Живая Этика как истинный путь духовного развития



 

06.05.34 Великие Учителя очень опечалены развитием низших степеней психизма в ущерб истинной духовности. Без понимания и приложения в жизни Живой Этики и духовного понимания, лишенные равновесия, эти явления часто приводят к печальным результатам. Потому для того, чтобы стать принятыми учениками, следует прежде всего работать над своей нравственной, духовной стороной жизни, применяя Учение в жизни, что даст неминуемое расширение сознания и необходимое равновесие. Учение прежде всего прекрасно и истинно, когда оно жизненно, но никакие фокусы и измышления псевдооккультизма и магии не приблизят ни на шаг к истинному ученичеству. Чтобы наполнить свой сосуд из Высшего Источника, нужно установить соответственные вибрации. Живая Этика в жизни есть простейший путь к приближению.

Велика миссия зажигать сознание людей подвигом, который преобразит их сущность. Может быть, никогда так не нужно было понятие подвига в жизни, как сейчас. Какое прекрасное слово – «подвиг»! Как оно выразительно, и, заметьте, оно не имеет себе эквивалента ни в одном западном языке. Итак, будем помнить, что связь с Учителем устанавливается в сердце через очищенное мышление и долгим упорным трудом над собою.

Теперь хочу предупредить Вас, как опасен книжный оккультизм. Масса вреднейших книг выпущена на книжный рынок. Может быть, к счастью, не все они переведены на русский язык. Как сказано: «много творений рук, лишенных красоты, знания и честности».

Сказано Великим Учителем – «одна Блаватская знала», и наша задача в будущем будет поставить на должную высоту почитание этой великой женщины‑мученицы. Если бы Вы знали всю литературу о Блав[атской] и все поступки и предательства, ее окружавшие, Вы ужаснулись бы бездне неблагодарности, мерзости и невежества, конечно, именно из последнего вытекают все гнусности.

 

Опасность злоупотребления хатха‑йогой

 

Хатха‑йога и классическая йогическая психотехника

 

06.05.34 Не следует преувеличивать достижение хатха‑йоги и утверждать, что «адепты ее, подобно раджа‑йогам, пробуждают кундалини, приобретают сиддхи, достигают блаженства и освобождения от оков физической материи». Это не так. Степень блаженства, достигаемого подобными адептами, очень относительна, но никакого освобождения от оков физической материи, в том смысле, как это понимается Великими Учителями, посредством хатха‑йоги не достигается. Как сказано в Учении: «Мы не знаем никого, достигшего путем хатха‑йоги».

Даже то развитие низших сиддхи, которого они достигают путем упорных и ужасных механических упражнений (западная литература не знает и половины этих ужасов), непрочно, и в следующих своих воплощениях все эти сиддхи могут быть утеряны. Ценны и прочны лишь те достижения, которые приходят естественно, ибо тогда они являются проявлением внутреннего духовного развития и никогда не могут быть утрачены, и при таком духовном развитии можно достичь всеисчерпывающих явлений. Упражнения в хатха‑йоге, именно, только самая легкая пранаяма, производимая с большою осторожностью, может укрепить здоровье, в обратном случае они приведут к медиумизму, одержанию, так называемому сумасшествию.

Совершенно справедливо индусы высокого духовного развития с большим неодобрением взирают на хатха‑йогу и говорят, что, в лучшем случае, хатха‑йога годится лишь «для тучных и для больных». Именно, часто упоминаемый теперь Вивекананда был очень против погони за так называемыми сиддхи и чудесами и приводил пример, как ему приходилось видеть странных демонических личностей, совершавших самые большие чудеса, вплоть до исцеления одним взглядом неизлечимо больных.

 

Лучи высших центров и глаз Данг‑мы как истинные достижения йоги

 

06.05.34 Потому главный пробный камень для всех духовных учителей лежит не в чудесах, но в их магните сердца, в их оккультной способности духовно преображать окружающую их среду и перерождать сознание, самую сущность учеников. Но для этого требуются не низшие сиддхи хатха‑йоги, но огненный синтетический луч, присущий открытым центрам. Никакая пранаяма не даст необходимого очищения и высоких следствий, если сознание не будет соответствовать высокому идеалу. Высшие формы йоги не нуждаются в пранаяме. Каждый кули в Индии знает о пранаяме, каждый средний индус ежедневно проделывает ее, но тем не менее они далеки от духовных достижений. Потому не полагайтесь на одну пранаяму!

