Глава 6. Защита авторских прав



 

 Следует проводить различие между такими понятиями как охрана авторских прав и их защита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита - это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения.

 Авторские права могут нарушаться как в рамках договора, заключенного между автором или иным правообладателем с пользователем произведения, так и в случае так называемого внедоговорного использования произведения, когда оно используется без согласия автора или иного правообладателя на произведения и без уплаты соответствующего вознаграждения.

 Когда речь идет о защите авторских прав, то речь идет о защите прав не только авторов, но и их правопреемников. Это обусловлено тем, что имущественные и неимущественные права авторов могут нарушаться как при жизни авторов, так и после их смерти. Кроме того, сами исключительные права авторов могут переходить другим лицам.

 Нарушенные авторские права могут защищаться с помощью норм различных отраслей права. Так, за наиболее серьезные нарушения авторских прав (например, за плагиат) предусмотрена уголовно-правовая ответственность, хотя на практике она почти не применяется. При этом следует различать понятия плагиата и заимствования, под которым нужно понимать цитирование отрывков произведений других авторов. В некоторых странах принимают специальные законы, направленные на защиту авторских прав в связи с применением новых цифровых технологий, а также в связи с использованием в сети "Интернет". Достаточно упомянуть получивший печальную известность принятый в США Закон об авторском праве в цифровом тысячелетии.

 В случае нарушения авторских прав государственными организациями возможен и административный порядок защиты, то есть путем обращения в вышестоящие организации по отношению к организации нарушителю. В данном случае речь идет об обращении авторов и их правопреемников в государственные органы, в ведении которых находятся учреждения, использующие произведения. Указанные органы могут осуществить защиту авторских прав и по собственной инициативе или по просьбе творческих союзов Кроме того, потерпевший может обратиться в антимонопольный орган или творческий союз.

 Однако основным способом защиты нарушенных авторских прав является применение норм гражданского права. Это обусловлено тем, что административная и уголовная ответственность предусмотрена не за все виды правонарушений в области авторского права. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что авторское право является частью гражданского права. В этом случае защита осуществляется с помощью предъявления иска.

 Согласно ст. 49 Закона об авторском праве и смежных правах автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации.

 Закрепленные в гражданском законодательстве нормы, регулирующие защиту нарушенных авторских прав, учитывают две возможные группы нарушений: нарушение авторских личных неимущественных прав и нарушение исключительных правомочий на использование произведений, охраняемых авторским правом. В ГК нормы, посвященные защите гражданских прав содержатся в ст. 12 ГК, однако применяться они могут с учетом особенностей Закона об авторском праве и смежных правах. Так, например, такой способ как признание прав применительно к авторским правоотношениям предполагает прежде всего признание права авторства на произведение. Однако, как известно, для возникновения авторского права не требуется соблюдение каких-либо формальностей или регистрация произведения. Вместе с тем на практике, как уже отмечалось. иногда авторы сами регистрируют свое авторство в нотариальном порядке.

 Применяются также технические средства защиты авторских прав. Согласно ст. 48.1 (п. 1) техническими средствами защиты авторского права и смежных прав признаются любые технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведениям или объектам смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором, обладателем смежных прав или иным обладателем исключительных прав, в отношении произведений или объектов смежных прав. Следует отметить, что применение термина "защита" не совсем правомерно, поскольку о защите идет речь в тех случаях, когда право уже нарушено. В данном случае технические средства защиты направлены на предотвращение нарушения авторских прав.

 Нарушение личных неимущественных прав авторов не всегда затрагивает их имущественные права и наоборот соблюдение личных неимущественных прав может повлечь нарушение имущественных прав (например, автор не получает вознаграждения за использование своего произведения).

 В ряде случаев для того, чтобы защитить нарушенное право авторства необходимо его признать. Дела о признании авторства рассматриваются в порядке особого производства, поскольку они относятся к делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение. При этом суд устанавливает факт авторства лишь при невозможности получения заявителем в ином порядке документов, удостоверяющих этот факт, либо при невозможности восстановления утраченных документов.

 Охрана личных неимущественных правомочий осуществляется независимо от вины нарушителя. Так, если издательство не знало и не должно было знать о том, что издаваемое произведение было создано одним лицом, но авторство было присвоено другим лицом, то это издательство все равно должно совершить действия, направленные на восстановление нарушенного права авторства.

 Требование о защите нарушенных неимущественных прав автора предъявляет сам автор, а после его смерти и в случаях, установленных в законе это могут делать его наследники.

