Государство Киевская Русь и его расцвет



Государство Киевская Русь активно создавалось в X веке, при супруге погибшего князя Игоря княгине Ольге. Подавив восстание древлян, Ольга устанавливает максимальные размеры дани (уроки) и места сбора (погосты). В политических целях примирения с Византией и получения материальных средств в 955 году Ольга принимает христианство, в крещении принимает имя Елена. В Киеве строится первая христианская церковь святого Ильи. Сын Ольги и внук Рюрика Святослав христианскую веру не принимал, остался язычником. Обладая большим организаторским талантом и большой физической силой, осуществил разгром Хазарского каганата со взятием его столиц – городов Саркел и Итиль на Дону и на Волге. Именно с разгромом Хазарии, государственной религией которой был иудаизм, а "специализацией" – массовая работорговля, связан злодейский персонаж русских сказок – многоголовый страшный змей "Чудо-Юдо".

Победив Хазарию, русское войско отправилось в поход на Византию. В 971 году русы потерпели поражение и вынуждены были заключить мир с империей. Первоначально война для русов начиналась успешно.

 В это время к Киеву подступили новые кочевники, заняли места разгромленных хазар – это были печенеги. Они осаждают Киев в отсутствие Святослава. В 972 году, возвращаясь с Дунайского похода, на Днепровских порогах дружина Святослава попала в печенежскую засаду. Святослав погиб в бою.

У Святослава было несколько сыновей – двое погибли в братоубийственной войне. В 980 г. в первой междоусобной войне на Руси побеждает Владимир. После захвата Киева Владимир пытается превратить язычество в государственную веру. Однако возникает конфликт интересов. Он понял, что язычество не сделать государственной верой, так как у каждого племени культы отличались. Язычество не знало разделения общества на бедных и богатых, не было богопрославления земной власти. В язычестве человек – это часть природы.

Почему Владимир принял именно греческое христианство? Интересы княжеской и боярской элиты требовали такой религии, которая вела бы к миру с такой высококультурной державой, как Византия.

В 988 г. состоялся поход Руси на византийский город Херсонес в Крыму (ныне это часть Севастополя). Император обещал выдать свою сестру замуж за князя русов в обмен на крещение Владимира и его войска. Вслед за этим прибывшие с войском Владимира священники крестили Киев и сломали капище (скульптуры языческих богов).

В принятии Русью христианства действовал принцип: "Какой веры князь, такой веры должна быть и его земля".

В 989 г. к крещению "огнём и мечом" был приведен Новгород. Христианство на Руси утверждалось весьма медленно. Сельская глубинка ещё 400-500 лет после этого исповедовала языческие обряды и веру. Крещение людей и осознание ими веры носили формальный, поверхностный характер, всё это делалось для того, чтобы исключить насилие со стороны властей. Известно несколько восстаний язычников. Так было в 1071 г. в Суздальской земле и на Белоозере, тогда княжеская дружина заставила население выдать волхвов на расправу после угрозы в течение года жить за счет местных общин (как в завоеванной стране).

Постепенно происходило взаимопроникновение язычества и христианства, по инициативе священников многие языческие боги стали прославляться в образе православных святых. Это была своего рода уловка для успешности проповеди и привлечения народа (и его денег) в храмы и монастыри. Даже свое имя "православная церковь" взяла от славянских слов "славить Правь".

В оккультных заговорах к XVIII в. практически исчезли имена языческих богов, то есть даже проклятье или порчу человеку наводили именем христианских, библейских персонажей...

До 1054 года Русь имела единую христианскую веру со всей Европой. В 1054 году Византийский патриарх и Римский папа прокляли друг друга, и церковь разделилась на две половины. Восточная (греческая) стала православной, а западная (римская) стала католической (в переводе – всемирной).

