Немецкая классическая философия



ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.

 

Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

Проблема формирования человеческого общества в современной науке. Многообразие форм отношения человека к миру.

Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Роль мировоззрения в обществе. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Философская сущность мировоззрения.

Природа философского знания. Основные философские парадигмы и философские методы. Предмет философии.

Философия в системе культуры. Функции философии. Связь философии с современной наукой.

 

 

ЧАСТЬ II. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ.

 

Философские идеи древней Греции.

Социально-культурная среда античного общества.

Ранние философские школы античности.

Космоцентризм античной философии. Натурфилософия. Основные школы ранней античности.

Философия Сократа.

Философские идеи Платона и Аристотеля.

 

Средневековая западная философия и философия эпохи Возрождения.

Социально-исторический контекст средневековой европейской философии, ее периодизация. Патристика. Учение Аврелия Августина. Схоластика как форма рационального познания.

Теоцентризм средневековья. Соотношения веры и разума. Проблемы бытия в схоластике. Отождествления Бога с Бытием. Способы постижения Бытия и доказательства бытия Бога.

Борьба номинализма и реализма: дискуссия об универсалиях. Спор о границах рационального познания. Соотношение теологии и философии. Свобода воли в схоластике.

Антропоцентризм философии Возрождения. Характерные черты эпохи и их отражение в философии. Становление гуманизм. Натурфилософия Ренессанса.

Новоевропейская философия

Философия эпохи Возрождения

Понятие "культура Возрождения". Использование античного духовного наследия гуманистами Возрождения. Николай из Кузы. (1401-1464 гг.). Пантеизм и решение им проблемы отношения Бога к миру. Космологические взгляды. Решение вопросов теории познания. Николай Коперник. (1473-1543 гг.). "Об обращении небесных орбит" (1543 г.). Влияние античного атомизма на миропонимание Коперника. Джордано Бруно. (1548-1600 гг.). Пантеистический характер его мировоззрения. Учение о мире и его началах.

Естественнонаучное направление в философии эпохи Возрождения и его отличие от натурфилософии. Галилео Галилей (1564-1642 гг.) - крупный ученый периода конца эпохи Возрождения.

Западно-Европейская философия ХVII-XVIII вв.

Фрэнсис Бэкон. (1561-1626 гг.). Общественный идеал Бэкона в его сочинении "Новая Атлантида". Критика Бэконом схоластической учености. Учение Бэкона о заблуждениях человеческого ума (идолах), место этого учения в системе его философских воззрений. Цель знания по Бэкону. Его отношение к учению о "двух истинах". Задача "великого восстановления наук". Учение Бэкона о соотношении теории и практики.

Рене Декарт. (1596-1650 гг.). Критика Декартом схоластики и определение им новых задач философии. Учение о сомнении и его преодолении как введение в теорию познания и метафизику Декарта. Проблема достоверного знания и основные правила рационалистического метода. Дуализм Декарта.

Томас Гоббс (1588-1679 гг.) о предмете философии. Сенсуалистическая основа теории познания Гоббса и его номинализм. Социологическая концепция Гоббса. Гоббс о человеческой природе и проблеме свободы. Его учение о "естественном" и "гражданском" состоянии. Теория "общественного договора" и происхождения государства.

Философский монизм и пантеизм Бенедикта Спиноза (1632-1677 гг.). Субстанция как причина самой себя. Готфрид Лейбниц. (1646-1716 гг.). Философская эволюция Лейбница. Метафизика и диалектика в философии Лейбница. Монадология. Рационализм и онтологизация законов формальной логики. Учение об иерархии душ и концепция предустановленной гармонии. Теодицея.

Джон Локк. (1632-1704 гг.). Политические взгляды Локка. Критика Локком учения о врожденных идеях. Сознание новорожденного как "чистая доска" и проблема индивидуальных различий психики. Учение об опыте как единственном источнике знания.

Давид Юм. (1711-1776 гг.). Исторические изыскания Юма и его политические и экономические взгляды. Критика Юмом понятия объективной причинности и его попытки объяснить убеждение в существовании причинности как результат психологической привычки. Критика Юмом понятий "силы" и "субстанции". Отрицание существования духовных субстанций и учение о личности как о неустойчивом пучке восприятий. Двойственная роль этого учения в истории мысли и его противоречия.

