Техника владения мячом и противодействия



Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

 

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по УР и КО

________________ О.Н. Наумова

Протокол УМС №____________

от «____»___________200____г.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине «Физическая культура

для студентов всех специальностей

«Основы техники, тактики и правил игры в волейбол»

 

 

Составители: О.Н. Кувшинов

О.В. Удовиченко

 

 

Тольятти 2008


Учебно-методическое пособие по дисциплине «Физическая культура»

разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для всех специальностей, утвержденного Министерством образования и науки РФ

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры «Физическое воспитание»

Протокол № 9 от «10» апреля 2008 г.

Зав. кафедрой_____________________ /О.Н. Кувшинов/

                                          Подпись                           Ф.И.О.

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании научно-методического совета

по гуманитарной и социально-экономической подготовке специалистов

Протокол №______ от «_____»______________200_____г.

Председатель НМС__________________ /А.М. Дубовиков/

                                          Подпись                                         Ф.И.О.

 

Рецензенты: к.п.н., доцент Коновалова

 

 


Содержание

Введение ………………………………………………………………………….………...… 3

Глава I.  Краткая история развития волейбола ………………………………….………..… 3

Глава II.  Правила игры ...……………………………….…….…..………………………….. 3

1. Характеристика игры ………………………………………………...………….. 3

2. Сооружение и оборудование …………………….…….…..……………………. 5

3. Участники …………………….…….…..……………………………..………….. 7

4. Руководители команды …………………………………………………………… 8

5. Игровой формат …………….…….…..……………………………..……………. 8

6. Структура игры ………….…….…..……………………………..…………….    9

7. Игровые действия ……………………………………………………………….. 10

8. Игра мячом ……………………………………………………………………….  10

9. Мяч у сетки ………………………………………………………………………. 10

10. Подача …………………………………………………………………………… 10

11. Атакующий удар ………………………………………………………………... 10

12. Блок ……………………………………………………………………………… 10

13. Перерывы и задержки …….…….…..……………………………..……………… 10

14. Смена площадок ………………………………………………………………….. 11

15. Поведение участников …….…….…..……………………………..…………….. 10

16. Официальные судейские жесты .…..……………………………..……………... 11

Глава III. Техника игры ……………………………….…….…..…………………………… 14

1. Основы техники передвижений ………………………………………………….. 15

1.1. Стойки ……………………………………………………………………………. 15

1.2. Передвижения …………………………………………………………… 16

       2. Техника владения мячом и противодействия …………………………………… 18

2.1. Передачи …………………………………………………………………………. 18

2.2. Подачи ……………………………………………………………………………. 20

2.3. Атакующие удары ……………………………………………………………..  23

3. Техника игры в защите ………………………………………………………...... 26

3.1. Прием мяча ……………………………………………………………………… 26

3.2. Прием подачи …………………………………………………………………… 27

3.3. Блокирование ……………………………………………………………………. 28

Глава IV. Тактика игры в волейбол ……………………………..………………………….. 32

       1. Характеристика тактики ………………………..………………………………… 32

2. Тактика нападения ………………………..………...…………………………….. 32

2.1. Командные тактические действия ………………………………………… 32

2.2. Индивидуальные действия в нападении …………………………………… 33

2.3. Групповые действия в нападении …………………………………………… 34

3. Тактика защиты ………………………..………...………………………………... 35

3.1. Командные тактические действия ………………………………………… 35

3.2. Индивидуальные действия в защите ………………………………………. 36

3.3. Групповые действия в защите ………………………………………………. 38

Глоссарий …………………………………………………………………………………….. 39

Библиографический список ………………………………………………………………… 40


Введение

Среди большого многообразия игровых видов спорта в высших учебных заведениях важное место занимает игра в волейбол. Это объясняется не только её доступностью и эстетической красотой, но и благотворным влиянием на развитие жизненно важных качеств, и прежде всего основных свойств внимания (интенсивность, устойчивость, переключение), что имеет исключительное значение в студенческом возрасте.

Наряду с решением задач укрепления здоровья, разносторонней физической подготовки, совершенствования жизненно важных двигательных умений и навыков хорошо поставленное обучение волейболу создает предпосылки для массового приобщения  студентов к систематическим занятиям этим видом спорта в течение всей жизни.

В пособии дается краткий исторический очерк о возникновении и развитии волейбола, описание техники и тактики игры: представлено содержание работы по волейболу в ВУЗе, отражена специфика этой работы; даны рекомендации по оценке успеваемости обучаемых волейболу; представлено описание оборудования и инвентаря, обеспечивающего эффективность занятий по волейболу.

 

Глава I . Краткая история развития волейбола

В 1895 г. Вильям Дж. Морган, преподаватель физической культуры колледжа в г. Холиок (США, штат Массачусетс), предложил занимающимся среднего и старшего возраста новую игру: перебрасывать наполненную воздухом камеру от баскетбольного мяча  через теннисную сетку, которую он подвесил на высоту 197 см. Игра пришлась по душе, и , когда в 1896 г. её продемонстрировали в г. Спрингфилде на конференции Союза христианской молодежи, профессор Альфред Т. Хальстед дал ей название «волейбол», что в переводе с английского означает «летящий мяч». Это весьма точно соответствовало характеру игры того времени, так как мяч подолгу «держали» в воздухе.

В 1900 г. были приняты первые правила, а сама игра уже проводилась специальным волейбольным мячом. С этого времени волейбол становится известным видом спорта во многих странах Центральной и Южной Америки, в Канаде.

Простота оборудования, большая эмоциональность и доступность игры способствовали тому, что волейбол быстро распространился и на Европейский континент.

В 1947 г. в Париже на первом учредительном конгрессе с участием 14 стран была создана Международная федерация волейбола (ФИВБ). Ее создание явилось важным шагом для дальнейшей популяризации игры и её международного признания.

В 1948 г. в Италии состоялся первый чемпионат Европы среди мужских команд, победителем которого стала команда Чехословакии. В 1949 г. на первом чемпионате Европы среди женских команд первое место заняла сборная СССР. В этом же году был проведен чемпионат мира среди мужских команд, победителем которого стала сборная команда СССР.

В 1964 г. соревнования по волейболу включили в программу Олимпийских игр в Токио, что способствовало дальнейшему росту популярности данного вида спорта.

В настоящее время волейбол стал одним из самых распространенных видов спорта. ФИВБ объединяет более 160 стран и по числу занимающихся (около 150 млн.) занимает первое место в мире. Волейбол широко представлен на всех крупнейших спортивных форумах: Олимпийских играх, первенствах мира, чемпионатах Европы, Кубке мира, Кубке ЕКВ (Европейской конфедерации волейбола), Всемирных студенческих играх; региональных соревнованиях: Панамериканских играх, Азиатских играх, Играх стран Центральной америки и бассейна Карибского моря, Играх Южной Америки, Боливарианских играх, Играх стран бассейна Средиземного моря, а также в традиционных международных соревнованиях Дружественных армий (СКДА), Международного спортивного союза железнодорожников (МССЖ), Спортивного комитета глухих.

Сейчас в мире насчитывается 210 федераций этого спорта. В чем же популярность волейбола? Назовем следующие причины:

Ø Условия для игры можно найти где угодно.

Ø Число игроков в команде может колебаться от двух (так называемый «пляжный» волейбол) до шести (официальные соревнования).

Ø В волейбол могут играть себе на радость люди всех возрастов и физических кондиций.

Ø Годится любая площадка – будь то поляна в лесу, газон, песок, деревянный настил или искусственное покрытие.

Ø Волейбольные команды сплачивают одноклассников, однокурсников, сослуживцев и т.д.

Ø Волейбол – захватывающее зрелище.

Ø Играть можно как в помещении, так и на открытом воздухе.

Ø Эта игра – отличный досуг для школьников, студентов, бизнесменов, служащих и т.д.

Ø Правила и техника волейбола не сложны

Ø Спортивная экипировка довольно проста и недорога.