При сыне Владимира Ярославе появились первые святые русской православной церкви, это были погибшие в междоусобной войне братья Ярослава: Борис и Глеб. Они погибли от руки старшего брата Святополка во время похода. Ярослав поодиночке одолел других братьев силой оружия. Святополк навсегда бежал в Польшу, а Мстислав заключил мир. Русская земля до 1039 г. (момент естественной смерти Мстислава) была разделена на две части по Днепру: левый берег – земля Мстислава, правый –Ярослава. Ярослав в более поздних летописях был назван Мудрым за стремление мирно укреплять государство силой закона и просвещения. Так именем Софии (Мудрости) им были названы два огромных новых каменных храма: один – в Киеве, другой – в Новгороде. Строились новые города, такие как, например, Ярославль, на пути по Волге "из варяг в персы".

Ярослав дал Руси закон – Русскую Правду. ("Правда Ярослава")

Русская Правда закрепила имущественное и социальное расслоение населения (не знала понятия "телесная казнь"), единицей правосудия в Киевской Руси являлась свободная крестьянская община – "вервь", как и в традиционном праве, разрешалась кровная месть. Убийцу могли лишить жизни наёмники или родственники убитого.

Были штрафы (вира) – основной вид наказания. Вира могла выноситься за кражу, телесные повреждения, за уничтожение чужой собственности, вира платилась общиной при обнаружении на её земле погибшего человека при невозможности установить убийцу. Штрафу подлежал убийца чужого холопа.

Всё население Киевской Руси делилось на категории:

- свободные (князья, бояре, дружина, тиуны – чиновники, огнищане – управители вотчинами, "люди");

- полусвободные (смерды, закупы – отрабатывающие "купу" (долг, кредит);

- несвободные (холопы).

Русская Правда дополнялась и совершенствовалась. Сыновья Ярослава Мудрого заменили кровную месть штрафом (штраф за убийство смерда был в 40 раз меньше, чем за убийство княжеского управителя).

Внук Ярослава Мудрого Владимир Всеволодович Мономах ввел Устав о долгах, по этому Уставу размер возврата долга не мог составить больше 125% от первоначально взятой суммы.

Вооруженные силы Киевской Руси.

Верхний слой составляла старшая дружина (посадники, воеводы, тысяцкие) и младший слой (гридни, отроки, детские). В X веке появляются сабли, используются машины для метания камней и стрел. Основным порядком на поле боя становится стена с главной задачей нанести первый внезапный удар по врагу. Дружина, собственно, состояла из трёх родов войск: цепь стрелков, пехота, конница.

 

Экономика Киевской Руси

Существовало три направления экономических связей:

1. Восточное (поставки шелка, кожи, пряностей, сладостей, серебра);

2. Средиземноморское (подвоз фруктов, драгоценных изделий, вин, масла и др.);

3. Западно-европейское (подвоз металлов).

Древние деньги – шкуры белок и куниц (куны) – постепенно заменили маленькими лоскутками кож, затем узкими полосками серебра – гривнами.

Русь находилась на перекрестке торговых путей:

- с Севера на Юг Европы ("из варяг в греки");

- из Азии в Западную Европу (великий шелковый).

Киев находился в центре пересечения этих двух потоков. В основном хозяйство Киевской Руси носило натуральный характер, население покупало то, что не могло произвести само (металлы, посуду, оружие). Большой спрос всегда был на соль, выпаренную из морской воды. Существовал ремесленный бизнес, связанный со строительством судов, лодок, домов.

Киевская Русь не была отсталым государством на окраинах обитаемого мира, её законодательство не уступало западноевропейскому. Скандинавы называли Русь страной городов. В бытовом плане русичи были более гигиеничны, чем европейцы того времени, в первую очередь, из-за бань. Русское ремесло пользовалось славой и на западе и на востоке, однако сохранить наследие единой Киевской Руси не удалось, так как уже в XI веке начались феодальные войны, причиной которых был, в первую очередь, запутанный механизм передачи власти (не от отца к сыну, а от старшего брата к младшему).


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!