Самопроверка для жертв инцеста
На основе перечня для самопроверки, разработанного С. Блюм для переживших инцест[63], я хочу перечислить некоторые критерии и подчеркнуть, что эти симптомы могут возникать и при других расстройствах. Однако появление некоторых из них особенно типично после инцеста. Если в наличии имеется большинство этих симптомов, то вероятность того, что произошло сексуальное нападение, велика.
1. Подавленное настроение, «беспричинный» плач.
2. Фантазии о самоубийстве, суицидальные попытки.
3. Саморазрушительные действия, самоповреждения, причинение себе боли, частые несчастные случаи.
4. Аддиктивное поведение (наркотики, алкоголь, нарушения питания).
5. Чувства вины и стыда, низкая самооценка.
6. Недоверчивость, страх самоотдачи и утраты контроля или неспособность оценить надежность другого человека.
7. Неспособность устанавливать межличностные границы, повторные злоупотребления в отношениях, привычная роль жертвы, затруднение сказать «нет», чувство бессилия.
8. Сильно конфликтные отношения, проблемы с амбивалентностью, избегание близости и выбор партнера, который не допускает близости с собой, чтобы проблематика инцеста не вышла на передний план.
9. Ощущение изолированности, неприкаянность, отчуждение и деперсонализация, отщепление эмоций, рефлекс «мнимой смерти»: физическая и психическая парализованность в определенных ситуациях или при разговоре на определенную тему.
|
|
10. Ощущение нехватки единства, впечатление, что внутри несколько личностей. Ощущение себя нереальным. Ощущение близкого безумия, изобретение фантастических миров, в которых можно быть другим человеком, иметь иную идентичность. Желание изменить свое имя.
11. Стигматизация. Чувство, что все видят каинову печать на лбу, чувство собственной табуированности из-за того, что нарушил табу. Страдание от ощущения, что носит в себе страшную тайну.
12. Флэшбэки: внезапные визуальные воспоминания о травме, которые ощущаются как нападение. Сильные сенсорные воспоминания, которые не имеют никакого смысла, например, узор на обоях, запах, который снова и снова «лезет» в нос и пугает.
13. Ощущения заcтревания и удушья, ком в горле, затруднения глотания, дыхания, кожные высыпания, зуд.
14. Расстройство засыпания и сна, потребность спать в одежде и тщательно укутываться, повторяющиеся ночные кошмары.
15. Заметные пробелы в памяти, неспособность вспомнить все периоды детства, затушевывание определенных людей и ситуаций. Неуместные сильные эмоциональные реакции при пребывании в известных местах или при встречах с некоторыми людьми.
16. Использование мощных защитных механизмов: отрицание, вытеснение, обесценивание.
|
|
17. Проблемы в сексуальной сфере. Избегают всего сексуального, компульсивно сексуализируют отношения, не различают сексуальность, власть, контроль и насилие. Секс возможен лишь с незнакомцами, неопределенная гендерная идентичность, нарушения оргазма, страх боли в области половых органов, невозможность соединить секс и нежность, отвращение к всему телесному (в том числе запахи и звуки), чувствуют свое тело предательским, хотят спрятать его в мешковатой одежде, избегают зеркал, делают себя незаметными. Искаженный образ тела.
Насколько список может быть полезен в том, чтобы определить возможную жертву инцеста, настолько его значение ограничено для понимания травматизации. Для этой цели я считаю более полезной модель Финкельхора[64]. Он описывает то, какая динамика воздействует травмирующе на поведение и психическое развитие. В ней четыре сферы:
1) травматическое сексуализирование;
2) стигматизация;
3) предательство;
4) бессилие.
Я хотела бы здесь кратко пояснить эту модель. Травматическое сексуализирование приводит ребенка к обусловливанию: сексуальная активность сцепляется с воспоминаниями о негативных эмоциях; часто ребенка учат ложным сексуальным нормам и моральным представлениям, чтобы сделать его более удобным для сексуальной эксплуатации. Например, он слышит, что все отцы, которые любят своих детей, делают «это» с ними. Нередки случаи вознаграждения ребенка за сексуальное поведение, так что довольно рано складывается осознание, что секс является средством получить нежное и заботливое обращение и что речь идет о своего рода обмене. Это ведет к тому, что любовь и секс спутаны, происходят отвержение интимности и сексуальное стимулирование, нарушается собственная сексуальная идентичность. Отсюда возникает типичные паттерны поведения, о которых мы уже упоминали: навязчивое сексуальное отыгрывание, агрессивное сексуальное поведение, фобическое избегание близости, проблемы с оргазмом, проституция, промискуитет.
|
|
Второй тип динамики, стигматизация, переживание «отмеченности», усиливает стремление утаивать, стыд и порыв обвинять во всем только себя, потому что обычно преступник перекладывает на жертву ответственность за свое преступление. Это приводит к чувству отверженности и низкой самооценке (вина и стыд). С такого рода стигматизацией связано аддиктивное поведение, суицидальные наклонности и другие саморазрушительные акты.
