Знакомство с порядком описания команд и принятыми обозначениями 4 страница



11 07 06 04 02 00
OF SF ZF AF PF CF
r r r 0 r 0

Применение:

Команду das следует применять после вычитания двух упакованных BCD-чисел с целью корректировки получающегося двоичного результата вычитания в правильное двузначное десятичное число. После команды das следует анализировать состояние флага cf. Если он равен 1, то это говорит о том, что был заем единицы в старший разряд и это нужно учесть в дальнейших действиях. Если у вычитаемого нет больше старших разрядов, то результат следует трактовать как отрицательное двоичное дополнение. Для определения его абсолютного значения нужно вычесть 100 из результата в al. Если у вычитаемого еще есть старшие разряды, то факт заема нужно просто учесть уменьшением младшего из этих оставшихся старших разрядов на единицу.

mov ah,08h ;ah=08h mov al,05h ;al=05h add al,ah ;al=al+ah=05h+08h=0dh — не BCD-число xor ah,ah ;ah=0 aaa ;ah=01h,al=03h — результат скорректирован

См. также: урок 8, Приложение 7 и команды aaa, aad, aam, aas, daa

DEC

(DECrement operand by 1)

Уменьшение операнда на единицу

 

Схема команды: dec операнд

Назначение: уменьшение значения операнда в памяти или регистре на 1.

Синтаксис

Алгоритм работы:

команда вычитает 1 из операнда. Состояние флагов после выполнения команды:

11 07 06 04 02
OF SF ZF AF PF
r r r r r

Применение:

Команда dec используется для уменьшения значения байта, слова, двойного слова в памяти или регистре на единицу. При этом заметьте то, что команда не воздействует на флаг cf.

mov al,9... dec al ;al=8

См. также: урок 8 и команды inc, sub

DIV

(DIVide unsigned)

Деление беззнаковое

 

Схема команды: div делитель

Назначение: выполнение операции деления двух двоичных беззнаковых значений.

Синтаксис

Алгоритм работы:

Для команды необходимо задание двух операндов — делимого и делителя. Делимое задается неявно и размер его зависит от размера делителя, который указывается в команде:

  • если делитель размером в байт, то делимое должно быть расположено в регистре ax. После операции частное помещается в al, а остаток — в ah;
  • если делитель размером в слово, то делимое должно быть расположено в паре регистров dx:ax, причем младшая часть делимого находится в ax. После операции частное помещается в ax, а остаток — в dx;
  • если делитель размером в двойное слово, то делимое должно быть расположено в паре регистров edx:eax, причем младшая часть делимого находится в eax. После операции частное помещается в eax, а остаток — в edx.

Состояние флагов после выполнения команды:

11 07 06 04 02 00
OF SF ZF AF PF CF
? ? ? ? ? ?

Применение:

Команда выполняет целочисленное деление операндов с выдачей результата деления в виде частного и остатка от деления. При выполнении операции деления возможно возникновение исключительной ситуации: 0 — ошибка деления. Эта ситуация возникает в одном из двух случаев: делитель равен 0 или частное слишком велико для его размещения в регистре eax/ax/al.

mov ax,10234 mov bl,154 div bl ;ah=остаток, al=частное

См. также: урок 8, приложение 7 и команду idiv

ENTER

(setup parameter block for ENTERing procedure)

Установка кадра стека для параметров процедуры

 

Схема команды: enter loc_size,lex_lev

Назначение: установка границы в стеке для локальных переменных процедуры.

Синтаксис

Алгоритм работы:

  • поместить текущее значение регистра ebp/bp в стек;
  • сохранить текущее значение esp/sp в промежуточной переменной fp (имя переменной выбрано случайно);
  • если лексический уровень вложенности (операнд lex_lev) не равен нулю, то (lex_lev–1) раз делать следующее:
    • в зависимости от установленного режима адресации use16 или use32 выполнить вычитание (bp–2) или (ebp–4) и записать результат обратно в ebp/bp;
    • сохранить значение ebp/bp в стеке;
    • сохранить в стеке значение промежуточной переменной fp;
  • записать значение промежуточной переменной fp в регистр ebp/bp;
  • уменьшить значение регистра esp/sp на величину, заданную первым операндом, минус размер области локальных переменных loc_size: esp/sp=(esp/sp)–loc_size.

Состояние флагов после выполнения команды:

выполнение команды не влияет на флаги

Применение:

Команда enter специально введена в систему команд микропроцессора для поддержки блочно-структурированных языков высокого уровня типа Pascal или С. В этих языках программа разбивается на блоки. В блоках можно описать свои собственные (локальные) идентификаторы, которые не могут быть использованы вне этого блока. К примеру, на рисунке ниже в виде блоков изображена структура некоторой программы.

