Общая характеристика философии иррационализма.



Иррационализм отвергал логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития. Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.
Видным представителем иррационализма являлся Артур Шопенгауэр1788 — 1860. В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля.
В своей книге Мир как воля и представление философ выводит логический закон достаточного основания. Согласно данному закону истинная философия должна исходить не из объекта как материалисты, но и не из субъекта как субъективные идеалисты, а только лишь из представления, которое является фактом сознания.
В свою очередь, представления делятся на объект и субъект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре самостоятельных закона:
• закон бытия — для пространства и времени

• закон причинности — для материального мира

• закон логического основания — для познания

• закон мотивации для действий человека.

Философия воли Шопенгауэра.

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, — абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.
Шопенгауэр объясняет свою теорию с позиций волюнтаризма:
• окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека

• сущность же мира, его вещей, явлений есть не вещь в себе, а воля

• воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде бессознательной, дремлющей воли

• окружающий мир по своей сущности есть реализация воли. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные насущные философские проблемы — человеческой судьбы, свободы, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит

пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.
Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.
Философия Шопенгауэра была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в развитии неклассической идеалистической философии иррационализма, символизма, философии жизни и позитивизма.

 

Особенности философии Ницше.

Фридрих Ницше1844 — 1900был продолжателем философских традиций Шопенгауэра. Ницше считается основоположником родственной иррационализму философии жизни.
Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как единственная реальность, существующая для конкретного человека.
Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.
В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:
• воля к жизни

• воля внутри самого человека внутренний стержень

• неуправляемая, бессознательная воля — страсти, влечения, аффекты

• воля к власти.
Последней разновидности воли — воле к власти — философ уделяет особое внимание. По Ницше, воля к власти в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе воля к власти близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека. Также согласно Ницше каждый человек как и государство осознанно или неосознанно стремится к расширению своего Я во внешнем мире, экспансии Я.
Философия Ницше особенно ее главные идеи — высшей ценности для человека жизни, воля к жизни, воля к власти была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 9542; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!