Гармония и ритмы в архитектуре



Аристотель в "Трактате о душе" писал, что, говоря о гармонии, мы имеем в виду два ее значения: во-первых, гармония в собственном смысле есть сочетание величин, которым свойственно движение и положение, когда они так прилажены друг к другу, что больше уже не могут принять в себя ничего однородного; во-вторых, гармония есть соотношение частей, составляющих смесь.

В мифологии Гармония - дочь Ареса и Афродиты - символизирует порядок, который проявляется через притяжение и отталкивание. Движение всегда налицо.

В своем философском значении гармония означает отношение и порядок, органическое единство множества, где части и целое работают на общий результат. В музыке гармония означает эстетический эффект, производимый услышанными и согласованными между собой звуками, это наука использования аккордов, это, так же как и в архитектуре, всегда соответствие, согласие, аккорд. История гармонии, начиная с зарождения философской мысли, всегда связана с общей проблемой космического порядка.

Пифагорейцы понимали взаимосвязь, существующую между звуками шкалы и длиной струны лиры, и не усомнились применить концепцию гармонии на всю Вселенную, макрокосмос и микрокосмос. Гармония есть, таким образом, "координационный узел среди разных и противоположных вещей". Вся Вселенная подчинена математической системе. Вспомните гармонию сфер Платона, в которой произведения искусства занимают свое место. Для Платона гармония Вселенной проявляет свое божественное происхождение: гармония между различными элементами космоса является подражанием прообразам, существующим в божественном мире.

Влияние этой концепции на искусство очевидно: канон Поликлета пытается уловить красоту посредством поиска системы пропорций (безотносительно к модулю).

x = у/4, а не х = 1, у = 4.

Эти идеи сильно повлияли на авторов трактатов Ренессанса.

Эти концепции присутствуют в средневековье. Для Боэция эстетика основывается на гармонии музыкальных пропорций.

Фома Аквинский конкретизирует эти идеи, показывая, что красота подразумевает гармонию, целостность и ясность. Душа радуется красоте, потому что сущность вещей пропорциональна гармонии человека (душа - плоть). Порядок творения подразумевает существование гармонии, установленной между субъектом и объектом; душа погружена в мир гармоний, составляющий ее эстетическое наслаждение. Гармония представляет, таким образом, соответствие качеств, пропорцию в субстанциях и общность в социальных сознаниях. То же происходит в архитектуре. Пропорции собора в Сантьяго соразмеряются с человеческой фигурой, а не с "метрами". Эта связь обязательна для достижения красоты.

Согласно К. Отеро, в музыке гармония есть "искусство и наука образования аккордов и порядок их последовательности". Аккордом называют результат одновременной передачи трех или более звуков различной тональности. Аккорд требует наличия интервалов, воспринимаемых как акустические расстояния, существующие между различными звуками, составляющими его, и его самой низкой нотой. Созвучие и несозвучие зависят от того, воспринимаются ли звуки вместе или раздельно, цельными или неустойчивыми. Так представляются различные пути для создания произведения искусства: пути классические или экспрессионистские; Рафаэль или Мунк.

В течение веков в музыке применялся чисто мелодический строй. В конце IX в. появились элементарные формы звукового наслоения, полифония появляется в XII в. и закладывает основы развития музыки. Что-то аналогичное происходит с архитектурой: приемы наслоения, появившись в романской архитектуре, развиваются в готике. Контрапункт - техника музыкальной композиции, основанной на наслоении и одновременном развитии двух или более мелодичных линий, гармонично скоординированных между собой.

Начиная с XVII в. полифоническая фактура, созданная контрапунктом, уступает место новой концепции - сопровождаемой мелодии. Генерал-бас (сопровождение), "на чьих нотах основываются каждые из аккордов, которые должны поддержать голоса или инструменты", показывает свои выразительные возможности. Пропорции, ритм, являющийся результатом использования элементов (инструмента), дают место огромному богатству архитектурных форм. Так появляется модуляция - движение от одного тона к другому, от одного архитектурного элемента к другому, например к массивному и пустотелому, и каденция - знаки пунктуации, расстояние между двумя или более аккордами, которые ритмуют пространственное течение. Архитектура палаццо Спадда может служить примером правильного использования ритмов и каденции, элементов и пунктуации, обогащенных выразительным значением формы.

В последние годы новые музыкальные тенденции (сюрреализм, конкретная музыка, электронная музыка и т.д.) пытаются выразить экспрессивные эстетические идеалы, не прибегая к гармонии. В архитектуре Р. Вентури предлагает сложность и противопоставление как симптомы жизни в противовес классицизму Мис ван дер Роэ или Ле Корбюзье. Открываются новые пути, пока как эксперимент, которые могут указать направления новых концепций.

Проводя параллель с музыкой, мы видим, что ритм в архитектуре опирается на пропорции, но превосходит их. Пропорция работает на связи между произведением, архитектурным творчеством и "зародышевой идеей" художника, в то время как ритм, который предполагает движение, вселяет жизнь. Гармония, ритм и пропорция, которые являются основами архитектурной концепции, не могут отделиться от нашей сегодняшней жизни, от "архитектурного творчества" и от "потребителя".

"Первичная материя" ритма

Как и звуки в музыке, элементы массы в архитектурной форме имеют особое резонансное значение и "особое звучание" в соответствии со своей геометрической конфигурацией (колонна и столб "звучат" различно, имеют различное выражение). Когда эти элементы, преодолевая хаос, организуются, возникает звучащий мир, исполненный смысла, который говорит нам больше, чем простое наличие элементов.

