Лекция 7. Развитие принципов естественнонаучного познания природы в Новое Время



  1. Развитие науки в Новое Время
  2. Механический материализм
  3. Объективный идеализм

Быстрый рост производительных сил, более полное и разностороннее использование природы, открытие новых источников сырья и драгоценных металлов, а также новых рынков в результате многочисленных путешествий и расширения торговли, а также формирование нового течения в христианстве - протестантизм — все это изменило экономику Европы и привело к перевороту от феодального к капиталистическому строю общественной жизни европейских стран.

Развитие науки в Новое Время

Во многих областях науки начинаются смелые исследования, которые ведут ко все более глубокому познанию закономерностей природы. Перед естествознанием открылись природные явления, которые нужно было познать для того, чтобы покорить. Объем знаний, унаследованный от древности и средневековья, был невелик. В большинстве областей приходилось пересматривать унаследованный материал от античности и средневековья. В области биологии ведутся работы по накоплению и первоначальной систематизацией огромного материала в ряде дисциплин: ботаники, зоологии, анатомии и физиологии.                                                                                                                                             В XVI—XVIII вв. в Европе складываются новые организационные и материальные возможности для развития естественных наук. Увеличивается число научных учреждений и обществ. В XVI - XVII в. возникают ученые ассоциации, именовавшихся академиями. Так, в 1662 г. официально открывается в Лондоне Королевское общество, в 1666 г.— Парижская, в 1700 г.— Берлинская, в 1724 г.— Петербургская, в 1739 г.— Стокгольмская, в 1739 г.— Мюнхенская Академия наук. Так же, в это время создаются многочисленные ботанические сады, перед которыми ставятся как чисто научные задачи, так и задачи, вытекающие из потребностей сельского хозяйства, медицины, промышленности. В 1627 г. закладывается знаменитый Ботанический сад в Париже, позже при нем были созданы зоологический сад и естественно-исторические музеи. В 1713 г. в Петербурге учреждается Ботанический сад. В 1759 г. открылся ботанический сад в Кью (Англия). Развертывает свои работы ботанический сад в Упсале (Швеция), где трудится Линней. Для изучения и «освоения» индийской флоры в 1786 г. открывается Ботанический сад в Калькутте. Организуются крупные зоологические музеи. Одним из первых в Европе естественнонаучных музеев стала «Кунсткамера», учрежденная в 1714 г. С 1753 г. в Лондоне начинает работать знаменитый Британский музей. Создается или расширяется ряд крупных государственных библиотек. Существовавшая еще в XIV в. французская королевская библиотека переводится в 1595 г. в Париж, где на ее основе возникает знаменитая «Национальная библиотека». В 1661 г. организуется Государственная библиотека в Берлине, в 1753 г.— библиотека Британского музея, в 1714 г.— библиотека в Петербурге, ставшая основой академической библиотеки, а в 1795 г.— Петербургская публичная библиотека. Начинают выходить труды многочисленных академий. Издаются естественнонаучных сочинений на самые различные темы. Академии разных стран объявляют конкурсы на премии. Развитию биологических наук в то время способствовали, во-первых, использование изобретенных в ту эпоху приборов (микроскоп, термометр, барометр и т.д.), во-вторых, многочисленные путешествия.              Невозможно точно определить, кто изобрёл микроскоп. Считается, что голландский мастер очков Ханс Янссен и его сын Захария Янссен изобрели первый микроскоп в 1590, но это было заявление самого Захария Янссена в середине XVII века. Другим претендентом на звание изобретателя микроскопа был Галилео Галилей. Он разработал «оккиолино» или составной микроскоп с выпуклой и вогнутой линзами в 1609 г. Галилей представил свой микроскоп в Академии деи Линчеи (Италия). Кристиан Гюйгенс изобрел простую двулинзовую систему окуляров в конце 1600-х, которая ахроматически регулировалась. Антон Ван Левенгук считается первым, кто сумел привлечь к микроскопу внимание биологов. Изготовленные вручную, микроскопы Ван Левенгука представляли собой очень небольшие изделия с одной очень сильной линзой. Они были неудобны в использовании, однако позволяли очень детально рассматривать изображения лишь из-за того, что не перенимали недостатков составного микроскопа (несколько линз такого микроскопа удваивали дефекты изображения). За великими географическими открытиями связанными с именами Колумба, Васко да Гама, Магеллана и других, последовало множество путешествий. Голландские моряки в начале XVII в. открывают Австралию. В XVIII в. важнейшие географические открытия связаны с экспедициями Бугенвиля, Лаперуза, Ванкувера, Кука и др. Огромное значение приобретают предпринятые в России «Великая северная экспедиция» (1733—1743) и так называемые «академические экспедиции» (1768—1777). Со всех концов света, в Европу начинают поступать в большом количестве сведения о флоре и фауне различных регионов Земли.

