Натурализм и истоки реализма Х VII века (внестилевая линия)



Раздел VIII

ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО НОВОГО ВРЕМЕНИ ( XVII - XIX вв.)

 

Лекции 11 - 12

Барокко и классицизм в европейском искусстве Х V П века

 

ХVП век – это эпоха синтеза пространственно-пластических искусств на основе архитектуры двух крупнейших эпохальных стилей (барокко в Риме – первая половина ХVП в. и классицизма в Париже – вторая половина ХVП в. )

 

Стиль барокко (от португ. «причудливый») – это искусство первой половины ХVП столетия.

Ареал распространения: Италия, Фландрия, Испания

 

В Германии, Чехии, Польше, Австрии – переживает расцвет в ХVШ веке – в декоративном синтезе украшения дворцовых резиденций императора и знати.

 

Барокко ХVП в. - Искусство Контрреформации и католической церкви

Идея глорификации (прославления), триумфа, величия власти католической церкви

 

Художественные средства барокко в архитектуре и изобразительных искусствах:

· Контраст как основной художественный принцип

· Тяготение к величию и монументальной форме

· Необычные архитектурные планы (овал, многоугольник)

· Использование кирпича вместо камня (Ф. Борромини)

· Искривленная линия фасада

· Ломаная линия фронтонов

· Раскрепованные фронтоны

· Наличие волют на фасаде

· Активная пластика стены

· Наличие сдвоенных колонн на фасаде

· мощная экспрессия,

· крупный масштаб,

· использование разнофактурных материалов и цветовых контрастов

· патетика

· изобилие декоративности

· эмоциональная взволнованность

· активная динамика

· центробежное построение композиции

 

Архитектурные ансамбли барокко - площади Рима (Св. Петра, Навона, дель Пополо (Народная площадь))

 

Скульптурный убор интерьера собора в Ватикане

 

Монументально-декоративная скульптура фонтанов и гротов (на площадях, в садах и парках загородных резиденций)

 

Живописная квадратура – монументальные росписи плафонов церквей (Иль Джезу, Сант Андреа делла Вале, Сант Иньяцио), а также светских резиденций и вилл (палаццо Фарнезе и Барберини в Риме) – живописцами Андреа дель Поццо, Джованни Ланфранко, Пьетро да Кортона

 

В ХVП веке складывается система жанров живописи и скульптуры (религиозная композиция (ветхозаветная и новозаветная), мифологическая сцена, портрет, батальный жанр, бытовой жанр, натюрморт)

 

Живописный алтарный образ (официальное католическое искусство) – сцены призвания, видения, апофеоза (триумфа), мученичества - Рубенс, Рибера

 

Мифологический жанр – Рубенс, Йорданс, Веласкес («Венера с зеркалом»)

 

Крупнейшим мастером барочной скульптуры стал Д.-Л. Бернини (Аполлон и Дафна, Давид, похищение Прозерпины – все в галерее палаццо Боргезе), Экстаз Св. Терезы, Табернакль над могилой Св. Петра и кафедра Св. Петра в Ватикане, фонтан Четырех рек и др.

 

Парадный портрет (в том числе и групповой корпоративный) – Бернини (конный монумент, бюст), Рубенс, Ван Дейк, Шампень, Халс

 

Батальный жанр – Веласкес («Взятие Бреды»)

 

Пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр – очень преуспели голландские мастера живописи (Ян Стен, Адриан ван Остаде, А. Браувер, Питер де Хох и др.)

 

Натюрморт – Франс Снейдерс

 

Возвеличивание, идеализация реального героя

 

Классицизм Х V П века

Стиль классицизм во Франции второй половины ХVП века стал выражением идеи абсолютной власти короля Людовика ХIV.

 

Главным центром воплощения этой идеи стал загородный дворцово-парковый комплекс Версаль под Парижем – место пребывания короля и его двора. Строительство Версаля развернулось в 1660-1670-е гг.

 

Идея главенства королевской власти распространилась и на руководство искусством - в 1649 г. в Париже была открыта Королевская Академия изящных искусств и архитектуры – центр художественного образования и развития искусств под властью короля.

 

С ХVII ст. по сей день художественные Академии (Лондон, Мадрид, Санкт-Петербург) стали главными центрами профессионального обучения художников

 

Предтечей художественных Академий ХVII-ХVIII вв. стала основанная в Болонье (Италия) в конце ХУ1 в. (1584 г.) Академия «вступивших на правильный путь» братьев Карраччи, известная также как Болонская Академия. Она просуществовала до начала 1730-х гг.

 

В живописи сложилась иерархическая система жанров.

 

Никола Пуссен, Клод Лоррен – создатели «героического» пейзажа в живописи ХУП века.

Натурализм и истоки реализма Х VII века (внестилевая линия)

Начало Нового времени связывают с эпохой географических открытий, изобретением печатного станка и появлением новой религиозной доктрины христианства (протестантизм в различных модификациях от Кальвина до Лютера);

 

ХVII – начало ХХ вв.

