Заключение : Между теорией и практикой
Практика основывается на теории, но между ними есть разница. Теория основывается на практике, но между ними интервал. Практика — прямо и косвенно — показывает теорию, и теория является попыткой придать форму опыту, переживаемому на практике. И из-за разницы между ними всякий раз что-то ускользает. И мы стараемся, и я все время стараюсь сократить эту разницу, потому что мне нужно увеличить мою адекватность, которая, должно быть, излечивает от рецидивов мнимого всесилия. Но из того, что все нельзя сделать адекватным, также рождается движение. Полная адекватность — это конец, финал процесса, завершение формообразования, смерть.
И тем не менее... как писал Мальдине, «форма осуществляет фон».
Быть в присутствии другого 265
Рефлексивность
Понятие self, на котором построена теоретическая работа в гештальт-терапии, можно и стоит ввести во французский язык несмотря на желание некоторых авторов или некоторых издателей продвигать его в форме «я». Филологи, исследовавшие это английское словечко, сумели показать, что его стали использовать как существительное относительно недавно. Такое словоупотребление, кажется, в основном происходит из языка философов или психологов. Они ре-ифицируют феномен, с которым обычный язык обходится более гибко: self употребляется прежде всего как приставка или возвратная частица, то есть как вспомогательное средство с рефлексивной функцией. Self-contnJ)le, self-service («самоконтроль», «самообслуживание») — вот некоторые формы, заимствованные из английского для обозначения модальности, которую во французском языке можно передать только длинным описательным оборотом. Слово «самообслуживание» означает, что я действую (я исполнитель определенного обслуживания) и я же являюсь адресатом действия, которое я осуществляю. «Я», который обслуживает и «я», которого обслуживают, являются, разумеется одним и тем же и они соединяются в одно единственное слово self. По-французски пришлось бы сказать «je me sers» («я меня обслуживаю»), тем самым устанавливая различение между «je» и «те» («я» и «меня»). Это то, что мы по традиции называем рефлексивностью, то есть зеркальной операцией, в которой, воздействуя на мир, я в какой-то момент возвращаюсь к себе, чтобы обозначить свои собственные очертания.
|
|
Нетрудно понять, как от оперирования «self-...» и «...-self» можно перейти к «сущности», которая отсю-
266
Жан-Мари Робин
Быть в присутствии другого
267
да вытекает: self как существительное и бесконечные колебания между self-как-процессом и self-как-сущ-ностью встречаются у философов, психологов и иных психоаналитиков, включая основателей гештальт-те-рапии.
|
|
Но то, что английский язык таким способом фиксирует, есть переживание, согласно которому self действует и образуется путем акта и путем вхождения в контакт от одного момента к другому. Впрочем, стоит отметить, что когда мне понадобилось передать по-французски понятие, выраженное словом self-service («самообслуживание»), я был вынужден написать «je me sers» («я меня обслуживаю»), то есть употребить глагол для обозначения того, что речь идет о некоем действии.
Одна из модальностей работы, которую я охотно использую, следовательно, есть конкретизация данной рефлексивности, свойственной self. Терапевт имеет возвратную функцию. Здесь не место вспоминать многочисленные работы, показывающие реальную или символическую важность зеркала в человеческом развитии. От Лакана до Кохута, от Пиаже до Дольто зеркальное отражение занимает особое место в конституировании идентичности, как после Нарцисса оно открывается в формах переживания, которые квалифицируются как патологические.
Одной из парадигм подхода Карла Роджерса является зеркальная интервенция: отражение — это слово, которое вводит метафору в визуальный регистр. Также можно сказать об эхе, резонансе, если распространить метафору на звуковой регистр, или о реверберации, за что ратовал Башляр, и т. д.
|
|
Отраженное присутствие того, что я вижу, что я понимаю под другим, переданное словами и иногда телом, существенно для его конституирования. Другой
говорит мне или показывает мне, чем я являюсь. Ребенок, который разбил тарелку, слышит: «Ты неумеха». Он получает отражение того, что он продемонстрировал своим действием, даже если оно было непроизвольным, и это отраженная реакция его конституирует. Если можно так сказать, «self разбил» тарелку, и ему «отражают» его действие, обозначая его самого как «self-неумеха». Молчание терапевта также является формой отражения, и его не стоит рассматривать как беспристрастность, в которую когда-то слишком хотели верить.
