Определение данных с типом структуры



Для использования описанной с помощью шаблона структуры в программе необходимо определить переменную с типом данной структуры. Для этого используется следующая синтаксическая конструкция:

[имя переменной] имя_структуры <[список значений]>

Здесь:

  • имя переменной — идентификатор переменной данного структурного типа.
  • Задание имени переменной необязательно. Если его не указать, будет просто выделена область памяти размером в сумму длин всех элементов структуры.
  • список значений — заключенный в угловые скобки список начальных значений элементов структуры, разделенных запятыми.
  • Его задание также необязательно.
  • Если список указан не полностью, то все поля структуры для данной переменной инициализируются значениями из шаблона, если таковые заданы.
  • Допускается инициализация отдельных полей, но в этом случае пропущенные поля должны отделяться запятыми. Пропущенные поля будут инициализированы значениями из шаблона структуры. Если при определении новой переменной с типом данной структуры мы согласны со всеми значениями полей в ее шаблоне (то есть заданными по умолчанию), то нужно просто написать угловые скобки.
  • К примеру: victor worker <>.

Для примера определим несколько переменных с типом описанной выше структуры.

data   segmentsotr1  worker <’Гурко Андрей Вячеславович’,,’художник’,’33’,‘15’,‘1800’,’26.01.64’<sotr2  worker <’Михайлова Наталья Геннадьевна’,’ж’,’программист’,’30’,’10’,’1680’,’27.10.58’<sotr3  worker <’Степанов Юрий Лонгинович’,,’художник’,’38’,’20’,’1750’,’01.01.58’<sotr4  worker <’Юрова Елена Александровна’,’ж’,’свяэист’,’32’,’2’,,’09.01.66’<sotr5  worker <>      ;здесь все значения по умолчаниюdata ends

Методы работы со структурой

Идея введения структурного типа в любой язык программирования состоит в объединении разнотипных переменных в один объект.

В языке должны быть средства доступа к этим переменным внутри конкретного экземпляра структуры. Для того чтобы сослаться в команде на поле некоторой структуры, используется специальный оператор — символ "." (точка). Он используется в следующей синтаксической конструкции:

 адресное_выражение.имя_поля_структуры

Здесь:

  • адресное_выражение — идентификатор переменной некоторого структурного типа или выражение в скобках в соответствии с указанными ниже синтаксическими правилами (рис. 1);
  • имя_поля_структуры — имя поля из шаблона структуры.
  • Это, на самом деле, тоже адрес, а точнее, смещение поля от начала структуры.

Таким образом оператор "." (точка) вычисляет выражение

 (адресное_выражение) + (имя_поля_структуры)

Рис. 5. Синтаксис адресного выражения в операторе обращения к полю структуры

Продемонстрируем на примере определенной нами структуры worker некоторые приемы работы со структурами.

К примеру, извлечь в ax значения поля с возрастом. Так как вряд ли возраст трудоспособного человека будет больше величины 99 лет, то после помещения содержимого этого символьного поля в регистр ax его будет удобно преобразовать в двоичное представление командой aad.

Будьте внимательны, так как из-за принципа хранения данных “младший байт по младшему адресу” старшая цифра возраста будет помещена в al, а младшая — в ah.

Для корректировки достаточно использовать команду xchg al,ah:

          mov   ax,word ptr sotr1.age       ;в al возраст sotr1          xchg   ah,al

 

а можно и так:

          lea      bx,sotr1          mov   ax,word ptr [bx].age          xchg   ah,al

Давайте представим, что сотрудников не четверо, а намного больше, и к тому же их число и информация о них постоянно меняются. В этом случае теряется смысл явного определения переменных с типом worker для конкретных личностей.

Язык ассемблера разрешает определять не только отдельную переменную с типом структуры, но и массив структур.

К примеру, определим массив из 10 структур типа worker:

mas_sotr worker 10 dup (<>)

Дальнейшая работа с массивом структур производится так же, как и с одномерным массивом. Здесь возникает несколько вопросов:

Как быть с размером и как организовать индексацию элементов массива?

Аналогично другим идентификаторам, определенным в программе, транслятор назначает имени типа структуры и имени переменной с типом структуры атрибут типа. Значением этого атрибута является размер в байтах, занимаемый полями этой структуры. Извлечь это значение можно с помощью оператор type.

После того как стал известен размер экземпляра структуры, организовать индексацию в массиве структур не представляет особой сложности.

К примеру:

worker struc...worker ends...mas_sotr worker 10 dup (<>)...          mov   bx,type worker ;bx=77          lea      di,mas_sotr;извлечь и вывести на экран пол всех сотрудников:          mov   cx,10cycl:          mov   al,[di].sex...;вывод на экран содержимого поля sex структуры worker          add    di,bx  ;к следующей структуре в массиве mas_sort          loop   cycl

Как выполнить копирование поля из одной структуры в соответствующее поле другой структуры? Или как выполнить копирование всей структуры? Давайте выполним копирование поля nam третьего сотрудника в поле nam пятого сотрудника:

worker struc...worker ends...mas_sotr worker 10 dup (<>)...          mov   bx,offset mas_sotr          mov   si,(type worker)*2 ;si=77*2          add    si,bx          mov   di,(type worker)*4 ;si=77*4          add    di,bx          mov   cx,30rep     movsb

 

Мне кажется, что ремесло программиста рано или поздно делает человека похожим на хорошую домохозяйку. Он, подобно ей, постоянно находится в поиске, где бы чего-нибудь сэкономить, урезать и из минимума продуктов сделать прекрасный обед. И если это удается, то и моральное удовлетворение получается ничуть не меньше, а может и больше, чем от прекрасного обеда у домохозяйки. Степень этого удовлетворения, как мне кажется, зависит от степени любви к своей профессии.

С другой стороны, успехи в разработке программного и аппаратного обеспечения несколько расслабляют программиста, и довольно часто наблюдается ситуация, похожая на известную пословицу про муху и слона, - для решения некоторой мелкой задачи привлекаются тяжеловесные средства, эффективность которых, в общем случае, значима только при реализации сравнительно больших проектов.

Наличие в языке следующих двух типов данных, наверное, объясняется стремлением “хозяйки” максимально эффективно использовать рабочую площадь стола (оперативной памяти) при приготовлении еды или для размещения продуктов (данных программы).


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!