Александр Бобров - Православный просветитель



 

Сентября 2018 года, год назад, умер Николай Михайлович Коняев

Ровно год нет с нами замечательного писателя, постоянного автора «Русского Дома» Николая Михайловича Коняева… Почётный гражданин Подпорожского района Ленинградской области и Петровского округа Санкт-Петербурга родился 25 августа 1949 года в посёлке Вознесенье на берегу Онежского озера, а скончался 16 сентября 2018 года и погребён на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

лавное наследие писателя – его словесное творчество и созданный духовный мир. Более 50 книг издал этот неутомимый мастер прозы. Коняев вёл огромную общественную работу, был секретарём Союза писателей России, членом редсоветов журналов «Молодая гвардия», «Роман-журнал XXI век», «Проза», «Немига литературная», «Русское воскресение», «Родная Ладога», газеты «Литературный Петербург». А ещё был основателем и председателем Православного общества писателей Санкт-Петербурга.

Корреспондент газеты «Благовест» спросил его, зачем он так радеет об этом обществе? Коняев ответил с болью: «Несмотря на то, что в нашем городе возрождено очень много православных храмов (в этом отношении деятельность владыки Иоанна нельзя переоценить), всё же Санкт-Петербург за годы капитализма стал столицей российского сектантства. Каждый десятый иеговист живёт здесь, у нас очень развита сайентология. Даже среди христианских общественных организаций православные занимают далеко не первое место, их опередили организации протестантского толка. Уж не говоря о том, что есть сатанинские секты».

И ещё одна больная для него тема: отношения Петербурга и России. Он постоянно подчёркивал: «Принято считать, что город построили на пустом месте, помните, у Пушкина: “На берегу пустынных волн…”. Но если чуть шагнуть в сторону? В черте нынешнего города – Ижора, где святой князь Александр Невский впервые одержал победу над силами тогдашнего НАТО – разгромил “крестный поход” шведов. С другой стороны в ста километрах – город Старая Ладога, которой исполнилось 1250 лет, это самая первая русская столица. На север от города – Валаамский монастырь. А с другой стороны, получается: Петербург – как бы и не русский город, созданный на отвоёванной Петром у шведов земле, хотя вокруг вся земля освящена нашими святынями. Но такой миф о нерусском городе продолжает создаваться, его поддерживали и советские начальники, и, естественно, демократы. Собчак любил говорить, что существует петербургская национальность. Но больше половины жителей Петербурга, по статистике, считают себя русскими православными людьми. Большую часть жизни я провёл в Петербурге. Нет никакой петербургской национальности, которую пытаются нам навязать атеисты, те, в чьих руках пропаганда».

Николай Михайлович боролся с чуждой пропагандой, отстаивал русскость Петрограда-Ленинграда, величие нашей истории, светлую духовность русской литературы. Недаром общепризнанной удачей стали его повести «Путник на краю поля», «Ангел Родины», «Вологодская трагедия», посвящённые судьбе гениального русского лирика Николая Рубцова. Свой первый рассказ Николай Коняев опубликовал в 1974 году. С тех пор его произведения и книги переводились на английский, немецкий, французский, китайский, иранский и сербский языки.

Особо хотелось бы отметить жертвенное служение Николая Коняева Русской Православной Церкви, чьим верным чадом он был до самого конца. Достаточно вспомнить созданный им пантеон подвижников Валаамской оби-тели, честное описание эпохи времён преподобного Иринарха Затворника, непревзойдённое жизнеописание преподобного Александра Свирского, блаженной Ксении Петербургской… В течение четверти века Николай Михайлович активно участвовал в создании и работе Всемирного Русского Народного Собора, Всероссийских Иринарховских чтений, пользовался заслуженным авторитетом в среде православной интеллигенции, а его труды заслуженно отмечены наградами Русской Православной Церкви, Патриаршей литературной премией имени святых Кирилла и Мефодия.

Романы и повести Николая Михайловича Коняева были удостоены многих престижных премий: имени Василия Шукшина, Андрея Платонова, премии правительства Санкт-Петербурга. За книгу «Подлинная история Дома Романовых» ему была вручена премия имени Валентина Пикуля, за книгу «Апостольский колокол» отмечен Большой литературной премией России, премиями святого благоверного князя Александра Невского и многими другими.

Он автор полемической книги «Солженицын в обвале», созданной под впечатлением работы Александра Исаевича «Россия в обвале». По мнению Коняева, тогдашние попытки Солженицына дать рецепты переустройству России нуждались не столько в пристальном внимании, сколько в критическом осмыслении: «Его взгляды и оценки во многом пострадали от того, что были даны “издалека”...».

Мы виделись с ним в последний раз на 13-м Международном книжном салоне в Петербурге, где он представлял православный альманах, вёл круглый стол историков и писателей, был полон сил и новых замыслов. Коняев целиком отдавался творчеству и православному просвещению на Родине. Светлая память!