Философия французского Просвещения

Жюльен Ламетри. (1709-1751 гг) - родоначальник французского материализма. Изменение социального идеала Дидро: от конституционной монархии к буржуазной республике. Сенсуалистическая этика Дидро, критика им лицемерия церковно-католической морали. Клод Гельвеций. (1715-1771 гг.) как создатель этической и социологической системы взглядов во французском просвещении.

Поль Гольбах. (1723-1789 гг.) - систематизатор мировоззрения французских материалистов.

Жан-Жак Руссо (1712-1776 гг.) - идеолог буржуазно-демократического крыла французского Просвещения. Жизненный путь Руссо и его сочинения. Идеи Руссо в истории философии.

Немецкая классическая философия

Своеобразие экономического и политического развития Германии в конце XVIII - начале XIX вв. Основные черты немецкого Просвещения XVIII в. Г.Гердер. (1744-1803 гг.) и Вольфганг Гете (1749-1832 гг.). Натурфилософские мотивы в мировоззрении Гете. Работы Гете в области естествознания и его натурфилософские идеи. Теоретико-познавательные взгляды Гете и критика им агностицизма. Эволюция эстетических взглядов Гете.

Иммануил Кант (1724-1804 гг.) как родоначальник немецкой классической философии. Кант и французское Просвещение . Естественнонаучные идеи Канта в "докритический" период. Космогония Канта и ее значение в истории науки. Переход Канта на позиции "критической философии". Явления и "вещи в себе", отношение чувственных восприятий к объективной реальности. Различные значения "вещи в себе". Типология знания по Канту. Проблема синтетических суждений априори. Понимание Кантом содержания и формы наглядных представлений. Понятия трансцендентного и трансцендентального. Учение Канта о трансцендентальном знании и об априорности формы знания. Проблема пространства и времени. Трансцендентальная логика и ее отношение к формальной логике. Обоснование всеобщности и необходимости категорий научного мышления. Отношение понятий к наглядным созерцаниям. Трансцендентальная дедукция категорий рассудка. Гносеологические источники кантовского априоризма.

Разум и рассудок, идеи и понятия.

"Критика практического разума". Отношение Канта к этике французского просвещения и критика им натуралистического обоснования морали. Два вида императивов в этике. Этика категорического императива: долг и склонность. Человеческая личность как ценность. Апология принципа долга. Проблема свободы в философии Канта. Отношение Канта к религии. Религия и мораль в этике Канта. Этика Канта и неокантианство XIX-XX вв.

Философское учение Г.Ф. Гегеля. (1770-1831 гг.). Гегелевское понимание философии как "мыслящего рассмотрения вещей". Тождество бытия и мышления как исходный пункт построения гегелевской системы. Структура философской системы Гегеля, ее основные разделы. Критика Гегелем сенсуализма в теории познания.

"Наука логики" Гегеля. Соотношение чувственного и рационального в познании, учение о бытии, сущности, понятии. Философское и обыденное сознание, разум и рассудок, диалектика и формальная логика. Соотношение субъективного, объективного и абсолютного духа.

Фейербах как критик Гегеля. Фейербаховский проект философии будущего.

Философия XIX века

Западно-Европейская философия XIX века

1. Разложение гегелевской школы и поиск новых оснований. Позитивизм и марксизм

2. Волюнтаризм и философия Ницше.

О.Конт и зарождение позитивизма, его принципиальная установка на отрицание метафизики абсолютного идеализма и отношение к религии.

Марксизм как явление социальной реальности XIX-XX вв. Философия и марксизм. Марксизм в мировой истории и культуре. Марксизм в европейской культуре и исторической реальности XIX в. Исторические условия возникновения марксистского учения и его философских основ. Гегелевская философия в формировании философии марксизма. Учение Фейербаха и марксистский материализм. Проблема отчуждения и варианты ее решения у Маркса. Марксизм: философия, социальное учение об обществе и идеология. "Капитал": цель и история создания, историческая судьба. Роль и место Ф. Энгельса в возникновении и становлении диалектического материализма. Марксизм в истории и судьбе России. Социальные и духовные причины крушения системы абсолютного идеализма Гегеля и появления принципиально иных способов объяснения действительности (позитивистской, иррационалистической и экзистенциальной).