Высшее достижение йога – открытие глаза Данг‑мы, и это не есть то, что мы называем ясновидением, но именно пробуждение чувствознания, которое никакими пранаямами не достигается, но есть следствие тысячелетних накоплений, непрестанных духовных устремлений и самоотверженных жизней; следствие, отложенное в виде тончайших энергий в «Чаше». Именно к пробуждению уже накопленных энергий и к отложению новых должен стремиться каждый не книжный оккультист.

 

Различия между учениями хатха– и раджа‑йоги

 

06.05.34 Также неправильно утверждение, что «тайноведение никогда не обладало бы точным знанием астрального плана, которое стало ему доступно благодаря самоотверженным трудам хатха‑йогов». Это утверждение равносильно тому, что сказать, что основы физики и химии стали известны Румкорфу и Круксу благодаря трудам студентов первого курса, изучающих эти основы, или что почвовед знает меньше о земле, нежели простой землепашец.

Затем, разница между хатха‑йогой и раджа‑йогой именно качественная, а не количественная, как Вы пишете. Хатха‑йога далее низших психических явлений никогда подняться не может. И никогда еще не было случая, чтобы хатха‑йог стал раджа‑йогом. Пути их совершенно различны. И «полновесные жемчужины», которыми, по мнению невежд, может наградить нас хатха‑йог, относятся к жемчужинам раджа‑, джнана‑, бхакти‑йога и Агни Йога, как искусственные изготовления этих перлов к живым жемчужинам. Затем, мне не ясна следующая мысль, привожу ее: «Но, тем не менее, и хатха‑йога дарит своим адептам полновесные жемчужины высшей жизни, и поэтому каждый оккультист должен рассматривать агни‑йогические достижения как огромную победу духа над материей».

Здесь снова Агни Йога как бы ставится на одну доску с хатха‑йогой, тогда как, именно, эти две йоги диаметрально противоположны друг другу. Как сказано: «Именно Агни Йога имеет дело лишь с самой высокой огненной трансмутацией всех центров, которая не может быть достигнута никакими механическими упражнениями и нуждается в непосредственном воздействии Великого Учителя. Высокие степени ее доступны лишь духу, имеющему многовековые духовные отложения в центре «Чаши». Тогда как для хатха‑йога последнее условие не является непременным. Кроме того, Агни Йога отличается еще тем, что подвиг ее должен явиться в жизни, тогда как прочие йоги (кроме карма‑йоги) слишком отрывали человека от жизни и тем не могут уже входить в эволюцию.

Также нельзя каждого, вступившего на стезю одной из йог, сразу называть йогом. Йога, или связь, достигается упорным, непрестанным духовным трудом, и путь ее ускорен лишь, как сказано уже, кармическими накоплениями. Потому нельзя утверждать, что «раджа‑йог становится порой изувером, и джнана‑йог увлекается умственными спекуляциями, и бхакти‑йог упивается смертными муками еретиков»... правильнее было бы сказать – «имеющий в себе задатки стать в следующих своих жизнях или раджа‑, или джнана‑, или бхакти‑йогом может проявляться сначала как изувер, как умственный спекулянт или ханжа»... Раз достигнута высокая ступень истинного йога (раджа‑, джнана– или бхакти‑), не может быть таких страшных уклонений. Царь духа не может стать «изувером», и джнана‑Мудрец, обладающий глазом Данг‑мы, не может вдаться в невежественные умствования, так же как Бхакти – владыка Космического Магнита всевмещающего сердца не может «упиваться смертными муками». В Учении, когда говорится, что в несносном атлете можно усмотреть будущего хатха‑йога или в ханже – будущего бхакти и в изувере – раджа‑йога и т. д., именно, имеются в виду характерные задатки, которые, будучи трансмутированы огнем духовности, могут дать определенные виды йоги. Но нельзя это брать в обратном построении.