Александр Александрович
БОБРОВ

Православие.Ру - «Хотим ещё!»

...С середины июля к нам на святую Псковскую землю приезжает со всей страны очень много интересных ребят, чтобы потрудиться на объектах культурного наследия и приобщиться к потрясающе богатой истории региона

«Налетайте! Кому добавки – не стесняйтесь, всем хватит!» – и молодые ребята, секунду назад увлечённо очищавшие монастырскую стену от мха и сухих листьев и обсуждавшие планы на вечер, моментально собираются вокруг иеромонаха Прохора. К монастырскому вкуснейшему квасу подан свежий хлеб из пекарни Псково-Печерской обители. Что может быть лучше для рабочего полдника?

Ребята, которые ещё пару дней назад спокойно жили в родном Мурманске, Перми или Ставрополе, учились в институтах, работали сисадминами, менеджерами, учителями и лишь понаслышке, из школьного курса истории знали что-то о Псковской земле, сегодня уже не только прекрасно ориентируются в Печорах, но и изучили в буквальном смысле каждый камушек и трещинку этого городка, его улиц, тропинок, крепостных стен и лестниц. А иначе и быть не может, ведь все они – участники уникального проекта «Волонтёры культуры», реализуемого в нашем регионе Министерством культуры при поддержке Псковской епархии и по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона. Наш корреспондент выяснил, как организована жизнь большого волонтёрского лагеря, чем живут печорские добровольцы и какие вопросы они задают монастырской братии.

Общение и труд всё перетрут

Знакомимся с нашим первым героем. Анна Мосина – студентка из Перми. Улыбчивая, доброжелательная девушка собирается стать переводчиком, а сейчас решила проверить, хватит ли ей сил и возможностей сделать что-то доброе и полезное для других. И случай вовремя подвернулся: в родном университете предложили съездить в Псковский край в качестве волонтёра. И вот уже Аня обу-страивает экспозиции в кельях старцев, поддерживает чистоту в богозданных пещерах, расспрашивает священников о смысле семейной жизни.

Преодолеть две тысячи километров и оказаться в этом святом месте Анне помогло Министерство культуры: оно выделило ей и сотням других добровольцев со всех уголков России средства на проезд, проживание, питание, культурно-досуговую и просветительскую программу. Волонтёры в свою очередь заняты наведением порядка в городских районах, принимают участие в уборке и облагораживании парков и скверов, выполняют работы по благоустройству в монастыре. Проект стартовал всего три дня назад, а ребята уже успели обратить на себя внимание горожан своей активностью, открытостью и внешним видом: все узнают их по фиолетовым кепкам с эмблемой «Волонтёров культуры».

21 регион, более 200 участников, 6 смен. В течение трёх месяцев – с июля по сентябрь – на базе Печорского паломнического центра будет кипеть работа. Подъём в 8:30, затем зарядка и зав-трак, с 10 утра выполнение самых разнообразных волонтёрских поручений – от покраски деревьев и заготовления кормовых веников для монастырских ланей до обустройства новой дорожки в монастыре и уборки центральной площади города. Причём не спустя рукава, а так, чтобы уже к вечеру первого волонтёрского дня все Печоры заохали: «Надо же, как Октябрьскую вычистили! Город заполнили фиолетовые кепки! Молодцы, ребята!»

В 14:00 обед и свободное время. С 15:00 в волонтёрском расписании появляются мастер-классы, творческие занятия, встречи со священниками и интересными людьми, спортивные состязания, просмотр и обсуждение фильмов, экскурсии, репетиции, танцы, посиделки у костра...

«Удивительно, как много ребят ходят на духовно-просветительские беседы, – делится впечатлениями Аня Мосина. – Мы общаемся, и какие-то барьеры, которые стоят перед молодёжью в вопросах неизведанного и высокого, исчезают, – всё становится легче и понятнее. Важно, что мы получаем информацию в формате живого обсуждения, беседы. Это интересно, необычно. Такие встречи радуют и дают пищу для размышлений».

По мнению Андрея, старшего из группы ставропольских студентов, немаловажным моментом проекта является знакомство молодёжи со святыми местами, доступный формат общения со священнослужителями. «Священники отвечают на любые, порой самые необычные вопросы о семье, духовной жизни, поведении в храме. Это то, чего не хватает в наше время», – говорит он.

Марина из Калуги улыбается: «Мне интересно здесь работать. За то время, что мы здесь, мы много нового узнали. Очень весело проходят костры – все поют, все сплочённые. Это здорово!»

Действительно, свободное общение, взаимно обогащающее участников, – один из очевидных плюсов проекта. Никита, член волонтёрской бригады № 6, в составе которой ребята из Пскова и Острова, так и говорит: «Здесь дело не в работе. Это, скорее, творческая штука, тесный контакт с людьми. Мне больше всего нравится общение – без этого никуда. За три дня появилось много интересных знакомств с теми, с кем я вряд ли когда бы встретился, – ребята приезжают из Перми, Ямала, Ставрополья». Никита не может остановиться, рассказывая о своих впечатлениях: «И фильм смотрели 60-х годов – “Любить” – очень интересный, обсуждали его потом с батюшкой. У костра вечером много пели, атмосфера была просто потрясающая».