 

Начальный период ХVII век – эпоха Контрреформации в Европе

 

В искусстве ХVII век - это:

· Эпоха синтеза пространственных (пластических искусств),

· Создание крупнейших городских (Рим, Париж) и загородных ансамблей: папской (Рим) и королевской дворцовой резиденции (Версаль),

· Формирование развитых градостроительных структур (площади Св. Петра, дель Пополо в Риме, Вандомская в Париже),

· Скульптура – часть пространственного синтеза искусств (открытые пространства городские и загородные, монументальный размах, движение света или воды включает, аллегорические фигуры как олицетворение стихий),

· Скульптура как предмет коллекционирования, собирательства, реставрации (восстановления) античных памятников и создание новых работ на античные сюжеты,

· Расцвет квадратуры – монументально-декоративной живописи, религиозной и светской (Италия) – Пьетро да Кортона, Джованни Ланфранко, Андреа дель Поццо,

· «золотой век живописи»,

· величайший художественный и технический уровень живописи,

· время великих стилей (параллельно развивались несколько стилевых систем: барокко, классицизм и т.н. внестилевая линия (будущий реализм)),

· сложение жанровой системы светской живописи,

· сложение национальных школ искусства (Италия, Фландрия, Голландия, Франция, Испания),

· сложение системы официального искусства как отражение господства религиозной и государственной идеологии,

· официальные Королевские художественные Академии,

· разделение теории и практики искусства,

· система частного меценатства наряду с церковью – крупнейшим заказчиком искусства в католических странах,

· сложение художественного рынка в протестантской Голландии.

 

Хронология:

1.Первая половина ХVII в. – барокко в католических странах (Италия, Испания, Фландрия)

2.Вторая половина ХVII в. – классицизм во Франции,

В течение всего столетия – внестилевая линия – начало реализма (особенно в Голландии).

 

Караваджизм – крупнейшее течение в европейской живописи первой половины ХVII в.

Натурализм и барочный пафос, драматизм

 

Микельанджело Меризи да Караваджо (или Караваджо) – крупнейший европейский художник первой половины ХVII в.:

 

Писал с натуры в мастерской «живую» мизансцену

Изображение людей в натуральную величину

Реальные типажи в религиозной сцене

Новое прочтение сюжета (сквозь призму театральности)

Направленный поток света (идея духовного)

Контраст освещения (погребное)

Кульминационный момент действия (духовное потрясение)

 

Скульптура барокко – Д.-Л. Бернини – мастер развитых ансамблевых структур (фонтаны для площадей Рима, церковная капелла, собор Св. Петра, коллекция собирателя искусства кардинала Сципиона Боргезе).

 

Синтез искусств барокко предполагает включение живых стихий (света и воды) в художественный образ,

 

Тематика произведений Бернини:

Морские мифические существа (тритоны, аллегории рек)

античные мифы (Давид, Похищение Прозерпины, Эней и Анхиз, Аполлон и Дафна), религиозное потрясение (Экстаз Св. Терезы),

надгробия,

реликварий гигантский над могилой Св. Петра (Табернакль),

кафедра Св. Петра,

статуи святых (Св. Лонгин),

портреты правителей, князей церкви и частных лиц (Сципион Боргезе, Людовик Х1У, Констанция ).

 

Выразительные средства:

· Композиция построена на центробежных ритмах,

· мощная динамика (контропост фигур)

· эффект непосредственной наглядность реально явленного чуда («необыкновенно живые»)

· театральный эффект, повышенная эмоциональность образов, богатая мимика,

· богатая фактура

· сочетание различных (разного характера) материалов,

· сильный декоративный эффект.

 

Х VII век называют «золотым веком» в развитии классической европейской живописи Нового времени.

 

 В ХVII веке происходит формирование национальных школ искусства (живописи) следующих стран:

· Италии (Караваджо)

· Фландрии (Рубенс, Снейдерс, ван Дейк, Йорданс)

· Испании (Рибера, Веласкес, Сурбаран)

· Франции (Калло, Шампень, братья Ле Нэн, Пуссен, Лоррен)

· Голландии (Вермер, Халс, Рембрандт)

 

Середина столетия (1640-60-е гг.) – расцвет искусства, творят самые великие: Рубенс, Веласкес, Рембрандт, Вермер Делфтский, Халс, Пуссен.

 

Расцвет живописного портрета в ХVII в.:

1. парадный – стал олицетворением стилистики барокко (в полный рост, официальный костюм, атрибутика символическая, в интерьере, пурпурный занавес, колонна, стол или кресло с парадными аксессуарами),

2. камерный (полуфигура, в домашней обстановке, «простом» платье),

 

Соединение мифологических и бытовых композиций для воплощения полноты и наглядности жизненного воплощения (Веласкес)

 

«Нравственные» биографии героев Рембрандта – одухотворяющая живопись,

Импрессионистические приемы в живописи – взаимодействие света, цвета и фактуры (Рубенс, Веласкес, Рембрандт), использование многослойных лессировок, эффект незаконченности (эскизности) – у Рембрандта, в частности.

Метод многослойной живописи (т.н. «старых мастеров»).

Расцвет бытового жанра, интерьера и натюрморта в Голландии,

Тематика крестьянской жизни (братья Ле Нэны)

 


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!