Также следует принять к сведению, что хатха‑йога еще тем опасна, что она, своеобразно укрепляя астральное тело, задерживает его на долгое время в астральных нижних слоях и тем самым задерживает эволюцию духа. Также при храмах Индии держали и еще держат иногда хатха‑йогов, строго следя за чистотою их жизни и пользуясь ими для некоторых низших феноменов, но никогда ни один хатха‑йог не мог быть истинно посвященным. И раз такой хатха‑йог покидал храм, больше вернуться в него он не мог, ибо, имея легкий доступ в низшие слои Тонкого Мира, он, лишенный высшего контроля, предоставленный себе, становился жертвой и обиталищем и даже орудием самых темных сил. Вот почему и Иерофанты Египта никогда не брали в ученики и даже избегали слуг с медиумистической организацией и наклонностью к лимфатичности. Ни один медиум, ни один лимфатик не может стать истинным Агни‑йогом.

 

02.07.51 Хатха‑йога никому не нужна и никого удивить сейчас не может. Только развитие внутреннего человека имеет действительное значение для истинного продвижения на плане духовном. Можно даже сказать, что усиленные упражнения в развитии психических способностей могут задержать развитие духовное и манасическое. Мерилом всех проявлений является развитие высокого качества во всем. Качество моральное, качество мысли, качество жизни и, превыше всего, ищите Красоту в настоящем, действенном подвиге каждого дня.

 

12.07.53 Скажите сотрудникам, что упражнения в хатха‑йоге укрепляют наши низшие тонкие тела и тем задерживают дальнейшую эволюцию, ибо хатха‑йог может долго пребывать в мире темных пережитков, иногда многие столетия, и становится черным магом, именно черным магом, ибо для Белой магии нужно прежде всего открытие высших центров при жизни на земном плане, но не усиление низших половых центров. Такие черные маги очень опасны и для земного плана, и для потустороннего мира, и губительны для эволюции человечества.

 

Этика и психотехника в классической йоге. Роль пранаямы и наука о дыхании в учениях хатха– и раджа‑йоги

 

02.03.35 Конечно, многие, прочитав «Раджа‑йогу» Вивекананды, считают, что практикование раджа‑йоги вполне возможно. Но все они упускают из виду, что, выдавая способы раздражения центров посредством удержания дыхания, Вивекананда прежде всего настаивал на полном очищении мышления и сердца, то есть на перерождении внутреннего человека, и только тогда допускал эти механические упражнения. Но кто из приступающих к таким хатха‑йогическим упражнениям задумался над этим основным условием? Раджа‑йога без внутреннего перерождения немыслима.

Кроме того, наука о дыхании, которой занимаются истинные раджа‑йоги, имеет мало общего с пранаямой. Хатха‑йоги заняты контролем жизненного дыхания легких, тогда как древние раджа‑йоги понимали это как дыхание ментальное, именно, только овладение этим ментальным дыханием приводит к высшему ясновидению и восстановлению функции Третьего глаза и к достижениям раджа‑йоги.

 

Роль предварительного духовно‑нравственного очищения в йогической практике

 

12.08.39 Следующая беседа может относиться ко всем, предающимся йогическим упражнениям и при этом не позаботившимся очистить свое мышление и расширить сознание.

«487. Вы знаете, что воспитание мысли должно происходить последовательно. Каждый может представить себе тот ужас, когда сила мысли достанется злонамеренному человеку. Потому нравственное образование должно предшествовать учению о мысли. Невозможно ограничиться внешними приемами познания силы мысли, иначе мы будем творить злых колдунов. Давно учения предусматривали, чтобы злой человек не допускался до йогических упражнений. После, когда нравы огрубели, появились люди, овладевшие некоторыми внешними приемами и не позаботившиеся прежде очистить свое сознание. Конечно, и для очищения сознания нужно сосредоточение мысли, но такая мысль будет внутренняя, без внешних посылок.

Люди мало понимают, что нельзя грязными руками браться за чистое дело. Казалось бы, такое условие понятно каждому, но в жизни оно применяется редко. Люди не думают, чисты ли их руки, и тем могут создать самые вредные химизмы. Люди прикрываются самыми громкими названиями, но таят внутри себя низкие намерения. Сколько злоупотреблений происходит! Нужны самые разумные меры. Чтобы не проникали приемы мощи к злоумышленникам.

Подумайте, насколько и Наши труды затемняются, когда вмешиваются люди, овладевшие некоторыми приемами йоги с дурными намерениями!

Мыслитель указывал: «Сперва поймем добро и тогда пошлем его в мир».

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!