 Способы защиты нарушенных личных неимущественных правомочий автора весьма специфичны. Защита осуществляется не только способами, указанными в ст. 12 ГК. Так, при нарушении права на защиту репутации автора произведения автор может потребовать восстановления нарушенного права. Так, если искажение было допущено в процессе издания, но до его распространения, то автор может потребовать внесения соответствующих изменений в тираж произведения. Если же этот тираж уже разошелся, то автор имеет право требовать соответствующей публикации о допущенном нарушении в печати или иным способом. При необходимости автор может требовать запрещения выпуска произведения в свет. Восстановление нарушенного права может также включать в себя внесения исправлений в произведение.

 Если было нарушено право на авторство или право на авторское имя, то автор может потребовать признания авторства. Такое признание может быть осуществлено с помощью специального сообщения в печати. В публикации о допущенном нарушении должно быть указано, где и когда было допущено нарушение и каким образом.

 В случае нарушения личных неимущественных прав автор также может потребовать признания прав и компенсации морального вреда. ЗОАП не содержит специальных норм посвященных компенсации морального вреда. Поэтому необходимо руководствоваться положениями ст. 150-152 ГК и 1099-1101

 На требования о защите личных неимущественных прав не распространяется исковая давность.

 Что касается имущественных прав, то речь идет о нарушении исключительного права на использование произведения. При этом следует иметь в виду, что право требовать защиты нарушенного права имеют не только авторы, но и другие правообладатели. Наиболее распространенными случаями являются: использование произведения без согласия автора или иного правообладателя и без уплаты авторского вознаграждения, отказ в выплате авторского вознаграждения, нарушения исключительных прав тех правообладателей, которым автор передал права на определенные виды использования.

 Согласно п. 2 ст. 50 Закона об авторском праве и смежных правах может быть наложен арест на контрафактные (то есть изготовленные с нарушением авторских прав) экземпляры до рассмотрения дела по существу.

 В ст. 48 Закона об авторском праве и смежных правах говорится о контрафакции, то есть самовольном и незаконным изготовлением и распространение экземпляров произведения без согласия правообладателя. Применяется также понятие пиратского произведения. Экземпляры произведения изготовленные в стране, где они перешли в сферу общественного достояния и ввезенные в РФ являются контрафактными, если в России авторское право на них продолжает действовать.

 В случае нарушения имущественных прав автор или иной обладатель исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере:

 от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения;

 в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав.

 Обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенные правонарушения в целом. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков.

 Авторы и исполнители в случае нарушения их личных неимущественных прав или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда.

 В этом случае правообладатели на произведение освобождаются от документального подтверждения размера своих убытков. Вместе с тем для определения размера компенсации может быть оценен приблизительный размер убытков. При этом размер компенсации не должен зависит от степени вины нарушителя и общественной значимости правонарушения. В данном случае ответственность наступает не за получение неправомерных доходов, а за нарушение исключительных прав, поэтому даже безвозмездное распространение контрафактных экземпляров произведений или фонограмм влечет ее наступление. Следует отметить, что на практике указанная компенсация широко применяется.

 Убытки правообладателя на произведение могут включать и упущенную выгоду, то есть те доходы, которые мог бы получить автор или иной правообладатель при правомерном использовании произведения. Однако в этом случае необходимо доказать сам факт наличия убытков и то обстоятельство, что убытки возникли в результате правонарушения и определить размер этих убытков

 Кроме того, помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения. Согласно ст. 49.1 ЗОАП контрафактные экземпляры произведений или фонограмм, а также материалы и оборудование, используемые для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, и иные орудия совершения правонарушения подлежат конфискации в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе.

 Обладатель исключительных прав выдвигая требования о возмещении убытков должен доказать факт наличия убытков, их размер, а также тот факт, что убытки были произведены действиями нарушителя.

 Следует отметить, что контрафакцию составляет и безвозмездное использование произведений, права на которые принадлежат другому лицу (отсутствие умысла не исключает самого факта правонарушения. Что касается пиратства, то оно характеризуется злонамеренностью действий нарушителя, особым масштабом незаконного использования произведений и как правило организованным характером таких правонарушений

 Возможны также правонарушения, при которых ущемляются не только неимущественные, но и имущественные права. Так, основным имущественным правом автора является право на получение вознаграждения. В случае невыплаты авторского вознаграждения автор имеет право на взыскание такого вознаграждения, т.е. на возмещение убытков, имеющих форму неполученных доходов. Произвести возмещение доходов обязано лицо, нарушившее права автора. Право на взыскание гонорара не зависит от вины лица, нарушившего это право.

