Организационная структура урока

Урок 7. Мир художественной культуры Возрождения

Педагогические цели и задачи Способствовать ознакомлению с явлениями художественной культуры Возрождения, «погружению» в эпоху Ренессанса; создать условия для развития творческих способностей воссоздания многомерного «образа эпохи», освоения и «проживания» историко-культурного пласта; умения видеть в процессе общения с произведениями искусства воплощение гуманистической философии, конструировать исторические образы творцов художественной культуры; содействовать формированию специфических навыков работы с текстом, в процессе знакомства с памятниками изобразительного искусства развитию умения «вступать в диалог» с ними (быть зрителями), рассматривать произведения живописи, архитектуры, скульптуры; умения видеть отдельные детали (фрагменты), понимать их смысл и значение, «прочитывать» сюжет; способствовать пополнению зрительского опыта, формированию собственного впечатления от произведения искусства, умения доказательно и обоснованно высказывать свое мнение; созданию эмоционально-ценностного отношения к памятникам культуры
Тип, вид урока Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-конференция
Планируемые предметные результаты Усваивают, что в эпоху Возрождения складывается гуманизм – философская система, провозглашающая новое отношение к миру, природе, человеку; ее воплощение в художественной культуре Европы конца XV – первой половины XVII в. Искусство Возрождения – гимн красоте Человека, утверждение безграничности его возможностей. Понимают, что эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бессмертными творениями изобразительного искусства. Идеи гуманистов, распространившись далеко за пределы Италии, овладели сознанием творцов искусства. Гении Ренессанса воплотили мечты гуманистов об идеале, создав образ совершенного, гармоничного Человека. Проявляют готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира
Личностные результаты Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Развивают эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов мира. Определяют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
Ключевые компетенции Ценностно-смысловые (умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; самоопределение в ситуациях учебной и иной деятельности; формулирование собственных ценностных ориентиров по отношению к предмету и сферам деятельности); общекультурные (познание и опыт деятельности в области общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов); учебно-познавательные (владение приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях; планирование, анализ, рефлексия, самооценка своей учебно-познавательной деятельности; обозначение своего понимания или непонимания по отношению к изучаемой проблеме; описание результатов, формулирование выводов; наличие опыта восприятия мира); информационные (самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, организация, преобразование, сохранение и передача ее); коммуникативные (умение задавать вопрос, корректно вести учебный диалог); личностное самосовершенствование (освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки; овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях (непрерывное самопознание, развитие необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения)
Метапредметные результаты Овладевают умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять таблицу, простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях. Умеют оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
Содержание темы, основные даты, понятия и термины, персоналии Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Уильям Шекспир и театр как школа формирования нового человека. Произведения и герои У. Шекспира. Творчество Мигеля Сервантеса – гимн человеку Нового времени. Эпоха «титанов». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Формирование новой, гуманистической культуры и вклад в ее развитие Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэля Санти. География и особенности искусства: Испания и Голландия ХVII в. Своеобразие Высокого искусства Северного Возрождения: Питер Брейгель Старший; гуманистическая личность в портретах Альбрехта Дюрера. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Мадригалы. Домашнее музицирование. Превращение музыки в одно из светских искусств. Культура, искусство, культурное наследие, роман, драматург, сонет, мадригал, опера, изобразительное искусство, живопись, фреска, скульптура, архитектура, барельеф, портрет, икона, алтарь, храм, собор, купол, интерьер, ваятель, гравюра, аллегория
Личностно значимая проблема Нужно ли искусство Ренессанса современному человеку? Чем оно интересно людям начала третьего тысячелетия?
Характеристика основных видов деятельности Приводят аргументы из текстов произведений У. Шекспира в пользу идей и идеалов Нового времени и человека. Выявляют и обозначают гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. Составляют сообщения, презентации о титанах Возрождения. Характеризуют художественные стили европейского искусства XVI–XVIII вв., приводят примеры относящихся к ним архитектурных сооружений, произведений изобразительного искусства, музыки и литературы. Представляют описание памятников культуры рассматриваемого периода, высказывая суждения об их художественных особенностях
Образовательные ресурсы Учебник, § 8–9; рабочая тетрадь. Портреты Шекспира, Сервантеса, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Брейгеля, Дюрера

