Античные традиции философского анализа человека.



Лекция 1                              

Философская антропология

 

1.1 Антропология, ее предмет и место в системе наук. Задачи антропологии.

Современные антропологические концепции. Особенности современного антропологизма. Антропный принцип.

1.2. Основные разделы антропологии. Морфология. Антропогенез. Расоведение. Структура антропологии.

1.3. Философская антропология. Античные традиции философского анализа человека. Средневековая христианская концепция человека. Эпоха Возрождения и гуманизма XV – XVIIвв. Немецкая классическая философия о человеке.

1.4. Философско-биологическая антропология. Гипотезы о происхождении человека.

1.5. Развитие антропологического знания в России. Антропология и современность.

 

Антропология как система наук о человеке.

Наука не учит «истине». Наука представляет собой лишь один из способов приближения к ней. Целью науки является наиболее полное описание предмета (объекта или явления) при помощи рассмотрения разнообразных научных фактов и выдвижения научных суждений (гипотез, теорий, концепций). Научное знание – всегда лишь познанная часть истины. Само познание сводится к структурированию, выделению из большого числа разнородных и разрозненных данных наиболее существенных из них, к постоянному их переосмыслению на новом качественном уровне. Это бесконечный, но поступательный процесс.

3 основных составляющих системы научного знания:

1. научные факты – необходимый объем фактического материала;

2. научная логика – логика и принципы построения теории в антропологии;

3. терминология – язык и категориальный аппарат, при помощи которого наиболее удобно производить корректное описание изучаемых явлений.

 

Антропология (от греч. «антропос» - человек и «логос» - знание, наука) – наука всесторонне изучающая человека. Антропология представляет собой область научного знания предметом исследования которой является человек. В таком понимании термин несет свое наиболее широкое понимание. Вспомнив об антропоцентричности большинства сфер знания, можно говорить, что антропологией , в широком смысле , является любая современная наука, т.к. большинство из них, обращено к теме человека.

Первое использование данного термина восходит к античности. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) первым  употребил термин для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. С этим значением термин просуществовал тысячелетия. Сохранилось оно до сих пор, например в религиозном знании (теологии), в философии, во многих гуманитарных науках (например, искусствоведении) а отчасти и в психологии.

В 1501 г. Увидела свет книга М. Хундта «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела». Здесь впервые термин антропология был применен в связи с описанием исключительно физического(биологического) строения человека.

В 1533г. Книга Г. Каппела «Антропология, или рассуждения о человеческой природе», здесь впервые термин «антропология» сопровождается данными об индивидуальных вариациях строения тела человека, его индивидуальной изменчивости.

Именно с этого момента в науке устанавливается двоякое понимание антропологии – как науки о человеческой душе, с одной стороны, и науки о человеческом теле, его строении и многообразии – с другой.

Французские просветители XVIII в. понимали под антропологией всю совокупность знаний о человеке. Антропология представлялась универсальной наукой о человеке, систематизирующей знания об его естественной истории, материальной и духовной культуре, психологии, языке и физической организации.

Немецкие философы XVIII и начала XIX вв. включали в это понятие главным образом вопросы

психического мира человека – антропология в их понимании почти тождественна психологии

Во второй половине XIXв., под влиянием развития идей эволюционизма, под антропологией стали понимать область естествознания, занимающуюся изучением природы человека в первую очередь методами биологии и сравнительной анатомии.

Антропология стала биологической наукой о строении человеческого тела (сравнительная анатомия и морфология человека), о многообразии его форм (расоведение), а также о происхождении и эволюции человека (антропогенез).

В сегодняшнее время содержание термина антропология вновь существенно расширяется. И в настоящие дни антропология превратилась в сложноструктурированную систему наук, изучающих человека в его целостности, т.е. изучающих его биологическую, социальную, общественно-историческую, духовную сущности Антропология, по сути есть самопознание человека, самопостижение человеком самого себя как субъекта бытия. Антропология является основой человековедения.

Человековедение – совокупность всех знаний о человеке в рамках данного конкретно-исторического состояния культуры.

Антропология включает следующие основные разделы:

антропогенез (эволюционная антропология);

морфология человека (конституционная антропология);

этническая антропология;

культурная антропология;

социальная антропология;

философская, социально-философская антропология;

политическая антропология;

экономическая антропология;

педагогическая антропология;

психологическая антропология;

теологическая антропология.

 

Антропогенез, или эволюционная антропология – учение о происхождении человека, о возникновении и развитии человека как общественного существа.

Морфология человека, или конституционная физическая антропология – учение о вариациях человеческого тела, морфологических типах людей, об изменчивости физического типа человека.

Этническая социальная антропология, или расоведение – учение о возникновении рас, наций, их распределении по планете, изменении физического облика людей в результате культурно-исторического прогресса, появлении национально-физиологических и психологических различий народов.

Культурная антропология – учение о человеке как творце и части культуры, изучает процессы формирования человеческой культуры, этнокультурные системы, детерминирующие сущность и поведение человека. Культурная антропология изучает этнологию народов, их обычаев, обрядов, родственных связей, языка. Нравственности и религии. Предметом культурно-психологической антропологии являются связи между внутренним миром человека и этнокультурными переменными на уровне этнической общности.