 Следует различать несколько возможных случаев нарушения права на вознаграждение. Во-первых, это невыплата вознаграждения при заключенном договоре или при допустимости использования произведения без согласия автора, но с выплатой ему вознаграждения. Во-вторых, если произведение неправильно использовано без согласия автора. В этом случае размер вознаграждения должен определяться, исходя из размера вознаграждения, которое причиталось бы автору при правомерном использовании произведения.

 В настоящее время в России отсутствует какой-либо государственный орган, который комплексно занимался бы вопросами авторско-правовой охраны, хотя в определенной мере этим занимается Роспатент. Для борьбы с пиратами созданы такие организации как Московское бюро Международной Федерации фонографической промышленности (МФФП) и Российская Ассоциация борьбы с пиратством" аудиовизуальной продукции (РАПО), Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС). Борьба с нарушениями авторских и смежных прав приобретает особую актуальность в связи со вступление Росси в ВТО.

 Попытки бороться с контрафактной продукцией делаются не только на федеральном, но и местном уровне. Так, постановлением правительства Москвы от 19 января 1999 г. N 33 "О введении защитного знака на видео и аудиокассеты, компьютерные информационные носители" лазерные и компакт диски на государственное муниципальное унитарное предприятие "Информзащита" возложена функция по присвоению защитных идентификационных знаков на указанную продукцию а также проверка законности их выпуска.

 Особым образом регулируется охрана прав российских авторов при использовании созданных ими произведений за рубежом. Как уже отмечалось авторское право имеет территориальный принцип охраны. Это значит, что произведение российского автора, созданное и обнародованное на территории России, будет охраняться на территории другой страны только в том случае, если эта страна является участницей соответствующего международного соглашения. Охрана предоставляется в соответствии с нормами национального законодательства.

 Следует отметить, что некоторые страны предоставляют правовую охрану независимо от того, является ли автор гражданином страны-участницы международных соглашений (иногда действует принцип взаимности: одно государство охраняет произведения авторов другого государства, если последнее предоставляло охрану авторов-граждан этого государства).

 

Глава 7. Смежные права

 

 § 1. Понятие смежных прав

 

 Смежными правами называются права близкие к авторскому праву (отсюда и название) и производные от них, однако полностью не совпадающие с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права.

 Смежные права неразрывно связаны с авторскими правами, однако последние могут существовать независимо от смежных прав. Так, автор исполняемого произведения может быть неизвестен, либо произведение может вообще не охраняться авторским правом (например, срок охраны может истечь, исполнятся будет произведение фольклора либо речь идет о записи звуков природы, пения птиц и т.д. Вместе с тем смежные права существуют по общему правилу только тогда когда есть произведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в передачу организации эфирного м кабельного вещания.).

 Необходимость правовой охраны смежных прав обусловлена в первую очередь развитием технических возможностей воспроизведения и распространения произведений, позволяющих коммерчески эксплуатировать исполнение произведений, фонограммы музыкальных записей и т.д.

 Появление новых технических средств воспроизведения звуко- и видеозаписи, радио и телевещания поставило вопрос о необходимости решения проблемы охраны прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм, радио и телевещательных организаций. До начала 20-го века выступление актера или иного исполнителя могло только остаться в памяти у зрителя, поскольку его нельзя было зафиксировать. Однако, начиная с 30-х годов возможности контакта исполнителя со зрителями и слушателями существенно увеличились. Фонограмма позволяла записать звук его голоса, кино - воспроизвести изображение. После выплаты одноразового вознаграждения исполнителю можно было многократно использовать запись в интересах третьих лиц без дополнительной оплаты.

 После того, как возможность репродуцирования произведения перестала быть связанной с повторением всего процесса производства и стало возможным изготовлять высококачественные копии с существующих записей, возникла необходимость в особой охране интересов субъектов смежных прав. Следовало также учитывать то обстоятельство, что талантливое исполнение того или иного произведения в значительной мере определяло его коммерческий успех и поэтому исполнители произведений уже давно ставили вопрос о защите своих имущественных прав.

 При этом развитие воспроизводящей техники привело к широкому распространению пиратства, когда звукозаписывающие студии, затратив огромные средства на первую запись, несли огромные убытки в результате незаконного воспроизведения этих записей. При этом следует учитывать то обстоятельство, что в настоящее время технические возможности звуко- и видеозаписывающей техники достаточно велики и не составляет труда делать высококачественные копии с уже имеющихся первых видео и звукозаписей. Техника воспроизведения исполнения усовершенствовалась от механической записи в виде грампластинок к аналоговой записи на магнитных носителях, а впоследствии к цифровой записи.