В нашей стране волейбол получил распространение в 1920-1921 гг. в районах Средней Волги (Горький, Казань) и на Дальнем Востоке (Хабаровск, Владивосток). В Москве первыми пропагандистами волейбола стали студенты Высших художественных и театральных мастерских (ВХУТЕМАС). Официальной датой рождения волейбола принято считать 28 июля 1923 г. В этот день в Москве состоялся первый матч между мужскими командами ВХУТЕМАСа и  Государственным техникумом кинематографии.

Период с 1931 по 1941 г. характеризуется исключительной популяризацией игры в нашей стране. Волейбол в буквальном смысле слова завоевывает сердца миллионов советских людей. Достаточно отметить, что в соревнованиях на Кубок ВЦСПС 1936 г. участвовало более 100 команд. Примечательно также, что первые правила игры, изданные в Германии в 1931 г., именовались: «Волейбол – народная русская игра».

 

Глава II . Правила игры

Характеристика игры

Волейбол является спортивной игрой с мячом, в которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой. Существуют различные версии игры, чтобы показать её многогранность.

Цель игры – направить мяч над сеткой, чтобы он коснулся площадки соперника, и предотвратить такую же попытку соперника. Для этого команда имеет 3 касания мяча (и еще одно возможное дополнительное касание мяча на блоке).

Мяч вводится в игру подачей: подающий игрок ударом направляет мяч на сторону соперника. Розыгрыш каждого мяча продолжается до его приземления на площадку, выхода «за» или ошибки команды.

В волейболе команда, выигравшая розыгрыш, получает очко (система «каждый розыгрыш - очко»). Когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она получает очко и право подавать, и ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке.

 

Сооружения и оборудование

Игровое поле

Игровое поле включает игровую площадку и свободную зону. Оно должно быть прямоугольным и симметричным (рис. 1).


 

 

Рис.1. Игровое поле.


Размеры

Размеры свободной зоны: расстояние от боковых линий 3-5 м и от лицевых – 5-8 м. Высота свободного пространства над игровым полем 12,5 м. Минимальные размеры свободной зоны и высоты свободного пространства над игровым полем могут быть указаны в положении о соревнованиях.

2.3. Линии на площадке

2.3.1. Ограничительные линии

Две боковые и две лицевые линии ограничивают игровую площадку. Боковые и лицевые линии входят в размеры игровой площадки.

2.3.2. Средняя линия

Ось средней линии разделяет игровую площадку на две равные площадки размером 9 х 9м каждая. Эта линия проведена под сеткой от одной боковой линии до середины другой.

2.3.3. Линия атаки

На каждой площадке линия атаки наносится в 3-х метрах сзади от средней линии и продолжена 5-ю линиями (15 см) с интервалами 5 см за боковым линиями.

Зоны и места

2.4.1. Передняя зона

На каждой площадке передняя зона ограничена осью средней линии и краем линии атаки.

2.4.2. Зона подачи

Зона подачи – это участок шириной 9 м позади каждой лицевой линии. Она ограничена по бокам двумя короткими линиями длиной 15 см каждая, нанесенными на расстоянии 20 см от лицевой линии, позади ее, как продолжение боковых линий. Обе короткие линии включены в зону подачи.

В глубину зона подачи простирается до конца свободной зоны.

2.4.3 Зона замены

Зона замены - это часть свободной зоны, ограниченная продолжением обоих линий атаки до столика секретаря.

2.4.4. Места разминки

Для официальных соревнований ФИВБ места разминки размером приблизительно 3 х 3 м расположены за пределами свободной зоны в обеих углах со стороны скамеек команд.

Сетка и антенны

2.5.1. Высота сетки

Сетка устанавливается вертикально над осью средней линии. Верхний край у сетки устанавливается на высоте 2,43 м для мужчин и 2,24 м для женщин.

Высота сетки измеряется в середине игровой площадки. Высота сетки (над двумя боковыми линиями) должна быть совершенно одинаковой и не должна превышать установленную высоту более чем на 2 см.

2.5.2. Антенны

Антенна представляет собой гибкий стержень длиной 1,8 м и диаметром 10 мм, сделанной из стекловолокна или подобного ему материала.

Две антенны прикрепляются с внешнего края ограничительных лент и расположены на противоположных сторонах сетки.

Каждая антенна возвышается над сеткой на 80 см и окрашена полосами контрастных цветов шириной 10 см, предпочтительно красного и белого.

Антенны считаются частью сетки и ограничивают по бокам плоскость перехода.

Мячи

2.6.1. Стандарты

Мяч должен быть сферическим, с покрытием, сделанным из эластичной или синтетической кожи, и внутренней камерой, сделанной из резины или подобного ей материала. Его цвет должен быть однотонным и светлым или комбинированным. Материал из синтетической кожи и цветовые комбинации мячей, используемых в официальных международных соревнованиях, должны соответствовать стандартам ФИВБ. Его окружность 65-67 см и вес 260-280 г. Его внутреннее давление должно быть от 0,30 до 0,325 кг/см2 (от 294,3 до 318,82 мбар или гПа).

 

Участники

3.1. Команды

3.1.1. Состав команды

3.1.1.1. Команда может состоять максимум из 12 игроков, одного тренера, одного помощника тренера, одного массажиста и одного врача.

3.1.1.2. Один из игроков, является капитаном команды и должен быть отмечен в протоколе. Либеро не может быть капитаном.

3.1.1.3. Только игроки, записанные в протокол, могут выйти на площадку и играть в матче. Когда тренер и капитан команды подписали протокол, записанные игроки не могут быть изменены.

3.2. Размещение команды

3.2.1. Не участвующие в игре игроки должны сидеть на скамейке команды или находиться в своем месте разминки. Тренер и другие члены команды должны сидеть на скамейке, но могут временно покинуть ее.

Скамейки команд располагаются рядом со столиком секретаря, за пределами свободной зоны.

3.2.2. Во время перерывов между партиями игроки могут пользоваться мячами для разминки в свободной зоне.

3.3. Игровая форма

Игровую форму игрока составляют футболка, трусы, носки и спортивная обувь.

3.3.1. Цвет и дизайн футболок, трусов и носков для команды должен быть однообразным (кроме Либеро) и форма должна быть чистой.

3.3.2. Обувь должна быть легкой и гибкой, с резиновыми или кожаными подошвами, без каблуков.

3.3.3. Футболки игроков должны быть пронумерованы от 1 до 24.

3.4. Запрещенные предметы

3.4.1. Запрещено играть в предметах, которые могут привести к травме, или дать искусственное преимущество игроку.

3.4.2 Игроки могут играть в очках на свой собственный риск.

 

Руководители команды

Тренер и капитан команды отвечают за поведение и дисциплину членов их команды.

4.1. Капитан

4.1.1. Перед матчем капитан команды подписывает протокол и представляет свою команду на жеребьевке.

4.1.2. Во время матча капитан команды действует как игровой капитан, когда он в игре. Когда капитан команды не играет на площадке, тренер или сам капитан назначает другого игрока на площадке, но не Либеро, принять на себя обязанности игрового капитана. Игровой капитан сохраняет свои функции до замены, возвращения капитана команды в игру, или до окончания партии.

Когда мяч находится вне игры, только игровому капитану разрешено обратиться к судьям:

4.1.2.1. запрашивать разрешения:

а) сменить игровую форму,

б) проверить расстановки команд,

в) проверить пол, сетку, мяч и т.д.

4.1.2.2. просить тайм-ауты и замены.

4.1.3. После окончания матча капитан команды:

4.1.3.1. благодарит судей и подписывает протокол, подтверждая результат матча;

4.1.3.2. если он (или игровой капитан) предварительно выразил несогласие с первым судьей, это несогласие может быть подтверждено и записано в протокол как официальный протест.

Игровой формат

5.1. Набор очка, выигрыш партии и матча

5.1.1. Набор Очка

5.1.1.1. Игровая Ошибка

Всякий раз, когда команда выполняет игровое действие вопреки данным Правилам, или нарушает их, одним из судей фиксируется игровая ошибка. Судьи оценивают ошибки и определяют наказания в соответствии с настоящими Правилами.