Зеркало отражает «реальность» только частично, потому что отражение в зеркале является зеркальным и потому что оно придает двухмерность тому, что является нам в трех измерениях. Точно также то, что от-ражет терапевт, предполагает усеченный опыт, искажения и выборочность. Например, Роджерс прибегал к отражению, чтобы выявить аффект из того, что ему говорили. Каким бы ни было отражение, производимое терапевтом, оно неизбежно делает ударения на одних элементах опыта и упускает другие. Таким образом, его функция может быть проясняющей или структурирующей, провоцирующей или поддерживающей, вызывающей замешательство или эмоцию, обретение или утрату смысла, и т. д. Выбор того, что может быть выделено терапевтом как фигура, вероятно, зависит не только от присущей ему чувствительности, но и от теоретической системы, на которую он опирается. Я говорю в данном случае не о содерже-нии или формах, которые может принять это отражение, а о самой их необходимости для продолжающейся индивидуализации, то есть для процесса self в его движении. В отсутствии нового человек охотно останется приверженцем прошлых отзвуков, зафиксированных в представлениях; даже встречаясь с новым и
|
|
268
Жан-Мари Робин
Быть в присутствии другого
269
вступая в плодотворные контакты, он будет испытывать трудности с конструированием новых представлений, если ситуация и другой человек в этой ситуации не отразят ему ничего нового.
Опыт как контакт
Там, где другие психотерапевтические подходы в качестве фундаментальной парадигмы помещают психику, гештальт-терапия отводит место контакту. Всякий человеческий опыт есть прежде всего контакт с миром, и психика является всего лишь производной, вторичной формой. Контакт выступает основополагающим опытом. Тем не менее пациент в общении с терапевтом локализует свою проблему скорее в своей психике, нежели в контакте. И он использует контакт с терапевтом, чтобы найти подтверждение для своего «психического содержания». Ставя контакт и его формы в центр терапевтической работы, мы, таким образом, можем наделить опыт новыми значениями. Пациент рассуждает в изоляции, я рассуждаю во взаимодействии, в конкретной связи, в ситуации. Если он испытывает страх, мы будем стараться понять, как среда может — или могла — быть для него угрожающей. Если он сетует на то, что мал ростом, мы сможем поставить вопрос: «Меньше кого?», или постараться увидеть те унижения, которые накладываются фактом маленького роста. Человеческой существо представляет собой контакт. «Граница контакта» является понятием, которое придумано в гештальт-терапии для обозначения опыта. Мыслить в терминах границы контакта — вопреки тысячелетней традиции мышления в терминах «души» или «психики» — вероятно, является главной трудностью на пути того, кто желает овладеть теорией и практикой гештальт-терапии.
Чтобы дать об этом представление, я обычно использую следующий пример. Обычно я не осознаю существование моей руки и не испытываю никаких особенных ощущений. Когда я берусь рукой за что-то или за кого-то, то в одном и том же акте я чувствую мою руку и я чувствую объект. Касание этого объекта делает его существующим в моем тактильном опыте, и, наоборот, оно придает ощущение и, следовательно, существование моей руке. Сама операция контакта наделяет существованием меня и другого и в тоже время нас дифференцирует. Одна и таже операция разъединяет и объединяет. Контакт создает границу, граница создает контакт. Без контакта нет дифференциации, без дифференциации нет контакта и, следовательно, опыта. Осязание существует только в осязании чего-то. Зрение это не глаз и не увиденный объект. Точно так же Гуссерль мог сказать, что сознание «не существует», а существует только сознание чего-то, даже если это что-то принимается за содержание сознания.
Этот подход принципиально иначе локализует человеческий опыт, и дихотомии типа «внутреннее/ внешнее», «поверхностное/глубинное» теряют всякую уместность и всякий смысл. Такой род принятия и выслушивания систематически меняет рамки опыта пациента, по-новому освещает его опыт в его собственных глазах и тем самым вводит движение, ибо всякий сдвиг приводит к движению.
Дата добавления: 2019-08-31; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!