|
|
Третьим травматогенным элементом является предательство. Было обмануто доверие ребенка, им манипулировали, его эксплуатировали из-за его зависимости и уязвимости. Вместо защиты он был использован. Люди, на которых он полагался, злоупотребляли своей властью. Это приводит к подозрительности, особенно в отношении к мужчинам, к ярости и враждебности, а также к глубокой печали и депрессии. Такой опыт обманутости формирует позицию жертвы, которая позже повышает риск повторения злоупотреблений. Конечно, такое поведение особенно сильно влияет на партнерские отношения, прежде всего, на сексуальность.
Четвертый фактор, который оказывает решающее влияние на психическое развитие и поведение, – это бессилие, чувство полного бесправия. Поскольку ребенок ощутил, что телесные границы были преодолены против его воли, чувство беспомощности врезалось в его память. Повторный опыт беспомощности и невозможности прекратить злоупотребление приводит его к убеждению, что человек никак не может повлиять на то, что с ним происходит. Становится понятным образ себя, типичный для жертв, который часто закрепляется тем фактом, что жертва выбирает отношения, в которых присутствует немало злоупотреблений. Чувство бессилия и беспомощности приводит к приступам тревоги и паническим атакам, которые, в свою очередь, способствуют диссоциациям, навязчивостям и фобиям.
Я считаю, что эта модель помогает понять возможные последствия сексуальной эксплуатации и разработать терапевтические стратегии для проработки такой динамики. Конечно, многие вопросы остаются без ответа и в этой модели, и при описании посттравматического синдрома. Кто из жертв инцеста будет травмирован, а кто нет? Насколько долго следует учитывать травматическое воздействие? Возможно ли исцеление или лишь только относительно хорошее обращение с травмой?
В ходе своей терапевтической практики я узнала, что даже женщины, многие годы зафиксированные в роли жертвы, смогли стать на путь большей самостоятельности и личной ответственности. Меня тронуло до глубины души то, что, несмотря на тяжелую сексуальную эксплуатацию, они смогли отвергнуть угнетающие жизненные обстоятельства, что, несмотря на огромные трудности при восстановлении границ, женщины учились говорить «нет». Я убеждена, что этому нет простого объяснения, одной причины. В своей работе я училась скромности, с изумлением глядя на то, как женщины восстанавливали связь со своей силой или вообще впервые учились этому. Тенденция психики к самоисцелению часто находит странные пути. Для многих женщин переживание резервов сил, до тех пор неиспользованных, является новым и ошеломляющим. Во второй части этой книги я расскажу о процессе исцеления подробнее.
Инцест и сексуальность
Теперь я хочу прояснить, что происходит в той сфере, которая занимает центральное место в терапевтической работе со взрослыми женщинами, суммируя внутрипсихические и межличностные эффекты травмы. Я имею в виду влияние последствий инцеста на развитие женской сексуальности. Сексуальные проблемы неотъемлемы от картины страданий большинства жертв сексуальной эксплуатации. Бесконечно много фрустрации, отчаяния и безнадежности связаны с этой темой. Традиционные формы сексуальной терапии не дают результата в этих случаях, кроме того, жертвы инцеста обычно не обращаются за сексуальной терапией. Классики сексологической литературы не описывают специфического влияния инцеста на сексуальность. Сексуальные проблемы или «сексуальные девиации», как их называют в такой литературе, являются средством выражения для людей, которые были использованы, они принадлежат языку жертв инцеста.
Если мы задумаемся над тем, сколько мифов возникло вокруг сексуальности, то станет ясно, что тема влияния сексуального насилия на сексуальность является очень спорной и противоречивой. Создание сексуальных мифов является социокультурным феноменом. В зависимости от патриархальной или феминистской точки зрения сексуальное поведение, сексуальные предпочтения, сексуальное функционирование оцениваются по-разному. Даже в наше время женщин видят через призму расщепления надвое, и мадонна противопоставляется шлюхе, а Ева – Деве. Именно в наше такое просвещенное время амбивалентность по отношению к женщине особенно бросается в глаза. Архетипический образ женщины как питающей и дающей жизнь матери, с одной стороны, и поглощающей, умерщвляющей бабы, с другой стороны, находит свое отражение в мифе о женской чистоте или испорченности.