Социальная антропология – область знания, изучающая те феномены внутреннего духовного мира человека, которые позволяют ему реализовывать себя как субъекта – творца своей социальной реальности. Социальная антропология изучает особенности социальной организации народов мира, а также сложную структуру внутреннего духовного мира человека, связи внутреннего духовного мира человека с внешним миром объективных социальных отношений. Предметом социальной антропологии является человек как потенциальный и реальный субъект общества, несущий личную ответственность, как за акт творения, так и за его социальные результаты.

 

Философская антропология – учение о человеке, наука о сущности человека, об основных направлениях и законах его биологического, психического, духовно-исторического и социального развития, а также их сущностных возможностях и реалиях. Т.е. философская антропология осуществляет  сущностно - философский анализ человека, философское познание человека. Она исходит из предельно широкого ареала человеческого существования: это может быть космос, природа, Бог.

Социально-философская антропология – рассматривает общественную природу человека. Его существование в пределах общества, во взаимосвязи с обществом. Социально-философская антропология изучает, как человек создает общество, способ и средство своего существования и деятельности, как человеческая сущность преломляется в обществе, как общество воздействует на человека, способствуя развитию и формированию его сущности.

Политическая антропология – наука, изучающая человека как «политическое животное», действующее во всех политических организмах, взятых во всем их культурном, историческом и географическом разнообразии. Предметом политической антропологии является специфика политического управления в различных архаичных обществах, частично или полностью изолированных от мировых социально-экономических связей, а также политическую культуру тех традиционных обществ, которые втянуты в международную систему отношений.

Педагогическая антропология – изучает законы развития и формирования целостной сущности человека в онтогенезе, под влиянием родителей, педагогов, общества, СМИ, самовоспитания и самосовершенствования всего жизненного пути.

Психологическая антропология – изучает человеческое поведение в психической и психосоматической перспективе, как в нормальных субъектах, так и в субъектах с нарушениями психического равновесия. К этой области принадлежит психоанализ, парапсихология.

Теологическая антропология – рассматривает сущность человека с религиозно-божественных позиций: что Бог открыл людям о сущности человека , что изложено в классической теологии о первородном грехе, о его возвышении и его оправдании перед Богом.

Таким образом, любой раздел антропологии направлен на раскрытие определенного среза целостности человека. В Европе под антропологией понимается прежде всего физическая антропология , а культурными и социальными аспектами занимается этнология. В Англии антропологией называют социальную антропологию, физические аспекты составляют предмет палеонтологии и генетики, а культурные – археологии и истории. В США под антропологией понимают, прежде всего, культурную антропологию, которая включает в себя некоторые темы палеонтологии и генетики человека.

 

Задачи антропологии:

Курс Антропологии дает:

1. Теоретические и методологические возможности расширения характеристик (физических, генетических, этнических и.т.п.) следующих объектов: отдельных индивидов, семьи, группы, общности. Биологическая сущность выражается в физической организации человека, ее изменчивости во времени и пространстве, начиная с антропометрических характеристик и заканчивая расово-антропологическими его типами. Человек может реализоваться как существо социальное с определенным типом культуры благодаря особенностям своей биологии. Знание специфики формирования и развития человеческих популяций дает необходимые представления биологических возможностей человека как вида. Учета индивидуальных различий и сходства.

2. Человек представляется во всем многообразии его социальных, культурных, семейных связях. Социокультурная природа человека раскрывается через понимание процессов стратификации общества, исследовании типических (нетипических) моделей развития общества и человека, особенностей формирования социальных институтов. Человек в социоантропологическом измерении представляется как продукт культуры и одновременно как ее создатель; рассматривается духовная сущность человека с присущими ему чувствами свободы, гуманизма, ответственности; регламентация его социального поведения с помощью социального контроля.

 

 

1.3. Философская антропология.

 Античные традиции философского анализа человека. Средневековая христианская концепция человека. Эпоха Возрождения и гуманизма XV – XVII вв. Немецкая классическая философия о человеке. Философско-биологическая антропология. Гипотезы о происхождении человека. Развитие антропологического знания в России. Антропология и современность.

Философская антропология, или философия человека, направлена на то, чтобы понять и объяснить сущность человека, раскрыть,  каков он и для чего существует.

Античные традиции философского анализа человека.

В целом, греческая философия явилась первой попыткой понять сущность человека, его отличие от природы, выделить главный отличительный видовой признак человека – его разум (Логос). 

Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Уже на первых этапах развития философии (древней китайской, индийской, греческой философии) человек мыслился как составная часть единого космоса. Как своеобразный микрокосм, отображение и символ Вселенной.

Родоначальником философии человека можно считать греческого философа Сократа (470-399 гг. до н.э.), который создал учение о человеческой душе, разуме, а самопознание человека выступает главной целью философии. Учение Сократа сконцентрировало греческую мысль на человеке, поиске истины, человеческом достоинстве, познании человеком самого себя и жизни в согласии с нравственными нормами.