Духовные отцы современной западной философии А. Шопенгауэр, Ф. Ницше. Первые попытки переосмысления классической рационалистической философии. Философия А. Шопенгауэра (1788-1860) как один из источников "философии жизни". Критика рационалистической философии и ее основных тезисов: разумности и благости мира, тождества мышления и бытия и т.д. Критика принципа историзма классической философии, идеи прогресса как "сновидения XIX века". Воля как внутренняя суть мира и ее примат по отношению к разуму. Познаваемость мира как "представления" и его непознаваемость как "воли". Антисубстанциальность человеческого бытия и заимствование буддийских идей. Противопоставление интуитивного созерцания научному познанию. Эстетика Шопенгауэра: понятие "незаинтересованного созерцания" и теория гения. Отношение философа к искусству и музыке. Моральная философия Шопенгауэра. Страдание как сущностная характеристика жизни. Философия Шопенгауэра и экзистенциализм .

Фридрих Ницше (1844-1900) как родоначальник "философии жизни". Шопенгауэровские мотивы в творчестве Ницше. Программа ревизии рационалистической философии и христианской этики ("переоценка ценностей"). Смысл высказывания Ницше "Бог мертв". Культурология Ницше: два начала бытия и культуры (дионисийское и аполлоновское). "Воля к власти" как внутренняя сущность бытия и принцип истолкования всех процессов жизни. Философия как выражение "воли к власти". Учение Ницше о "сверхчеловеке". Антиномия морали и свободы. Многозначность и противоречивость ницшеанского витализма. Проблема истолкования учения Ницше. Влияние идей Ницше на философию XX века.

Русская философия

1. Философия и общественная мысль в России XIX в.

2. Русская религиозная философия

Становление русской философии в борьбе славянофилов и западников. Чаадаев, его критика православия, русской культуры и истории. А. Хомяков о русском народе, православии, о славянской душе. Эволюция А. Герцена.

В. Соловьев - крупнейший русский философ XIX века. Учение Соловьева о философских началах цельного знания. Свободная теургия, теософия и теократия. Идея синтеза теологии, философии и науки.

Русский религиозный экзистенциализм. "Философия творчества" Н. Бердяева. Творчество как смысл человеческого существования. Философия и наука. Творчество и свобода. Творчество и объективизация. Творчество и любовь.

Философия ХХ века

1. Неоклассическая философия
2. Философия жизни и истории. Психоаналитические теории и французский экзистенциализм
3. Феноменология и экзистенциализм в Германии
4. Новейшие течения в современной западной философии

Духовная ситуация эпохи и основные феномены западной культуры XIX-XX вв. Массовое общество и массовая культура. "Восстание масс" и идеологические государства. "Смерть Бога". Бюрократия, фашизм, тоталитаризм. Философия жизни и философская антропология (А. Бергсон, М. Шелер, А. Гелен). Жизнь как главная философская проблема. Инстинкт или интеллект.

Феноменология Э.Гуссерля. Преодоление науки как наивной естественной установки. Поиски нового смысла познания и жизни. Учение о потоке сознания. Философия как строгая наука. Философия существования -М. Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, К.Ясперс и др. Проблематика бытия.

Психоанализ З.Фрейда и глубинная психология К.Юнга - философские основания психологии ХХ века. Сознание и бессознательное. Эрос и культура. Место и роль "архетипов" в развитии личности и культуры. Исцеление цивилизации через упорядочение души каждого человека.

Неопозитивизм и его эволюция. Философия лингвистического анализа. Принцип верификации. Философия общей семантики. Проблема языка.

Философская герменевтика. Понимание мира через понимание языка. Понимание прошлого через "разговор" с ним.

ЧАСТЬ III. ОНТОЛОГИЯ

 

 

Понятие «Бытие».

Объективная и субъективная реальность. Основные формы Бытия. Историческое развитие понятия: понятие «Бытие» в теориях Гераклита, Демокрита, Платона.

Развития теории «Бытия» и «НЕ-Бытия». «Бытие» - как вещественная реальность (XVII – XVIII века). Представление о «Бытии» в теориях Декарта, немецких философов. Экзистенциализм о сущности Бытия.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!