Понятие государственной идеологии. Идеология белорусского государства, ее базовая идея, составляющие элементы и основные положения.



 Идеология государства представляет собой специфический тип идеологии выполняющей функцию консолидирующей силы на основе базовых, общепризнанных и общезначимых ценностей. Государственная идеология формирует национально-государственную и гражданско-политическую идентичность. Мировоззренческим ядром государственной идеологии является национальная идея. Национальная идея это 1 или 2 идеи которые в сжатой форме выражают главную идею и главную ценность данного народа, которая может мобилизовать все общество на достижение далеко идущих целей. Для славянского региона в качестве такой национальной идеи всегда была семья, как ценность. В Республике Беларусь, как и в любом другом демократическом государстве идеология не препятствует сущистваанию и развитию других кроме государственной идеологии (религиозных, партийных и т.д.) Государственная идеология существует в любом обществе и государстве. Именно идеология должна обеспечивать социальное согласие. Государственная идеология – это цельная совокупность идей, ценностей, норм и представлений через которые конкретный народ осознает себя, как общность, свое положение и место в окружающем мире, выражает смысл своего исторического бытия, свои потребности, как единого народа и общества. Фундаментальной целью белорусской государственной идеологии, является демократическая и процветающая Беларусь. Данная цель предполагает: независимость, безопасность, стабильность, благосостояние людей, социальная справедливость, пава человека. На сегодняшний день идеология Белорусского государства состоит из следующих составляющих: культурно-исторической составляющей. (Идеология содержит в себе историко-культурное обоснование национальной идеи Беларуси.) Правовой составляющей идеологии белорусского государства является конституция и другие законодательные страны которые закрепляют и гарантируют основные культурные, политические и правовые ценности Республики Беларусь. Политическая составляющая  это комплекс фундаментальных идейо историко-политических этапах формирования и развития белорусской государственности, о принципах функционирования белорусской политической системы, о специфике функционирования таких политических институтов, как государства, партии и прочее. Республика Беларусь молодое и развивающееся государство в котором развивается идеология белорусского государства. На сегодняшний день сохраняется необходимость в дополнительном финансировании государственной идеологи и формировании на ее основе эффективной молодежной политики. Так же существует экономический компонент идеологи.

Культурологический подход в политической науке. Политическая культура, ее функции, структура и типы. Особенности политической культуры белорусского общества.

С момента своего возникновения политика как одна из главных публичных сфер жизни имела ценностно-нормативное измерение, в котором выражались представления людей об общественном благе, о наиболее справедливом устройстве общества. Все возникавшие политические институты, их социальное предназначение, формы взаимодействия власти и личности определялись существующей политической культурой общества. Впервые термин «политическая культура» использовал в XVIIIв. немецкий просветитель И. Гердер. Естественно, он не предполагал тогда, что концепция политической культуры окажет такое влияние на политическую науку и практику. Объяснительные возможности политической культуры определяются многозначностью и многогранностью ее измерений. Политическая культура – представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций выражающих их символов, которые являются общепринятыми для всех членов общества. Через такие ценности символы и представления о политике, передаются последующим поколениям сложившиеся в этом обществе политические представления, мифы, правдивые и ложные представления о политике.

Активная разработка идеи политической культуры в западной политологии началась в 50-х годах XX в. Предполагалось, что она станет той универсалией, которая окажется в состоянии объяснить природу стремительных политических изменений в мире и поможет предотвратить их негативные последствия. У истоков культурологического подхода стояли

Г. Алмонда и С. Верба.

Политические ориентации (или политические позиции) индивида, по Г Лгмонду и Дж. Пауэллу, включают три вида компонентов: 1) когнитивный компонент, т. е. знания, полученные индивидом о политиках, политических институтах и партиях; 2) аффективный компонент, т. е. чувства, обусловливающие реакцию индивида (чувства симпатии или антипатии, влечения или отвращения, восхищения или презрения); 3) оценочный компонент, т. е. ценности, верования, идеалы, идеологию.

Данная градация позволила им разделить феномен политической культуры на 3 типа:

Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид мало восприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей. Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением местных субкультур.

Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т.д.) и опасается ее диктата.

Культура участия отличается политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую власть, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния —выборов, демонстраций и т.д.

Однако идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они сосуществуют и не вытесняют друг друга. Например, для политической культуры Великобритании XX в. характерно сочетание подданничества (олицетворяющегося институтом монархии) и участия.

 

Особенности политической культуры белорусского общества. При всех изменениях социально-экономического, политико-идеологического и духовного характера в развитии белорусского общества на протяжении досоветского, советского и постсоветского периодов тип отношений между населением и властью демонстрирует удивительное постоянство и преемственность. В его основе лежит подданническая политическая культура, характеризующаяся односторонней зависимостью индивида от власти, ожиданиями получения от нее различных благ. Однако в Беларуси подданническая политическая культура дополняется рядом специфических черт, что обусловлено влиянием цивилизационных, географических и исторических особенностей ее развития.

Во-первых, подданнический тип политических ориентации характеризуется общепринятой приверженностью всего населения к таким ценностям, как привычка подчиняться власти, дисциплина, социальные гарантии, равенство, и т.д. В Беларуси же политическая культура дуалистична и представляет собой сложное взаимодействие (иногда жесткое противоборство) двух социокультурных потоков, ориентирующихся на различные системы ценностей. Доминирующий социокультурный поток, охватывающий большинство населения, ориентировался на ценности корпоративизма (коллективизма, «соборности»), справедливости и равенства, отличался приверженностью патриархальным традициям (привычке подчиняться власти, потребности в руководстве и т.д.). Другие субкультуры отличала приверженность ценностям свободы, индивидуализма, прав человека, плюрализма и т.д.

Неорганичное сочетание двух систем ценностей в Беларуси было обусловлено ее расположенностью между Западом и Востоком.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!