Древнегреческий философ Протагор (490 – 420 до н.э.): «Человек есть мера всех вещей».

Греческий философ Платон (428 – 347 до н.э.) рассматривает человека, прежде всего как бессмертную божественную душу, которая временно соединена с телом вследствие грехопадения и должна управлять телом, направлять человека к развитию от низшего к высшему. В земной жизни задача человека состоит в том, чтобы приготовиться к окончательному освобождению своей веной и божественной души и достигнуть созерцания идей в иной жизни. Если человек уклоняется от выполнения этой задачи, его душа перевоплощается в другое тело, утрачивая свою цель. Душа имеет три части и три разные функции: разумную, гневливую и вожделеющую. Тело человека принадлежит призрачному миру материи, а душа – вечному миру сущностей.

Аристотель (384 – 347 до н.э.) заложил основы психологии, науки, изучающей душу человека. Аристотель полагает, что человек представляет собой единую реальность, единую природу, в которой тело – это материя, а душа – форма. Душа и тело субстанционально соединяются в одну природу как материя и форма. Благодаря душе тело становится живым человеческим телом, наделенным способностью двигаться, ощущать, действовать, мыслить. Следовательно, человек представляет собой не составное сущее, образованное двумя разными сущностями, а материальное тело, формой или определяющим началом которого выступает душа. Аристотель определяет человека как разумное живое существо, и видовым отличительным признаком человека выступает его мышление, его способность к познанию. Средством воспитания и самоосуществления человека является полис, социальная жизнь в обществе. Этика и политика изучают практическую деятельность, поведение человека и являются «философией о человеческом».

Стоическое учение (Зенон, Хрисипп – главные представители стоической школы 4-3вв. до н.э.) рассматривают человека как существо, которое должно уметь владеть своими страстями, фаталистически подчиняться и принять законы природы и судьбы, законы всемогущего Логоса. Познание человеком философии, логики и этики – это самый эффективный способ исцелиться от страстей и обрести совершенное душевное равновесие.

Эпикурейская философия (Эпикур 341-270 до н.э.) считала, что человек, призван благоразумно наслаждаться чувственными удовольствиями жизни, по мере возможности избегать зла и достигнуть некого состояния покоя, чтобы полнее насаждаться дарами жизни.

Множественность толкований природы человека привела к возникновению скептицизма: скептики говорили, что человек знает только то, что ничего не знает, и поэтому не нужно принимать никаких решений и брать на себя обязательства – и тогда достигается безразличие , источник спокойствия и счастья.

 

 

Таким образом, базовыми признаками человека, которые были выделены греческими философами и легли в основу философской антропологии являются:

способность к мышлению, речь, общественная жизнь человека и присутствие в человеческой личности высшего, духовного и бессмертного компонента, этика самообладания и самовоспитания.

 

Средневековая христианская концепция человека.

Философия средневековья сформулировала религиозно-философский взгляд на человека как творение Бога. Все человеческое существо (и тело, и душа) – творение, образ и подобие Бога.

Бог вступает как носитель глубоких нравственных истин, эталон созидания и добродетели, и назначение, смысл человеческой жизни – приблизиться к пониманию и реализации заповедей Бога. Бог объясняет человеку, что есть добро и зло, помогает ему. Чтит его свободу и достоинство: будучи свободен в своих решениях. Человек полностью ответственен за свои поступки, живет на земле только раз и на протяжении этой жизни создает собственную окончательную судьбу, определяет как свою земную участь, так и участь вечную. Источник личностного существования человека – Любовь. Человек ответственен за свою совесть только перед Богом.

Философ Августин (354 – 430) рассматривает идею грехопадения человека и его искупления, идею о бессмертии человеческой души и божественной предопределенности человеческой жизни,

которая однако не исключала определенной степени свободы выбора человеком своих убеждений и поступков. Решающее значение он придавал не интеллекту человека, а его любви, не разуму, а вере.

Философ Фома Аквинский (1225-1247) рассматривал человека как частицу установленного Богом микропорядка. Ценность человека определяется его соответствием этому микропорядку. Душа человека сотворена Богом и вложена в тело как неполная субстанция, а вместе с телом душа образует единую полную субстанцию. Душа нематериальна и бессмертна, способна существовать независимо от тела, представляет жизненное начало в человеке и наделяет его способностью к духовным актам, внутренне независимым от материи. Но личностью является только человек, а не душа сама по себе. Конечную цель человека составляет полное постижение Бога как Высшей Истины и Высшего Блага. Для того, чтобы человек достиг конечной цели, Бог дал ему естественный закон, который предписывает человеку жить личностно, опираться на добродетели, законы церковной и гражданской власти. Человеческий интеллект представляет собой потенциал человеческой сущности, восходящей к Богу. Человеческая душа и личность человека – это самое благородное во всей разумной природе – является самоценной. Доктрина Фомы Аквинского надолго утвердила метафизическое теологическое представление о человеке, вплоть до наших дней.

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 393; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!