Изображение структуры некоторой программы в виде блоков

В правом верхнем углу каждого блока (процедуры) стоит номер лексического уровня вложенности этого блока относительно других блоков программы. Большинство блочно-структурированных языков в качестве основного метода распределения памяти для переменных в блоках используют автоматическое распределение памяти. Это означает, что при входе в блок (вызове процедуры и т. п.) в некотором месте памяти (или в стеке) выделяется область памяти для переменных этого блока (ее можно назвать областью инициализации). После выхода из этого блока связь программы с этой областью теряется, то есть эти переменные становятся недоступными. Но если, как в нашем примере, в этой процедуре есть вложенные блоки (процедуры), то для некоторого внутреннего блока (например, C) могут быть доступны области инициализации (переменные) блоков, объемлющих данный блок. В нашем примере для блока C доступны также переменные блоков B и A, но не D. Возникает вопрос: как же программа, находясь в конкретной точке своего выполнения, может отслеживать то, какие области инициализации ей доступны? Это делается с помощью структуры данных, называемой дисплеем. Дисплей содержит указатели на самую последнюю область текущего блока и на области инициализации всех блоков, объемлющих данный блок в программе. Например, если в программе A была вызвана сначала процедура B, а затем C, то дисплей содержит указатели на области инициализации A, B и C (см. рисунок ниже).

Если после этого вызвать процедуру D (в то время как B и C еще не завершены), то картина изменится.

После того как некоторый блок (процедура) завершает свою работу, ее область инициализации удаляется из памяти (стека) и одновременно соответствующим образом корректируется дисплей. Большинство языков высокого уровня хранят локальные данные блоков в стеке. Эти переменные называют еще автоматическими или динамическими. Память для них резервируется путем уменьшения значения регистра-указателя стека esp/sp на величину, равную длине области, занимаемой этими динамическими переменными. Доступ к этим переменным осуществляется посредством регистра ebp/bp. Если один блок вложен в другой, то для его динамических (локальных) переменных также выделяется место (кадр) в стеке, но в этот кадр помещается указатель на кадр стека для включающего его блока. Команды enter и leave как раз и позволяют поддержать в языке ассемблера принципы работы с переменными блоков как в блочно-структурированных языках. Дисплей организуется с помощью второго операнда команды enter и стека. Например, в начале работы главной процедуры A и после вызова процедуры B кадр стека будет выглядеть так.

Соответственно, после вызова процедур C и D стек будет выглядеть, как показано ниже.

Таким образом, видно, что используя дисплей, мы фактически имеем адреса областей инициализации, доступных по признаку вложенности объемлющих блоков. Обратный процесс завершения работы с блоками и удаления соответствующих областей инициализации поддерживается командой leave.

.286proc1 proc;зарезервировать в стеке место для локальных переменных;proc1 16 байт;лексический уровень вложенности 0 enter 16,0... leave retproc1 endp

См. также: урок 14 и команды leave, ret

HLT

(HaLT)

Остановка

 

Схема команды: hlt

Назначение: остановка микропроцессора до прерывания или перезагрузки.

Синтаксис

Алгоритм работы:

перевод микропроцессора в состояние остановки.

Состояние флагов после выполнения команды:

выполнение команды не влияет на флаги

Применение:

В результате выполнения команды микропроцессор переходит в состояние остановки. Из этого состояния его можно вывести сигналами на входах RESET, NMI, INTR. Если для возобновления работы микропроцессора используется прерывание, то сохраненное значение пары cs:eip/ip указывает на команду, следующую за hlt. Для иллюстрации применения данной команды рассмотрим еще один способ переключения микропроцессора из защищенного в реальный режим и его возврата обратно в реальный режим (см. урок 16). Как известно, в микропроцессоре не предусмотрено специальных средств для подобного переключения. Сброс микропроцессора можно инициировать, если вывести байт со значением 0feh в порт клавиатуры 64h. После этого микропроцесор переходит в реальный режим и управление получает программа BIOS, которая анализирует байт отключения в CMOS-памяти по адресу 0fh. Для нас интерес представляют два значения этого байта — 5h и 0ah:

  • 5h — сброс микропроцессора инициирует инициализацию программируемого контроллера прерываний на значение базового вектора 08h (см. уроки 15 и 17). Далее управление передается по адресу, который находится в ячейке области данных BIOS 0040:0067;
  • 0ah — сброс микропроцессора инициирует непосредственно передачу управления по адресу в ячейке области данных BIOS 0040:0067 (то есть без перепрограммирования контроллера прерываний).

Таким образом, если вы не используете прерываний, то достаточно установить байт 0fh в CMOS-памяти в 0ah. Предварительно, конечно, вы должны инициализировать ячейку области данных BIOS 0040:0067 значением адреса, по которому необходимо передать управление после сброса. Для программирования CMOS-памяти используются номера портов 070h и 071h. Вначале в порт 070h заносится нужный номер ячейки CMOS-памяти, а затем в порт 071h — новое значение этой ячейки.