Отражение страха перед страстностью и ненасытностью бабы мы видим в охоте на ведьм. Реальные сексуальные нападения со стороны мужчин были скрыты и искажены самым причудливым образом. Не отцы или клерикалы использовали женщин и детей, а инкуб, мужчина-демон обладал ею, и она становилась ведьмой. Тогдашние ведьмы позже стали истеричками Фрейда. Но развитие не остановилось. После рубежа веков появился термин «сексуальное пренебрежение», с помощью которого стали толковать сексуальное поведение в зависимости от гендера[65]. Отсюда остался один шаг до понимания проституции как сексуальной аддикции, отражающего пережитки викторианской точки зрения на проституток. С клеймом «шлюха» приходится бороться и сегодняшним жертвам инцеста. Эта стигматизация особенно поддерживается мужчинами: якобы так называемые сексуальное «пробуждение» отцом было осуществлено под влиянием ненасытной жадности и сексуального желания девушки.
Влияние инцеста на сексуальное поведение исследовано очень односторонне. Немецкие публикации, которые опираются на самоотчеты пострадавших женщин и терапевтические запросы, вопроса не проясняют. Характерно, что они касаются только тех аспектов женской сексуальности, которые так или иначе являются значимыми для общества или для мужчин. В работе Хирш, например, речь идет о так называемых «типичных» последствиях инцеста, а именно о промискуитете и проституции, в то время как другие насущные проблемы таких женщин вообще не рассматриваются, например, страх за судьбу их собственных детей в этом мире, проблемы с беременностью и материнством, сексуальные фантазии, приводящие в замешательство.
Изучение англоязычной литературы сделало меня более чувствительной ко многим смысловым взаимосвязям. Я очень внимательно слушала, что говорят мои клиентки и жертвы инцеста, ведь для меня они стали наиболее достоверным источником информации о том, что означает инцест для их сексуальности. В Бостоне у меня была возможность связаться через «Женский центр» с Э. Вестерлунд, которая предоставила мне материалы своей диссертации «Сексуальность женщины с инцестом в жизненной истории». Ее эмпирические исследования полностью подтвердили мой собственный опыт.
«Промискуитет» и «проституция»
Сначала я хотела бы поговорить о «промискуитете» и «проституции», уже упомянутых мной как характерных следствиях инцеста. Немало исследований указывают на взаимосвязь между промискуитетом (сексуальной неразборчивостью) и инцестом. Отмечается и тот факт, что многие проститутки в детстве подвергались сексуальному насилию, в основном в семье. Эти данные необходимо интерпретировать с большой осторожностью. Хронический паттерн промискуитета, который длится всю жизнь взрослой женщины, не смогли найти нигде. Напротив, очень многие женщины после инцеста переживали период, когда сексуальные контакты были поверхностными, с частой сменой партнеров. По большей части, это был промежуточный этап, переходная реакция на сексуальную эксплуатацию.
«С тех пор, как начался шестнадцатый год моей жизни, я никогда не могла сказать „нет“, если кто-то хотел секса со мной. Конечно, мне было стыдно. Но это было похоже на необходимость. Меня так и тянуло на это. Я пошла в парк и отдалась пяти мужчинам, затем ушла оттуда и на улице отдалась еще пять раз. И все в один день. Просто безумно, безумно, безумно… И никакого, ни малейшего следа чувств. Только депрессия – умереть, умереть, умереть. Вот как это было»[66].
Об удовольствии от смены отношений здесь мы ничего не услышим. Эти женщины переживают свои сексуальные импульсы как навязчивую тягу, которая не поддается контролю. Поскольку этот тип сексуального отыгрывания немало значит для общества, исследователи с особым рвением ухватились за данные, позволяющие спекулировать на сексуальных девиациях после инцеста. Особый интерес для мужчин-исследователей представляет вопрос, становится ли большинство жертв инцеста проститутками. При этом вряд ли речь идет об эмпатическом участии в судьбе этих женщин, напротив, у меня сложилось впечатление, что больше – о поиске возможной корреляции с целью доказать, что те, кто позже стали проститутками, уже детьми были одержимы сексом и намеренно соблазняли своих отцов. В нашем обществе к проституткам относятся в основном с презрением, и у «человека» есть все основания отказать в сочувствии и сопереживании и жертвам инцеста тоже, сделать жертву преступником. Логически неверные умозаключения такого типа встречаются нередко. Из того факта, что среди проституток женщины, пережившие сексуальное насилие в детстве или юности, составляют подавляющее большинство, нельзя сделать превратный вывод, что инцест неизбежно ведет к проституции. Ни в коем случае в исследованиях не может быть проведена аналогия между фазой промискуитета и проституцией. Не может быть и речи об однозначной причинной связи между инцестом и проституцией.
В тех ситуациях, когда женщины «выбрали» проституцию, важно рассмотреть контекст. Многие молодые девушки убегают из дома для того, чтобы положить конец инцесту. Для них проституция часто является единственным способом выжить материально. Пострадавшие описывают, как они доходят до того, чего всегда хотели избежать. Для них это было так, будто в итоге они лишь воплощают те пророчества, которыми их бомбардировали ранее.
