Год обучения (5-летнее обучение)

Календарно-тематический план

 Рисунок

3 год обучения

 

Дата Наименование темы Цели и задачи Термины Материалы Количество часов

I полугодие

Раздел 1. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами

    1 Тематический натюрморт «Осенний» Тематический натюрморт «Осенний». Тональный рисунок тематического натюрморта «Осенний» (предмет быта простой формы, муляжи овощей и фруктов). Освоение принципов последовательности ведения рисунка, умение доводить рисунок до определенной степени завершенности. Овладение начальными навыками целостного видения натуры. Развитие композиционного мышления, работа над эскизом. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Самостоятельная работа: композиционные зарисовки овощей и фруктов. Последовательности ведения рисунка, целостное видение натуры   А-3 Материал - графитный карандаш. 12

Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок.

    2 Натюрморт из гипсовых геометрсих тел Натюрморт из гипсовых геометрических тел. Рисунок натюрморта из двух гипсовых геометрических тел с введением легкого тона (куб, цилиндр или конус). Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Композиция листа. Самостоятельная работа: рисование геометрических предметов по памяти.Натюрморт из гипсовых геометрических тел. Композиция листа.   Формат А2. Материал - графитный карандаш 9
  3 Сквозной рисунок предметов комбинированной формы Сквозной рисунок предметов комбинированной формы. Тональные зарисовки трех отдельных предметов комбинированной формы, расположенных на разных уровнях глаз учащихся (бидон, крынка, гипсовая ваза и т.д.). Фон светлый. Освещение верхнее боковое. Самостоятельная работа: зарисовки предметов быта. Сквозной рисунок предметов комбинированной формы   Формат А2. Материал - графитный карандаш 9
  4 Зарисовки отдельных предметов комбинированной формы с натуры и по памяти Зарисовки предметов комбинированной формы с натуры и по памяти. Зарисовки отдельных предметов комбинированной формы с натуры и по памяти. Тренировка зрительной памяти. Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки предметов. Тренировка зрительной памяти.   Формат А3. Материал - графитный карандаш. 6

Раздел 3. Тональный длительный рисунок

  5 Натюрморт из предметов быта, один из которых имеет комбинированную форму, расположенных на уровне глаз учащихся  Натюрморт из предметов быта, расположенных на уровне глаз учащихся. Тональный рисунок натюрморта из нескольких предметов быта различных по тону и материалу, один из которых имеет комбинированную форму, на уровне глаз обучающегося. Композиция листа, выбор формата. Точность передачи пропорций и силуэта предметов. Фон нейтральный, средний по тону. Освещение нижнее боковое. Самостоятельная работа: композиционные зарисовки из предметов быта. Передача пропорций и силуэта предметов на уровне глаз   Формат А2. Материал - графитный карандаш 12
          48

II полугодие

Раздел 4. Линейно-конструктивный рисунок

  6 Рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа Рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа. Линейно-конструктивный рисунок простого симметричного гипсового орнамента невысокого рельефа с введением легкого тона. Предельно точная передача конструктивных особенностей рисунка орнамента. Последовательность ведения рисунка. Освещение верхнее боковое. Самостоятельная работа: копирование орнаментов с образцов. Линейно-конструктивный рисунок простого симметричного гипсового орнамента невысокого рельефа   Формат А2. Материал - графитный карандаш 9
    7 Рисунок чучела птицы Рисунок чучела птицы. Линейно-конструктивный рисунок чучела птицы с введением легкого тона. Выявление конструктивных особенностей формы. Точность передачи характерности изображаемого предмета. Фон светлый. Освещение верхнее боковое. Ф Самостоятельная работа: наброски и зарисовки птиц. Выявление конструктивных особенностей формы.   Формат А2. Материал - графитный карандаш 6