Организационная структура урока

Этап урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма

и методы
контроля

Осуществляемые действия Формируемые УУД
I. Организационный момент Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку Приветствуют учителя; организуют свое рабочее место Быстрое включение в деловой ритм
II. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа Называет тему урока. – Возрождение – одна из наиболее ярких и драматичных страниц истории человечества. Эпоха титанов обогатила мировую культуру выдающимися памятниками – свидетелями времени. Вдумчивому и внимательному собеседнику эти памятники могут многое «рассказать» о своем времени и его творцах, если вступить с ними в диалог. Просит сформулировать учебные задачи урока. Ставит проблемные вопросы, предлагает познавательные задания (см. Приложение) Слушают учителя, предлагают формулировки учебных задач Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную под руководством учителя. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать Фронтальная. Устный опрос
III. Усвоение новых знаний и способов действий Фронтальная, индивидуальная. Словесный, иллюстративно-ре-продуктивный, творческий. Сообщения, таблица (тезисный план) Организует прослушивание сообщений о жизни и творчестве, основных идеях произведений Шекспира, Сервантеса, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Брейгеля, Дюрера. Предлагает записать в виде таблицы или тезисного плана имена деятелей Возрождения, названия произведений и их основные идеи Выступают с сообщениями; слушают сообщения; структурируют учебный материал в виде тезисного плана или таблицы Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала. Познавательные: структурируют учебный материал; презентуют подготовленную информацию; описывают объект, используя выразительные средства языка Фронтальная, индивидуальная. Сообщение, таблица, тезисный план, устный опрос
IV. Закрепление знаний и способов действий Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа Предлагает обсудить проблемные вопросы, познавательные задания. Проверяет усвоение понятий Обсуждают проблемные вопросы, познавательные задания Коммуникативные:формулируют собственное мнение и позицию; «удерживают» логику повествования Фронтальная. Устный опрос
V. Рефлексия Фронтальная. Словесный. Беседа – Закончите предложения: – Сегодня я узнал… – Было интересно… – Было трудно… – Я выполнял задания… – Я понял, что… – Теперь я могу… – Я почувствовал, что… Отвечают на вопросы Регулятивные:проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества Фронтальная. Устный опрос
VI. Информация о домашнем задании Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя Задания в рабочей тетради к § 8–9, понятия Воспринимают задание, уточняют его Регулятивные:принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания Индивидуальная. Письменные за- дания

Приложение

Познавательные задания и проблемные вопросы (на выбор учителя).

1. Литература Ренессанса ведет спор о Человеке. Писатели и поэты отстаивают новый (по сравнению с религиозными представлениями Средневековья) взгляд на его место в мире. Созвучно ли вам отношение поэтов и писателей Возрождения к личности человека? Возможно, вы захотели бы поговорить или даже поспорить с героями Т. Мора, У. Шекспира или М. Сервантеса. О чем? Поясните свою точку зрения.

2. Эпоха Возрождения знает много примеров того, как простой люд с неподдельным интересом следил за рождением живописных шедевров, а потом с ликованием носил их по улицам города, с глубоким волнением наблюдал за постройкой нового дворца или возведением грандиозного купола собора. Многие правители итальянских городов и даже папы являлись крупнейшими знатоками искусства и собирателями уникальных художественных коллекций. Являются ли эти факты свидетельством того, что искусство стало неотъемлемой частью жизни общества эпохи Возрождения? Как вам кажется, сохранилась (утрачена, изменилась) эта традиция в наше время? Каким, по-вашему, должно быть отношение современного человека к культурному наследию?

3. Художники Возрождения восхищались античной культурой. Как вы думаете, что именно привлекало их в эллинистическом искусстве, чему они «учились» у его творцов? Видите ли вы нечто общее (различное) в произведениях античного искусства и творениях мастеров Ренессанса?

4. В 20-е гг. XX в. в России была популярна теория, согласно которой культура предшествующих эпох – «ненужный хлам»; новое время требует нового искусства. Для его создания необходимо расчистить место, освободиться от гнета традиций – «сбросить Рафаэля с парохода современности». Насколько убедительным кажется вам такой взгляд на культуру? Обоснуйте свое мнение. Представьте себе, что авторы теории сумели реализовать ее. К каким последствиям могли бы привести их действия? Как вы думаете, почему именно в 20-е гг. в России возникла и получила широкое распространение эта теория?

5. Образы, созданные Брейгелем, Дюрером, Гольбейном, мало похожи на прекрасных мадонн и полубогов итальянских мастеров Ренессанса. Однако именно XVI – начало XVII в. называют эпохой Северного Возрождения в Европе. Можно ли согласиться с такой точкой зрения или опровергнуть ее? Какие аргументы вы приведете в доказательство своей позиции?

6. Памятники культуры Возрождения часто называют бессмертными. Что это значит? Поясните, как вы это понимаете. Вероятно, вам случалось в музеях (по телевизору) видеть залы, в которых экспонируются произведения мастеров Возрождения, – там всегда очень многолюдно. Что привлекает большое количество посетителей именно к этим картинам и скульптурам?


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 281; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!