Деятели культуры Просвещения и их произведения

Организационная структура урока

Этап урока

Формы,
методы,
методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма

и методы
контроля

Осуществляемые действия Формируемые УУД
I. Организационный момент Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку Приветствуют учителя; организуют свое рабочее место Быстрое включение в деловой ритм
II. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа Называет тему урока, просит сформулировать учебные задачи урока. Предлагает проблемные вопросы и познавательные задания (см. Приложение 1) Слушают учителя, предлагают формулировки учебных задач Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную под руководством учителя Фронтальная. Устный опрос

III. Усвоение новых знаний и способов действий

Индивидуальная. Практический, частично-поисковый. Работа с текстом, таблица Предлагает самостоятельно изучить текст § 20, заполнить таблицу (см. Приложение 2 на с. 73), ознакомиться с документами Читают § 20, заполняют таблицу; работают с документами Познавательные: владеют основами смыслового чтения; структурируют знания, заполняют таблицу Индивидуальная. Таблица
Индивидуальная. Практический, частично- поисковый. Работа с текстом, таблица Организует самостоятельную работу с текстом § 21, предлагает заполнить таблицу (см. Приложение 3) Читают § 21, заполняют таблицу Регулятивные: планируют решение учебной задачи. Познавательные: структурируют знания, заполняют таблицу Индивидуальная. Таблица
IV. Закрепление знаний и способов действий Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа Предлагает обсудить проблемные вопросы и познавательные задания (учебник, с. 191), проверяет усвоение понятий: Просвещение, энциклопедисты, права человека, просвещенный абсолютизм Обсуждают проблемные вопросы и познавательные задания; раскрывают значение понятий Коммуникативные:формулируют собственное мнение и позицию; «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства Фронтальная. Устный опрос
V. Рефлексия Фронтальная. Словесный. Беседа – Закончите любое предложение, выразив своё мнение о сегодняшнем уроке. – Самым интересным на уроке было… – Мне понравилось… – Сегодня на уроке я так и не понял… – Меня заинтересовало… – Хотел бы узнать подробнее о… – Мне не понравилось… – Я считаю, что сегодня мы… Отвечают на вопросы Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества Фронтальная. Устный опрос
VI. Информация о домашнем задании Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя – Написать доклад об одном из деятелей культуры эпохи Просвещения. Индивидуальное задание: сообщение об изобретении Дж. Уатта Воспринимают задание, уточняют его Регулятивные: планируют самостоятельное выполнение задачи Индивидуальная. Доклад, сообщение

Приложение 1

Познавательные задания и проблемные вопросы.

1. Подумайте, существует ли преемственность во взглядах на человека и общество у гуманистов XV–XVI вв. и просветителей XVIII в. Если она существует, то укажите ее.

2. Подумайте, что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению со взглядами гуманистов XV–XVI вв.

3. Руссо писал: «Если вы хотите придать государству прочность, то сблизьте крайние ступени, насколько это возможно; не допускайте ни богачей, ни нищих». Разделяете ли вы точку зрения Руссо? Возможно ли на практике решить эту проблему?

4. Мастера искусства Просвещения считали себя наследниками гуманистов Возрождения. Как вы думаете, что именно привлекало их в искусстве Ренессанса, чему просветители «учились» у его творцов?

5. В комедии Бомарше «Севильский цирюльник» есть диалог: «Розина. Вечно вы браните наш бедный век. Бартоло. Прошу простить мою дерзость, но что он дал нам такого, за что мы могли бы его восхвалять?». Как бы вы ответили персонажу комедии: «Что оставил в наследство человечеству век Просвещения?».

6. Не подлежит сомнению, что просветители внесли огромный вклад в мировую философию и культуру. И современники, и потомки высоко оценили этот вклад. Однако еще в XIX в. сформировалось мнение, что многие взгляды просветителей носили утопический характер, были всего лишь просветительскими иллюзиями. Насколько справедливой кажется вам такая оценка? Попробуйте обосновать свое отношение к просветительскому «наследству».

7. В разные моменты своей жизни человек может обращаться к произведениям искусства других эпох, пытаясь найти в них ответы на вопросы, которые важны для него сегодня. И тогда творцы искусства становятся его современниками. Кого из деятелей культуры Просвещения вы могли бы назвать своим современником? В каких жизненных ситуациях произведения XVIII в. могут оказаться необходимыми сегодня?

Приложение 2

Основные идеи просветителей

Просветители Страна Основные идеи
Джон Локк Англия Всеобщее равенство. Право на жизнь, свободу и собственность
Ш. Монтескье Франция Разделение властей, свобода личности и неприятие деспотизма
Вольтер Франция Просвещенная монархия. Свобода, равенство, собственность. Отказ от института церкви
Ж.-Ж. Руссо Франция Власть принадлежит всему народу. Равноправие, всеобщее избирательное право, отказ от частной собственности
А. Смит Шотландия Главным источником богатства является труд. Свобода конкуренции и торговли, легкие налоги

Приложение 3

Деятели культуры Просвещения и их произведения

Деятели Страна Произведения

Литература

Д. Дефо Англия Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Д. Свифт Ирландия Роман «Путешествия Гулливера»
П. Бомарше Франция Комедия «Женитьба Фигаро»
Ф. Шиллер Германия Пьеса «Коварство и любовь»
И. Гёте Германия Трагедия «Фауст»

Живопись

Ф. Буше Франция Картина «Пейзаж в окрестностях Бове»
А. Ватто Франция Картина «Затруднительное предложение»
У. Хогарт Англия Картины «Модный брак» («Заключение брачного контракта»), «Девушка с креветками», портреты слуг
Ж. Шарден Франция Картины «Возвращение с рынка», «Натюрморт с атрибутами искусств»
Ж. Давид Франция Картина «Клятва Горациев»

Музыка

И. Бах Германия «Страсти по Матфею»
В. Моцарт Австрия Опера «Женитьба Фигаро», «Реквием»
Л. Бетховен Австрия «Соната в роде фантазии» («Лунная»), «Аппассионата», «Крейцерова соната», «Героическая симфония»

Материал к уроку.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 1277; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!