Раздел 5. Тональный длительный рисунок

    8 Натюрморт с чучелом птицы  Натюрморт с чучелом птицы. Закрепление материала предыдущего задания. Грамотная компоновка натюрморта в листе. Передача больших тональных отношений. Выявление локального тона, объема и пространства в натюрморте с помощью светотени. Цельность изображения натюрморта. Продолжение знакомства с приемами работы мягким материалом. Фон светло-серый нейтральный. Самостоятельная работа: наброски и зарисовки птиц. Грамотная компоновка натюрморта в листе. Передача больших тональных отношений. Выявление локального тона, объема и пространства в натюрморте с помощью светотени.   Формат А2. Материал — уголь, сангина, мел. 12
  9 Натюрморт из двух предметов быта, один из которых имеет комбинированную форму, расположенных ниже уровня глаз учащихся  Натюрморт из крупных предметов быта. Тональный рисунок натюрморта из крупных предметов быта, расположенных ниже уровня глаз (на полу). Предметы натюрморта контрастны по тону и размеру. Особенности передачи перспективного сокращения (ракурса). Выделение композиционного центра. Выявление больших тональных отношений. Передача объема предметов и пространства в натюрморте. Освещение верхнее боковое. Самостоятельная работа: композиционные зарисовки из предметов быта. Тональный рисунок натюрморта из крупных предметов быта, расположенных ниже уровня глаз (на полу). Особенности передачи перспективного сокращения   Формат А2. Материал - графитный карандаш 12
  10 Натюрморт из 2-х предметов комбинированной формы разных по тону. Натюрморт из 2-х предметов комбинированной формы, различных по тону. Закрепление всего материала, пройденного в 3 классе. Грамотная компоновка натюрморта в листе. Построение предметов с учетом перспективных сокращений, выявление их объема и пространственного расположения с учетом освещения. Цельность изображения натюрморта. Освещение верхнее боковое. Грамотная компоновка натюрморта в листе   Формат А2. Материал - графитный карандаш 9
  11 Контрольный урок Контрольный урок   3
          51
    Итого     99

 

Календарно-тематический план

Живопись

3 год обучения

 

Дата Наименование темы Цели и задачи Термины Материалы Количество часов

I полугодие

    1 Контрастная гармония (на насыщенных цветах) Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Развитие колористического видения. Поиск цветовых отношений, использование различных приемов работы с акварелью. Натюрморт на осеннюю тему с контрастными цветовыми отношениями. Использование Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов. Контрастные цветовые отношения   Акварель, бумага формата А2. 9
    2 Гармония по общему цветовому тону и светлоте Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Развитие представление о сочетании цвета. Лепка цветом формы предмета. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт из нескольких различных по форме и цвету предметов на нейтральном фоне (с предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель, поэтапная работа над формой), Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов домашней утвари. Ритмическое построение цветовых пятен   Акварель, бумага формата А2. 15
    3 Контрастная гармония (на насыщенных цветах) Контрастная гармония (на ненасыщенных цветах). Достижение цветового единства. Передача материальности предметов, решение пространства в натюрморте. Натюрморт из трех предметов быта, контрастных по тону и цвету с различными по фактуре поверхностями на темном фоне. Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов с различной фактурой. Достижение цветового единства. Передача материальности предметов, решение пространства в натюрморте.   Акварель, бумага формата А2. 12
    4 Фигура человека Фигура человека. Передача характера движения. Обобщенная передача формы цветом. Этюд фигуры человека. Самостоятельная работа: этюды фигуры человека в движении по представлению. Обобщенная передача формы цветом.   Акварель, бумага различных форматов 3
  5 Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах)  Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). Тонкие цветовые отношения. Моделирование формы в тени. Натюрморт из предметов быта против света. Самостоятельная работа: копирование натюрмортов с подобной композицией. Тонкие цветовые отношения. Моделирование формы в тени. Натюрморт из предметов быта против света.   Акварель, бумага формата А2. 9

 

48

II полугодие

  6 Гармония по общему цветовому тону Гармония по общему цветовому тону. Цельность колористического решения. Выявление композиционного и живописного центра натюрморта, передача фактуры предметов. Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом птицы. Самостоятельная работа: копирование репродукций с изображением птиц. Цельность колористического решения. Выявление композиционного и живописного центра натюрморта, передача фактуры предметов.   Акварель, бумага формата А2. 12
  7 Контрастная гармония на ненасыщенных цветах   Контрастная гармония на ненасыщенных цветах. Цветотональные отношения. Различные приемы акварели. Натюрморт с крупным предметом на контрастном фоне (с предварительным эскизом). Использование акварели (многослойная акварель), Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти. Цветотональные отношения   Акварель, бумага формата А2. 15
  8 Гармония по общему цветовому тону и светлоте ·Гармония по общему цветовому тону и светлоте. Поиск выразительного живописно-пластического решения. Передача формы предметов и пространства в натюрморте с учетом освещения. Ритмическое построение цветовых пятен. Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной цветовой гамме (золотисто-коричневой). Использование акварели («по сырому), Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов искусства. Натюрморт из атрибутов искусства в сближенной цветовой гамме (золотисто-коричневой)   Акварель, бумага формата А2. 12
  9 Гармония по светлоте ·Гармония по светлоте. Последовательное ведение длительной работы. Выражение «состояния» натюрморта. Лепка формы цветом. Натюрморт в светлой тональности. Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти. Выражение «состояния» натюрморта   Акварель, бумага формата А2. 12
   

