали спортсменки из России Алина Загитова и Евгения Медведева.

Таким образом, мы видим что Россия, ее тренеры, фигуристы внесли большой вклад в развитие фигурного катания и стояли у истоков зарождения этого вида спорта. Я считаю, что это неслучайно, так как многие люди в России с детства умеют кататься на коньках и любят танцевать.

Еще один вид спорта, которым мир обязан, России - это художественная гимнастика.

Художественная гимнастика считается молодым видом спорта, появилась она благодаря мэтрам Мариинского театра. В 1941 году был проведен первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. В 1948 году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. С 1949 года эти чемпионаты начинают проходить ежегодно. Позже появились Кубок СССР (1965) и всесоюзные детские соревнования (1966). После того, как гимнастки стали выезжать с выступлениями за пределы СССР, художественная гимнастика получила признание Международной федерации гимнастики и официально стала считаться видом спорта.

В 1967 в мировой художественной гимнастике появляется принципиально новый командный вид - соревнование по групповым упражнениям. В этом же году в Копенгагене состоялся первый чемпионат мира по групповым упражнениям. 1980 год стал для художественной гимнастики поворотным, после завершения Олимпийских игр в Москве, на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр. С 1984 года начинается Олимпийская история художественной гимнастики.

На играх 1984 года ни одна советская гимнастка не взяла медаль, так как СССР бойкотировал эти игры в США, но в этом же году в Болгарии на альтернативных международных соревнованиях советские гимнастки Галина Белоглазова и Дали Кокайте завоевали серебряную и бронзовую медали.

После распада СССР для участия на играх 1992 года была сформирована команда из стран участниц СНГ. Представительницами команды были украинские спортсменки Александра Тимошенко и Оксана Скалдина. Александра превзошла все ожидания, и завоевала титул абсолютной чемпионки. Игры 1996 года принесли успех украинкам Екатерине Серебрянской и Елене Витриченко и ученицам Ирины Винер Амине Зариповой и Яне Батыршиной, которые показали новые тенденции в гимнастике.

Игры в Сиднее (2000) принесли золото российской сборной. Юлия Барсуковая получила звание Олимпийской чемпионки, а фавориткой игр все СМИ назвали Алину Кабаеву, хотя она заняла только третье место. На играх 2004 года Алине Кабаевой посчастливилось завоевать титул олимпийской чемпионки, несмотря на то, что во всех упражнениях были допущены ошибки. На Олимпийских Играх в Пекине золотая медаль по праву досталась Евгении Канаевой. В 2016 году на олимпиаде в Рио-де-Жанейро Маргарита Мамун и Яна Кудрявцева завоевали золото и серебро в личном первенстве, а наши гимнастки в групповых упражнениях стали лучшими, опередив Испанию и Болгарию.

Влияние России на мировую художественную гимнастику проявляется в том, что наши гимнастки и их наставники – тренеры, являются законодателями моды в этом виде спорта. Все самые сложные спортивные элементы придумывают и исполняют представители русской школы художественной гимнастики. Благодаря этому художественная гимнастика не стоит на месте, она постоянно развивается и усложняется. Это касается не только спортивных элементов но даже спортивных купальников гимнасток и музыки, сопровождающей их выступления. Именно Ирина Александрова Усманова-Винер предложила использовать купальники с юбочками, красивые лосины и музыку с текстом, чего раньше не было.

И третий вид спорта, связанный с танцами, и где Россия доминирует над всеми – это синхронное плавание.

Это женский водный вид спорта, суть которого заключается в выполнении в воде различных фигур и движений под музыку. Синхронное плавание является олимпийским видом спорта. Современное же синхронное плавание начало зарождаться в Канаде в 1920-е годы. Изначально этот вид спорта назывался «водный балет».

В 1952 году во Франции прошел первый чемпионат по синхронному плаванию, в этом же году оно было признано международным видом спорта. В 1958 году в Амстердаме прошли первые международные соревнования, а в 1973 году прошёл первый чемпионат мира по синхронному плаванию. В 1984 году синхронное плавание вошло в программу Олимпийских игр и с тех пор считается олимпийским видом спорта.

Российские синхронистки завоевали на олимпиадах в общей сложности 50 медалей [1].

Влияние танца на здоровье.

Диетологи и врачи утверждают, что танцы полезны для здоровья.

Во-первых, они помогают похудеть и хорошо влияют на сердечно-сосудистую систему. Самыми эффективными танцами в этом смысле считаются: вальс, танго, пасодобль.

Во-вторых, танцы помогают скульптурированию мышц.

В-третьих, танцы улучшают моторику, координацию и баланс организма.

Хорошая координация и равновесие – это то, что необходимо каждому человеку. Танцы также уменьшают головокружение.

