Три гуны материальной природы



 

- Хотя Я уже объяснил тебе высшую мудрость, Я снова возвещу тебе ее более подробно.

- Какова ценность этого знания, Кришна?

- Благодаря этому знанию великие мудрецы освободились и достигли Вайкунтхи. Ты также станешь трансцендентным, Ардужна. Тот, кто обладает этим знанием, не рождается во время творения, и уничтожение не затрагивает его.

- О Кришна, как происходит рождение этого творения?

- Вся материальная субстанция, называемая Брахманом, является источником рождения, Арджуна. В этом Брахмане, с помощью своего взгляда Я зачинаю все живые существа, давая им возможность родиться. Тебе следует понять, что все виды жизни, начиная с полубогов, включая людей, созданий, которые летают в воздухе, плавают в воде, ходят по земле, рождаются в этой материальной природе. В соответствии с их кармой Я помещаю эти живые существа в общение с этой материальной природой. Таким образом, Я являюсь отцом, дающим семя. Эта материальная природа состоит из трех гун: добродетели, страсти и невежества. Когда вечное живое существо приходит в соприкосновение с этой материальной природой, оно обусловливается этими гунами.

- О Кришна, как же эти гуны влияют на живое существо?

- О безгрешный, гуна добродетели, будучи чище остальных, просветляет его, освобождает от всех греховных реакций. Однако, те, кто находятся под влиянием этой гуны, обусловливаются привязанностью к счастью и знанию. Знание и счастье вызывают в них гордость и чувство превосходства. Гуна страсти рождается из неограниченных желаний, жажде к тому, чем человек не обладает, и привязанностью к тому, что у него уже есть. Из-за этого воплощенное живое существо связывается плодами действий. Однако гуна невежества несомненно вводит в заблуждение все воплощенные живые существа. И следствия этой гуны: безумие, леность и сон, связывающие обусловленную душу. В гуна добродетели человек обусловливается счастьем, страсть толкает его к плодотворной деятельности, а невежество связывает его безумием. Иногда гуна добродетели преобладает, побеждая гуны страсти и невежества. Иногда гуна страсти преобладает, побеждая гуны добродетели и невежества, а иногда невежество побеждает добродетель и страсть. Так и идет эта постоянная борьба за превосходство.

- О Кришна, как мне узнать, какая из гун преобладает?

- Гуну добродетели можно ощутить, когда все врата тела освещены знанием, Арджуна, и способностью делать верные различения. Когда же возрастает влияние гуны страсти, развиваются признаки сильной привязанности, плодотворной деятельности, неодолимых стремлений и неподдающихся контролю желаний. Когда же возрастает влияние гуны невежества, о сын Куру, она проявляет мрак, бездеятельность, безумие и иллюзию.

- Что случается в момент смерти, когда преобладают различные гуны? Пожалуйста, объясни каждый из случаев.

- Если человек умирает в гуне добродетели, он достигает высших планет, чистых планет великих мудрецов, Арджуна. Если человек умирает в гуне страсти, он рождается среди людей, занятых плодотворной деятельностью. А умирая в гуне невежества, он рождается в царстве животных. Результаты благочестивой деятельности чисты. О такой деятельности говорят, что она находится в добродетели. Деятельность в гуне страсти ведет к страданиям, а деятельность в невежестве ведет к глупости. Из гуны добродетели развивается подлинное знание, из страсти развивается жадность, а из гуны невежества рождаются глупость, безумие и иллюзия. Те, кто пребывает в гуне добродетели, постепенно поднимаются на высшие планеты. Находящиеся в гуне страсти живут на земных планетах. Те же, на кого влияет отвратительная гуна невежества, опускаются в адские миры.

- Когда же душа освобождается от этих гун, Кришна?

- Когда человек воистину видит, что нет другого исполнителя какой-либо деятельности, кроме этих гун природы, и знает Всевышнего Господа, трансцендентального по отношению ко всем этим гунам, он достигает Моей духовной природы, Арджуна.

- Кришна, что Ты имеешь в виду, когда говоришь "Моей духовной природы"?

- Когда воплощенное существо способно выйти за границы этих трех гун, связанных с материальным телом, оно может освободиться от рождения, смерти, старости и страданий, и вкусить нектар даже в этой жизни.

- О мой Господь, по каким признакам можно узнать человека, трансцендентного к этих трем гунам? Как он ведет себя?

- О сын Панду, в ком просветление, привязанность и иллюзия не вызывают ненависти, когда они есть, и кто не стремится к ним, когда они исчезают, кто несгибаем и необеспокоен, оставаясь безучастным ко всем этим реакциям, зная, что действуют только эти гуны, кто обращен внутрь себя и одними глазами смотрит на счастье и несчастье, для кого кусок земли, камень или золото суть равны, кто принимает как одно желаемое и нежелаемое, кто уравновешен, кто равно воспринимает похвалу и упреки, честь и бесчестье, кто относится одинаково к другу и к врагу, кто отрекся от всякой материальной деятельности, о таком человеке можно сказать, что он стал трансцендентным к этим гунам природы.