а) Если две (или более) ошибки совершены последовательно, то принимается во внимание только первая ошибка.

б) Если две (или более) ошибки совершены соперниками одновременно, то это считается ОБОЮДНОЙ ОШИБКОЙ и мяч переигрывается.

5.1.1.2. Последствия ошибки

Последствием ошибки является проигрыш розыгрыша мяча:

а) Если соперник подавал, он набирает очко и продолжает подавать;

б) Если соперник принимал подачу, он набирает очко и получает право подавать.

5.1.2. Выигрыш партии и матча

5.1.2.1.Партия (кроме решающей – 5-й) выигрывается командой, которая первой набирает 25 очков с преимуществом минимум в 2 очка. В случае равного счета 24-24, игра продолжается до достижения преимущества в 2 очка (26-24, 27-25, . . ).

5.1.2.2.Победителем матча является команда, которая выигрывает три партии.

Структура игры

6. 1. Расстановка команды

6.1.1. В игре всегда должны участвовать по шесть игроков от каждой команды.

Начальная расстановка команды указывает порядок перехода игроков на площадке. Этот порядок должен быть сохранен на протяжении всей партии.

6.2 Позиции

В момент удара по мячу подающим, игроки каждой команды должны находиться в пределах своей собственной площадки и в порядке перехода (исключая подающего).

6.2.1. Три игрока вдоль сетки являются игроками передней линии и занимают позиции 4 (передний-левый), 3 (передний-центральный) и 2 (передний-правый).

6.2.2. Другие три игрока являются игроками задней линии и занимают позиции 5 (задний-левый), 6 (задний-центральный) и 1 (задний-правый).

6.2.3. Каждый игрок задней линии должен быть расположен дальше от сетки, чем соответствующий игрок передней линии.

6.3 Переход

6.3.1. Порядок перехода, определенный начальной расстановкой команды и контролируемый порядком подачи и позициями игроков, сохраняется всю партию.

6.3.2. Когда принимающая команда получает право подавать, ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке: игрок позиции 2 переходит на позицию 1 для подачи, игрок позиции 1 переходит на позицию 6 и т.д.

6.4 Ошибки при переходе

6.4.1. Ошибка при переходе считается совершенной, когда подача не выполнена в соответствии с порядком перехода. Это приводит к следующим последствиям:

6.4.1.1. команда наказывается проигрышем розыгрыша;

6.4.1.2. порядок перехода игроков исправляется.

6.5. Замена игроков

6.5.1. В каждой партии команд разрешено максимум 6 замен. Одновременно могут быть заменены 1 или более игроков.

6.5.2. Игрок начальной расстановки может выйти из игры и возвратиться, но только один раз в партии и только на позицию заменившего его игрока.

Игровые действия

7.1. Состояния игры

7.2.1. Мяч «за»

Мяч считается «за» когда:

7.2.1.1. часть мяча, которая касается пола, находится полностью за ограничительными линиями;

7.2.1.2. он касается предмета за пределами площадки, потолка или не участвующего в игре человека;

7.2.1.3. он касается антенн, шнуров, стоек или сетки за пределами боковых лент;

7.2.1.4. он пересекает вертикальную плоскость сетки, целиком или частично находясь за пределами плоскости перехода;

7.2.1.5. он полностью пересекает плоскость под сеткой.

Игра мячом

8.1. Удары (касания) команды

Команде дано право максимум на три удара (в дополнение к блокированию) для возвращения мяча. Если использовано более 3 ударов, команда совершает ошибку «четыре удара».

Ударами команды считаются не только преднамеренные удары игроков, но, также, неумышленные соприкосновения с мячом.

8.1.1. Последовательные касания

Игрок не может ударить мяч два раза подряд.

8.2. Характеристики удара (касания)

8.2.1. Мяч может касаться любой части тела.

8.2.2. Мяч должен быть ударен, а не схвачен и/или брошен. Он может отскочить в любом направлении.

8.2.3. Мяч может касаться различных частей тела, только если соприкосновения происходят одновременно.

Мяч у сетки

9.1. Мяч, касающийся сетки

При переходе через сетку мяч может касаться ее.

Подача

Подача – это действие введения мяча в игру правым игроком задней линии, находящимся в зоне подачи

10.1. Первая подача в партии

Первая подача в первой парии, как и в решающей партии, выполняется командой, выбравшей право на подачу по жеребьевке.

Атакующий удар

11.1. Атакующий удар

11.1.1.Все действия, в результате которых мяч направляется на сторону соперника, исключая подачу и блок, считаются атакующими ударами.

Блок

12.1. Блокирование

12.1.1. Блокирование – это действие игроков вблизи сетки для перехвата мяча, идущего от соперника, осуществляемой выносом любой части тела блокирующих выше верхнего края сетки.

Только игрокам передней линии разрешено участвовать в блокировании.

12.1.2. Состоявшийся блок

Блок считается состоявшимся, всякий раз, когда мяч задет блокирующим.

12.1.3  Коллективный блок

Коллективный блок выполняется двумя или тремя игроками, находящимися близко друг к другу, и является состоявшимся, когда один из них касается мяча.

Перерывы и задержки

13.1. Обычные перерывы в игре

Обычными перерывами в игре являются тайм-ауты и замены игроков.

13.1. Количество обычных перерывов

Каждой команде дано право максимум на 2 тайм-аута и на шесть замен игроков в каждой партии.

Смена площадок

14.1. Смена площадок

14.1.1. После каждой партии команды меняются площадками, за исключением решающей партии.

14.1.2. В решающей партии, по достижении одной командой 8 очков, команды без задержки меняются площадками и расстановка игроков остается прежней.

Если смена сторон не была выполнена в момент, когда лидирующая команда набрала 8 очков, то она должна быть произведена сразу после выявления этой погрешности. Счет, достигнутый ко времени смены сторон площадки остается прежним.

 

Поведение участников

15.1. Спортивное поведение

15.1.1. Участники должны знать Официальные Правила волейбола и соблюдать их.

15.1.2. Участники должны по-спортивному принимать решения судей, без их обсуждения.

В случае сомнения, пояснения могут быть запрошены только через игрового капитана.

Официальные судейские жесты

Отображае мые ситуации Жесты для показа: П – первым судьей В – вторым судьей Рисунки
1. Разрешение на подачу     Переместить руку, показывая направление подачи П
2. Подающая команда   Вытянуть руку в сторону команды, которая будет подавать П В
3. Смена сторон площадки   Поднять предплечья горизонтально (одно впереди, другое позади) и повернуть их вокруг корпуса П В
4. Перерыв     Расположить ладони одной руки над пальцами другой, поднятой вертикально (в форме "Т") П В
5. Замена     Круговое движение предплечий вокруг друг друга   П В
6. Замечание за неправильное поведение     Показать желтую карточку для замечания   П    
7. Удаление   Показать красную карточку для удаления     П  
8. Дисквалификация     Показать обе карточки вместе для дисквалификации   П  
9. Конец партии или матча     Скрестить предплечья с выпрямленными кистями перед грудью   П В
10. Мяч не подброшен или не выпущен при ударе на подаче   Поднять вытянутую руку с ладонью, обращенной вверх   П
11. Задержка при подаче     Поднять восемь разведенных пальцев     П
12. Ошибка блокирования или заслон   Поднять обе руки вертикально, ладонями вперед   П В
13. Ошибка в расстановке или при переходе   Делать круговое движение указательным пальцем   П В
14. Мяч «в площадке»     Указать рукой с выпрямленными пальцами на пол   П В
15. Мяч «за»     Поднять предплечья вертикально с выпрямленными кистями и ладонями, обращенными к телу П В
16. Захват   Медленно поднять предплечье с ладонью, обращенной вверх   П  
17. Двойное касание   Поднять два разведенных пальца   П В  
18. Четыре удара   Поднять четыре разведенных пальца     П    
19. Сетка задета игроком   Коснуться верха сетки или ее стороны в соответствии с ошибкой   П В
20. Касание по другую сторону сетки     Расположить руку над сеткой ладонью вниз   П
21. Ошибка при атакующем ударе игрока задней линии или на подаче соперника   Делать предплечьем с выпрямленной кистью движение вниз   П В
22. Переход на площадку соперника или пересечение мячом плоскости под сеткой     Показать на среднюю линию   П В  
23. Обоюдная ошибка и переигровка     Поднять большие пальцы рук вертикально   П
24. Касание мяча   Провести ладонью одной руки по пальцам другой, удерживаемой вертикально   П В
25. Предупреждение за задержку   Замечание за задержку     Указать выпрямленной левой рукой на запястье правой руки (предупреждение) или указать желтой карточкой на запястье правой руки П

 


Глава III . Техника игры

 

Технику волейбола следует рассматривать как систему двигательных действий, направленную на решение конкретных задач в игре с учетом конкретных игровых ситуаций.