«Я могла начинать отношения с мужчинами только через сексуальность. Только так я могла бы быть принята, думала я, когда я раздвигаю ноги. Другого способа у меня не было. Ничего больше.
Они постоянно ругали меня шлюхой – да ведь я и была такой, и с каждым шла в постель. Это был замкнутый круг»[67].
Есть и другие причины, которые могут подвигнуть женщину на проституцию. Например, чувство мести, удовольствие от осознания, что мужчина находится в зависимом положении, что она контролирует все, что происходит. Моя клиентка рассказывала: «Наконец, я – та, кто назначает цену, наконец, я оставила ощущение бессилия позади. Теперь я на другой стороне, у меня есть власть».
Однако мне кажется, важно отметить, что частота промискуитета или проституции как следствие инцеста никак не связана с намного более общим негативным отношением к сексуальности. По опыту в своей практике и по сообщениям коллег можно сделать вывод, что промискуитет в поведении, как правило, ограничен периодом от позднего подросткового до раннего взрослого возраста. Взрослые женщины, которые подверглись сексуальному насилию в детстве, гораздо чаще и сильнее страдают в сексуальной сфере от своей заторможенности и блокированности, чем от навязчивого желания сексуально отыгрывать. Женщины сообщают, что не могут приблизиться к мужчине, не испытав мороза по коже, что одна только мысль о сексуальной близости вызывает такое сильное отвращение, что их тошнит и рвет.
Спектр возможного воздействия инцеста на сексуальность широк. Некоторые женщины ощущают контакт с собой, только отказывая, говоря «нет». Лишь «нет» дает возможность контакта с подавленной яростью. В терапии особенно важна конфронтация с этой яростью. Панический страх людей другого пола может проявляться в совершенно тривиальных повседневных ситуациях. Некоторые женщины обливаются потом, их руки становятся липкими, если они остаются наедине с мужчиной в купе поезда, в лифте, в офисе. Ощущение угрозы и опасности является вездесущим.
Болезненное чувство блокированности и неспособности переживать близость встречается чаще, чем ненависть к сексуальности и полный отказ от всего сексуального. Большинство женщин страдают от такой зажатости или от того, что воспринимают сексуальность как нечто грязное. Отсюда возникают вина и чувство неполноценности. Только в жизни «среднего рода», только в избегании всего слишком женственного может быть найдена безопасность, но она душит всю спонтанность.
Не так уж редко то, что для некоторых женщин отец является не только первым, но и единственным мужчиной в жизни. Они выбирают светский целибат, потому что только полное сексуальное воздержание дает им чувство безопасности и защищает от конфронтации с аффектами из прошлого, с ненавистными чувствами стыда и вины. Одна из моих клиенток чувствовала себя в безопасности только с монахинями, посещала католическую школу-интернат, проводила каникулы в монастырях и в течение нескольких лет не могла себе представить, что когда-нибудь сможет существовать во внешнем мире. В ходе своего развития она снова стала ставить под сомнение свое решение стать монахиней. Ей стало ясно, насколько сильно в прежнюю мотивацию присоединиться к религиозному ордену было включено желание бегства. Она решила навести порядок в своей жизни с помощью терапии, встретиться лицом к лицу с опытом жестокого обращения в детстве, а затем заново более свободно принять решение о своей дальнейшей жизни.
Инцест и гомосексуальность
Аспект свободы решений интенсивно обсуждается в связи с динамикой жертв инцеста в гетеросексуальную или гомосексуальную сторону. На первом международном конгрессе «Инцест и родственные проблемы» в Цюрихе в 1987 г., группа активных лесбиянок настаивала на том, что гомосексуальность является позитивным выбором, то есть решением вследствие склонности, и что ее нельзя понимать как неудачу в гетеросексуальной сфере. Они боролись против известного тренда среди исследователей, в котором гомосексуальность считается следствием инцеста и классифицируется как сексуальная девиация.
Повторю: из того факта, что многие лесбиянки подвергались в детстве сексуальному насилию, не может быть выведена причинно-следственная связь между инцестом и гомосексуальностью. На самом деле, большинство жертв инцеста не гомосексуальны. Среди исследователей нет единого мнения по данному вопросу, ведь есть аспекты, которые противоречат этому.
Иногда наблюдается определенная корреляция между сексуальной эксплуатацией и формированием гомосексуальности, но интерпретация этих взаимосвязей в исследованиях еще не осуществлена. Вполне возможно, что неопределенность в сфере гендерной идентичности формируется, если в отношениях с подругой, которые впервые свободны от страха и переживаются как дающие чувство безопасности, вступают в игру эротические моменты. Гомосексуальный опыт может быть формой экспериментирования с касаниями и близостью, потому что женское тело не вызывает ассоциаций с телом преступника. При таких интимных контактах ни пенис, ни сперма не напоминают о бывших ранее злоупотреблениях.
Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!