 Основное назначение смежных прав состоит в том, что использование третьими лицами фонограмм, радио и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителя требует согласия соответствующих правообладателей.

 Большинство случаев такого рода незаконного использования выходило за рамки национальных границ и поэтому встал вопрос о создании международной системы охраны смежных прав. В результате в 1961 г. в Риме была заключена Конвенция по охране прав интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (до настоящего времени Россия к ней не присоединилась). Указанная конвенция базируется на принципе национального режима с гарантированием обязательного минимума охраны. (например, право исполнителей на санкционирование использования результатов их творчества при всех способах их воспроизведения, распространения и фиксации).

 В 1971 г. была заключена Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Россия присоединилась к указанной Конвенции с 13 марта 1995 г.). Указанная конвенция в определенной степени развивает положения Римской конвенции, которая недостаточно полно регулировала вопросы прав производителей фонограмм.

 Субъектом прав, которые предоставляет Конвенция об охране производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм является производитель фонограмм - физическое или юридическое лицо, которое первым сделало запись звуков на фонограмме.

 Конвенция определяет фонограмму как любую исключительную запись звуков (ст. 1 (а)). Она не имеет обратной силы и поэтому не распространяется на фонограммы, которые были сделаны на территории данного государства до вступления в силу данной конвенции на территории этого государства.

 Конвенция отказалась от принципа национального режима, а применяется право государства, гражданином которого является изготовитель фонограммы.

 Россия является также членом Брюссельской конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г. Страны участницы конвенции приняли на себя обязательство принять меры по предотвращению на своей или со своей территории любого несущего программы сигнала любым распространяющим органом, для которого сигнал, переданный на спутник или проходящий через него не предназначается. При этом страны участницы сами выбирают способы исполнения указанного обязательства.

 Брюссельская конвенция одновременно представляет интересы авторов, артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций в процессе распространения сигналов через спутники. В конвенции не содержится специальных правил по предупреждению актов интеллектуального пиратства: решение этого вопроса оставлено на усмотрение стран-участниц. Указанная конвенция открыта для всех стран - членов ООН.

 Эта конвенция практически не содержит норм материального характера, а только обязывает стран-участниц принять адекватные меры, обеспечивающие как на законодательном, так и правоприменительном уровнях охрану интересов производителей фонограмм от производства копий фонограмм без согласия производителя, от ввоза таких копий из-за границы и от их распространения среди публики. Специфической особенностью Конвенции является отказ от принципа национального режима.

 В 1996 г. В Женеве был заключен Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Этот договор открыт для присоединения только государствам-членам ВОИС. Он не затрагивает права авторов произведений и распространяется только на исполнителей и производителей фонограмм.

 В соответствии с указанным договором исполнители наделяются исключительными правами в отношении своих исполнений: запрещать или разрешать эфирное вещание и сообщение для всеобщего сведения незаписанных исполнений, запись своих незаписанных исполнений, прямое или косвенное воспроизведение своих исполнений, записанных на фонограммы, доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих фонограмм посредством продажи или иной передачи права собственности и др.

 Производители фонограмм пользуются исключительным правом разрешать прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм любым способом и в любой форме, доведение до всеобщего сведения оригинала и экземпляров своих фонограмм посредством продажи или иной передачи права собственности, а также по проводам или средствам беспроволочной связи, коммерческий прокат оригинала и экземпляров своей фонограммы для публики даже после их распространения, осуществленного производителем или по его разрешению.

 Впервые понятие "смежные права" появилось в СССР в Основах гражданского законодательства 1991 г. Так, в СССР творческая деятельность артистов исполнителей регулировалась нормами трудового права и ее результаты не являлись объектом авторского права В России до принятия ч. 3 ГК РФ правовая охрана смежных прав регулировалась разделом 3 "Смежные права" закона "Об авторском праве и смежных правах".

 Указанный закон предоставил охрану исполнениям, срок охраны на которые не истек к 1 января 1993 г. Постановление ВС РФ от 9 июля 1993 г. N 5352-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" не установило переходных положений о применимом законодательстве к объектам, не являющимися охраноспособными до введения в действие Закона об авторском праве и смежных правах, кроме теле и радиопередач.