Для достижения успеха в быстроменяющихся игровых условиях волейболист должен владеть широким кругом технических приемов и способов, эффективно использовать их в игре – это определяется понятием «техническое мастерство спортсмена». Критериями высшего технического мастерства являются:

· разносторонность, определяемая широким кругом технических приемов (и их вариантов), которые умеет выполнять волейболист;

·  эффективность как уровень высокой результативности технических приемов, основанных на умении использовать свои возможности в конкретных условиях игровой деятельности;

· Стабильность, характеризуемая устойчивостью техники к действию различных сбивающих факторов и постоянством достижения высоких результатов во всех условиях деятельности.

Основы техники передвижений

       Прежде чем осуществить тот или иной технический прием, волейболист перемещается по площадке. Основная цель таких перемещений – выбор места для выполнения технических приемов.

Стойки

В волейболе игрок не может удерживать мяч или отбивать его не установленными правилами способами. Все действия осуществляются кратковременным прикосновением к мячу, исключающим его задержку. Это предъявляет исключительно высокие требования к готовности своевременно передвигаться по площадке, выполнить тот или иной игровой прием.

С этой целью игрок принимает стойку, отличающуюся характером последующих действий. Для выполнения атакующего удара или блокирования - она высокая (рис. 2-а), для приема подачи - она средняя (рис. 2-б), для приёма мяча от атакующего удара или отскочившего от блока - она низкая (рис. 2-в). Таким образом, положение ОЦТ (общего центра тяжести) зависит от особенностей игровых ситуаций и характера предстоящих действий.

Следует заметить также, что на положение ОЦТ существенно влияют рост игрока и его координационные способности. Поэтому наиболее рациональна та стойка, которая позволяет мгновенно вывести ОЦТ за границу опоры, что важно для быстрого передвижения или действия.

По положению ног и ступней различают несколько вариантов стоек: устойчивую (нога, противоположная ведущей руке, впереди),  основную (обе ноги на одном уровне) и неустойчивую  (тяжесть тела перенесена на переднюю  треть стопы).

       В положении стойки руки находятся на уровне пояса (равновероятность траектории полета мяча), кисти обращены ладонями друг к другу, туловище несколько наклонено вперед. Общее положение тела свободно, не напряжено.

 

а) Высокая 1. Ноги на ширине плеч а) параллельно друг другу или б) одна впереди другой 1. Вес тела равномерно распределен 2. Колени слегка согнуты 3. Сохраняйте стойку даже во вре­мя перемещений по площадке 4. Следите за траекторией мяча 5. После удара по мячу быстро займите исходную позицию   б) Средняя 1. Корпус наклонен вперед 2. Колени — впереди ступней 3. Плечи — впереди колен 4. Руки — над коленями 5. Держите руки параллельно бедрам 6. Сохраняйте стойку во время перемещений 7. Не соединяйте ладони 8. Колени и бедра направлены в сторону мяча 9. Перемещаясь, делайте шаркаю­щие шаги 10. Провожаете взглядом мяч, отби­тый вами 11. Перенесите вес по направлению к цели вашего паса   в) Низкая 1. Колени согнуты более чем на 90 градусов 2. Вес перенесен вперед 3. Перемещайтесь к мячу 4. Ударив по мячу, коснитесь пола 5. Наколенники не помешают 6. Глазами провожайте мяч 7. Тут же возвращайтесь в исход­ное положение  

Рис. 2. Волейбольные стойки

 

Таблица 1

ОШИБКИ КАК ИХ ИСПРАВИТЬ
1.Вы держите руки слишком близко к корпусу 1.Руки должны быть отведены от тела – так, чтобы они были параллельны бедрам
2.Перемещайтесь, соединив ладони 2.Перемещаясь по площадке, не соединяйте ладони. Сводите их лишь за мгновение до удара по мячу
3.Бросившись за мячом, растянулись на полу 3.Надо было принять низкую стойку и отразить мяч, находясь как можно ближе к нему
4.Отразив мяч, застыли на месте 4.Отразив мяч, продолжайте двигаться как бы по его траектории

 

Передвижения

Для выполнения игрового приема игрок перемещается  по площадке. При этом в зависимости от характера приема и игровой ситуации он использует различные передвижения: шагом, приставным шагом, двойным шагом, ходьбой, скрестным шагом, бегом, скачком, прыжком, падением.

Ходьба – игрок перемещается пригибным шагом. В отличие от обычного шага здесь ногу выносят вперед слегка согнутой в колене. Это позволяет избежать вертикальных колебаний ОЦТ тела и быстро принимать исходные положения для выполнения технических приемов. Кроме обычного шага можно принимать приставной и скрестный шаги.

Бег характеризуется стартовыми ускорениями, незначительными расстояниями перемещения, резкими изменениями направления и остановками. Осуществляют его тем же пригибным шагом, позволяющим сохранить высокую скорость движения на малом расстоянии передвижения. Последний беговой шаг по длине должен быть наибольшим и заканчивается стопорящим движением вынесенной вперед ноги, аналогичным напрыгивающему шагу при нападающем ударе. Это позволяет быстро делать остановки после перемещения или резко менять его направление.

Скачок – это широкий шаг с безопорной фазой. Как правило, скачок сочетается с шагом или бегом. Перемещение может заканчиваться скачком, позволяющим быстрее завершить его.

 

ПОДВОДЯЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКИ ПЕРЕДВИЖЕНИЙ

 

ХОДЬБА И БЕГ.

- Бег на месте, переходящий в бег по прямой;

- Семенящий бег, переходящий в обычный;

- Бег на месте с высоким подниманием бедра или забрасывая голень назад с переходом на обычный бег;

- Ударный бег на месте с постепенным увеличением частоты, переходящий в обычный бег;

- Пружинистый бег с высоким подниманием бедра;

- Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед, при этом акцентировать внимание на полное разгибание при толчке сзади стоящей ноги. Постепенно увеличивать шаги и переходить на бег;

- Прыжки с высоким подниманием бедра;

- Прыжки с ноги на ногу по отметкам;

- Старты с места и пробегание отдельных отрезков длиной от 3 до 12 метров;

- Переходы от обычного бега к ускоренному, с остановками и изменением способа бега.

- Бег с остановками, поворотами с касанием рукой боковых линий площадки.

- Медленный бег с остановкой и принятием основной стойки

- Ускорение, принятие стойки, изменение направления с передвижением другим способом по звуковым или зрительным сигналам.

 

ПРЫЖКИ СКАЧКОМ

- Прыжок с места вверх (для чего выставить вперед одну из ног на пятку (стопорящий шаг) и, приставляя другую ногу параллельно на ширине плеч, выполнить прыжок вверх;

- Прыжки с места с поворотами (от 90 до 360°) в обе стороны;

- Многократные прыжки на одной или двух ногах с подтягиванием колен к груди, с отведение рук вверх, в стороны и т.д.;

- Прыжки с одного шага разбега;

- Прыжки с разбега в два, три и более шагов;

- Прыжки с разбега с касанием ориентиров (баскетбольного щита, подвесных мячей).