- Каким же образом он превосходит эти гуны, Кришна?

- Тот, кто целиком посвящает себя преданному служению и непоколебим при любых обстоятельствах, сразу же поднимается над гунами материальной природы и так достигает уровня Брахмана.

- Твои преданные оказывают Тебе личностное служение, Кришна. Ради чего же им достигать Брахмана?

- Я - основа этого безличного Брахмана, Я являюсь прибежищем этого безличного Брахмана, который является прибежищем для всех имперсоналистов. Таким образом, Брахман неотличен от Меня; он является одной их Моих зависимых форм. Поэтому те, кто осознают Меня, автоматически осознают Брахман.

- О Васудева, уровень Брахмана достигается посредством различия между материей и духом. Это уровень освобождения. Но что поддерживает живое существо, которое не зависит от материи и находится на уровне Брахмана? Является ли оно независимым?

- Нет, Я также поддерживаю освобожденных, тех, кто находится на уровне Брахмана. Я - основа шести достояний, а также трансцендентного наслаждения Моих развлечений. Все это также исходят из Меня. Я - основа изначального Брахмана. Я - основа бессмертия нетленного и вечного. Я поддерживаю принципы религии, и Я - источник конечного счастья.

ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ

Йога Высшей Личности

 

Верховная Божественная Личность сказал:

- Говорится, что существует бессмертное дерево баньян, корни которого растут вверх, а ветви - вниз, а листья его - ведические гимны. Знающий это дерево познал Веды. Большие ветви этого дерева простираются вниз и вверх, питаемые тремя гунами материальной природы, маленькие ветки его - это объекты чувств. У такого дерева есть и корни, идущие вниз; они связаны с кармической деятельностью человеческого общества. Его корни начинаются на Брахмалоке и доходят до этого мира. Живые существа желают чувственного наслаждения и работают, чтобы обрести его, и эта работа увеличивает их желания, и они трудятся еще тяжелее, чтобы получить разнообразие свежих чувственных объектов, предлагаемых материальным миром. Поэтому развивается дух соперничества между увеличением материальных желаний и увеличением количества чувственных объектов. И вследствие этого духа соперничества также расширяется материальный мир; и таким образом корни этого дерева распространяются во все стороны. Истинную форму этого дерева нельзя постичь в этом мире; никто не может понять, где оно оканчивается и где начинается, и где его основание. Но необходимо со всей решимостью срубить это дерево, чьи корни ушли глубоко в землю, топором отрешенности. Человек должен взять этот топор и заострить его способностью различать. Топор должен быть острым, потому что ум склонен снова и снова стремиться к чувственным удовольствиям. Поэтому человек должен достичь такого места, достигнув которого человек никогда не возвращается назад, и там вручить себя Верховной Божественной Личности, с которого все началось, и от которого все распространилось с незапамятных времен.

- О Кришна, какова же квалификация того, кто отправляется туда и никогда не возвращается? Что за преданные достигают этого духовного царства?

- Тот, кто свободен от ложного престижа, иллюзии и ложных связей, кто понимает вечное, кто покончил с материальным вожделением, кто свободен от двойственности счастья и несчастья, и кто знает, как вручить себя Высшей Личности, достигает этого Вечного Царства.

- Какова природа этого места, Кришна?

- Эта Моя высшая обитель не освещается ни солнцем, ни луной, ни огнем, ни электричеством. Тот, кто достигает ее, никогда не возвращается в этот материальный мир. Эта обитель прекрасна, и она является Моей собственной формой. Светила этого мира не могут дать света этой Моей обители. Эта обитель - это Сам Я, и она является конечным достижением всех преданных душ. Эта обитель Моя, и живые существа этого мира также являются Моими. Они есть Мои вечные составные частички. Вследствие обусловленной жизни они ведут тяжелую борьбу с шестью чувствами, одно из которых - ум. Они надевают на себя ум и чувства. Они становятся подобны человеку, чьи ноги связаны железной цепью и который вынужден тащить ее за собой, куда бы он ни пошел. Живое существо в материальном мире переносит из одного тела в другое свои различные концепции о жизни подобно тому, как воздух переносит ароматы. Так оно принимает один тип тела и вновь покидает его, чтобы принять другое.

- Зачем оно тащит за собой свои чувства, Кришна? Что оно с ними делает?

- Душа принимает другое грубое тело и обретает определенный тип ушей, глаз, языка, носа и органов осязания, расположенных вокруг ума. Оно делает это с целью наслаждаться чувственными объектами.

- Почему живое существо не видит всего, что с ним происходит, Кришна?