Механический материализм

Исторической особенностью Нового Времени было упрочение и становление новых общественных отношений - буржуазных, это порождает изменения не только в экономике и политике, но и в сознании людей. Человек становится более свободным от влияния религиозного мировоззрения, стремится к преобразованию земной жизни. Неслучайно в этот период общество стало опираться на достижения науки, только ее истины считались достоверными. Наука была необходима для дальнейшего развития цивилизации, была понятна для большинства, происходит формирование механистической научной картины мира на базе экспериментально математического естествознания. В философии науке, на первый план, выходят гносеологические проблемы и формируются два важнейших направления эмпиризм и рационализм. Широкую попытку сблизить науку с философией и обосновать новые материалистические принципы познания природы предпринял в XVI в. английский философ Фрэнсис Бэкон. Бэкон призывал к изучению природы, к открытию ее законов. Одной из целью познания природы Бэкон видел в расширение власти человека над природой. Благодаря ему, отношение ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА трансформируется в отношение СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТ. Такое вид отношения к природе мы можем наблюдать и в современном мире у европейских ученых (и европейского общества соответственно). Человек представляется как познающее и действующее начало (субъект), а природа - как объект, подлежащий познанию и использованию.                                                                                                         Призывая подчинить себе природу Ф.Бэкон восставал против господствующей в то время схоластики. В силу того, что схоластика опиралась на логику Аристотеля, то Бэкон отказывается от авторитета Аристотеля. Сознание должно быть очищено от предрассудков, ложных понятий, которые он именует «призраками», «идолами». Существуют четыре вида призраков, которые осаждают умы людей: призрак рода, второй - призраками пещеры, третий - призраками рынка, четвертый - призраками театра. Под призраками рода Бэкон понимает устойчивость некоторых человеческих представлений; призраки пещеры - это заблуждения одного отдельного человека, обусловленные его индивидуальными особенностями; призрак рынка - мнение толпы или большинства; призраки театра - это вера в высшие авторитеты - ученых, религиозных догматов и т.д. Не слепое преклонение перед авторитетами, а изучение самой природы, ее законов, наблюдения и сравнения, опыт и эксперимент, индукция и анализ — вот что должно лечь в основу познания природы.                                                                                                                 Выдвинутый Бэконом опытный, индуктивный, аналитический метод был важным вкладом в развитие материалистической философии и естественных наук. Вместе с тем взглядам Бэкона были присущи черты механистической, метафизической ограниченности. Они выражались в одностороннем понимании индукции и анализа, недооценке роли дедукции, сведении сложных явлений к сумме составляющих их первичных свойств. Механистическая трактовка природных явлений и метафизический способ мышления укрепились в дальнейшем в естествознании и философии XVII—XVIII вв. Идея, что только опытное исследование явлений может дать истинное знание, овладевает умами ученых. Лондонское Королевское общество избирает своим девизом слова «Ничему не верить на слово». Знаменитая флорентийская Академия дель Чименто берет своим девизом слова «Проверять и снова проверять».                                                            Большое влияние на развитие всех отраслей естествознания оказали труды Галилео Галилея. Он вошел в историю науки и философии как один из основоположников современного естествознания и экспериментального метода познания. Он развил и упрочил материалистические воззрения на природу. Общеизвестны его выдающиеся открытия в области механики, астрономии, его вклад в защиту и развитие гелиоцентрической системы Коперника, в открытие и обоснование важнейших принципов механики. Галилей утверждал, что бесконечный и вечный мир построен из неизменных атомов, движущихся по незыблемым законам механики, и его познание в конечном счете сводится к раскрытию количественных математических отношений; математика, естественно, рассматривалась им как высшая форма познания. Выдвигая на первый план метод индукции и анализ, он подчеркивал значение синтетической работы человеческого ума («композитивного метода»).                                                                                Разработка идей рационализма и его места в процессе познания природы принадлежит Рене Декарту, который кроме достижений в гносеологии, создал в XVII в. первую систему природы, содержащую не только учение о строении мироздания, но и о его происхождении. Основное содержание физического учения Декарта сводится к следующим положениям. Единая материальная субстанция, из которой построена вся вселенная, состоит из бесконечно делимых и полностью заполняющих пространство частиц-корпускул, находящихся в состоянии непрерывного движения. В бесконечном мире вихреобразно движущиеся частицы сочетаются друг с другом; по законам механики происходит упорядочение, объединение частиц, и естественным путем возникают все тела природы. Образование мира не направляется никакой сверхъестественной силой, не идет в направлении какой-то цели, а подчинено естественным законам природы. Аналогичным образом Декарт пытался подойти к вопросу о происхождении организмов, которые с его точки зрения, также являются механизмами, сформировавшимися по законам механики. Однако, в процессах познания Декарт был идеалистом, он признавал кроме материальной субстанции, субстанцию мышления, и высшую субстаницю — Бога. Идеалистический характер носит и его теория о врожденных идеях, к числу которых он относил идею о боге, духовной и телесной субстанциях.                                                                                                К воззрениям Декарта критически относился философ-материалист Спиноза. Он считал природу вечной и бесконечной, причиной самой себя, подчиняющейся во всем строгой необходимости. Все элементы природы находятся в причинной закономерной взаимозависимости. Спиноза резко критиковал теологию и считал мышление и протяженность атрибутами единой субстанции — природы и поэтому решительно отбрасывал декартовский дуализм.                                                                                                     Джон Локк ориентировался на эмпирические науки и “врожденным идеям” Декарта противопоставлял метафору сознания как “чистого листа” (”tabula rasa”). В качестве источника знания он называл опыт, из которого посредством бэконовской эмпирической индукции получают научное знание. Локк, однако, не склонен к чрезмерному восхвалению разума; он не считает возможности разума безграничными. Разум не способен помочь людям избавиться от заблуждений и найти все истины. Напротив, он часто ставит ложь на место истины. Разум не дан человеку сразу и заведомо в силу самого факта рождения. Разумная способность формируется лишь в процессе жизненного опыта и благодаря собственным усилиям каждого индивида. “Человек разумный” — это свободно и активно формирующийся человек. Знания, идеи, принципы не “вложены” Богом в человеческие души, не даны человеку с рождения, но добыты благодаря восхождению разума и других познавательных способностей по соответствующим ступеням опыта и разумения.                                                                               Наиболее крупным, ярким и более агрессивным материалистическим течением того периода был французский материализм. Французские материалисты (Ламеттри, Дидро, Гольбах) стремились доказать, что вся вселенная, начиная от простейших тел и кончая человеком с характерными для него сложнейшими душевными свойствами, образуется по естественным законам природы, по законам движения материи. Они утверждали, что движение является неотъемлемым свойством материи, и, таким образом, преодолели ошибочные воззрения Декарта и Ньютона, которые говорили о «первом толчке». Вселенную французские материалисты рассматривали в ее вечном движении, в непрерывном и всеобщем изменении. Идеи превращения — трансформации одних природных тел в другие, мысль о вечном круговороте красной нитью проходят через произведения этих философов.                                                                                                  Основной вопрос философии — познание — французские философы-материалисты безоговорочно разрешали с позиций материализма. Источник мышления, познания — это ощущения, чувства, отражающие внешний мир. Это было развитием идей материалистического сенсуализма, прежде всего учения Локка.