Техника владения мячом и противодействия

Передачи

Различают следующие способы передач: двумя руками в опоре; двумя руками в прыжке; одной рукой в прыжке; двумя руками в падении назад перекатом на спину (бедро и спину).  Последний способ в современном волейболе применяется игроками  крайне редко.      

 

.'it-•"■'Л

 

По направлению (относительно передающего) передачи бывают: вперед, над собой, назад. По длине: длинные - через зону, короткие из зоны в зону, укороченные - в пределах зоны (рис. 3). По высоте траектории: высокие - более 2 м, средние - до 2 м, низкие - до 1 м. Сочетание этих параметров (длина и высота) определяет скорость полета мяча при передачах (медленные, ускоренные и скоростные). Передачи могут быть направлены близко к сетке - до 0,5 м и отдаленные от сетки - более 0,5 м.

 

 

Рис. 3. Траектории полета мяча при высокой прострельной передаче, короткой и передаче назад


Техника передачи состоит из исходного  положения, встречного движения рук к мячу, амортизации и направления мяча (вылета). После  передвижения к мячу в исходном положении туловище волейболиста расположено вертикально, степень сгибания ног зависит от высоты траекторий полета мяча, стопы параллельны или одна (противоположная ведущей руке) несколько впереди. Руки выносятся  вверх, кисти в форме овала оптимально напряжены (рис. 4).

Встреча рук с мячом осуществляется вверху над лицом. Ударное движение при передаче характеризуется амортизацией. При этом большие пальцы принимают на себя основную нагрузку, а указательные являются основной ударной частью, средние в меньшей степени, а безымянные и мизинцы в основном удерживают мяч в боковом направлении. Сообщение мячу нового направления с определенной траекторией требует увеличения мышечных усилий, что проявляется в согласованном движении ног, туловища и рук. При этом ОЦТ тела смещается несколько вверх-вперед и масса тела переносится на носки обеих ног. Руки сопровождают полет мяча и после передачи почти полностью выпрямляются.

а) Подготовка 1.Перемещайтесь к мячу 2.Займите позицию и примите нужную стойку 3.Разверните плечи вперед к цели 4.Ноги не напряжены, одна впереди другой 5.Слегка согните руки и ноги 6.Кисти рук надо лбом, выше его на 15-20 см 7.Держите руки перед собой , 8.Смотрите на мяч через «окошко», сформированное кистями рук 9.Подводите руки к мячу б) Выполнение 1.Коснитесь мяча ниже его центра 2.Касание выполняется двумя верхними фалангами пальцев 3.Выпрямите руки и ноги в направлении цели 4.Перенесите вес в сторону цели 5.Отправляйте мяч на нужную высоту 6.Отправляйте его навесом либо к лицевой линии, либо под «ударную» руку атакующего партнера в) Дальнейшие действия 1.Полностью выпрямите руки 2.Кисти направлены к цели 3.В ту же сторону движутся бедра 4.Перенесите вес по направлению к цели 5.В ту же сторону двигайтесь и сами

Рис. 4. Передача сверху

Таблица 2

ОШИБКИ КАК ИХ ИСПРАВИТЬ
1. Мяч коснулся ваших ладоней, и произошла его «задержка» 1. Вытяните пальцы и обхватите мяч, касаясь его лишь двумя верхними фалангами
2. Мяч пошел вертикально вверх, а не по навесной траектории к нужной цели 2. Вы забыли вовремя распрямить руки и ноги в сторону цели и перенести в том же направлении вес тела. Бейте в нижнюю половину мяча, но не под низ
3. Наметив цель, вы все же промахиваетесь 3. Плечи обязательно должны быть развернуты вперед к цели. Кроме того, усилия двух рук должны быть равными
4.Мяч пошел закрученным 4. Нужно передать мячу «моментальный импульс», чтобы мяч не прокатился по пальцам
5. Мяч улетел через сетку на половину противника 5. Находясь на правой половине площадки, нужно стоять лицом к левой боковой линии, выдвинув вперед правую ногу
6. Мяч угодил в сетку  6. Во время приема мяча плечи должны быть раз­вернуты вперед по отношению к намеченной цели  
7. Мяч не долетел до боковой линии 7. Распрямляя руки и ноги, вы вложили в их дви­жение недостаточно усилий
8.Вы дали чересчур низкий пас 8. Высшая точка паса вперед - 2-2,5 м над сет­кой. Паса назад - 1,5-2 м. Следуйте этим стандар­там и сделайте траекторию полета мяча повыше. Направление движения рук — скорее по вертикали

 

ПОДВОДЯЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ТЕХНИКИ ПЕРЕДАЧ СВЕРХУ

 

1. Занимающиеся построены в две шеренги друг против друга на расстоянии 5-9 м. Один из игроков ударяет мяч об пол, другой перемещается под мяч после его отскока и передает партнеру.

2. Построение то же, но передачи партнеру чередуют с передачами над собой. Передачу партнеру можно выполнять из различных положений (лицом к нему, боком или спиной).

3. Занимающиеся располагаются в шеренгах на площадке, параллельно сетке или перпендикулярно к ней на расстоянии 5-4 м. Выполняют передачи в парах на различное расстояние, разные по высоте и скорости полета мяча. Партнер может искусственно затруднять игроку выполнение передачи, направлять мяч перед ним, в стороны и за него. Это приближает условия выполнения упражнения в игре.

4. Занимающиеся располагаются тройками и выполняют передачи в правую или левую сторону в произвольном порядке.

5. Занимающиеся располагаются тройками: один – у лицевой линии, двое – у сетки. Упражнение выполняют двумя мячами. Стоящие у сетки попеременно выполняют передачу, стоящий на задней линии передает мяч тому партнеру, от кого получил мяч.

6. Три игрока встают друг за другом, параллельно сетки. Игрок 1 передает мяч игроку 2, тот выполняет передачу назад (за голову) игроку 3, который длинной передачей возвращает мяч игроку 1.

7. Занимающиеся располагаются в зонах 6, 3, 4 (2). Мяч из зоны 6 передают в зону 3, из зоны 3 – в зону 2, затем из зоны 2 возвращают в зону 6. После выполнения передачи игроки могут оставаться на месте или перемещаться в направлении передачи.

2.2. Подачи

Техника подачи состоит из исходного положения и трех последовательных фаз: подготовительной (подбрасывание мяча, замах), основной (ударное движение) и заключительной (опускание рук и переход к новым действиям).

В современном волейболе используются верхние прямые и боковые подачи с планирующей траекторией полета мяча. Реже применяются силовые прямые и боковые подачи. Нижняя прямая подача используется при начальной подготовке и в игре новичков.

 

Таблица 3

КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДАЧ

подача преимущества недостатки когда следует использовать
Нижняя - легко выполняется - легко принимается - высокая траектория - первый способ подачи, который нужно освоить - применяйте ее, пока прочно не освоите другие подачи
Верхняя планиру-ющая - мяч в полете вибрирует - подачу трудно принимать - траектория полета мяча короче - удар не очень мощный - мяч иногда подпрыгивает и летит за пределы площадки - только когда добьетесь стабильных показателей

 

а) Подготовка 1.Левая нога выдвинута вперед 2.Вес равномерно распределен 3.Плечи параллельны сетке 4.Мяч на уровне пояса или ниже 5.Держите мяч прямо перед собой 6.Открытая ладонь всегда готова 7.Взгляд обращен на мяч б) Выполнение 1.Отведите  правую руку назад 2.Перенесите вес на правую ногу 3.Правой рукой - взмах вперед 4.Теперь перенесите вес снова на переднюю, левую, ногу 5.Бейте по мячу запястьем (подушечкой) ладони 6.Мяч при этом должен находиться на уровне пояса 7.Уберите левую руку, на которой лежал мяч 8.Бейте чуть ниже центра мяча Сконцентрируйте все внимание на мяч в) Дальнейшие действия 1.Правая рука продолжает двигаться по направлению к верх­нему краю сетки. 2.Перенесите вес на переднюю ногу 3.Занимайте свою позицию на площадке