 Определенные попытки регулирования вопросов охраны смежных прав делаются и на региональном уровне. Так, согласно распоряжению мэра Москвы от 23 марта 1998 г. N 265 РМ "О новом порядке реализации видео и аудиокассет, компьютерных информационных носителей, лазерных и компакт-дисков в г. Москве *(19) и постановления Правительства Москвы от 19 января 1999 г. N 33 "О введении защитного идентификационного знака на видео и аудиокассеты, компьютерные информационные носители, лазерные и компакт диски *(20) создан специальный орган "Мосинформконтроль". В функции указанного органа входит депонирование объектов смежных прав, что в свою очередь затрудняет их неправомерное использование

 Смежные права можно подразделить на три самостоятельные категории:

 права исполнителей;

 права производителей фонограмм;

 права организаций эфирного и кабельного вещания.

 У них разные объекты и субъекты, различаются они также по объему и содержанию сами права. Общим у них является то, что они производны от авторских прав.

 Очевидно с учетом этого обстоятельства к ответственности за нарушение смежных прав соответственно применяются правила ГК РФ об ответственности за нарушение авторских прав.

 Смежные права могут переходить другим лицам по договорам, в порядке правопреемства другим лицам

 

 § 2. Объекты и субъекты смежных прав

 

 Объектами смежных прав являются:

 - объекты прав исполнителей - результаты исполнительской деятельности артистов исполнителей, режиссеров-постановщиков спектаклей и иных театрально-зрелищных представлений, дирижеров, если эти результаты выражаются в форме, допускающей их распространение с помощью технических средств, в том числе с помощью звукозаписи или видеозаписи, путем трансляции по радио или телевидению;

 - объекты прав производителей фонограмм на запись - звукозаписи и видеозаписи со звуком и без звука;

 - объекты прав организаций эфирного и кабельного вещания - передача в эфир или передача по кабелю радио- и телевизионных сигналов, посредством которых радио- или телевизионные программы доводятся до неопределенного круга лиц.

 Таким образом, объектами исполнительских прав являются исполнения как таковые, к которым относятся представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца либо в непосредственном контакте с аудиторией либо с помощью технических средств (теле и радио вещания, кабельного телевидения и т.д. Исполнением признается также показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения). Одной из форм исполнения можно рассматривать постановку (п. 1 ст. 37 Закона об авторском праве и смежных правах).

 Объектами смежных прав являются также звукозаписи и видеозаписи, как со звуком, так и без звука, которые получили общее название "записи". Следует отметить, что сам термин не соответствует общепринятому в международной практике термину "фонограмма".

 В широком смысле под фонограммой понимается любая запись звуков, тогда как в узком смысле - это фиксация вокального или инструментального музыкального исполнения

 Объектами смежных прав организаций эфирного и кабельного вещания является передача как набор звуковых и изобразительных сигналов, посылаемых через эфир или по кабелю созданная самой организацией или по ее заказу за счет другой организаций. Передача как объект смежных прав предполагает определенные творческие усилия со стороны ее создателей, которые требуют предоставления смежных прав. Иногда в понятие передачи входит и кодированный сигнал, который может приниматься пользователем только при наличии специального устройства (например, НТВ плюс).

 По своей правовой природе право на объекты смежных прав является исключительным. Это значит, что право на использование объектов смежных прав принадлежит указанным в законе лицам (за отдельными изъятиями).

 Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется регистрации их объекта или соблюдения каких-либо иных формальностей.

 Однако в соответствии с п. 4 ст. 36 Закона об авторском праве и смежных правах создатель смежных прав для оповещения третьих лиц о своих правах и предотвращения их нарушения вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и/или на каждом содержащем ее футляре. В качестве такого знака принят предусмотренный Римской конвенцией знак охраны, состоящий из трех элементов:

 - латинской буквы "Р" в окружности;

 - имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;

 - года первого опубликования фонограммы.

 Отсутствие знака охраны не лишает обладателя смежного права возможности его защиты, однако в ряде случаев затрудняет процесс доказывания при его нарушении. Кроме того, в тех случаях, когда одно из государств-участников Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29.10.1971 г. (Россия присоединилась к Конвенции с 13.03.1995) в соответствии с национальным законодательством требует выполнения формальностей в качестве условий, при которых обеспечивается охрана интересов производителей фонограмм, эти формальности считаются выполненными, если все разрешенные копии фонограммы, распространенные среди публики или их упаковки имеют специальную надпись в виде символа - латинской буквы "Р" в окружности с указанием года первого издания, проставленную так, чтобы было отчетливо видно, что данная фонограмма находится под охраной: если копия или упаковка не устанавливают производителя, его правопреемника или обладателя лицензии путем упоминания его фамилии, марки или другого соответствующего обозначения, то надпись должна также включать фамилию производителя, его правопреемника или обладателя исключительной лицензии (п. 5 Конвенции).