- Глупец не способен понять, как живое существо оставляет свое тело, Арджуна, как и не понимает, каким типом тела наслаждается под воздействием гун природы. Но тот, чьи глаза открыты знанием, может увидеть все это.

- Что же можно сделать с этим, Кришна?

- Я могу дать им знание, Арджуна. С помощью этого знания они будут видеть все философски. Трансценденталисты, достигшие самореализации, могут ясно видеть все это. Но те, чьи умы не развиты, и те, кто не осознали себя, не способны понять, что происходит, даже если постараются.

- О Кешава, по какой причине те, кто обладают знанием, могут видеть, а лишенные знания не могут?

- О Арджуна, человек, не обладающий знанием, занимается материальными наслаждениями с незапамятных времен. Он не в состоянии ощущать существование своей собственной души в своем теле, и он не стремится очистить свое сердце с помощью слушания и воспевания. Таким образом, даже если он прикладывает усилия, в его нечистом сердце не может появиться знание.

- О Кришна, могут ли те, кто не имеют знания, видеть Тебя?

- Да, Арджуна, сияние солнца, рассеивающего мрак целого мира, исходит из Меня, и сияние луны, и свет огня также исходят из Меня. Утром солнце всходит на востоке, и оно дает возможность живым существам видеть объекты их наслаждения. Объекты плохих и хороших дел появляются, благодаря солнцу; и поэтому живые существа могут понять, что свет солнца исходит из Меня. Все эти достояния исходят, благодаря Моей доблести, и поэтому они должны напоминать живым существам обо Мне. Я также вхожу в землю, которая подобна частичкам пыли, и Я соединяю их вместе, чтобы так поддерживать живые существа. Я становлюсь луной и таким образом даю жизненный сок всем овощам. Я - огонь пищеварения в телах всех живых существ, и Я соединяюсь с воздухом жизни, чтобы переваривать четыре вида пищи. Я также вхожу в сердце каждого, и от Меня исходят память, знание и забвение. Все это Я делаю для невежественных существ, тех, кто хочет наслаждаться этим преходящим миром. Однако, для тех, кто желает освобождения, Я составляю Веданту, в которой объясняется цель Вед. И Я являюсь объектом ведического знания. Я также - знаток всех Вед как Ведавйаса, который является составителем Веданты.

- Ты говоришь, что Ты - объект ведического знания, но другие имеют иное мнение.

- Я - ведавит, Арджуна, - единственный знаток Вед. Как Вйасадева Я даю значение ведических писаний. Никакое иное значение не является истинным. Я - дарующий освобождение, Верховный контролирующий, знаток Вед. Поэтому каждый должен принять у Меня прибежище.

- Так как Ты являешься знатоком, составителем Вед, Кришна, пожалуйста, объясни мне подлинную цель Вед.

- Сейчас Я расскажу тебе о сути Вед в трех стихах, Арджуна. Имеются два вида существ: подверженные ошибкам и непогрешимые. В материальном мире каждое живое существо подвержено ошибкам, а в духовном мире каждое непогрешимо. Помимо этих двух существует величайшая живая Личность, Высшая Душа, Сам вечный Господь, который вошел в три мира и поддерживает их. Поскольку Я трансцендентален, выше ошибок и непогрешимости, и поскольку Я величайший, и мир, и Веды восхваляют Меня как Высшую Личность. Всякий, знающий Меня как Верховную Божественную Личность и несомневающийся в этом, знает все, и поэтому он полностью отдает себя преданному служению Мне.

- Ты очень понятно объяснил об этом, Кришна, и тем не менее множество людей ведут споры по поводу того, кто есть Всевышний. По каким причинам это происходит?

- Они введены в заблуждение Моей майей, Арджуна. Несмотря на то, что такие личности изучили все Веды, они не понимают, что Я Всевышний, поэтому они - просто глупцы. Однако Мой преданный, даже если против него выставляют сильные аргументы, утверждающие, что Я не Всевышний, никогда не впадает в заблуждение. Мой преданный считается всезнающим, даже если он никогда не изучал Веды. Но он знает суть Вед. Кто-то может носить имя ашвакарна, но это не значит, что у этого человека лошадиные уши. Но не думай, что обо Мне, носящему имя Пурушоттама, можно сказать то же самое. Тот, кто знает Меня как истинного Пурушоттаму, не впадает в заблуждение. Человек должен понять это так, как это объясняю Я лично; и тот, кто понимает значение этих трех стихов, является всезнающим - сарвавит, он знает высшую цель всех Вед и поклоняется Мне всем сердцем. Это самая сокровенная часть ведических писаний, которую Я открываю. Эти три стиха есть три шлоки шастра. Я говорю тебе их, поскольку ты - самый сокровенный Мой преданный. Не рассказывай эти стихи недостойным людям, Арджуна. Однако, когда верующий человек слушает их, он обретет мудрость, и его усилия приведут к совершенству.

ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!