Акмеологические аспекты развития человека



Лекция 5

 

Педагогическая антропология

Педагогическая антропология изучает закономерности формирования и развития личности человека, закономерности социализации, воспитания и обучения человека в обществе как условия достижения им психологической, социальной, личностной зрелости и совершенства.

Социализация – процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого ребенок усваивает и избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе, в данной группе.

В процессе социализации у ребенка формируются специфически человеческие качества: речь, сознание и др., человек усваивает общественный опыт, социальные нормы поведения, социальные роли, новые виды деятельности и формы общения, взаимодействия с людьми. Развитие психики и интеллекта ребенка напрямую связано с его социализацией и отражает в конкретных проявлениях воздействия общества на ребенка.

На человека социализирующее влияние оказывают:

- семья;

- ближайшее социальное окружение;

- система образования;

- средства массовой информации;

- государство как социальный институт и другие.

Социализация не тождественна воспитанию.

Воспитание – это целенаправленная система психолого-педагогических воздействий на человека со стороны родителей и педагогов с целью сформировать у ребенка определенные качества и формы поведения в соответствии с некоторым идеалом, социально желательным образцом. Ребенок при этом может играть и пассивную роль. При социализации же ребенок играет активную роль (что-то выбирает или отвергает).

В основе механизмов социализации личности лежат 4 основных психологических механизма:

-имитация;

-идентификация;

-чувство вины;

-чувство стыда.

Имитацией называется осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания в первую очередь становятся родители, но могут быть и другие люди, с которыми у ребенка складываются доверительные эмоциональные отношения, хотя дети также склонны копировать поведение взрослых, которые наказывают их.

Идентификацией называется способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей, как своих собственных, а также других людей, с которыми они тесно связаны.

Имитация и идентификация способствуют формированию определенного поведения.

Стыд и вина, наоборот, запрещают определенное поведение и подавляют его. Однако социализация не может быть эффективной на сто процентов, дети и подростки оказывают определенное сопротивление усилиям взрослых и изменяют процесс социализации на многих этапах его развития, отклонение в социализации можно рассматривать как возможные варианты изменения социализации в данном обществе.

 

 

Этнокультурная вариативность социализации и воспитания детей

 

При изучении проблем социализации детей разных народов, в разных культурах исследования проводятся по следующим направлениям:

1. Изучение процесса социализации, ее средств, методов и способов освоения детьми культуры своего народа;

2. Изучение взаимосвязи между воспитанием детей и другими аспектами жизнедеятельности общества, результатов социализации, т.е. изучается. Чем дети . выросшие в разных социокультурных и национальных средах, какова взаимосвязь между методами воспитания ребенком и характером взрослого человека, преобладающими типами личности в данном обществе.

Социализация, как процесс интеграции человека в человеческое общество, приобретения им личного опыта требуется для исполнения социальных ролей.

Инкультурация – процесс освоения человеком присущего культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур.

Процесс инкультурации начинается с момента рождения, с приобретением ребенком первых навыков и освоения речи, и происходит без специального обучения, в ходе повседневного взаимодействия с взрослыми людьми на основе накопления собственного опыта.

Конечный результат процесса инкультурации – человек, компетентный в языке, ритуалах, ценностях своей культуры. Процессы социализации и инкультурации протекают одновременно, и без вхождения  в культуру человек не может существовать и как член общества.

Механизмы передачи культурных ценностей

1.Культурная трансмиссия – механизм, с помощью которого этническая групп «передает себя по наследству» своим новым членам, прежде всего детям.

Выделяют 3 вида трансмиссии

Вертикальная трансмиссия, в процессе которойкультурные ценности, умения, верования передаются от родителей к детям.

Горизонтальная трансмиссия , когда ребенок осваивает традиции культуры в общении со сверстниками.

Непрямая трансмиссия – человек обучается в школе , в ВУЗах, у родственников, старших членов общества.

В полиэтнической среде ребенок также подвергается влиянию взрослых, принадлежащих к другой культуре, т.е. включается в процесс аккультурации.

Выделяют 6 основных параметров воспитания детей, отличающихся в разных культурах:

  1. воспитание послушания, подчинения взрослым;
  2. воспитание ответственности за порученное дело, за решение проблем бытового уровня;
  3. воспитание заботливости (приучение к помощи младшим членам семьи, а также пожилым людям);
  4. воспитание стремления к достижениям (стремление к успехам, к победе, к конкуренции с другими членами общества);
  5. воспитание самостоятельности (умению заботиться о себе, самостоятельно удовлетворять потребности и желания разного уровня);
  6. воспитание общей независимости (относительной свободы от различных видов контроля).

В общем виде выделяют два полюса воспитания:

- воспитание уступчивости (послушания, ответственности, заботливости);

- воспитание самоутверждения (стремление к достижениям, самостоятельности, независимости).

Русская культура – культура воспитания уступчивости, коллективистическая культура,

американская культура – воспитание самоутверждения, индивидуализма, самостоятельности, японская культура – сочетание воспитания уступчивости, дисциплинированности и стремление к достижениям.

В разных культурах выделяют:

1. уровень родительской строгости;

2. уровень родительского контроля;

3. уровень родительской любви и ласки;

4. стиль взаимоотношения родителей и детей (авторитарный, демократический и т.д.);

5. участие в воспитании детей представителей первого поколения (бабушки, дедушки) или других членов общества (общественное воспитание).