В-четвертых, танцы улучшают нашу моторику (движения, связанные с руками, пальцами, ногами).

В-пятых, танцы могут научить человека, как безопасно падать, чтобы избежать травм.

В-шестых, исследования показали, что у танцоров меньше травм с суставами, чем у спортсменов, особенно в области колен. Это может быть связано с тем, что танцы укрепляют суставы, не перегружая их. Многие виды спорта, такие как бег, гольф или теннис требуют повторения одного и того же действия снова и снова, оказывая давление на тот же сустав.

В-седьмых, психологи говорят, что танцы улучшают настроение. Танцы – это способ выразить себя, и они связаны с эмоциональными центрами нашего мозга. Тот факт, что мы склонны танцевать под музыку, которая нам нравится, также способствует этому. Поскольку это вызывает сильную эмоциональную реакцию.

В-восьмых, танцы снимают стресс. Они помогают выработать эндорфин (гормон счастья), а также танцы подавляют кортизол, гормон ответственный за стресс. В то время как некоторые физические упражнения иногда могут ощущаться как рутина, танцы – это очень активный отдых, что делает его отличным способом борьбы со стрессом. (https://solirina.ru/)

В-девятых, танцы помогают сломать шаблоны, выйти из замкнутого круга повторяющихся сценариев нашей жизни. Открываясь новому опыту в танце, мы символически впускаем новое в свою жизнь.

В-десятых, в танце происходит эмоциональная экспрессия – высвобождение подавленных чувств. Подавление эмоций – опасный механизм, который может приводить к психосоматическим заболеваниям. Танец проводит своего рода «генеральный уборку», очищая от подавленных чувств и снижая внутреннее напряжение.

В-одиннадцатых, улучшая телесный баланс, танцы помогают нам сохранять и психологическую устойчивость в сложных ситуациях, толерантность к стрессу. Главное – найти тот танец, который нравится именно вам, и не требовать от себя непременного совершенства.

В-двенадцатых, танец не случайно используется в некоторых направлениях психотерапии, он способен трансформировать нас психологически и помогает решать проблемы.

Например, парный танец учит мужчину брать на себя ответственность в отношениях, преодолевать инфантилизм – взрослит. А женщине помогает доверять мужчине и уважать его. И, конечно, у обоих увеличивает чувствительность по отношению к партнеру, способность выстраивать отношения, заявлять о себе и «слышать» партнера.

Групповые танцы хороши для тех, кто чувствует себя одиноким, отвергнутым, никому не нужным, «белой вороной». Они помогают почувствовать себя важной частью группы – «членом стаи».

А есть танцы, улучшающие контакт с собой, помогающие «слышать» себя. Они хороши для тех, кто потерял себя, запутался в своей жизни и не знает, что хочет.

Что делать, если человек стесняется своего тела (у него лишний вес) или существует боязнь того, что, танцуя, он будет выглядеть нелепо? Как ему это перебороть в себе, если он хочет танцевать, но мешают комплексы?

Увы, непринятие своего тела – частая проблема, даже у красивых людей, не говоря уж о тех, кто не вписывается в современные стереотипы красоты. Нас не учат любить и уважать свое тело

Первый шаг: решите, вас устраивает жить со своими комплексами, или вы все же хотите поменять свою жизнь? Перемены – всегда риск, они требуют мужества и не даются без усилий. Если готовы к «подвигу», то отправляйтесь в танцзал. При этом вы можете помочь себе следующим образом:

- помните, что не вы один стесняетесь, у ваших соседей могут быть такие же переживания.

- найдите доброжелательного преподавателя, которому вы сможете доверять. Психологическая атмосфера на занятиях во многом зависит от преподавателя, бывают коллективы «критикующие», бывают – «поддерживающие».

- возьмите с собой на занятия друга или подругу для поддержки.

- если вы стесняетесь группы, можно попробовать начать с индивидуальных уроков.

Самооценку может поднять удачная фотосессия в танцевальном костюме.

Попробуйте понять, как именно звучит критикующее послание в вашей голове. Например: «Ты неловкий», «Ты толстая» и т.д. Подумайте, в каком возрасте и при каких обстоятельствах появилось внутри такое вредное убеждение? Что вы сейчас можете противопоставить этому убеждению?

«Стакан наполовину полон», какие свои плюсы вы можете обозначить? Может, у вас хорошее чувство ритма? Выразительная мимика? Есть старательность? Плюсы всегда присутствуют.

Сделайте акцент не на том, как вы выглядите во время танца, а на том, какие ощущения при этом испытываете. И наслаждайтесь движением, музыкой.

Помните: способности к танцам есть у каждого, кончено, в разной степени, но у каждого.

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 1050; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!