Рис. 5. Нижняя прямая подача

Нижняя прямая подача. В исходном положении (рис. 5) игрок стоит лицом к сетке, туловище наклонено вперед, ноги согнуты в коленях, левая нога впереди. Мяч удерживается слегка согнутой левой рукой на уровне пояса. При замахе прямая правая рука отводится строго назад. Мяч подбрасывают на расстояние 20—30 см. Удар осуществляется встречным движением правой руки (основанием напряженной кисти) снизу-вперед-вверх примерно на уровне пояса. Игрок одновременно разгибает правую ногу и переносит тяжесть тела на левую. После удара рука выполняет сопровождающее мяч движение вперед. Точность нижней прямой подачи обусловлена тремя основными факторами: направлением замаха - он должен быть строго назад, высотой подбрасывания - она должна быть невысокой (у новичков она зависит от уровня развития скоростно-силовых качеств и компенсируется амплитудой замаха) и точкой удара по мячу — она должна быть примерно на уровне пояса.

Верхняя прямая подача. В исходном положении игрок стоит в высокой стойке лицом к сетке (рис. 6). Мяч удерживается на уровне груди, левая нога впереди. После подбрасывания мяча до 1 м над головой (несколько впереди себя) игрок выполняет замах вверх-назад, прогибается и отводит плечо бьющей рукой назад-вверх. Удар осуществляется прямой рукой несколько впереди игрока.

а) Подготовка 1.Ноги расслаблены в удобной стойке 2.Вес равномерно распределен   3.Плечи развернуты параллель­но сетке 4.Левая нога выдвинута вперед 5.Распрямите правую ладонь 6.Глаза смотрят на мяч б) Выполнение 1. Подбросьте мяч перед правым плечом 2.Подбрасывая, не подкручивайте его 3. Мяч подбрасывайте одной рукой 4.Мяч должен взлетать поближе к корпусу 5.Сделайте правой рукой замах, высоко держа локоть 6. Рука идет рядом с ухом 7. Бейте по мячу подушечкой ладони 8.При контакте с мячом рука должна быть абсолютно прямая 9.Все внимание на мяч 10. Перенесите вес вперед в) Дальнейшие действия 1.Продолжайте переносить вес вперед 2.Правая рука после удара по мячу останавливается в воздухе 3.Занимайте свою позицию на площадке

 Рис. 6. Верхняя планирующая подача

Верхняя прямая подача имеет два варианта: описанный выше, с вращением (силовая), и без вращения мяча (планирующая). Существенными элементами техники планирующей подачи являются: повышение точности удара по мячу, для чего левая рука с мячом поднимается до уровня плеча или выше, понижение высоты подбрасывания мяча до 0,5 м, уменьшение амплитуды замаха. Главная задача при подаче без вращения - нанести удар в центр мяча, избегая вращательных движений кистью. При этом ударное движение может быть кратковременным и выполняться основанием напряженной кисти (плоская кисть) или относительно долговременным, при котором рука сопровождает мяч. Однако и в этом случае дви­жение руки резко тормозят, чтобы избежать вращательного момента. Удар при этом наносится основанием полу напряженной кисти или кулаком.

Таблица 4

ОШИБКИ КАК ИХ ИСПРАВИТЬ

НИЖНЯЯ ПОДАЧА

1.Мяч летит скорее вверх, чем вперед, и не перелетает через сетку 1.Держите мяч на уровне пояса или даже ниже. Бейте под центр мяча и выносите руку вперед, по направлению к сетке. Переносите вес на переднюю ногу
2.Удар получился несильным, и мяч угодил в сетку 2. Не двигайте рукой, на которой лежит мяч. Во время удара он должен быть неподвижен. Бейте запястьем открытой ладони.
3.Вы не перенесли вес на переднюю ногу, и мяч полетел по слишком высокой траектории 3. Во время контакта с мячом перенесите вес на переднюю ногу. Голова и плечи должны находиться впереди колен.

ВЕРХНЯЯ ПЛАНИРУЮЩАЯ ПОДАЧА

1.Мяч летит в сетку Подбрасывайте мяч близко к правому плечу
2.Мяч уходит вправо, за игровую часть сетки (это касается и правшей и левшей) Мяч подбрасывайте прямо перед собой, а не вправо
3.Подача не достаточно сильная и мяч не перелетел через сетку Вкладывайте в удар вес и силу всего тела. Бейте по мячу запястьем ладони, а не пальцами.
4.Мяч приземлился за лицевой линией площадки соперников 4.Бейте под центр мяча. При ударе мяч должен находиться прямо над головой
5.Вы подбросили мяч слишком далеко от себя, и, чтобы выполнить подачу, вам пришлось сделать шаг-другой вперед 5.Подбрасывайте мяч аккуратно, близко к корпусу и перед правым плечом

ПОДВОДЯЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДАЧ

 

1. Подачи в определенную зону передней или задней линии, в правую или левую часть. Следует добиваться, чтобы в одну и ту же зону игрок мог направит подачу различными способами, с различной траекторией и скоростью полета мяча.

2. Подачи на «силу», добиваясь максимальной скорости полета мяча.

3. Подачи с заданием добиваться высокой скорости полета мяча и попадать в обозначенную на площадке цель (круг, стул и т.д.). Целесообразно совершенствовать подачи и прием мяча после подачи.

После овладения всеми способами подач каждый игрок должен выбрать определенные варианты их выполнения на силу и точность и в тренировках уделять им больше внимания. Это, однако, не исключает параллельного совершенствования и других вариантов.

 

Атакующие удары

Атакующий удар— наиболее эффективный способ завершающих действий команды. Он осуществляется выше верхнего края сетки. Удары через сетку, выполняемые ниже ее верхнего края, называются нападающими (маловероятная возможность выигрыша) или отбиванием (вынужденные действия, исключающие, как правило, возможность выигрыша).

По направлению атаки удары различают: по ходу, когда направление полета мяча соответствует направлению разбега (прыжка) игрока, и удары с переводом — при несовпадении отмеченных параметров. По скорости полета мяча атакующие удары разделяют на силовые (скоростные), кистевые (ускоренные) и обманные (медленные). По технике выполнения атакующие удары в волейболе принято делить на прямые (лицом к сетке) и боковые (боком к сетке).

Прямой атакующий удар расчленяют на четыре фазы: разбег, прыжок, удар по мячу, приземление (рис. 7, 8).

 

 

а) Подготовка 1.Начните разбег, когда пас прой­дет половину дистанции до вас 2.Последние два шага — это шаг правой ногой с приставлением левой или шаг для прыжка 3.Махните обеими руками к талии 4.Поставьте пятки 5.Перенесите вес 6.Взмахните руками вперед и вверх б) Выполнение 1.Коснитесь мяча полностью вытянутой рукой 2.Коснитесь мяча напротив бьющего плеча 3.Коснитесь мяча двумя верхними суставами пальцев 4.Коснитесь нижней половины мяча 5.Направьте мяч над блоком или мимо него Направьте мяч так, чтобы он падал в) Проводка 1.Проследите за мячом в момент касания 2.Вернитесь на пол 3.Согните колени, чтобы смягчить приземление

Рис. 7. Атакующий удар

Пересекающий площадку Вниз по линии
Начните диагональную атаку, когда мяч находится перед бьющим плечом Начните атаку по линии, когда мяч находится на уровне середины тела

Рис. 8. Удар ближней рукой

 

 

ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ К УСПЕШНОЙ АТАКЕ

 

Есть две распространенные ошибки при выполнении атаки: (а) начать разбег слишком рано и (б) коснуться мяча выше уровня бьющего плеча. Если вы разбегаетесь на мяч слишком рано, возможны два результата: (а) вам придется остановиться, подождать паса и, таким образом, потерять преимущество разбега; или (б) вам придется дать задний ход, чтобы атаковать мяч, так как вы забежали слишком далеко.

