Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.



Вместите нас: мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого на искали корысти.

3. Не в осуждение 1) говорю; ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так-чтобы вместе и умереть, и жить.

Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами, я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей.

Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду; от вне – нападения, внутри – страхи.

Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита.

И не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что и еще более обрадовался.

Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею хотя пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем, на время.

Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда.

Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.

11. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле.

Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но, чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом.

13. Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его:

14. Итак я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился пред ним, но как вам мы говорили все истину, так и пред Титом похвала наша оказалась истинною;

И сердце его весьма расположено к вам при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом.

Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас.

Глава 7.

       1. Имея такие обетования, т.е. что мы сделались храмами для Бога, детьми Его и Его имеем Богом и Отцом Своим, мы должны очистить себя от всякой скверны плоти духа, как от плотских грехов, так и от душевных – греховных мыслей, чувств и расположений и коренного греха, самоугодия. Очистить же себя от них, значит – 1) покаяться во всех прежних своих делах и 2) впредь не позволять себе не только нечистых дел, но и мыслей и даже каких-либо недобрых движений внутри, а всего более самоугодия, от которого рождается и которым поддерживается все нечистое. Очищая себя, таким образом, и телесно, и духовно, будем создавать в себе чистоту, как святыню в страхе Божием, потому что страх Божий есть необходимое условие для очищения себя от греховной нечистоты. Прежде всего, он будит совесть, сообщая голосу ее неотразимую силу и, вместе с ней, рождает энергию к устроению спасения, которая возбуждает раскаяние и решимость очиститься от нечистоты плоти и духа; потом, по принятии в таинствах благодатной силы от Духа Божия, совершает и самое очищение. Страх Божий, положивши начало очищению, но все время очищения остается, как бдительный страж, при работе. «Велика, говорит Златоуст, сила похоти; но если ты оградишь себя страхом Божиим, то препобедишь ее неистовство».

           В заключение свой речи о сущности своей проповеди и достоинстве Апостольства, которою он хотел побудить Коринфян к послушанию.

       8) Апостол выражает уверенность в Коринфянах и говорит о своих радости и утешении, доставленных ему возвращением Тита, относительно того, что тот видел и встретил в Коринфе (VII, 2-16).

       2. Св. Павел ранее (VI, 2-16) упрекнул некоторых из Коринфян в том, что они не любят его, как он их любит, теперь опять, намекая на них, просит их радушнее, с душой, открытой принять его, да не будет ему тесно в сердцах их. Вы, говорит, принимаете охотно таких, которые вас обижают, развращают умы ваши ложью, показывают собою худой вам пример, наживаются от вас, и оскорбляют вас своим высокомерием (Св. Злат.). Мы же, говорит, живя у вас 1,5 года, ничего такого не делали.

       3. Св. Павел смягчает сказанное ранее и говорит: не бойтесь: не кару с неба призываю на вас, - я люблю вас столько, что жить не могу без вас и ничего вам не желаю, кроме добра, так что, если бы возможно было, то я с радостью поселился бы между вами и кончил остаток дней своих среди вас.

       4. Да и как, говорит, мне не радоваться и не любить вас? Тит принес мне о вас самые утешительные и отрадные вести. Теперь я вижу, что во всем могу положиться на вас. Вы показали, что относитесь ко мне, как ученики к учителю, как дети к отцу. Вы доставили мне много поводов к тому, чтобы вас хвалить и хвалиться вами. Я скорбел, но как только пришел Тит и рассказал про вас, скорбь отошла, и я утешился опять. Скорбь же его была очень сильна и от внешних и от внутренних причин.

       5. И в Троаде (II, 2-13) и в Македонии, я нигде не находил себе покоя ни по духу, ни по телу; всюду и со всех сторон окружали меня скорби: от вне – нападения неверующих, внутри – в сердце страх за верующих, чтобы не увлекались в заблуждение, что случилось не у одних Коринфян, но и у других.

       6. Его скорбь и беспокойство, как говорит выше (II, 12-13) начались от того, что замедлил возвращением Тит. И начало утешения ставит в прибытии Тита. Прежде чем он поведал что-либо о вас, я уже, говорит был утешен одним его прибытием. От долгого ожидания Св. Павел как будто отчаялся и видеть когда-нибудь Тита; потому прибытие его считал, как бы посланием с неба. Почему и говорит: Бог, утешающий смиренных, т.е. которые смирены и сокрушены горем и скорбями, утешил нас прибытием Тита. Но еще более утешило его то, что принес ему Тит.

       7. Радовало Св. Павла и то, как Тит сам был обрадован Коринфянами и радостными вестями его о них. Какие же радостные вести из Коринфа принес Св. Павлу Тит? Коринфяне имеют теплое расположение к Апостолу, болезненно сокрушаются и скорбят о том, что так беспокоили его своими неисправностями; решимость их ревностно исправить все неисправное, - все сделать по указанию его; кровосмесника изгнать и заставить молчать хулителей Св. Павла; все эти вести, говорит, еще более обрадовали меня. Как, же это? Коринфяне плачут от оскорбления, а оскорбившие их радуются?