Объективный идеализм

Одной из центральных фигур в философии и естествознании Нового Времени был Готфрид Вильгельм Лейбниц. Он создал собственную философскую систему объективного идеализма, ядром которой явилось его учение о монадах. Под монадами Лейбниц понимал абсолютно простые, неделимые духовные субстанции, составляющие «элементы вещей». Монады абсолютно самостоятельны и образуют весь окружающий мир. Несмотря на божественные свойства монад, единственно простой и первичной монадой является сам Бог. Он никогда не начинался и никем не был сотворен. Все остальное бесчисленное множество монад произведено Богом путем собственных «беспрерывных излучений», а раз мир состоит из божественных монад, значит и сам мир является божественным. Живой мир, наполнен не прекращающимся ни на мгновение биением божественной жизни. Следовательно, в мире нет места ни рождению, ни смерти, а существуют только такие понятия, как появление и исчезновение, прирост и снижение, развитие и регресс.                                                                                                                        На естественные науки особое влияние оказало учение Лейбница о континууме — признании абсолютной непрерывности явлений; ему принадлежит ставший впоследствии весьма популярным афоризм: «Природа не делает скачков». Этот принцип он стремился распространить на всю природу; исходя из него, он пытался, в частности, объяснить историю Земли. Распространение принципа непрерывности на биологические явления привело Лейбница к разработке учения о «лестнице существ», получившей широкое признание в XVIII в. Согласно этому учению, все живые существа составляют единый, непрерывный ряд; все дело лишь в том, чтобы отыскать промежуточные формы. Даже между растениями и животными, считал Лейбниц, должны существовать промежуточные формы. Однако все ступени лестницы существ Лейбниц мыслил существующими одновременно, изначальными, созданными богом и вечными. Хотя таким образом в идее «лестницы существ» не было ничего эволюционного, она послужила впоследствии одним из источников зарождения эволюционной идеи.

Материализм Нового Времени был механическим, потому что из всех естественных наук к тому времени достигла известной законченности только механика. Ограниченность механистического материализма заключалась в неспособности его понять мир как процесс, который находится в непрерывном историческом развитии. Природа находится в вечном движении; однако это движение вечно вращалось в одном и том же круге, и таким образом оставалось на том же месте.


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 377; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!