Тип культуры и стиль воспитания приводит к закреплению определенных форм поведения детей и взрослых. Существенное влияние на воспитание детей и формирование личности оказывают основные идеи и постулаты доминирующей религии. Православные христиане и католики, мусульмане и буддисты по-разному воспитывают своих детей, формируя различные идеалы, ценностные ориентации, нормы и правила поведения.

 

Акмеологические аспекты развития человека

 

Личностная духовная зрелость человека, его вершина развития - есть его акме.

Акме – это идеальная модель характеристик человека, достигшего вершины зрелости в некотором определенном смысле.

Акме – развитие – это сознательная деятельность человека, группы или всего общества, направленная на достижение различных вершин саморазвития посредством совершения акме-действий, мотивируемых системой мотивов, составляющих акмеологическую направленность.

Акмеологизация – это процесс достижения личностью, группой или обществом вершин психофизического, личностного, социального, профессионального и духовного развития.

Побуждающим источником акмеологической ориентации личности является внутренне присущая человеку потребность в самоактуализации, т.е. необходимость направленного израсходования данных от природы сил с целью самоутверждения.

Самоактуализация  представляется как непрерывная актуализация потенций, способностей и талантов, как непрестанное стремление к единству, интеграции личности.

В противоположность самоактуализации, как противодействие ей у каждого человека существуют регрессивные тенденции, в основе которых лежат страх, враждебность, праздность, безволие. По данным показателям следует определять антиакмеологическую ориентацию личности, поскольку преобладание регрессивных тенденций, ограничивающих возможности индивидуального развития, есть признак личностной дезориентации.

Достижение определенного акме-уровня в процессе акме-развития характеризуется группой показателей, среди которых выделяют:

Первую группу составляют показатели, характеризующие движущие силы личности – эмоционально-волевое и мотивационно-ценностное начала самоактуализирующейся личности:

- стремление к непрерывному физическому и психическому развитию;

- стремление к совершенствованию интеллектуально-творческого потенциала;

- стремление к непрерывному профессиональному росту и достижению результатов профессиональной деятельности.

       Вторую группу характеризуют показатели способностей как психолого-акмеологических личностных средств:

 - развивающаяся способность к эффективному научению и мастерству в каком-либо виде общественно значимой деятельности;

- развивающаяся познавательная способность и сформированность индивидуальной системы знаний;

- психофизиологические предпосылки способностей и ориентаций на высшие достижения в какой-либо сфере деятельности.

       Третью группу составляют признаки, отражающие особенности жизненной позиции личности, ее креативную направленность:

- исследовательская позиция, основанная на стремлении к рас ширению и углублению мировоззрения;

- творчески – созидательная жизненная позиция, направленная на поиск и разрешение проблем;

- инновационная направленность, основанная на самостоятельности, ответственности и независимости.

       Четвертую группу составляют показатели ценностных ориентаций, ценностей личности, которые служат источниками регуляции деятельности:

- устойчивость смысложизненных и ценностных ориентаций в пространстве социальных ценностей;

- уровень развития социального чувства общественного долга и личностная структура социальных замыслов;

- накопление духовного потенциала нравственных ценностей.

       Пятую группу составляют признаки собственно возрастной и социальной зрелости личности:

- уровень возрастного развития психической сферы;

-определенный уровень трудолюбия работоспособности;

- высокий уровень социальных и профессиональных притязаний личности.

Расцвет акме-личности приходится на зрелые годы, период зрелости, поэтому профессиональная деятельность человека в значительной степени влияет на жизненную перспективу акме-личности.

Основанием для выделения разных видов акме-развития в работах Н.В. Кузьминой служит специфика деятельности человека. В соответствие с этим выделяют акме-развитие в творческой, учебно-познавательной, профессиональной деятельностях.

 

Вершинное (акме) развитие включает следующие виды:

Медико-биологическое;

Личностное;

Групповое;

Коллективное;

Социальное;

Духовное.

Медико-биологическое акме-развитие – стремление к физическому самосовершенствованию, здоровому образу жизни и высокому уровню здоровья, владение технологиями и методами обеспечивающими поддержание и совершенствование определенного уровня здоровья.

Личностное акме-развитие – достижение вершин развития всех подструктур и свойств личности. Преобладающими мотивационными вершинами будут являтся потребности в достижениях, творчестве, самоактуализации, самосовершенствовании, достижения вершин развития и реализации способностей и талантов личности, ее характера, интеллекта и интеллигентности.

Групповое акме-развитие человека характеризуется достижением вершин включенности в различные референтные (значимые для личности) группы, активной адаптацией в этих группах. Приводящей к достижению взаимопонимания и сотрудничества.

Коллективное акме-развитие человека достигается в коллективе, в котором отношения ответственности и общественно значимые цели преобладают над личностными симпатиями и антипатиями и узко личными интересами. Коллектив, в отличие от группы максимально способствует развитию входящих в него акме-личностей.

Социальное акме-развитие – это достижение им социальных вершин, приоритетных в обществе: высокого социального, научного, образовательного, культурного статусов. Человек, достигший вершин социального развития, признается высшим акме-типом не за высокий пост, а за высоту развития своей личности в деятельности и достижения в ней.

Духовное акме-развитие является «вершиной вершин», которые достигает человек, поскольку для акме-личности духовное является главной ценностью, подчиняющей себе материальные сферы, опирающееся на нее. Содержательно духовное акме-развитие человека характеризуется его приобщением к высшим духовным ценностям (культурным, научным, религизным и т.д.), которое выработало человечество.

Акмеологическое развитие личности подчиняется определенным законам.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 843; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!