Итого за 2 полугодие

  51
   

Итого за год

  99

 

 

 

Календарно-тематический план

 Композиция станковая

3 год обучения

 

Дата Наименование темы Цели и задачи Термины Материалы Количество часов

I полугодие

Раздел 1. Сюжетная композиция

  1 Пейзаж, как жанр станковой композиции Пейзаж, как жанр станковой композиции. Цель:закрепление понятий «неделимость композиции», «пропорции тона», «эмоциональное состояние», «выделение главного». Задача:умение использовать пленэрные зарисовки и этюды в композиции пейзажа. Предлагаемое аудиторное задание:пейзаж в графической технике, деревенский или городской, передача неглубокого трехпланового пространства, с учетом перспективных построений, соблюдением масштаба. Задание для самостоятельной работы:копирование путевых зарисовок великих мастеров пейзажа: В. Ван Гога, А.П. Остоумовой-Лебедевой, Н.Н. Куприянова, О.Г. Верейского, А.В. Кокорина. «Неделимость композиции», «пропорции тона», «эмоциональное состояние», «выделение главного».   Материалы для графики 16

Раздел 2. Цвет в композиции станковой

  2 Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей Живописная композиция в интерьере с небольшим количеством персонажей. Цель:изучение на практическом применении понятий «цветовой контраст», «цветовая гармония», «родственно-контрастная группа цветов». Задача:изучение возможностей подчинения цветотонального решения композиции замыслу, поиск эмоционально выразительного решения композиции и выделение композиционного центра цветом. Предлагаемое аудиторное задание:создание живописной композиции с использованием родственно-контрастной группы цветов, несложный сюжет с двумя-тремя фигурами людей, двухплановое пространство на темы: «Школа», «Магазин», «Друзья» или конкурсная. Задание для самостоятельной работы: исполнение композиционных зарисовок и этюдов интерьера с фигурами людей с различным цветотональным решением. «Цветовой контраст», «цветовая гармония», «родственно-контрастная группа цветов».   Гуашь, акварель 16
          32

II полугодие

Раздел 3. Сюжетная композиция (исторический жанр)

  3 Исполнение мини-серии (диптих, триптих) графических композиций на историческую тематику Исполнение мини-серии (диптих, триптих) графических композиций на историческую тематику. Цель:изучение возможностей создания композиции способами: ·совмещение разновременных событий; ·совмещение переднего и дальнего планов (наплывы); ·сочетание разнонаправленного движения; ·совмещение фигур и групп, переданных в разных ракурсах (наслаивание). Задача:укрепление навыков отбора материала для развития темы композиции, приобретение опыта работы над серией композиций, связанных общностью темы, формата, техники, стилистики исполнения; изучение роли детали в утверждении достоверности изображения. Предлагаемое аудиторное задание: ·Выполнение композиционных зарисовок групп людей с натуры при различном освещении. ·Выбор темы и сюжета для разработки композиции. ·Исполнение мини-серии в материале. Задание для самостоятельной работы: копирование произведений мастеров с целью выявления композиционных схем. Ссовмещение разновременных событий; совмещение переднего и дальнего планов (наплывы); сочетание разнонаправленного движения; совмещение фигур и групп, переданных в разных ракурсах (наслаивание).   Различные техники 34
          34
    Итого     66

 

 

Календарно-тематический план

год обучения (5-летнее обучение)

Композиция прикладная

Дата проведения

Наименование раздела, темы

Цель и задачи

Общий объём времени в часах

Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия  

Войлок

1.  

История древнего ремесла «Войлок». Войлочные ковры народов России и Ближнего Зарубежья.