О том же – о чуде человеческого общения, – только другими словами говорит отец Гавриил, один из монахов Псково-Печерской обители, под чьим началом работают волонтёры. «Этот проект очень интересен, – подчёркивает наш собеседник. – Молодые люди задают вопросы о нашей жизни. Мы разрешаем задавать любые – это отличный повод для просвещения. К нам приехала молодёжь со всей страны, из разных регионов. Ребята прекрасные, радостные, мы с удовольствием приветствуем их в нашей святой обители. Нам вообще важно общаться и узнавать, чем живёт нынешняя молодёжь, что её увлекает». По словам отца Гавриила, «Волонтёры культуры» уже значительно помогли монастырю в подготовке к престольному празднику, сажая деревья, кустарники и розы, занимаясь озеленением на Святой горке.

Инициатива приветствуется!

Конечно же, федеральный проект на одном из важнейших памятников Псковской земли с участием такого большого количества участников нуждался в очень серьёзной организации и планировании. Около полугода ушло на различные согласования, поиск помощников, мастеров, подготовку базы. Руководитель «Волонтёров культуры» в Псковской области Николай Крутов подчёркивает: проект был вдохновлён митрополитом Тихоном: «Владыка является нашим основным инициатором, с его благословения ребята трудятся на территории монастыря, этого невероятно красивого места».

«С середины июля к нам на святую Псковскую землю приезжает со всей страны очень много интересных ребят, чтобы потрудиться на объектах культурного наследия и приобщиться к потрясающе богатой истории региона, – рассказывает Николай. – Им всё очень нравится, и я надеюсь, что мы, организаторы, подготовили для них ряд по-настоящему увлекательных проектов, придумав и то, чем они будут заниматься помимо своей волонтёрской работы. Это и насыщенная культурно-досуговая программа, и мастер-классы, и семинары, и возможность поучаствовать в духовно-просветительских проектах Псковской епархии».

Ежедневно в штабе волонтёрского движения проходят летучки, на которых обсуждают итоги прошедшего дня и планы на день грядущий, обдумывают, как улучшить быт и разнообразить распорядок дня добровольцев. Чёткий перечень дел и работ спланирован давно, но в нём всегда находится место для импровизации, – по-другому и не бывает, если речь идёт о молодёжи. Скажем, местные футболисты узнали о приезде волонтёров и предложили сыграть матч. Решено – зав-тра состоится игра. Настоящая – с болельщиками и, возможно, с разгромным для одной из команд счётом. Или, допустим, выяснилось, что среди волонтёров есть умеющие играть на музыкальных инструментах. Отлично: нашли ударные, гитары – скоро концерт новоиспечённой группы.

«Инициатива приветствуется», – подтверждает координатор бригадиров Юлия Четвергова, руководитель Молодёжного центра в Печорах, и приводит ещё пример: на днях волонтёры совместно с активистами творческого клуба «Феникс» и православного движения «Вестники» украсили стену и беседку в паломническом центре граффити.
Юлия – вторая мама печорских волонтёров. Она знает о них всё: как их зовут, откуда они, что любят, каковы по характеру и что умеют. Спросите её, что сегодня давали волонтёрам на завтрак, обед и ужин, – чуть ли не рецептом поделится! Мы, кстати, не удержались от вопроса о том, как организовано питание 200 молодых растущих организмов. Нам ответили: столовая работает в штатном режиме, здесь успевают накормить всех, причём предлагают не только привычную гречку, суп или гуляш с картошкой, но и постные и вегетарианские блюда.

Где сейчас находится вторая бригада, чем занимается шестая и куда уехала четвёртая, Юлия тоже расскажет. Причём, фронт работ у волонтёров весьма обширный. Во-первых, это благоустройство центра Печор (на Октябрьской площади, на улицах Псковской, Международной и Мира) и территории вокруг монастыря. Во-вторых, волонтёры ездят в Изборск. Директриса музея-заповедника, узнав о проекте, обратилась к организаторам с просьбой о помощи – и получила её.

Так всё и сложилось: в нужное время в нужном месте оказались нужные люди, активные энтузиасты, не обращающие внимания на разговоры о том, что современный мир забыл о безкорыстии. Они берут отпуск, чтобы приехать сюда, в Печоры, оставляют родной город и друзей в поисках чего-то нового, не похожего на привычный им круг жизни. Они не боятся работы и умеют отдыхать.

Как рассказали нам в одной из бригад, многие волонтёры уже просятся на вторую смену. Так и говорят: «Хотим ещё!» Почему? Да потому что это здорово – быть волонтёром культуры!

Православие.Ру


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!