Советская и постсоветская философия



После революции 1917 г. пришедшими к власти большевиками были высланы из России виднейшие русские философы — Бердяев, Булгаков и другие (что не помешало им развивать философию в эмиграции). Некоторые, в том числе выдающийся философ и ученый П.А.Флоренский (1882—1937), были репрессированы.

Советская философия приобрела идеологический характер, что вернуло ее к понятию благодати, важному для русской философии, но к благодати не божественной, а атеистической. Это благодать объективных законов развития, которые помогают человеку в его деятельности, поскольку он познает их и следует им. Философия в ее марксистско-ленинском варианте и была ориентирована на познание объективных законов развития природы, общества и мышления, став, по сути своей, служанкой коммунистической идеологии.

Но помимо официального развивались на периферии советской философии и иные направления. Например, М.М.Бахтин (1895— 1975) развил концепцию диалогического познания как познания

131

субъекта, рассматривавшегося в качестве мыслящего и чувствующего, в форме диалога с ним. Живое и диалогическое знание можно сопоставить в западной гносеологии с концепцией личностного знания М.Полани (1891 —1976), под которым понимается учет индивидуальных переживаний ученого в процессе познания.

Во второй половине XX в. в русской философии возобладала социальная направленность, но не утопическо-коммунистическая, как было в СССР в первой половине века, а критическо-коммунистическая. Вместо того чтобы писать в ленинско-сталинском духе о том, каким будет коммунизм, стало возможно анализировать, каков на самом деле образовавшийся после революции 1917 г. «реальный коммунизм» или реальный социализм, как его называли официально. Реальный социальный строй периода, названного застоем, подвергся резкой критике, в частности, А.А.Зиновьевым (1922—2006) в «Зияющих высотах», хотя позже назван тем же Зиновьевым самым выдающимся периодом в истории России. Сопоставляя социально-философскую критику и ее результаты, Зиновьев ввел в оборот афоризм, часто повторяемый ныне: «Метили в коммунизм, попали в Россию».

А. А. Зиновьев описал законы «реального коммунизма». В условиях, когда цензура не давала возможности свободного исследования социальных явлений в традиционной философской форме, он нашел оригинальную форму изложения — социологический роман. Его произведения в определенной мере возвращают нас к платоновскому диалогу, совмещенному с аристотелевским трактатом.

В конце XX в. усилилась критика того либерального направления, по которому пошло развитие России в постсоветское время. Здесь особенно следует отметить работы А. А.Панарина (1940—2003).

Значение русской философии

Русская философия стоит особняком по отношению к западной, и границей водораздела стала философия Канта. Русская философия не пошла по пути обоснования науки посредством противопоставления явления и вещи в себе. В ней сильнее оказалось религиозное начало и стремление к поиску абсолютной истины.

Русскую философию можно назвать преимущественно религиозно-социальной. Н. О. Лосский отмечает, что русской философии присуще острое чувство реальности и интуитивизм в гносеологии. Другая черта — это стремление к целостности познания и поведения человека, основанной на единстве рационального мыш-

132

ления, чувственного опыта, эстетического вкуса, религиозных и нравственных представлений и мистической интуиции. Все это указывает на синтетический характер русской философии, которая, помимо отмеченных, имеет еще один аспект, связанный с промежуточным положением России между европейскими и восточными цивилизациями, — синтез западных и восточных представлений.

Русская мысль разрабатывала фундаментальные.философские темы и в то же время внесла в философию свою специфику, вытекающую из особенностей национального характера. На шкале «интуиция — рационализация» русская философия, как и подобает религиозной философии, будет ближе к левой части.

Без русской философии невозможна философия как целостное постижение мира, поскольку ей присуща в качестве основной синтетическая функция. Этим следованием по оригинальному пути русской философии определяется ее настоящее и будущее.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каковы особенности русской философии?

2. Как соотносится «Слово о законе и благодати» Илариона с «Государством и революцией» В.И.Ленина?

3. Какие этапы развития прошла русская идея?

4. Каковы перспективы дальнейшего развития русской идеи?

5. Каковы основные черты программы развития русской философии И.В.Киреевского?

6. Каковы главные особенности философии В.С.Соловьева?

7. Каковы главные особенности философии Н.А.Бердяева?

8. Каковы основные направления развития советской и постсоветской философии?

9. В чем значение русской философии?

10. Каких современных русских философов вы знаете?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Бердяев H.A. Самопознание. Русская идея. — М., 2011. Зеньковский В. В. История русской философии. — М.( 2011. Киреевский И. В. Избранные статьи. — М., 1984. Лосский Н. О. История русской философии. — М., 2011. Русская идея / сост. М. А. Маслин. — М, 1992. Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. — М, 1988.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 2514; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!