 Законодательством о смежных правах не предусмотрено право проставлять знак охраны смежных прав ни в титрах передач (программ) телекомпаний и студий кабельного телевидения, которые являются объектам смежных прав, ни на видеоносителях с записью таких передач. Поэтому когда в титрах проставляют только знак охраны авторских прав (копирайт), это не меняет сущности правового режим таких программ.

 

 § 3. Субъекты смежных прав

 

 Закон четко выделяет категории субъектов смежных прав. К ним относятся исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания.

 

Исполнители

 

 В соответствии со ст. 4 Закона об авторском праве и смежных правах исполнителями являются актеры, певцы, музыканты, танцоры или иные лица, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальном инструменте или иным образом исполняют произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер - постановщик спектакля и дирижер.

 Следует отметить, что включение законодателем режиссера театральной постановки в число исполнителей вызывает некоторые сомнения. Представляется, что его деятельность является достаточно творческой, поэтому можно было бы говорить об охране авторским правом осуществляемой им деятельности. Тем более, что режиссеры аудиовизуальных произведений рассматривается в качестве авторов этих произведений. Нередки случаи, когда театральные спектакли снимаются на пленку, в результате чего они автоматически становятся аудиовизуальными произведениями и соответственно режиссеры этих спектаклей - субъектами авторского права.

 Действующее законодательство не предоставляет театральному режиссеру права разрешать или запрещать постановку спектакля. Это вряд ли можно считать правильным. Постановка представляет собой определенное сценическое решение произведения, которое включает хореографию, музыкальное сопровождение, оформление декораций, костюмы и т.д. и может быть определенным образом записано. Таким образом, театральная постановка может быть воспроизведена другими лицами.

 В качестве исполнителей могут выступать только физические лица. При этом закон не устанавливает каких-либо ограничений относительно возраста и дееспособности исполнителя. Вместе с тем действующее гражданское законодательство не регламентирует юридические взаимоотношения несовершеннолетних исполнителей по поводу осуществленных ими исполнений с пользователями.

 Во многих случаях исполнение осуществляется не единоличным исполнителем, а коллективом исполнителей (оркестром, танцевальной труппой и т.д.). Юридического определения коллектива не существует, что создает определенные сложности на практике. Так, непонятно, можно ли считать коллективом дуэт исполнителей. Следует иметь в виду, что указанным выше постановлением Правительства РФ "О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнений" помимо коллектива выделяется также понятие ансамбля, под которым понимается небольшой состав исполнителей (до 16 человек) и в котором все исполнители равноправны. В то же время закон не устанавливает количественного ограничения коллектива исполнителей.

 Возможны ситуации, когда в уже сложившиеся коллективы исполнителей приглашают солистов со стороны для одного или нескольких исполнений. Такие солисты должны иметь равные права в отношении исполнений, созданных с их участием по сравнению с другими членами коллектива.

 Трудовой кодекс допускает с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя *(21)) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с учащимся, достигшим 14 лет для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения (ч. 3 ст. 63 ТК). Согласно ч. 4 указанной статьи в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, усыновителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении произведения без ущерба здоровью и нравственному развитию. Таким образом, трудовое законодательство не устанавливает нижнего предела для заключения договора (на практике нередки случаи, когда исполнителями выступают дети 5-6 лет). Тем не менее, трудовые договоры все равно должны заключаться с самими несовершеннолетними, а родители (опекуны, усыновители) и органы опеки и попечительства только дают согласие на заключение договора.

 

Производители фонограмм

 

 Субъектом смежных прав на записи (фонограммы) является изготовитель записи, которым признается юридическое лицо или гражданин, взявший на себя инициативу и соответствующие обязанности по изготовлению с помощью технических средств звукозаписи и/или видеозаписи со звуком или без звука. При отсутствии доказательств иного изготовителем записи признается юридическое лицо или гражданин, наименование, имя или коммерческое обозначение которого указано обычным образом на экземпляре записи и/или его упаковке. Следует отметить, что Закон об авторском праве и смежных правах использует такие термины как "изготовитель фонограмм", так и "производитель фонограмм". Таким образом, лицо, которое ограничилось инвестированием средств в производство фонограммы по общему правилу не может считаться ее производителем, если договором не установлено иное.