Просмотр каталогов «Тамга» просмотр фотографий с диска о семинарах войлока. Знакомство с творчеством башкирских художниц по войлоку. Беседа. 3 1 2
2.  

Виды войлочных изделий. Катание шариков из войлока. Изготовление бусинок

Просмотр журналов, фотографий, практическая работа. Складывание шерсти, сухое валяние, валяние на ладошке с мылом, промывание войлока. 3 1 2
3.  

Инструменты и принадлежности для изготовления войлока. Сбор украшений из войлока (серьги, бусы)

Практическая работа. Сбор украшений из войлока. 3 1 2
4.  

Брошь «Осенний лист»

Практическая работа. Навыки сухого валяния (фильцевания) и мокрого валяния. 3 1 2
5.  

«Тартма»- прикладная полоса для приданого невесты. Решение орнаментально-декоративного образа.

Восприятие демонстрационного материала с башкирскими узорами. Выполнение эскиза. Составление узора в полосе, знакомство с элементами башкирских узоров, вырезание полосы с заданными размерами. 3 1 2
6.  

Подготовка картона. Перевод маленького рисунка на большой. Ритмичный строй в изображении, композиционный центр

Практическая работа. 3 1 2
7.  

Цветовое решение

Подбор цветовых сочетаний. 3 1 2
8.  

Нанесение рисунка на основу. Навыки работы иглой для фильца.

Фильцевание, валяние, отделка. 3 1 2
9.  

Работа с помощью иглы

Выполнение эскиза. Образ. Подготовительная работа. Создание образа. Эскиз. Подготовка основы из поролона. 3 1 2
10.  

Валяльная работа: вкатывание внешнего слоя нанесенного изображения в основу и уплотнение войлока.

Практическая работа. 3 1 2
11.  

Улучшение внешнего вида валяльно-войлочных изделий. Стирка, вытягивание, просушивание, протачивание. Отделка краев изделия.

Практическая работа. 3 1 2
12.  

Объемная игрушка «Кот»

Практическая работа. 3 1 2
13.  

Продолжение. Фильцевание готовой основы шерстью

Практическая работа. 3 1 2
14.  

Мокрое валяние туловища игрушки

Практическая работа. 3 1 2
15.  

Изготовление лапок и хвоста

Практическая работа. 3 1 2

Художественная роспись по ткани – батик

16.  

Вводное занятие. История возникновения батика. Техника безопасности. Необходимый набор инструментов и материалов для росписи по шелку.

История возникновения батика. Техника безопасности. Необходимый набор инструментов и материалов для росписи по шёлку. 1,5 0,5 1
17.  

Особенности композиции в декоративном искусстве. Выполнение упражнений в различных видах батика.

Особенности композиции в декоративном искусстве. Выполнение упражнений в различных видах батика. 3 1 2
18.  

Натюрморт в технике холодного батика.

Натюрморт в технике холодного батика.   4,5 1,5 3
19.  

Пейзаж. Создание декоративной композиции в технике холодного батика.

Пейзаж. Создание декоративной композиции в технике холодного батика. 6 2 4
20.  

Цветы. Горячий батик и эффект «кракле». Создание динамической или статической композиции.

Цветы. Горячий батик и эффект «кракле». Создание динамической или статической композиции. 6 2 4
2 1.  

«Растительные мотивы». Трафаретная техника, смешанная техника.

«Растительные мотивы». Трафаретная техника, смешная техника. 6 2 4
22.  

Холодный батик. Создание сложной тематической композиции. Декорирование напылением и стразами.

Холодный батик. Создание сложной тематической композиции. Декорирование напылением и стразами.   6 2 4
23.  

Настенное панно. Техника «скрытого» резерва или смешанная техника.

Настенное панно. Техника «скрытого» резерва или смешанная техника. 6 2 4
24.  

«Декоративный натюрморт». Техника холодного батика. Стилизация и утрирование форм. Использование смешанной техники.

«Декоративный натюрморт». Техника холодного батика. Стилизация и утрирование форм. Использование смешанной техники. 9 3 6
25.  

Итоговая работа. Самостоятельный выбор любой из ранее основных техник росписи по шелку.

Итоговая работа. Самостоятельный выбор любой из ранее основанных техник росписи по шёлку. 6 2 4
26.  

Итого:

  99 33 66
               

 


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!