Большинство ошибок при скидке связано с неправильным положением руки по отношению к мячу и недостаточной координацией во время разбега. Замедленный удар часто называют вращающим ударом, так как ваша ладонь перемещается по верхушке мяча, когда сгибается запястье. При сильном ударе мячи, атакуемые после того, как они миновали уровень бьющего плеча, раз за разом уходят за пределы площадки.

Таблица 5

ОШИБКИ КАК ИХ ИСПРАВИТЬ
1. Мяч попадает в сетку при скидке, замедленном или сильном ударе   1. Прикасайтесь к мячу лишь в тот момент, когда он находится перед вашим бьющим плечом; чем дальше перед вами мяч, тем ниже он опустится до момента касания и тем больше вероятность послать его в сетку
2. При скидке или замедленном ударе мяч не преодолевает блок 2. Касайтесь нижней половины мяча полностью вытянутой рукой
3. При скидке, замедленном либо сильном ударе вы прекращаете разбег и ждете мяча   3. Не начинайте разбег, пока мяч не окажется на середине дистанции от связующего до вас
4. Вы касаетесь сетки во время скидки или замедленного удара 4. Передача должна идти на расстоянии не менее 30 см от сетки; вы должны правильно поставить пятки, чтобы поменять горизонтальное движение на вертикальное
5. При скидке либо замедленном ударе вы бьёте по слишком высокому мяч, и он слишком долго летит до пола 5. Касайтесь мяча, когда он находится перед бьющим плечом
6. При скидке, замедленном или сильном ударе мяч не приземляется в пределах 60 см от боковой линии и аналогично — в атаке по линии мяч попадает в середину площадки   6. Когда вы бьете ближней рукой, мяч должен миновать ваше бьющее плечо и подвергнуться атаке, находясь ближе к середине тела. При ударе дальней рукой мяч пересекает уровень середины вашего тела и атакуется, находясь перед бьющим плечом
7. После вашей скидки мяч идет не по диагонали вдоль сетки, а в середину площадки. После замедленного удара мяч не идет в направлении центра площадки 7. Пробивая ближней рукой, вы должны ударить мяч в момент его нахождения перед бьющим плечом. Пробивая дальней рукой, следует ударить мяч, когда он пересечет середину вашего тела
8. После сильного атакующего удара мяч летит за пределы лицевой линии 8. Вы должны коснуться мяча, когда он находится перед бьющим плечом; ваша ладонь должна обхватить верхушку мяча

 

ПОДВОДЯЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НАПАДАЮЩИХ УДАРОВ

1. Имитация нападающего удара. Необходимо обратить внимание на правильную последовательность работы звеньев тела и их согласованность.

2. То же, но у сетки в зонах 4,3,2. Здесь важно следить за местом отталкивания и приземления.

3. Игроки располагаются парами. Один, находясь со стороны бьющей руки другого игрока, подбрасывает мяч вверх; партнер, находясь на расстоянии 2-3 м от него, разбегается и выполняет нападающий удар. Это упражнение можно выполнять у стены.

4. Нападающие удары с собственного набрасывания из различных зон в различных направлениях

5. Нападающие удары с передачи из глубины площадки; из зоны 4 с передачи из зоны 6; из зоны 2 с передачи из зоны 6 и т.д.

6. Нападающие удары со скоростных и ускоренных передач, длинных коротких.

7. Нападающие удары с переводом руки влево и вправо в определенные зоны площадки.

8. Нападающие удары с перемещением в соседние зоны.

Техника игры в защите

Прием мяча

Прием мяча - технический прием игры, используемый с целью противодействий его падению на площадку. Выделяют прием подачи, прием в защите и прием-передачу, когда игрок выполняет прием мяча снизу двумя руками с последующей передачей для атакующего удара.

В современном волейболе используются следующие способы и варианты приема мяча: двумя руками снизу (реже одной снизу); двумя руками сверху (крайне редко); одной рукой снизу в падении и перекатом на бедро и спину; одной рукой снизу в падении вперед на руки с последующим скольжением на груди-животе.

Прием мяча сверху двумя руками.

Как правило, скорость полета мяча при нападающих действиях противника выше, чем при первой передаче своего партнера. Это определяет специфику приема мяча сверху двумя руками. После перемещения ноги ставят так, чтобы одна была впереди другой. Причем, если передачу необходимо направить в левую от игрока сторону, впереди целесообразно оставить правую ногу, и наоборот. При выносе рук кисти примерно на уровне лица. Пальцы рук напряжены. Это связано с амортизацией удара мяча, летящего с повышенной скоростью. В ударном движении сохраняется общая структура, но амплитуда движений ног и рук меньше, движение более резко. Сопровождающее движение минимально.

Такой прием можно выполнить на месте, после перемещения и в падении на спину и бедро – спину, когда мяч летит низко прямо на игрока или в стороне от него.

Прием мяча двумя руками снизу.

Это основной способ приема мяча в современной игре (рис. 9). Перемещаются к месту встречи с мячом шагом, скачком или бегом. В последнем стопорящем шаге руки выносят вперед вытянутыми и напряженными, кисти сомкнуты и опущены в низ. Целесообразно ставить одну ногу впереди другой: ОЦТ тела при этом опускается, ноги согнуты в коленях, туловище несколько отклонено. Лучше всего располагать руки перпендикулярно к траектории полета мяча. При приближении мяча встречное движение начинают ноги: их разгибают в коленях; тело игрока поднимается вверх и несколько вперед (угол примерно 20°). Ноги выпрямляют быстро и энергично, что создает для рук начальную скорость движения. Руки включают в работу несколько позже: скорость их движения растет незначительно. Удар по мячу выполняют предплечьем. Время контакта с мячом очень мало, поэтому сопровождающее движение рук имеет смысл для контроля за направлением полета мяча. При этом ноги почти полностью выпрямляют, руки вытягивают вперед.

 

а) Подготовка 1. Переместитесь к летящему мячу и встаньте поудобней 2. Соедините  руки 3. Ноги — на ширине плеч, одна впереди другой 4. Согните колени и слегка присядьте 5. Руки образовали «площадку» 6. Большие пальцы параллельны друг другу 7. Локти прижаты друг к другу 8. Руки параллельны бедрам 9. Спина — прямая 10.Глаза следят за траекторией мяча б) Выполнение 1. Мяч принимаете, когда он окажется напротив вас, на уровне корпуса 2. Слегка выпрямляете ноги 3. Руки не двигаются 4. Переносите вес тела вперед 5. Мяч надо принимать так, чтобы он был подальше от корпуса 6. Подводите «площадку» под мяч 7. Бедра движутся вперед 8. Неотрывно следите за мячом во время контакта с ним в) Дальнейшие действия 1. Руки остаются сомкнутыми 2. Локти - тоже 3. «Площадка» как бы следует за траекторией отбитого мяча 4. Руки опускаются чуть ниже уровня плеч 5. Вес тела переносится по направлению к цели 6. Следите за траекторией мяча

Рис. 9. Прием снизу

Прием подачи

Прием подачи в современном волейболе во многом определяет эффективность нападающих действий команды. Это настолько важно, что вполне правомерно прием подачи выделить в самостоятельный прием игры.

Самый распространенный способ приема подачи (и самый надежный) - снизу двумя руками. Ноги согнуты, одна нога впереди, руки прямые, развернуты немного наружу, кисти сомкнуты и опущены вниз. Прием мяча производится на нижнюю часть предплечий. Нельзя сгибать руки в локтевых суставах в момент приема мяча. Не должно быть и большого встречного движения рук вперед-вверх (не надо «отбивать» мяч). Руки несколько приближаются к мячу (как бы «прицеливаются») за счет некоторого разгибания ног и подставляются под мяч, регулируя траекторию первой передачи. Важное значение имеет умение наблюдать за подающим и своевременно занять удобную исходную позицию для приема подачи. Если учащийся не успел занять удобное исходное положение (мяч приземляется справа или слева), надо вынести прямые руки в сторону мяча и развернуть их: вправо — правая рука сверху, влево — левая рука сверху, так, чтобы мяч был направлен в сторону сетки.