       8. Св. Павел объясняет, почему он радуется. Ибо говорит, хотя оскорбил – опечалил вас в своем письме тем, что говорено было в первом его послании, но не раскаиваюсь в этом, хотя и раскаялся было, пока не приходил Тит, видя, по словам Тита, какой добрый плод принесло оно вам: ибо печаль ваша была краткая, а польза вышла всегдашняя (Св. Злат.). Почему продолжает:

       9. Не только не раскаиваюсь, а, напротив, радуюсь и не тому, что вы опечалены, а тому, что опечалились к покаянию, обвинили себя, сознались, что стоили таких укоров, раскаялись в своей вине и решились исправиться, вспомнив при этом о суде Божием, и, таким образом, от нашего строгого обличения получили себе только пользу.

       10. Я говорит Апостол, теперь не раскаиваюсь в том, что огорчил вас в своем послании, ибо плодом вашего огорчения была печаль ваша «по Бозе» (Св. Злат.), которая производит спасение. Каким образом? «Печаль по Боге» есть скорбь и болезненное сокрушение сердца, когда, при мысли о Боге и своих отношениях к Нему, сознают себя безответно виновными пред Ним. Такое сознание порождает страх суда и осуждения, из которого нет другого выхода, кроме сердечного раскаяния с твердою решимостью жить по воле Божией. К этому и прибегает печалящийся «по Боге» и, таким образом, вступает на путь спасения. Но к нему ведет только покаяние неизменное (сл.: нераскаянное), с твердою решимостью не возвращаться на старый путь – греховный; в таком покаянии никто не раскаивается, потому что тотчас же видит добрые его плоды. Это совсем не то, что печаль мирская по поводу утрат каких-либо земных мирских благ. Эта скорбь только убивает горем и поражает безотрадностью, не принося никакой пользы. В примере спасительности печали по Боге Св. Павел приводит самих Коринфян.

       11. Ибо ваша «печаль по Боге», говорит, смотрите, как сделала вас заботливыми о себе – о том, чтобы явиться исправными во всем пред Богом своею совестью и пред св. Апостолом. И вот, признаки такой заботы: и извинение предо мною (выраженное, может быть, пред Титом и переданное им Апостолу), и негодование на согрешившего, и страх пред Богом, а, может и пред Св. Павлом, и желание меня – меня полюбили горячее прежнего, и ревность к Богу, и взыскание (сл.: отмщение), когда вооружились негодованием против согрешивших. По всему вы показали себя чистыми в этом деле, т.е. не только тем, что не потворствовали и сделавшему его (Св. Злат.).

       12. Услышав о кровосмеснике Св. Павел строго обличил Коринфян, что они терпят в своей среде такого грешника, предупреждая их, что и мал квас все смешение квасит (1 Кор. V, 6). Но так строго написал он им потому, что исключительно имел в виду обидевшего отца – преступного сына, или обиженного – отца его, но, главным образом, для всей Коринфской церкви, чтобы один по-другому и другие не заразились тем же злом, ибо мал квас все смешение квасит. Это говорил, тогда, когда не знал об их исправлении. Теперь говорит тоже самое, но только в более мягких выражениях. Я написал вам, тогда так строго для того, чтобы вы видели, как люблю вас. Так как я вас очень люблю, то и опасался, чтобы вы не потерпели вреда от этого соблазнительного примера и сами за себя не были принуждены были скорбеть (Св. Злат.). Теперь же вы раскаялись, чем очень утешили и меня, и Тита.

       13. Ради утешения, которое вы доставили нам вашим исправлением всего намеченного мною у вас, мы утешились с Титом. Но еще больше доставили нам утешения тем, что свои поведением духовным успокоили дух посланного к вам Тита.

       14. Таким образом, Св. Павел не обманулся в Коринфянах, говоря о них хорошее Титу. Похвала его, как и все, что он возвещал им, оказалось истиной. И сам Тит остался ими очень доволен.

       15. Тит вспоминает о них с любовью, о их послушании слову Апостола и, вероятно, и его; с любовью вспоминает, как там приняли его, с великой честью, как вестника Апостола (Св. Злат.).

       16. Итак, поведение Коринфян обрадовало Св. Павла и вселило в сердце его уверенность, что он может во всем положиться на них, как на верных ему и его учению.

       1) Осуждение – с греч.: приговор суда, определяющий наказание.

 

Глава 8.

1. Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским;

2. ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью, и глубокая нищета их преизбытучествует в богатстве их радушия;

3. ибо они доброхотны по силам и сверх сил – я свидетель:

4. они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым;

5. и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией;


Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!