Содержание разделов дисциплины



№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Предмет философии. Место и роль философии в духовной культуре общества Мировоззрение как социокультурный феномен. Философия – рациональная, теоретическая, доказательная форма мировоззрения. Предмет философии – всеобщее в системе «человек–мир». Структура философского знания. Исторические типы философствования: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, натурализм, социоцентризм. Полифункциональность философии.
2 История философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития Предфилософия Древнего Востока. Морально-этические проблемы в философии Древней Индии (буддизм), Древнего Китая (конфуцианство, даосизм).  Философия античности (досократики, софисты, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, стоики, эпикурейцы). Особенности и значение античной философии.  Философия Средневековья (Августин Блаженный, Фома Аквинский). «Бог и человек» – центральная проблема средневековой философии. Проблемы человеческого бытия: разум и вера, предопределение и свобода воли, проблема индивидуальной духовности (Августин Блаженный, Фома Аквинский). Схоластика, полемика рационализма и номинализма об универсалиях. Философия Возрождения. Антропоцентризм, феномен титанизма. Великие гуманисты эпохи Возрождения (Данте Алигъери, Франческо Петрарка). Натурфилософия Возрождения: гелиоцентризм, идея бесконечности и множественности миров, творческой активности природы (Н.Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей).  Философия Нового времени. Проблемы метода, анализ предельных оснований научного познания. Эмпиризм и рационализм – два направления в учении о познании. Метод индукции, исследование препятствий и противоречий («идолов») процесса познания (Ф. Бэкон). Метод дедукции, формирование субъектно-объектной парадигмы науки (Р. Декарт). Идея рациональной, рассудочной интуиции (Б. Спиноза). Пантеизм, материалистический монизм, учение о субстанции, Боге и природе. Дуализм (Р. Декарт), учение о множественности субстанций (Г.-В. Лейбниц). Философия Просвещения и французский материализм XVIII века. Просветительский рационализм, идеи перестройки жизни на разумных основаниях как результат распространения положительных, практически полезных знаний о природе и обществе. Ш. Монтескье, Фр. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо. Теория естественного права и общественного договора как духовная предпосылка Великой французской революции. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольдбах, Ж. Ламетри.  Немецкая классическая философия XVIII – первой половины XIX века. Исследование процесса познания как субъект-объектного отношения. Развитие диалектики как теории единства и развития всего сущего, метода философского мышления. Им. Кант. Идея границ познания и априорных форм чувственности и разума. Понятие «вещь-в-себе». Учение о нравственности и долге человека. Понятие «категорического императива». Г. Гегель. Развитие Абсолютной идеи как модели бытия во всех его проявлениях, уровнях стадиях развития. Идея тождества бытия и мышления. Диалектика – наиболее эффективная форма философской рефлексии над миром. Принципы, законы, категории диалектики. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Критика христианства и концепция человека как существа природного, чувствующего и страдающего. Вопрос о бытии как практический вопрос. Идея чувственно-эмоционального восприятия мира (любовь, страдание). Философские течения XIX века Позитивизм О.Конта. Закон о трех стадиях умственного развития человечества. Приоритет научного познания над другими видами культуры. Позитивизм и сциентизм. Философия марксизма. Критика предшествующего материализма за созерцательность, сведение практики к теоретической деятельности. Ориентация философии марксизма на практическое, революционное преобразование общества (К.Маркс, Ф.Энгельс). Практика как предметно-чувственная деятельность человека и общества. Материалистическое понимание истории. Применение диалектического метода для анализа природных и социальных явлений. Зарождение иррационалистической философии в XIX веке. «Мир как воля и представление» (А. Шопенгауэр), «переоценка ценностей» и идея Сверхчеловека (Ф. Ницше), экзистенция как подлинное существование человека (С. Къеркегор). Русская философия второй половины XIX – начала ХХ века. История русской философии и ее место в системе культуры общества. Основные черты русской философии второй половины XIX–начала ХХ века: публицистичность (спор славянофилов и западников), идеи соборности, Всеединства, Богочеловечества; интерес к человеку, гармонизирующему мир, земное, космическое, божественное бытие (В. Соловьев, Н. Бердяев. Русский космизм (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский и др.), идея активной эволюции, расширения сознательно-духовных сил. Философия XX – начала XXI века. Общая культурно-историческая характеристика эпохи и особенностей философии XX века. Американский прагматизм. Прагматизм в контексте американской духовной традиции: Ч. Пирс, У. Джеймс, Д. Дьюи. Русский марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Феноменология. Э. Гуссерль о кризисе европейского человечества и программа философии как «строгой науки». Учение Э. Гуссерля о сознании. Экзистенциальная философия. Экзистенция как истина бытия. Проблема подлинности и не подлинности человеческого существования. К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю. Герменевтика как универсальная теория понимания и как методология гуманитарного познания. М. Хайдеггер: герменевтика как феноменология человеческого бытия. Философская герменевтика Г. Гадамера. Структурализм. Структурные методы в гуманитарных науках и философский структурализм. К. Леви – Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан. Философия постмодернизма. Антиидеологичность постмодернизма, критика традиционных представлений о ценностной иерархии мира. Утверждение идей полицентричности окружающей действительности.
3 Онтология. Проблема бытия в философии. Сознание как проблема философии Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального. Пространство и время. Движение и развитие. Диалектика как онтологическая концепция связи и развития. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Основные категории и законы диалектики. Научные, философские и религиозные картины мира. Сознание. Его происхождение и сущность. Сознание, самосознание и личность. Онтологические и гносеологические подходы к сознанию и проблеме идеального. Философские взгляды на структуру сознания и его связь с психическим аппаратом человека. Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное.
4 Гносеология. Познание как объект философского исследования. Научные познания. Философия науки и техники Понятие гносеологии и ее место в структуре философского знания. Главные гносеологические катего-рии (субъект и объект, истина и заблуждение, теория и практика). Познание как форма человеческой деятельности. Структура познавательного процесса. Понимание и объяснение. Рациональное и иррацио-нальное в познавательной деятельности. Действи-тельность, мышление, логика и язык. Проблема истины. Познание, творчество практика. Вера и знание. Научное и вненаучное знание. Исторические образы науки. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
5 Философская антропология. Проблема человека в философии Философская антропология как раздел философского знания. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Объективистские и субъективистские концепции человека. Человек как индивид, индивидуальность и личность. Проблема соотношения телесного и духовного, биологического и социального в человеке, проблема отчуждения личности, а так же ее свободы и самореализации, стимулов и мотивов поведения, выбора поступков, целей и средств деятельности. Смысл человеческого бытия. Проблема человеческой судьбы.
6 Философия социальных и культурно-исторических форм бытия Общество и природа Исторический процесс и будущее человечества     Социальное бытие как объект философского анализа. Социальная философия в системе философских дисциплин. Человек, общество, культура. Общество и его структура. Мораль, справедливость и право. Нравственные ценности. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и природа. Экологическая философия. Биоэтика. Вопросы сохранения и развития экосистемы человек-природа. Человек во Вселенной. Человек перед лицом глобальных проблем. Понятие философии истории. Возникновение и развитие философии истории в русле христианской, просветительской и романтической идеологий. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Единство и многообразие всемирной истории. Линейные и циклические концепции истории. Формационная (К. Маркс) и цивилизационная (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) концепции исторического процесса.  Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарий будущего.

Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!