Социальная стратификация и мобильность



 

Несмотря на все мечты реформаторов, грезивших о социальной справедливости, равенстве и братстве всех людей, человеческое общество в исторически обозримом прошлом всегда состояло – и состоит сейчас – из отдельных социальных групп, чье положение различается, иногда весьма значительно. Такое разделение общества на различные социальные группы, занимающие в нем разное положение, называют социальной дифференциацией . Различие социальных групп исторически было связано с неодинаковыми обязанностями, из чего вытекали их неодинаковые права.

В наше время права всех общественных групп одинаковы, так как с правовой точки зрения все граждане равны, поэтому неравенство (неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества между различными общественными группами) нередко воспринимается как пережиток прошлого. Однако неудачные опыты социального реформирования показывают, что устранить эту несправедливость невозможно. Социальное неравенство является естественной внутренней характеристикой любой социальной группы.

Различие групп на основе их неравенства проявляется в формировании социальных страт . Страты – элементы социальной структуры, объединенные общим социальным признаком. Отдельную страту можно также описать как общность людей с единым стилем жизни. Характерной особенностью страты является внешний, сугубо социологический характер ее выделения – сами люди, которых социологи относят к той или иной страте, скорее всего, и не подозревают об этом. Страты могут быть выделены по любому социальному признаку или их комбинации.

Социальная стратификация – деление общества на социальные слои путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве. Социологи заимствовали этот термин из геологии, где он относится к последовательному расположению пластов в толще Земли. Предполагается, что эта аналогия адекватно отражает строение человеческого общества. Наиболее распространено деление общества на высший (крупные собственники, управленцы высшего звена), средний (квалифицированные специалисты, мелкие предприниматели, см. 4.6 ) и низший (неквалифицированные работники) классы, причем наиболее многочисленным и социально значимым является средний.

Марксистская наука настаивает на делении общества на классы , выделяемые по принципу отношения к собственности. Каждая последовательно сменяющая друг друга социально-экономическая формация (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) характеризуется наличием двух противостоящих классов (рабовладельцев и рабов, феодалов и крестьян, буржуазии и пролетариата, см. 1.18 ). Другие социальные группы рассматриваются как непринципиальные и классифицируются как «прослойки». Иногда можно услышать утверждение, что классовая схема применима только для описания социальной структуры Западной Европы. При этом, как и любая другая политизированная догматическая схема, марксистская не работает при описании современного общества.

Для Российской империи (XVIII–XX века) было характерно разделение общества на сословия – социальные группы, различные по своему происхождению, обязанностям по отношению к государству и вытекающим из этого правам. Существовали дворянство, духовенство, купечество, казачество, мещанство, крестьянство . В рамках сословий существовали свои подразделения (разные виды титулованного дворянства, купеческие гильдии, разные виды крестьянства). Сословная структура периодически видоизменялась, возникали новые сословия, например почетные граждане . Существовала своеобразная не закрепленная юридически категория разночинцев – выходцев из низших сословий, не вошедших в высшие сословия и оставшихся за рамками и тех и других.

В Индии до сих пор актуально деление на касты . Каждый человек от рождения принадлежит особой касте, имеющей свои характерные черты, прежде всего с точки зрения религиозного культа. Профессия, одежда, отношения с представителями других каст определяются обычаем, их нарушение практически невозможно. Следствием этого являлось полное отсутствие социальной мобильности в индийском обществе, отчасти снятое только благодаря появлению ислама, английскому колониальному господству и переходу к индустриальному обществу.

Социальная мобильность – изменение отдельным человеком или группой людей места, занимаемого в социальной структуре. Различаются вертикальная мобильность (перемещение из одного социального слоя в другой) и горизонтальная мобильность (в пределах одного и того же социального слоя). Факторы социальной мобильности могут быть самыми разнообразными, например, получение образования, вступление в брак, лояльность определенному чиновнику, физические и умственные способности человека, внешние данные, необычные навыки, родственные связи и т. д. Социальные институты, способствующие социальной мобильности, называют «социальными лифтами ».

Это могут быть учебные заведения, армия, церковь, семья, политические и профессиональные организации, средства массовой информации. Возможны ситуации, когда человек, вышедший из одной страты, не занимает устойчивого положения в другой. Таких людей принято называть маргиналами .

Высокая социальная мобильность является важной характеристикой современного постиндустриального общества. Благодаря ей общество продолжает эффективно функционировать и развиваться. Снижение уровня социальной мобильности ведет к застою и деградации общества.

 

Социальные группы

 

Взаимодействуя между собой, люди объединяются в различные социальные общности – совокупности людей, объединенных каким-либо общим признаком или признаками. Критерии выделения общностей могут быть самыми разными: этнические (нации, народы и народности: русские, таджики, американцы), религиозные (религии и конфессии: православные, католики, мусульмане-сунниты), профессиональные (профессии и специальности: художники, полицейские, лоцманы).

Разновидностью социальной общности является аудитория – совокупность людей (слушателей, зрителей или читателей), являющихся объектом воздействия искусства, пропаганды, рекламы, литературы, развлекательных мероприятий или просвещения. Аудитория может находиться как в одном помещении (стадион, лекторий), так и далеко друг от друга (радиоаудитория, телеаудитория). Следует иметь в виду, что ранее вместо термина «аудитория» использовался термин «публика».

Наиболее часто социологи говорят о такой разновидности социальных общностей, как социальные группы – совокупности людей, в которых они определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к ним и считаются их членами с точки зрения других людей. От общности группу отличает более высокая степень устойчивости. Традиционно выделяют первичные (небольшие коллективы, в которых устанавливается непосредственный эмоциональный контакт: семьи, компании друзей) и вторичные (общение в которых носит формальный характер, созданы для достижения общих целей: рабочие бригады, экипажи самолетов) группы.

Существуют и другие критерии выделения групп. Так, разделяют малые (от двух до тридцати человек) и большие группы (группы в масштабе общества), номинальные (существующие только на бумаге в целях исследования) и реальные (существующие фактически) группы, формальные (существующие в рамках официально признанных организаций) и неформальные (существующие на основе совпадения интересов участников без официальной институциализации) группы.

Социальные группы выполняют в обществе ряд функций , в том числе социализирующую (нахождение своего места в обществе), инструментальную (осуществление той или иной деятельности), экспрессивную (удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении и доверии), поддерживающую (объединение людей в трудных для них ситуациях).

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!