;работаем в реальном режиме, готовимся к переходу;в защищенный режим: push es mov ax,40h mov es,ax mov word ptr es:[67h],offset ret_real;ret_real — метка в программе, с которой должно;начаться выполнение программы после сброса mov es:[69h],cs mov al,0fh ;будем обращаться к ячейке 0fh в CMOS out 70h,al jmp $+2 ;чуть задержимся, чтобы аппаратура отработала;сброс без перепрограммирования контроллера mov al,0ah out 71h,al;переходим в защищенный режим установкой;бита 0 cr0 в 1 (см. урок 16);работаем в защищенном режиме;готовимся перейти обратно в реальный режим mov al,01fch out 64h,al ;сброс микропроцессора hlt;остановка до физического окончания процесса сброса ret_real: ... ;метка, на которую будет передано ;управление после сброса

См. также: уроки 15, 16, 17

IDIV

(Integer DIVide)

Деление целочисленное со знаком

 

Схема команды: idiv делитель

Назначение: операция деления двух двоичных значений со знаком.

Синтаксис

Алгоритм работы:

Для команды необходимо задание двух операндов — делимого и делителя. Делимое задается неявно, и размер его зависит от размера делителя, местонахождение которого указывается в команде:

  • если делитель размером в байт, то делимое должно быть расположено в регистре ax. После операции частное помещается в al, а остаток — в ah;
  • если делитель размером в слово, то делимое должно быть расположено в паре регистров dx:ax, причем младшая часть делимого находится в ax. После операции частное помещается в ax, а остаток — в dx;
  • если делитель размером в двойное слово, то делимое должно быть расположено в паре регистров edx:eax, причем младшая часть делимого находится в eax. После операции частное помещается в eax, а остаток — в edx;

Остаток всегда имеет знак делимого. Знак частного зависит от состояния знаковых битов (старших разрядов) делимого и делителя.

Состояние флагов после выполнения команды:

11 07 06 04 02 00
OF SF ZF AF PF CF
? ? ? ? ? ?

Применение:

Команда выполняет целочисленное деление операндов с учетом их знаковых разрядов. Результатом деления являются частное и остаток от деления. При выполнении операции деления возможно возникновение исключительной ситуации: 0 — ошибка деления. Эта ситуация возникает в одном из двух случаев: делитель равен 0 или частное слишком велико для его размещения в регистре eax/ax/al.

;деление слов mov ax,1045 ;делимое mov bx,587 ;делитель cwd ;расширение делимого dx:ax idiv bx ;частное в ax, остаток в dx

См. также: урок 8, приложение 7 и команду div

IMUL

(Integer MULtiply)

Умножение целочисленное со знаком

 

Схема команды: imul множитель_1 imul множ_1,множ_2 imul рез-т,множ_1,множ_2

Назначение: операция умножения двух целочисленных двоичных значений со знаком.

Синтаксис

Алгоритм работы:

Алгоритм работы команды зависит от используемой формы команды. Форма команды с одним операндом требует явного указания местоположения только одного сомножителя, который может быть расположен в ячейке памяти или регистре. Местоположение второго сомножителя фиксировано и зависит от размера первого сомножителя:

  • если операнд, указанный в команде, — байт, то второй сомножитель располагается в al;
  • если операнд, указанный в команде, — слово, то второй сомножитель располагается в ax;
  • если операнд, указанный в команде, — двойное слово, то второй сомножитель располагается в eax.

Результат умножения для команды с одним операндом также помещается в строго определенное место, определяемое размером сомножителей:

  • при умножении байтов результат помещается в ax;
  • при умножении слов результат помещается в пару dx:ax;
  • при умножении двойных слов результат помещается в пару edx:eax.

Команды с двумя и тремя операндами однозначно определяют расположение результата и сомножителей следующим образом:

  • в команде с двумя операндами первый операнд определяет местоположение первого сомножителя. На его место впоследствии будет записан результат. Второй операнд определяет местоположение второго сомножителя;
  • в команде с тремя операндами первый операнд определяет местоположение результата, второй операнд — местоположение первого сомножителя, третий операнд может быть непосредственно заданным значением размером в байт, слово или двойное слово.

Состояние флагов после выполнения команды:

11 07 06 04 02 00
OF SF ZF AF PF CF
r ? ? ? ? r

Команда imul устанавливает в ноль флаги of и cf, если размер результата соответствует регистру назначения. Если эти флаги отличны от нуля, то это означает, что результат слишком велик для отведенных ему регистром назначения рамок и необходимо указать больший по размеру регистр для успешного завершения данной операции умножения. Конкретными условиями сброса флагов of и cf в ноль являются следующие условия:

  • для однооперандной формы команды imul регистры ax/dx/edx являются знаковыми расширениями регистров al/ax/eax;
  • для двухоперандной формы команды imul для размещения результата умножения достаточно размерности указанных регистров назначения r16/r32;
  • то же для трехоперандной команды умножения.

Применение:

Команда выполняет целочисленное умножение операндов с учетом их знаковых разрядов. Для выполнения этой операции необходимо наличие двух сомножителей. Размещение и задание их местоположения в команде зависит от формы применяемой команды умножения, которая, в свою очередь, определяется моделью микропроцессора. Так, для микропроцессора i8086 возможна только однооперандная форма команды, для последующих моделей микропроцессоров дополнительно можно использовать двух- и трехоперандные формы этой команды.

.486... mov bx,186 imul eax,bx,8;если результату не хватило размерности операнда1,;то перейдем на m1, где скорректируем ситуацию: jc m1

См. также: урок 8, приложение 7 и команду mul


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 292; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!