Прием мяча снизу двумя руками является также основным способом противодействий падению мяча после атакующих ударов.

 

Таблица 6

ОШИБКИ КАК ИХ ИСПРАВИТЬ
1.Во время приема мяча вы слишком высоко подняли руки – так, что потом они взлетели выше плеч 1.Принимайте мяч, когда он окажется на уровне вашего пояса. При контакте с мячом не двигайте руками – помните о жесткой конструкции «кочерги»
2.Вместо того, чтобы согнуть колени, вы согнулись в поясе. Ваш пас получился слишком низким и коротким 2. Принимая мяч, сгибайте колени, а спину держите прямой. Если нужно присесть как можно ниже, для сохранения равновесия обопритесь кончиками пальцев об площадку
3.Вы не перенесли вес тела вперед, по направлению к цели. В результате мяч не полетел в сторону сетки 3. Убедитесь, что вес тела перенесен на переднюю ногу, и что ваш корпус наклонен вперед
4.В решающий момент вы разъединили ладони, и хороший пас не получился 4.Обхватите одну ладонь другой. Следите, чтобы большие пальцы были параллельны друг другу
5.Мяч ударился о ваши руки выше локтевого сгиба или даже угодил в грудь 5.Держите руки параллельно бедрам, чтобы мяч во время его приема находился подальше от вашего корпуса

 

Блокирование

Блокирование - прием игры, который применяется для противодействия атакующим ударам соперника. С технической точки зрения это один из самых сложных приемов игры. Овладение блокированием на высоком уровне мастерства вооружает игрока дополнительным грозным оружием — контратакой, способной не только преграждать путь полету мяча над сеткой после атакующих действий соперника, но и активно влиять на выигрыш очка или права на подачу.

Блокирование может выполняться одним игроком – одиночное (рис. 10) или двумя-тремя – групповое (рис. 11) в прыжке с места и после передвижения. Игрок располагается в непосредственной близости от сетки в высокой стойке, руки на уровне плеч, стопы параллельны. Передвижение вдоль сетки осуществляется приставными шагами, бегом или скачком, что зависит от расстояния к месту атаки. Независимо от способа передвижения необходимо его закончить наскоком аналогично прыжку при атакующем ударе.

Перед прыжком игрок приседает и с помощью взмаха согнутыми руками выпрыгивает вверх, разгибает руки в локтях и поднимает над сеткой. Кисти рук оптимально напряжены (пальцы расставлены) и по достижению верхнего края сетки начинают движения вверх-вперед через сетку (на сторону соперника). В момент удара по мячу кисти максимально приближают к мячу и активно сгибают в лучезапястных суставах для того, чтобы амортизировать удар и направить мяч вперед-вниз на площадку соперника. Для избежания попадания мяча в лицо необходимо, во-первых, чтобы кисти не были разведены широко, во-вторых, чтобы направление удара было по оси кисти-лицо. В отдельных случаях для безопасности игроки уводят туловище несколько в сторону от направления удара и одной рукой закрывают лицо.

При блокировании атакующих ударов на краях сетки и при попытке соперника нанести удар по блоку с целью отскока мяча в аут ладонь руки, ближней к краю, поворачивают внутрь так, чтобы при ударе в блок мяч отскочил на площадку соперника.

 

а) Подготовка 1.Сосредоточьте внимание на связующем 2.После связки сосредоточьте внимание на нападающем 3.Встаньте напротив атакующего нападающего 4.Ждите, держа кисти рук на уровне плеч 5.Широко расставьте пальцы 6.После того как связующий отдал пас, согните колени и поднимите руки 7.Сохраните высокое положение тела при перемещении б) Выполнение 1.Подпрыгните сразу после прыжка нападающего 2.Протяните руки на площадку соперника 3.Отдерните руки 4.Опуститесь на пол 5.Приземлитесь на обе ноги в) Проводка 1.Согните колени, чтобы смягчить приземление 2. Отвернитесь от сетки 3. Найдите мяч 4.Вернитесь в исходную позицию 5.Приготовьтесь к следующему игровому моменту

Рис. 10. Одиночный блок

а) Подготовка 1.Сосредоточьте внимание на связующем 2.После связки сосредоточьте внимание на нападающем 3.Встаньте напротив атакующего нападающего 4.Ждите, держа кисти рук на уровне плеч 5.Широко расставьте пальцы 6.После того как связующий отдал пас, согните колени и поднимите руки 7.Сохраните высокое положение тела при перемещении 8.Сосредоточьте внимание на игроке, ставящем блок
б) Выполнение 1.Подпрыгните сразу после прыжка нападающего 2.Протяните руки на площадку соперника 3.Прыгайте вместе сдругим блокирующим 4.Отдерните руки 5.Опуститесь на пол 6.Приземлитесь на обе ноги
в) Проводка 1.Согните колени, чтобы смягчить приземление 2. Отвернитесь от сетки 3. Найдите мяч 4.Вернитесь в исходную позицию 5.Приготовьтесь к следующему игровому моменту

Рис. 11. Коллективный блок

Сложность техники блокирования обусловлена тремя основными факторами: высокий прыжок с места или после передвижения, выбор места и времени выноса рук над сеткой.

 

ПРЕПЯТСТВИЕ НА ПУТИ УСПЕШНОГО БЛОКИРОВАНИЯ

 

Ошибки при блокировании можно разделить на две категории — ошибки в технике и ошибки в координации. Ошибки в координации обычно приводят к тому, что игроки вообще не удерживают блок. Ошибки в технике часто заканчиваются тем, что мяч изменяет направление таким образом, что игрокам защитной линии трудно на него среагировать.

Таблица 7

ОШИБКИ КАК ИХ ИСПРАВИТЬ
1. Вы — блокирующий — прыгаете до атакующего удара 1. Следите за связующим соперника до тех пор, пока не определите, куда будет направлена связка; затем следите за нападающим до тех пор, пока в поле зрения не окажутся мяч и рука нападающего
2.Вы уже опускаетесь на пол, в то время как нападающий только касается мяча 2. Совершайте прыжок сразу после прыжка нападающего
3. Пальцы ваших рук сжаты 3. Широко расставьте пальцы рук, так чтобы большие пальцы указывали наверх
4. Вы приземляетесь с прямыми ногами 4. Вы должны согнуть колени, смягчая приземление
5. Вы располагаетесь не напротив нападающего 5.  Встаньте напротив атакующего нападающего
6. Мяч касается ваших рук и остается с вашей стороны сетки  6. Вы должны расправить плечи в направлении сет­ки прежде, чем прыгать

КОЛЛЕКТИВНЫЙ БЛОК

1.Прсоединяясь к блокирующему, вы наталкиваетесь на него 1.Вам следует сосредоточить внимание на игроке, ставящем блок, а не на мяче
2.Присоединяясь к блокирующему вы тянетесь к руке нападающего 2.Присоединяясь к блокирующему, вы защищаете только угол, и не должны тянуться к мячу

 

 

ПОДВОДЯЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЛОКА

1. Имитация блока с места у сетки.

2. Два игрока располагаются парами по обе стороны сетки. По сигналу преподавателя оба прыгают и ударяют друг друга по кистям над сеткой.

3. Броски мяча двумя руками через сетку. Здесь следует обратить внимание на движение кистей.

4. Имитация блока после перемещения вдоль сетки: вправо и влево. Упражнения можно выполнять многократно после перемещения в один или два приставных шага.

5. Блокирование нападающих ударов со средних и высоких передач в зонах 2,3,4.

6. Блокирование нападающих ударов с таких же передач у краев сетки в зонах 2 и 4.

 

Уровень технического мастерства игрока во многом определяет тактические схемы ведения игры и успех игры команды в целом.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 395; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!