Кажется правильным греческий тезис о сходстве, существующем между музыкой и архитектурой благодаря пропорциям, но необходимо развить его дальше, расширяя концепцию пропорций.

Следуя за мыслью Пифагора (569-470 гг. до п. э.) и Галилея (1563-1642), которые открыли связь звучания с частотой (количество вибраций в секунду), мы можем видеть различие в значении элементов, связанных между собой местоположением и интервалами. Каждая форма, каждый цвет имеют свое собственное звучание, которое соответствует звуку определенного музыкального инструмента. Так же как звук возникает в зависимости от частоты гармоний инструмента, каждый элемент формы (и пространства) воздействует на нас по-разному. Посредством подобий и контрастов мы можем организовать ансамбли с большим богатством, подобно тому, как это происходит в музыке.

Но это воздействие не объясняется только этими свойствами. Интенсивность - сила - является также фактором существенного значения (центральные или боковые колонны в Прадо). Она обладает большой широтой выразительности, потому что контрасты интенсивности модулируют и придают характер форме.

Но этого недостаточно. Кроме "звука" и "интенсивности" необходимо иметь в виду "длительность" звучания. Этот фактор всегда связан со звуком и интенсивностью: от длительности зависит присутствие ритма, основного и существенного элемента архитектурной выразительности.

Любая форма определенного размера в определенном месте имеет определенный выразительный смысл, имеет конкретный "цвет", особый характер. Сочетая формы, их значение можно усилить путем изменения продолжительности их присутствия в сознании потребителя (вспомните К. Зубири и его интерпретацию времени как "длительность").

В то время как в музыке "интуитивное", "врожденное" позволяем отличить различное происхождение звуков, в архитектуре эта проблема более сложная. Так же как в музыке, необходимо отобрать из беспорядочного мира форм те "основные", "элементарные" формы, которые облегчат понимание последовательности ее организации, чтобы каждый мог постигать форму сообразно своему характеру, своему темпераменту, своему "слуху".

Мы не сможем говорить об архитектуре до тех пор, пока эти аспекты не будут подвластны человеку, не будут структурированы, не будут связаны и организованы с определенным смыслом. Этот смысл, как и в музыке, возможно, будет понят осознанно лишь небольшой группой и неосознанно остальными.

Это еще один аспект, который ведет нас к определению различия между строительством и архитектурой. Организация элементов и их отношений с целью достичь единства формы (структуры), соответствующего определенным идеям, воплощаемым в конкретных образах, а так же определенной культуре, является предметом нашего изучения.

Поэтому постараемся вскрыть причины появления определенных ритмических образований. Древний человек заметил, как определенная напевная мелодия, чуть нашептанная, усыпляет чувства, и убедился, что повторение определенного звучания с определенным ритмом побуждает его к войне. Все эти наблюдения накапливаются в неторопливом опыте веков. Так обогащается смысл "спокойного" или "возбуждающего", стимулируется чувство "единства" или "силы", "спокойствия" или "движения". В архитектуре происходит то же самое.

Если вдуматься, то увидим, что недостаточно иметь данные, необходимо личное размышление, и именно таким путем осуществлять изменение целей. Происходит переход от "практичного" к "символичному", от "делать полезное" до "влиять на потребителя". Факт огромной важности: помимо полезного, практичного появляется росток, который влияет на психику потребителя, росток, который со временем приобретает большое значение. "То, что было практично и функционально, сейчас еще впечатляет". Необходимо изучить возможности, которыми обладают ритмы, чтобы "аффектировать потребителя". Размышляя, мы видим, что это влияние зависит не только от их формальной организации, но также от культурной среды, в которой живет потребитель, - от ее времени, ее места, ее символических аспектов. Может случиться так, например, в монументальной архитектуре, что значения-символы полностью подменяют значения полезного и, эффективно воздействуя на человека, приобретают особый смысл. То, что было хаотичным, становится гомогенным; то, что было разрозненным, приобретает целостное значение. Это аналогично тому, как повторение преобразуется в ритм. Значение предыдущего и последующего становится единым и приобретает особый резонанс; впечатление, которое производят на нас отдельные элементы, элементарные формы, интериоризируется, и мы сохраняем ощущение целого.

Таким образом, появился ритм, выражающий чувства. Необходимо исследовать пластические возможности ритма, и поэтому мы не ограничимся концепцией греков (Платон и гармония сфер), а посредством разума и интуиции, дополняя картину нашего "познания" перспективами, которые нам открывает воображение, изучим возможные приемы организации архитектурных ритмов.

Резюмируем фундаментальные положения.

Мы понимаем ритм как качественное деление времени. Он отличается от метра (мера) тем, что метр производит деление времени в основном количественным способом, в то время как ритм определяет звучание (каждую форму) в течение его передачи во времени. Метр есть схема мер, в то время как ритм в одно и то же время есть и индивидуальная сущность (А-в-А-в-А-в), и морфологическое единство (АвАвАв).

Ритм может собирать или разрушать метрические единства в соответствии со своей динамикой. Таким образом, одинаковые метры, симметричные или асимметричные, могут дать место различным ритмам. Есть ритм "элементов" и ритм "целого", потому что в принципе всякое ритмическое движение состоит из "сильных частей" и "слабых частей" (ударения, каденции), которые выражаются одинаково как между двумя последовательными нотами, так и между двумя частями, более растянутыми внутри данной музыкальной формы.


Дата добавления: 2019-08-30; просмотров: 207; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!