 При этом следует подчеркнуть, что производителями (изготовителями фонограмм) являются физические или юридические лица, которые осуществили или заказали первую звуковую запись какого-либо материала. В этом смысле их следует отличать от тех лиц, которые просто изготовили копию звуковой записи.

 Организациями эфирного и кабельного вещания являются радио и телевизионные станции, которые осуществляют трансляцию передач по воздуху или по проводам.

 Организацией эфирного и кабельного вещания признается юридическое лицо, осуществляющее в качестве своей основной деятельности передачу в эфир или по кабелю радио- или телевизионных сигналов, посредством которых радио- или телевизионные программы доводятся до неопределенного круга лиц (далее - передача радио- или телевизионных сигналов). Это могут быть государственные или частные организации, которые не только используют охраняемые авторским правом произведения, но и являются субъектами смежных прав на созданные ими передачи. Следует отметить, что сами по себе передачи в отрыве от произведений, звукозаписей и исполнений, в них содержащихся, не являются результатом творческого труда. Тем не менее законодатель решил распространить на организации их создающие законодательство о смежных правах.

 В соответствии со ст. 35 Закона об авторском праве и смежных правах права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней, если организация имеет официальное местонахождение на территории Российской Федерации и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории Российской Федерации.

 

 § 4. Исключительные права субъектов смежных прав

 

 Субъектам смежных прав принадлежат как имущественные, так и личные неимущественные права. Так, исполнители имеют следующие неимущественные права:

 - право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах записи исполнения, при трансляции в эфир или по кабелю и при воспроизведении записи исполнения.

 - право на защиту исполнения или постановки от искажения при его трансляции в эфир или по кабелю, при записи и воспроизведении записи (право на защиту исполнения от искажения).

 К числу исключительных имущественных прав исполнителя относится исключительное право на результат исполнения, под которым понимается исключительное право на использование результата исполнения следующими способами, предусмотренными п. 2 ст. 37 Закона об авторском праве и смежных правах:

 - передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по кабелю исполнения или постановки, если используемые для такой передачи исполнение или постановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с помощью записи (трансляция исполнения в эфир или по кабелю);

 - запись ранее не записанного исполнения или постановки;

 - воспроизведение записи исполнения или постановки;

 - передачу в эфир или по кабелю записи исполнения или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей;

 - сдача в прокат опубликованных в коммерческих целях фонограмм, на которых записаны исполнение или постановка с участием исполнителя. Это право при заключении договора на запись исполнения или постановки на фонограмму переходит к производителю фонограммы; при этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы.

 Право на передачу (трансляцию) исполнения в эфир или по кабелю может быть реализовано, если используемое для такой передачи исполнение не было ранее передано в эфир какой-либо телекомпанией и передача в эфир или по кабелю не осуществляется с использованием записи. Другими словами речь идет о передаче в эфир или по кабелю в прямой трансляции первого живого исполнения, осуществляемого артистом-исполнителем на каком-либо концерте или в шоу. В данном случае телекомпания еще до начала передачи обязана заключить с артистом-исполнителем или организацией, управляющей его имущественными правами договор, предоставляющей ей указанное право. При этом следует иметь в виду, что участие исполнителя в создании аудиовизуального произведения предполагает, что все его имущественные права переходят к изготовителю данного произведения.

 Право на передачу в эфир или по кабелю записи исполнения реализуется в зависимости от того, производилась ли она для коммерческих целей или нет. В последнем случае при последующем коммерческом использовании необходимо получение согласие артиста исполнителя.

 Говоря об исключительном праве на запись исполнения, следует учитывать следующее. Под записью исполнения понимается фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их многократное восприятие, воспроизведение или сообщение (абзац 7 ст. 4 Закона об авторском праве и смежных правах). В данном случае речь идет о первой записи исполнения, которое до записи могло неоднократно передаваться в эфир в живом исполнении или сообщаться для всеобщего сведения по кабелю, но без фиксации исполнения на соответствующем носителе. Другими словами исполнитель не имеет право на перезапись

 Под воспроизведением записи исполнения следует понимать изготовление одного или более экземпляров звукозаписи исполнения на любом материальном носителе (показ записи в кино, по телевидению, вывод записи на экран телевизора или компьютера не может рассматриваться как воспроизведение). Исключительное право исполнителя воспроизводить запись исполнения или постановки согласно п. 3 ст. 37 Закона об авторском праве и смежных правах не распространяется на случаи, когда:

 первоначальная запись исполнения или постановка была произведена с согласия исполнителя. Имеются в виду случаи, когда артист исполнитель, дав согласие на запись исполнения для определенных целей (например, для передачи записи в эфир) уже передал такое право другому лицу и получил за это соответствующее вознаграждение. Поэтому для воспроизведения такой записи для тех же целей получать согласие артиста исполнителя необходимости нет. Если же запись исполнения предполагается использовать для других целей (например, для использования на видеокассетах), то согласие получать нужно. Если же запись исполнения была произведена без согласия исполнителя (например, в учебных целях), то право на воспроизведение сохраняется за артистом исполнителем;

 воспроизведение исполнения или постановки осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения или постановки.

 Право на сдачу в прокат опубликованной в коммерческих целях фонограммы, на которой записано исполнение с участием артиста-исполнителя при заключении договора на запись исполнения на фонограмму автоматически переходит к производителю фонограммы. При этом артист исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы (размер гонорара определяется в договоре на запись исполнения).

 Закон особо подчеркивает, что, с одной стороны, исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений, а с другой, права исполнителя действуют независимо от действия авторских прав на исполняемое произведение.

 Права исполнителей охраняются если исполнитель является гражданином Российской Федерации, если исполнение или постановка имели место на территории РФ, если исполнение или постановка записаны на фонограмму, охраняемую в соответствии с п. 2 ст. 35 Закона об авторском праве и смежных правах, если исполнение или постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, охраняемую в соответствии с п. 3 ст. 35 Закона об авторском праве и смежных правах.

 Любое исключительное право исполнителя может перейти по договору другим лицам. Различают исполнительский договор о передаче исключительного права и договор о предоставлении другой стороне права использовать этот результат в установленных договором пределах. Такие договоры могут заключать любые лица.

 Исполнительские договоры о передаче исключительного права на результат исполнения и исполнительские договоры о передаче неисключительного права могут заключаться с исполнителем отдельно от договора, на основе которого осуществляется использование охраняемого авторским правом произведения, а могут быть частью последнего договора. По таким договорам исполнители передают право на использование исполнения или постановки в обусловленной форме, а пользователь уплачивает исполнителю вознаграждение за каждый вид использования (п. 1 ст. 37 Закона об авторском праве и смежных правах). Следует учитывать, что Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 614 *(22) установлены минимальные ставки вознаграждения исполнителям. В отличие от авторских прав права исполнителей при передаче другим лицам не ограничиваются какими-либо условиями (например, максимальным сроком передачи). Таким образом, возможна полная передача прав исполнителей.

 Исключительное право исполнителя на результат исполнения действует в течение пятидесяти лет, считая с первого дня года, следующего за годом, в котором имело место публичное исполнение (постановка), либо запись исполнения, либо первая передача исполнения в эфир или по кабелю.

 Права на результат совместного исполнения принадлежат совместно всем членам коллектива, однако осуществляются эти права по общему правилу руководителем коллектива исполнителей, хотя соглашением между исполнителями может быть предусмотрено иное.

 Для осуществления указанных прав руководитель коллектива должен заключить письменный договор с пользователем. Следует отметить, что на практике иногда используются такие понятия как антрепренер, импресарио, коммерческий директор и др., функции которых могут совпадать с функциями руководителя коллектива (если последний не занимается творческими вопросами, а выполняет только организационные функции). Взаимоотношения указанных лиц с исполнителями должны регулироваться нормами агентского договора. Таким образом, нормы о смежных правах применимы только к тем руководителям коллективов, которые выполняют творческие функции.

 Вознаграждение за использование исполнения распределяется между членами коллектива исполнителей в порядке, установленном Законом об авторском праве и смежных правах, если соглашением между исполнителями не предусмотрено иное.

 Результаты исполнения могут создаваться в порядке выполнения служебного задания. К таким результатам применяются положения Закона об авторском праве и смежных правах, регулирующей правовой режим произведений, охраняемых авторским правом, которые были созданы в порядке выполнения служебного задания.

 Исполнители и другие правообладатели могут в соответствии с законами о смежных правах создавать некоммерческие организации, на которые возлагается управление правами исполнителей на основании полномочий, предоставляемых им правообладателями.

 В качестве примера можно назвать Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), Российское общество по смежным правам (РОСП), Российская фонографическая ассоциация (РФА).

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!